Разрядники
Назначение. Разрядники РВЭ-25М, РВМК-1У предназначены для защиты электрооборудования электровозов от перенапряжений.
1 Технические данные
РВЭ-25М PBMK-FV
Номинальное напряжение, кВ……; . 25 1,23
Наибольшее допустимое напряжение, кВ действ. 29 1,5 Пробивное напряжение при частоте 50 Гц в сухом состоянии и под дождем, кВ действ,:
не менее………….. . 58 2,2
не более…………… 66 2,7
Импульсное пробивное напряжение, кВ, не более 100 4,3 Остающееся напряжение разрядника при импульсном токе с длиной фронта волны 8 мкс с амплитудой:
1500 А, кВ, не менее . ………. -» .-•!:• «Qf-v •
1500 А, кВ, не более………. — 30
3 000 А, кВ, не более ………. 88 —
5 000 А, кВ, не более………. 94 —
10 000 А, кВ, не более………. 102 —
Ток проводимости при постоянном выпрямленном напряжении 28 кВ (при температуре +20 °С),
мкА ……………..500-620 —
Сопротивление разрядника, измеренное мега-омметром с напряжением 2,5 кВ, МОм (при температуре +20 °С) . . …..240-1265 —
Масса, кг …. ,……….. 45 17,5
Конструкция. Разрядник РВЭ-25М (рис. 238) состоит из двух основных элементов: многократного искрового промежутка 5, и нег линейного рабочего резистора 6. Многократный искровой промежутокразрядника РВЭ-25М составлен из семи последовательно соединенных комплектов: по четыре единичных искровых промежутка. Единичный искровой промежуток имеет два тарельчатых латунных электрода, разделенных дистанционной миканитовой прокладкой в виде шайбы. Каждый комплект искровых промежутков шунтирован двумя одинаковыми высокоомными нелинейными сопротивлениями подковообразной формы, охватывающими искровые промежутки снаружи и служащими для равномерного распределения напряжейия по искровым промежуткам разрядника. Искровой промежуток отделяет вывод высокого напряжения разрядника от рабочего сопротивления.
Нелинейный рабочий резистор представляет собой диски, изготовленные из вилита, состоящего из карборунда специального сорта и связывающего вещества. Диски из вилита в процессе изготовления обжигают при температуре 350-400 °С. Торцы дисков покрыты алюминием, боковая поверхность — изолирующей обмазкой.
Нелинейность: выражается в резкой зависимости сопротивления вилита от тока. При больших импульсных токах сопротивление вили-товых дисков относительно мало, при сравнительно»малых токах промышленной частоты оно резко возрастает. Разрядник смонтирован в фарфоровом кожухе 3 и армирован в нижней и верхней частях силуми-новыми фланцами 1 и7 . Комплект (стопка) вилитовых дисков и искровых промежутков сжат сильной стальной пружиной 2. Разрядник герметизирован кольцевыми резиновыми уплотнителями 8, так как вилито-вые диски и микайитовые шайбы гигроскопичны и под влиянием атмосферной: влаги характеристики (сопротивления) вилитовых дисков изменяются, а изоляционные свойства миканита ухудшаются.
Когда напряжение на разряднике превышает определенное значение, искровой промежуток пробивается и рабочий резистор оказывается подключенным к высокому напряжению. В этом случае через разрядник потечет импульсный ток перенапряжения и одновременно сопровождающий ток промышленной частоты. Напряжение на разряднике при прохождении импульсных токов в несколько тысяч ампер называется остающимся напряжением. Оно не превышает значений, опасных для изоляции электрооборудования электровоза. После снижения напряжения до нормального (рабочего уровня) сопровождающий ток промышленной частоты через разрядник составляет не более 80- 100 А, что обеспечивает.гашение дуги в разряднике.
Разрядник РВМК-1У (рис. 239) состоит из блока рабочих нелинейных резисторов 4 и комплекта искровых промежутков 2, размещенных внутри армированного металлическим фланцем фарфорового кожуха 5. Блок рабочих нелинейных сопротивлений состоит из трех параллельных колонок тервитовых дисков диаметром 70 мм. Искровой промежуток с вращающейся дугой размещен в зазоре между постоянными магнитами 3, имеющими форму кольца. Разрядник герметизирован уплотнениями 1на резиновых прокладках из озоностойкой резины. Проверка технического состояния включает в себя: измерение пробивного напряжения разрядника на переменном токе; измерение токов утечки разрядника при выпрямленном напряжении. Проводите эти испытания перед мои I ажом разрядника на электровозе.
Рис. 238. Разрядник РВЭ-25М:
1 — верхний фланец; 2 -пружина; 3 — фарфоровый кожух; 4__
шунтирующий высокоомный резистор; $-комплект яскровьк промежутков; 6 -рабочий резистор; 7 — нижний фланец; 8 — резиновый уплотнитель; 9 — днище; 10 — контактный болт
Рис. 239. Разрядник РВМК-1У: 1 — уплотнение; 2 — искровой промежуток; 3 — магнит; 4 — нелинейный резистор; 5 — кожух; 6 — пружина; 7 — подвеска
Пробивное напряжение разрядника измерьте путем плавного повышения напряжения на нем до пробоя. При этом время подъема напряжения до его пробоя не должно превышать 10 с; ток, протекающий через разрядник после его пробоя, не должен превышать 0,5 А. Длительность горения дуги в разряднике должна быть ограничена реле максимального тока до значения не более 0,1 с. Во время испытания разрядник пробивается 4-5 раз. Значением пробивного напряжения является среднее из трех последних измерений. Измерительный прибор должен быть отградуирован по амплитудному значению напряжения.
Ток утечки разрядника измерьте при постоянном напряжений 2 кВ. Емкость, сглаживающая пульсацию напряжения, должна быть не менее 0,01 мкФ, а погрешность в измерении напряжения — не бо^ лее 2-3%. Перед профилактическим испытанием фарфоровый чехол разрядника тщательно протрите. Разрядник считается годным к дальнейшей эксплуатации, если профилактические испытания дали следующие результаты: пробивное напряжение при промышленной частоте не отличается более чем на ±5% от нормированного заводом; ток проводимости при выпрямленном напряжении 2 кВ не превышает 6 мкА.
Рис. 240 Выключатели ТВ1 2; ТВ 1 -1: 1 контакты ТВ1-2; 2 — схема коммутации выключателей ТВ1-1; 3 — схема коммутациивыключателей ТВ 1-2