Рубрики
ВЛ80К

Электровоз ВЛ 80к — Электромагнитные контакторы МК


Назначение. Электромагнитные контакторы МК-63 — МК.-70, МК-84 — МК-87, КП-21/33, МК-94 — МК-97 предназначены для управления вспомогательным приводом электровозов переменного тока. Технические данные контакторов приведены в табл. 25.

Конструкция и принцип действия. Конструктивно контакторы делятся на две основные группы, контакторы МК-63 — МК-70 (рис. 111 -114) с прямоходовой мостиковой контактной системой и контакторы МК-84 — МК-87 и МК-94 — МК-97 (рис. 115-118) с поворотной контактной системой.

Контакторы обеих групп имеют однополюсное и двухполюсное исполнение, а талже могут быть с электрическими блокировками и без них Контакторы обеих групп име»ют моноблочную компоновку, т. е все узлы их смонтированы на магнитных системах привода. Изоляция контактов относительно привода выполнена на наибольшее рабочее напряжение 600 В

Все детали магнитных ежмем изготовлены из электротехнической стя»и Э (Ломко) Втягивающие катушки выполнены из теплостойкого провода марки ПЭТВ. намотанного на изолированный

Электромагнитный контактор МК-66

Рис. 112. Электромагнитный контактор МК-66

Электромагнитный контактор МК.-70

Рис 114 Электромагнитный контактор МК.-70

Pue 116 Электрома-нитиый контактор МК-Ь7: 1-7 — tu же, что на рис. 115

Рік 118 Электромагнитный контактор МК-97;

l~l — то же, чтс на рис. 115

сердечник. Электрические блокировки мостикового типа имеют моноблочную компоновку. Блок-контакты выполнены с напайками из серебра.

Для защиты от грязи и пыли блок-контакты закрыты прозрачным кожухом. Переключение блокировки при включении контакта* ра осуществляется под действием на ее шток приводного рычага или хвостовика якоря.

При выключении контактора блок-контакты возвращаются в первоначальное положение в результате воздействия на шток возвратной пружины, встроенной в корпус блокировки 4.

Контакторы первой группы МК-63-МК-70 имеют однотипный электромагнитный привод. Магнитная система привода — клапанного типа, контактная система — прямоходовая с мостиковыми контактами; каждый полюс имеет двойной разрыв.

По конструктивному исполнению контакторы этой группы однотипны (см. рис. 111).

При подаче напряжения на втягивающую катушку якорь 5 под действием электромагнитных сил поворачивается на призматической опоре и сообщает поступательное движение траверсе 6, в окнах которой установлены контактные мостики.

Контактное нажатие на мостик создается пружиной 9. Мостик в средней части имеет перегиб, которым он опирается на цилиндрические выступы в траверсе; нажатие пружины на него передается через цилиндрический сухарь и направляющую скобу. Такое исполнение мостика обеспечивает одновременность размыкания контактов при выключении.

Неподвижные контакты 2 закреплены на изоляционной панели 3 из дугостойкого пресс-материала К-78. Контактные мостики и неподвижные контакты снабжены контактными напайками из композиции СОК-15 (СОК-15-СК121222 и СОК-14-ЦК-121222 ГОСТ 3884-67).

Выключение контактора осуществляется под действием отключающей пружины 10, которая действует на траверсу 6 через коромысло 1/.

В связи с тем, что каждый полюс контактора имеет двойной разрыв и восстанавливающиеся напряжения на контактах при отключении малы по значению, система дугогашения выполнена без магнитного дутья.

Гашение дуги достигается благодаря интенсивному нарастанию сопротивления в двух дуговых промежутках, чему способствует дугогасительная камера, ускоряющая процесс деионизации этих промежутков. Камера одновременно служит для ограничения пламени дуги.

Контакторы данной группы имеют следующее назначение.

МК-63, МК-69 (см. рис. 111, 113) -для коммутации электрических цепей постоянного тока при номинальном напряжении 50 В и переменного при напряжении 380 В; втягивающие катушки контакторов рассчитаны на продолжительный режим работы; контактор МК-63 имеет замыкающие и размыкающие блок-контакты.

