РЕЛЕ ЗАЗЕМЛЕНИЯ
Технические данные
Назначение. Реле заземления предназначены для отключения главного выключателя путем снятия напряжения с удерживающей катушки и подачи сигнала машинисту при возникновении замыкания «на землю» в силовой цепи. Реле заземления РЗ-303 удовлетворяет требованиям, предъявляемым к тяговой электроаппаратуре, и устанавливается при модернизации электровозов вместо реле РЗ-1 и РЗ-182. Рабочее положение реле вертикальное, блокировкой вверх.
Рис. 9.21. Реле заземления РЗ-1 (а) и схема его включения (б): А — катушка включающая; 6 — катушка удерживающая; 1 — якорь; 2 — сердечник; 3 — блок-контакты; 4 — магинтопровод (ярмо); 5 — пружина отключающая; 6- вннт регулировочный
Тип реле . . РЗ-1 РЗ-182 РЗ-303
Номинальное напряжение, В катушки: удерживающей (постоянного тока) . . 50 50 50
включающей (переменного тока) . . 380 — 220
Сопротивление постоянному току при температуре 20 °С катушек, Ом: включающей … 78 ± 4 — 165 удерживающей . . 78 + 4 — 125
Контакты
Длительный ток …. 5 10 10
Число размыкающих . 1 2 2 Число замыкающих … 1 1 2 Раствор, мм . 3 4 4 Провал, мм . 2 2 4 Максимальный зазор под якорем, мм . . . — — 5 Масса, кг . . 4,5 4,1 2,35
Конструкция. Реле РЗ-1 (рис.
9.21, а) состоит из магнитного ярма 4, включающей А и удерживающей Б катушек, выключающей пружины 5 и блокировочного устройства 3. Смонтировано реле на изоляционной панели. Селеновый выпрямитель предотвращает звонковую работу реле.
Обмотки реле включены согласно (рис. 9.21, б). Удерживающая обмотка Б постоянно включена через добавочный резистор на напряжение 50 В постоянного тока; якорь прн этом к сердечнику не притянут.
При возникновении замыкания «на землю» во включающей обмотке А наводится м.д.с, которая складывается с м.д.с. удерживающей катушки; в результате реле срабатывает (включается).
Реле РЗ-182 имеет магнитную систему клапанного типа (рис.
9.22, а), включающую 9 и удерживающую 10 катушки, выключающую пружину 8 и блокировку 1. Смонтировано реле на панели 1/.
Рис. 9.22. Реле заземления РЗ-182 (а) и схема его включения (б): 1 — блокировка; 2 — указатель срабатывания; 3 — виит регулировочный; 4 — сердечник; 5 — якорь; 6 — ярмо; 7-пломба; 8-пружина; 9- катушка включающая; 10-катушка удерживающая; 1/-панель изоляционная
Обмотки включены так же, как у реле РЗ-1. При срабатывании реле (якорь притягивается к сердечнику) указатель 2 должен находиться в вертикальном положении. Рабочее положение реле вертикальное.
Реле РЗ-303 (рис. 9.23, а) имеет магнитную систему клапанного типа, которая состоит из магнитопровода 6 и-образной формы и якоря 3. Магнитопровод установлен на панели из пластмассы. Реле имеет полюсный наконечник 2 сферической формы диаметром 25 мм. На сердечнике магнитопровода расположена катушка 1, на якоре имеется немагнитная прокладка. Блокировка 10 представляет собой самостоятельный узел.
Рис. 9.23. Реле заземления РЗ-303 (а) и схема включения реле (б): А- включающая катушка, Б — удерживающая катушка; 1 — катушка; 2 — наконечник полюсный; 3-якорь; 4-прокладка немагнитная; 5, 7-шпильки; 6-магиитопровод (ярмо); 8-пружина отключающая, 9-уголок; 10-блокировка универсальная
От попадания пыли и грязи контакты блокировки защищены прозрачным кожухом. Контакты мости-кового типа, контактные накладки серебряные.
Регулировка реле. При регулировке необходимо добиться следующего:
реле должно срабатывать (включаться) при токе в удерживающей катушке не более 0,168 А для реле РЗ-1 (0,28 А для реле РЗ-182 и 0,2 А для реле РЗ-303) и постепенном увеличении тока включающей катушки до 0,228 А (0,22 А для РЗ-182 и 0,14-0,18 для РЗ-303) без звонковой работы;
реле должно оставаться включенным при обесточенной включающей катушке и токе в цепи удерживающей не более 0,168 А (0,28 А для РЗ-182 и 0,2 А для РЗ-303).
Регулировку производят, изменяя натяжение отключающей пружины 5 (см. рис. 9.21). Провал и раствор контактов регулируют, изменяя положение неподвижных контактов. После регулировки реле пломбируют.