Требования техники безопасности. Общие сведения
Локомотивные бригады и работники, связанные с ремонтом электровозов с кремниевыми выпрямителями, должны твердо знать, что при работе электровоза под контактным проводом или при подаче высокого напряжения извне его электрооборудование находится под высоким напряжением; прикосновение к оборудованию смертельно. Поэтому локомотивные бригады и работники, связанные с ремонтом электровозов, обязаны знать, какие именно узлы, агрегаты и отдельные места представляют опасность при обслуживании электровоза, и в совершенстве владеть безопасными методами работы.
Категорически запрещается производить какие бы то ни было работы на электровозе лицам, не сдавшим очередной экзамен по технике безопасности, а также не имеющим соответствующего удостоверения на право работы с установками высокого напряжения.
Следует заметить, что деление на установки высокого и низкого напряжения не является гарантией безопасности установок низкого напряжения. Эта классификация определяет лишь различие в организационно-технических мероприятиях, обеспечивающих безопасность персонала при эксплуатации и ремонте электрических установок. Нужно помнить, что и напряжение 50 В в цепи управления при определенном состоянии человека не является безопасным для его жизни. Кроме этого, возможно попадание напряжения 380 В в цепи управления при пробое в трансформаторах первичной обмотки (трансформаторы ТН, ТРПШ).
Категорически запрещается касаться всех токоведущих частей, находящихся под напряжением, включая в цепи управления 50 В постоянного тока.
Для защиты персонала, связанного с обслуживанием и ремонтом электровоза, его снабжают двумя парами резиновых высоковольтных перчаток, резиновыми диэлектрическими ковриками (два размером 800X800 мм и четыре 1100X400 мм), двумя изолирующими отключающими штангами.
Проверка защитных устройств. При осмотре электровоза бригада обязана проверить пломбировку оборудования (согласно перечню пломбируемого оборудования), связанного с безопасностью работы; наличие и исправность шунтов, заземляющих корпуса вспомогательных машин и другого оборудования; исправность заземляющих штанг; исправность реле давления 232, контролирующих блокирование высоковольтных камер; исправность и работоспособность пневматических и механических блокировок дверей иштор ВВК; наличие и годность индивидуальных средств защиты — резиновых перчаток, ковриков; на них должны стоять клейма с указанием даты последнего и очередного испытания и значения испытательного напряжения. Если производится осмотр крышевого оборудования, то при этом необходимо проверить надежность заземления главного выключателя в отключенном положении; необходимо убедиться в том, что подъем любого из токоприемников при разблокированном входе в ВВК и вход в ВВК любой секции при поднятом токоприемнике невозможен, а также в том, что включение главного выключателя возможно только при закрытых шторах.
Категорически запрещается работа на электровозе с неисправными защитными устройствами и пользование индивидуальными средствами защиты, не прошедшими очередных испытаний.