Таблица 25

Типконтактора

Номер чертежа

Число силовых контактов

11оминаль-ный ток, А

Растдор А, мм

Зазор, контролирующий провал, Б, мм

Начальное контактное нажатие, кгс

Нал олок-к

x

1

2

3

1

ичие энгактов

X X

3

Г)

та п.

Масса аппарата, кг

Режим работы катушек

МК-63

МК-66

МК-68

МК-69 МК-70

МК-84 МК-85 МК-86 МК-87 МК-94 МК-95 МК-96 МК-97

Блок-контактор

КП-21/33

6TH.241.063

6ТН.241.066

6ТН.241.068

6ТН.241.069 6ТН.241.070

6ТН.241.084 6ТН.241.085 6ТН.241.086 6ТН.241.087 6ТН.241.094 6ТН.241.095 6ТН.241.096 6ТН.241.097 6ТН.241.040

2/-1Л 21-

1/-

~/2

21- 21-21-21-11-1/-1/-И-3/3

50

50/50

50

50 10/60

150 150 150 150 150 150 150 150 5/5

в±1

6,5±0,5/6+ ±0,5 6±1

6±1

2,5+0,51 5+1 15±2 15+2 15+2 15+.2 15+2 15+2 15±2 15+2 Не менее 4

3+1

«2,5+0,51 3±0,5 3+1

3+1 7+0,51 4,5±0,5 3+1 3+1 3+1 3+1 3+1 3-И 3+1

2,5-3,6

1,6±0,3

1,6±0.31 1,9±0,3 1,6±0,3

1,6+0,3 1,4±0,31 1,4+0,3 1,6±0,3 1,6+0,3 1,6+0,3 1,6±0,3 1,6+0,3 1,6+0,3 1,6±0,3 1,6±0,3 0,08-0,12

2

1 2 2 2 2

2 1

2 2

2 2

6,35

6,5

6,5

5,3 7,1

14,7 14,7 14,7 13,9

8,9

8,9

8,9

8,1

2,5

Продолжительный ПВ 20% (гд=10 с) Продолжительный

Форсированный

; ,РЛ«»^™»е»«Я К°»ТаКТНОГО «Р»веде„ь, для „,Вых контактов- в ,„™ТеЛе для за*ЫлзЮЩ„х снловь,, контактов

4. Параллельно катушке у контактора МК-ЬЬ включен конденсатор емкостью 4 мкФ.

МК-66 (см. рис. 112) — для управления серводвигателем главного контроллера ЭКГ-8 при напряжении 50 В постоянного тока; он должен иметь наименьшее (не более 30 мс) время срабатывания, исчисляемое с момента снятия напряжения с втягивающей катушки до момента замыкания размыкающего контакта. Указанное время достигается вследствие значительных усилий выключающей пружины и шунтирования втягивающей катушки конденсатором емкостью 4 мкФ, втягивающая катушка рассчитана на повторно-кратковременный режим работы с ПВ 20% (цикличность 10 с).

МК-70 (см. рис. 114) — специального исполнения для работы в цепи РЩ-34, верхние контакты — форсировочные — включают добавочный резистор в цепь втягивающей катушки, нижние контакты — силовые — предназначены для коммутации цепей управления. Контактор работает при напряжении 50 В постоянного тока. К нему также предъявляется требование наименьшего времени срабатывания, исчисляемого с момента снятия напряжения с втягивающей катушки до замыкания нижних силовых контактов. Быстродействие достигается благодаря значительным усилиям возвратной пружины и вводу в иепь катушки добавочного резистора. Режим работы катушки форсированный.

Интересно почитать:   Электровоз ВЛ 80к - Классификация вспомогательных электрических машин

МК-116 выполнен на базе МК-70, но с универсальной блокировкой

МК-68 не имеет блок-контактов, рассчитан на работу от напряжения 50 В постоянного и 380 В переменного тока.

Контакторы второй группы МК-84 — МК-87 и МК-94 — МК-97 также имеют однотипный привод. Магнитная система привода клапанного типа, контактная система поворотного типа. Контакты выполнены из кадмиевой меди. По конструктивному исполнению контакторы второй группы однотипны.

Рассмотрим контактор МК-84 (см. рис. 115). При подаче напряжения на втягивающую катушку якорь 1 под действием электромагнитных сил поворачивается на призматической опоре и сообщает поворотное движение кронштейну с подвижным контактом 5, который поворачивается на роликовой опоре. Контактное нажатие создается контактной пружиной, встроенной в кронштейне подвижного контакта. Неподвижные контакты закреплены на изоляционной колодке 3 вместе с системой дугогашения. Контакторы снабжены дугогаептельными камерами 4 из дугой!ойкого материала КМК-218.

Выключение контактора осуществляется под действием отключающей пружины. У контакторов с блокировкой включение п выключение блок-коитактоз осуществляются с помощью приводного рычага, действующего на шток блокировки.

Контакторы MK-S4 -МК-97 (см. рис. 115-118) предназначены для коммутации цепей вспомогательных машин электровоза н рассчитаны на продолжительную работу при 380 В переменною тока.

Уход в эксплуатации. При техническом обслуживании и текущих ремонтах следует контакторы очищать от пыли и грязи, проверятьнадежность всех резьбовых соединений, а в случае необходимости производить их подтяжку. Поврежденную деталь следует заменить.

Контактное устройство В условиях эксплуатации контакторов необходимо внимательно следить за состоянием контактного устройства и регулярно его осматривать. Контакты выполнены съемными для упрощения замены их новыми.

При осмотре контактов необходимо проверить отсутствие перекоса в контактной системе.

Во включенном состоянии у новых контактов линия касания должна быть не менее 80% ширины контактов. У контакторов МК-84 — МК-87 и МК-94- МК-97 при включении подвижной контакт должен перекатываться по неподвижному. Если контакты у контакторов МК 84 — МК-87 и МК-94 — МК-97 обгорели или если на их поверхностях образовались застывшие капельки металла («корольки»), то поверхность необходимо слегка зачистить бархатным напильником. При зачистке надо стараться снять возможно меньше металла и не изменить профиль неподвижного контакта.

После обработки напильником контакты надо протереть чистой ветошью. Контакты всегда должны быть сухими. Смазка их не допускается. Контактные напайки контакторов МК-63 — МК-70 не требуется зачищать.

Проверка данных регулирования контактного устройства Раствор и провал контактов, а также нажатие на них являются основными параметрами контактного устройства и не должны выходить за пределы допустимых величин, поэтому в условиях эксплуатации эти параметры необходимо периодически проверять и соответствующим образом изменять.

В табл. 25 приведены основные данные для новых контактов контактного устройства.

Парамеры пружин приведены в табл. 26 и показаны на рис. 119, материал пружин — проволока группы I ГОСТ 9389-60. При указанном в табл. 25 зазоре, контролирующем провал контакта, обеспечивается конечное нажатие.

Таблица 26

Ном«р

гс £ »

!

и

с

чери жа

и, мы

А. мм

6, мм

В, му

прл<ч !»НЬ»

*

т£.|

а.

8П 1.281.372

7

!

9±0,3

20±1

14,5+1

П.5±1

1,6

2,44

8ТН.281 -409

) 5

2,5

19,5±0,3

50,5 + 0,5

38 ±0-, 5

32+0,5

10,4

15.45

8ТН.281.410

6,5

1

10,2±0,25

24±0,5

17±0,5

11 ±0,5

1,4

2,6

8ТК. 281.426

7,5

1,6

16+0,3

40+1,5

27±0,5

22±0,5

3,8

5.25

8ТК.281.444

8,5

1,6

30±0,4

94±0,4

57±2

38+1,5

1,28

1,92

8ТН 281.445

6,5

2,5

17±0 3

31 ±0,5

29 + 0,5

26+0,5

3,94

9,85

8ТН.281.447

6,5

2,5

20,54.0,3

38±1,5

27±0,5

22+0,5

11,1

16,3

8ТК.281.445

4

1,2

14,4 + 3

17±1,5

12,5±0,5

8±0,5

1,05

2,05

8ТН.231.446

5,5

10,2±0,3

20.5±с,5

10,5 + 0,5

1,3

2,0

По мере износа контактов провал уменьшается, следовательно, уменьшается и конечное нажатие. При недостаточном начальном нажатии может произойти оплавление и приваривание контактов, а при значении его больше установленного — нечеткое срабатывание контактора и застревание его в промежуточных положениях.

При проверке параметров контактного устройства контакторов МК-84 — МК-97 и КП-21/33 можно руководствоваться соответственно рис. 120, 121, 122. Значение нажатия определяют динамометром в момент трогания полоски бумаги. Динамометр прикладывают в точке е.

При измерении нажатия необходимо следить за тем, чтобы линия нажатия была примерно перпендикулярна к рабочей поверхности контакта. Бумагу для проверки начального нажатия подклады-вают в точке а. Регулируют начальное нажатие, подкладывая шайбы под пружину (точка б). У контакторов МК-63 — МК-70 начальное нажатие не регулируют. Провал контактов регулируют, устанавливая у контакторов МК-84 — МК-97 пластину 2 (см. рис. 115- 118) под основание неподвижного контакта, а у контакторов МК-63 — МК-70 — пластину под упор 7 (см. рис. 111-114). Раствор контакторов регулируют, устанавливая пластину 7 (см. рис. 115- 118) у контакторов МК-84 -МК-97 и пластину 8 (см. рис. 111 — 114) у контакторов МК-63 — МК-70.

Износ контактов определяют по изменению зазора, контролирующего провал. Для контакторов МК-84 — МК-97 предельный зазор равен 1 мм. Уменьшение этого зазора свидетельствует о том, что контакты износились и их необходимо сменить, поскольку резко снижается надежность контактного устройства. Так как подвиж-

Размеры пружины контактора

Рис. 119. Размеры пружины контактора

Проверка параметров контактного устройства контактора КП-21/33

Рис. 121. Проверка параметров контактного устройства контактора КП-21/33

Проверка параметров контактногоустройства контакторов МК-84-МК-97

Рис. 120. Проверка параметров контактногоустройства контакторов МК-84-МК-97: а — место подкладки бумаги для проверки на» чального нажатия, б — место установки регули* ровочной шайбы; в — место приложения дина* мометра

Интересно почитать:   Электровоз ВЛ 80к - Цепи управления. Общие сведения

Рис. 122. Проверка параметров контактного устройства контакторов МК-63- МК-70:

а — место подкладки бумаги для контроля на« чального нажатия; б — место приложения дина» мометра ной контакт симметричен, то обе его стороны можно использовать для работы. При износе одной из сторон контакт надо перевернуть, а сменить его лишь после того, как износится и вторая сторона.

Для контакторов МК-63- МК-70 предельный допустимый зазор, контролирующий провал, также составляет 1 мм.

Если зазор меньше 1 мм, следует отрегулировать его до значения, указанного в табл. 25, изменяя число пластин 8 (см. рис. 111 — 114). Контакты подвижные и неподвижные подлежат смене, если напайки полностью износились.

После смены контактов нужно проверить линию касания. Смену подвижного контакта у контакторов МК-84 — МК-97 необходимо выполнять в следующем порядке: снять дугогасительную камеру; вынуть контактную пружину с регулировочными шайбами (если они имеются); отвинтить винт, крепящий контакт к гибкому соединению; заменить контакт.

У контакторов МК-63 — МК-70 при смене подвижных контактов следует снять дугогасительную камеру; вынуть контакты с напайками; заменить контакты.

При сборке узла контакта необходимо обратить внимание на то, чтобы гибкое соединение плотно прилегало к подвижному контакту, а контакт свободно поворачивался на оси у контакторов МК-84 — МК-97 или в окнах тяги у контакторов МК-63 — МК-70. При замене износившегося неподвижного контакта необходимо выкрутить винт, крепящий контакт, снять его и заменить новым.

Дугогасительная камера. В процессе работы необходимо следить за креплением камеры, периодически подтягивать крепежные детали. Свисание камеры, трение контакта о камеру могут привести к отказу в работе аппарата. Износившуюся до половины толщины стенку камеры следует заменить новой. Периодически следует счищать с камеры нагар и копоть.

Магнитная система. При осмотре магнитной системы необходимо обратить внимание на следующее:

якорь должен легко поворачиваться на призме (допускается зазор якоря в направлении, перпендикулярном оси призмы, до 0,3 мм); регулировку производить пластинами 6 (см. рис. 115- 118);

между боковой поверхностью втягивающей катушки и магнито-проводом должен быть зазор не менее 2 мм;

зазор между якорем и концом полюсного наконечника, обращенного к оси вращения якоря, допустим не более 0,4 мм (рис. 123);

если сопротивление катушки выходит за пределы, указанные в табл. 27, катушку необходимо заменить.

Блок-контакты. Во избежание поломок блок-контактов нужно следить за тем, чтобы во включенном положении контактора приводной рычаг (для контакторов МК-84 — МК-97) и хвостовик якоря (для МК-63 — МК-70) не наносили жесткого удара по блокировке.

Таблица 27

1 ип контактора

Число витков катушки

Диаметр провода (по меди), мм

Марка привода

Сопротивление при 20″ С, Ом

МК-66

3600

0,64

пэтв

30.2 + ?;$

мк-оз

4″300

0,55

пэтв

МК-68

4300

0,55

пэтв

МК-69

4300

0,55

пэтв

40-2,4

МК-70 МК-116

2010 990

0,64 0,8

пэтв пэтв

2і±!:й

КП-21/33

5200

0,25

пэтв

120-135

МК-84-МК-97

4600

0,64

пэтв

л«4 3,75 я°-2.І5

Чтобы убедиться в отсутствии жесткого удара для контакторов МК-84 — МК-97, МК-63 и МК-70, необходимо следующее: включить контактор; проверить рабочий ход штока блок-контактов (должен быть 6+2 мм для МК-84 — МК-97 и МК-63 и 6+0″5 мм для МК-70); регулировку рабочего хода производить перемещением блокировки вдоль оси; проверить наличие свободного хода шгока блокировки (должен быть не менее 1 мм для МК-84 — МК-97 и МК-63 и 0,4-2,2 мм — для МК-70); у блок-контактов всех типов контакты подлежат смене при толщине напайки 0,2-0,3 мм. Внутреннюю часть прозрачного полистпролового кожуха блок-контактов необходимо периодически очищать от копоти и пыли сухой ветошью или промывать теплой водой. Запрещается протирать кожух керосином, бензином, ацетоном и другими растворителями, так как полистирол мутнеет.

Регулировка контактора МК-70. Периодически необходимо проверять превышение отключающего усилия отключающей пружины над усилием контактных пружин по оси тяги, которое должно быть 1,5-2,2 кгс. Отсчет по диналюметру выпол-

Возможные положения якоря магнитной системы а - правильно; б -допустимо; в - недопустимонять в момент, когда полоска бумаги, проложенная между якорем и упорной планкой 7 (см. рис. 114), начинает двигаться. Периодически проверять напряжение отпадания, которое должно быть 44-44,5 В, и регулировать его, изменяя сопротивление в цени втягивающей катушки. Контактор регулировать комплектно на распределительном щите.

Рис. 123. Возможные положения якоря магнитной системы а — правильно; б -допустимо; в — недопустимонять в момент, когда полоска бумаги, проложенная между якорем и упорной планкой 7 (см. рис. 114), начинает двигаться. Периодически проверять напряжение отпадания, которое должно быть 44-44,5 В, и регулировать его, изменяя сопротивление в цени втягивающей катушки. Контактор регулировать комплектно на распределительном щите.

Возможные неисправности электромагнитных контакторов и способы их устранения в эксплуатации приведены в табл. 28.

Таблица 28

Возможная причина

Меры по устранению неисправности

При подаче напряжения на катушку аппарат не срабатывает

Обрыв цепи втягивающей катушки Напряжение на зажимах втягивающей катушки меньше 60% номинального (для холодной катушки) Подвижной контакт трется о стенки камеры или наблюдается затирание его в окнах траверсы

Проверить сопротивление резистора Повысить напряжение

Устранить затирание, правильно установить контакт

При подаче напряжения на катушку аппарат работает нечетко, подвижная система останавливается в промежуточных положениях

Большое контактное нажатие Большой провал контактов

Установить правильное нажагпе Сменить контактные пружины, уменьшить провал

При снятии напряжения с катушки якорь не возвращается в исходное положение

Затиррнче подвижного контакта Приварились контакты

Устранить затирание С помощью отвертки развести контакты, коптзкты зачистить и проверить исправность контактной пружины

Потеря электрического КОІ

ітакта в блок-контактах

Загрязгение или обледенение Обга р

Ослабла контактная пружина

Зачистить контакты металлическойпластинкой

То же

Сменить пружину

Хранение. Контакторы и запасные части к ним хранят в закрытых складских помещениях с относительной влажностью не выше 70% при температуре не ниже +10° С.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности