Компрессор КТ-вЭл
Назначение. Воздушный компрессор КТ-6Эл предназначен для получения сжатого воздуха, необходимого для питания тормозной и других пневматических систем и приборов электровоза и поезда. Компрессор трехцилиндровый, двухступенчатого сжатия.
Технические данные
- Рабочее давление сжатого воздуха, МПа (кгс/см2) . . . 0,9(9,0)
- Частота вращения, об/мин 440
- Эффективная подача воздуха при противодавлении 0,9 МПа (9 кгс/см2), м3/мин……2,75
-
Потребляемая мощность, кВт. 24
Число цилиндров:
- 1- й ступени……2
-
2- й ступени……1
Диаметр цилиндров, мм:
- 1- й ступени……198
-
2- й ступени……155
Ход поршия (смотреть со стороны привода), мм:
- левого цилиндра 1-й ступени. … 144
- правого цилиндра 1-й ступени. … 153
- цилиндра 2-й ступени …. 146
- Количество масла в картере, л. 10-12
- Давление масла в системе смазки, МПа (кгс/см2) …. 0,15-0,6 (1,5-6)
-
Общая масса (без масла), кг. 646
Габаритные размеры, мм:
- длина…….. 740
- ширина……. 1255
- высота……. 1105
Охлаждение компрессора воздушно-принудительное. Режим работы повторно-кратковременный: отношение времени работы ко времени, в течение которого компрессор выключен, 1:2. Время работы под нагрузкой не должно превышать 15 мин.
Конструкция. Корпус 19 компрессора (рис. 6.5) литой, чугунный с четырьмя лапами для крепления. Передняя часть корпуса закрывается съемной крышкой 18, в которой устанавливают один из подшипников 17 коленчатого вала 20 и резиновую манжету или кожаный сальник. По бокам в корпусе имеются два люка (крышки) 18 для доступа к деталям внутри корпуса. К корпусу на шпильках крепят три чугунных цилиндра 2, 7 с ребрами (для увеличения поверхности охлаждения), расположенных в одной вертикальной плоскости под углом 60° друг к другу. Боковые цилиндры являются цилиндрами 1-й ступени, средний цилиндр — 2-й ступени.
Коленчатый вал 20 — стальной штампованный с двумя балансирами, вращается на двух шариковых подшипниках № 318, имеет систему каналов для прохода смазки. Для улучшения динамических качеств компрессора на основные балансиры коленчатого вала установлены два съемных дополнительных балансира, каждый из которых крепится двумя винтами. Винты стопорятся шплинтами.
В торец коленчатого вала запрессована втулка с квадратным отверстием для привода масляного насоса 21. Узел шатунов 8 состоит из одного жесткого и двух прицепных шатунов, шариирио присоединенных к нему с помощью пальцев (см. рис. 6.5).
Главный шатун состоит из двух частей — шатуна 1 (рис. 6.6) и головки 4, которые неподвижно соединены друг с другом. В шатуны запрессованы бронзовые втулки 6. Головка шатунов разъемная. Съемная крышка 7 растачивается вместе с головкой 4 и крепится к ней четырьмя шпильками. В головке шатунов установлены два тонкостенных стальных вкладыша, залитых баббитом. Вкладыши плотно удерживаются в головке за счет натяга и дополнительно стопорятся штифтом. Между головкой шатунов и крышкой установлены регулировочные прокладки 8. Натяг зависит от толщины пакета прокладок. Номинальная толщина пакета прокладок с каждой стороны равна 1 мм: одна прокладка толщиной 0,7 мм и три — по 0,1 мм. При уменьшении толщины пакета прокладок натяг вкладышей увеличивается. Увеличение толщины пакета сверх 1 мм не допускается.
Рис. 6.5. Компрессор КТб-Эл: 1 — клапанная коробка 1-й ступени; 2- цилиндр 1-й ступени, 3 — поршень 1-й ступени; 4 — сапуи; 5 — клапанная коробка 2-й ступени; 6- поршень і-й ступени; 7 — цилиндр 2-й ступени; 8 — узел шатунов; 9 — промежуточный холодильник; 10 — воздушный фильтр; 11 — масляный манометр; 12 — предохранительный клапан холодильника; 13 — рым-болт; 14 — болт; 15 — вентилятор; 16 — кронштейн; 17 — подшипник; 18 — крышка; 19 — картер; 20 — коленчатый вал; 21 — масляный насос; 22 — редукционный (перепускной) клапан; 23 — крышка; 24-маслоподогреватель трубчатый; 25 — сливная пробка, 26 — заливная пробка
Рис. 6.6. Узел шатунов: 1 — шатун жесткий; 2 — палец; 3 — штифт; 4 — головка; 5 — шатун прицепной; 6 — втулка; 7 — крышка; 8 — набор прокладок
Литые поршни 3 и 6 (см. рис. 6.5) присоединены к верхним головкам шатунов с помощью поршневых пальцев плавающего типа. На каждом поршне установлены четыре поршневых кольца: два верхних — компрессионные, два нижних — маслосъемные. Маслосъемные кольца установлены острыми кромками в сторону нижней части поршня, имеют радиальные пазы для прохода смазки, снятой с зеркала цилиндра.
На поршнях имеются отверстия и проточки (ниже маслосъемных колец), предназначенные для отвода смазки, снятой кольцами во внутрь поршней. К верхним фладцам цилиндров на шпильках крепят клапанные коробки, аналогичные по конструкции имеющимся у цилиндров 1-й и 2-й ступеней.
Корпуса 1 коробок (рис. 6.7) чугунные с ребрами для увеличения площади охлаждения. Внутренняя полость каждой коробки разделена на две части: в одной установлен нагнетательный клапан 3, в другой — всасывающий 4. Клапаны самодействующие, пластичные, кольцевые. Всасывающий (рис. 6.8, а) и нагнетательный (рис. 6.8, б) клапаны аналогичны по своей конструкции.
Клапан состоит из седла 5 с кольцевыми окнами, перекрываемыми большой 4 и малой 3 кольцевыми пластинами. Каждая пластина прижимается к седлу тремя пружинами 2, установленными в гнездах упора ограничивающего ход пластин: он равен 2,5 мм. Седло и упор соединяются шпилькой 7 и гайкой 6 со шплинтом.
Пружины ленточные, конические, одинаковы по размерам и жесткости для всасывающих и нагнетательных клапанов (5,4-7,4 Н при сжатии до 8 мм). Пружины не маркируются. Нагнетательный и всасывающий клапаны Крепят упорным болтом 6 (см. рис. 6.7), который прижимает клапан к корпусу коробки через упор 2. Болт ввертывают в крышку 5 и стопорят контргайкой 7. Под каждый клапан ставят уплотнительную медную прокладку 9, под крышки — паранито-вые прокладки 8. Выключение клапана происходит вследствие отжатия пластин от седла упором.
При выключении всасывающих клапанов сжатие воздуха прекращается и компрессор переходит на холостой ход. Работой компрессора управляет электропневматический регулятор, который выключает электродвигатель при повышении давления питательной магистрали до 0,9 МПа (9 кгс/см2) и включает его при падении давления до 0,75 МПа (7,5 кгс/см2).
Рис. 6.7. Коробка клапанная компрессора КТ6-Эл: 1 — корпус; 2 — упор; 3 — клапан нагнетательный; 4 — клапан всасывающий; 5 — крышка; 6 — болт; 7 — контргайка; 8, 9 — прокладки
Воздух, всасываемый компрессором, очищается в двух воздушных фильтрах 10, установленных на клапанных коробках 1 цилиндров 1-й ступени 2 (см. рис. 6.5). Фильтрующими элементами в них является капроновое волокно и войлочный чехол или проволочная сетка, смоченная в масле.
После сжатия в цилиндрах 1-й ступени воздух для охлаждения поступает в холодильник 9 компрессора, который состоит из двух секций верхнего коллектора и двух нижних коллекторов, имеющих краны для слива конденсата. В средней части верхнего коллектора имеется патрубок, соединяющийся с клапанной коробкой 2-й ступени.
Для ограничения давления в холодильнике на верхнем коллекторе установлен предохранительный клапан 12, отрегулированный на давление 0,45 МПа (4,5 кгс/см2).
Холодильник и цилиндры обдуваются вентилятором 15, установленным на кронштейне и приводящимся во вращение клиновым ремнем от шкива на муфте привода компрессора. В кронштейн, имеющий продольный паз, ввертывается болт для регулирования натяжения ремня.
Две цельноштампованные лопасти вентилятора, заключенные в предохранительный кожух с сеткой, вращаются на двух шариковых подшипниках № 202.
Система смазки компрессора комбинированная: под давлением смазываются шатунная шейка коленчатого вала, пальцы прицепных шатунов и поршневые пальцы; остальные детали смазываются разбрызгиванием. Масло заливается в картер компрессора через отверстие в боковой крышке, закрываемое пробкой 26 (или через патрубок сапуна 4). Уровень масла контролируется мас-лоуказателем автомобильного типа.
Подача смазки осуществляется масляным насосом 21 лопастного типа. Масляный насос состоит из крышки, корпуса и фланца, соединенных четырьмя шпильками и центрируемых двумя штифтами.
Из картера масло засасывается насосом через сетчатый масляный фильтр. Через нижнее отверстие в крышке насоса масло поступает во всасывающую полость, откуда лопастями перегоняется в нагнетательную полость и затем по сверлениям в крышке подводится к манометру 11 и по пустотелому валику — к коленчатому валу 20. К трущимся поверхностям масло подводится по системе каналов в коленчатом вале и шатунах. Избыток масла сливается в картер компрессора, а из него — через отверстия, расположенные с двух сторон картера, закрываемые пробками 25.
С помощью редукционного клапана 22 регулируется давление масла, подаваемого масляным насосом.
Работа системы смазки контролируется по показателям манометра 11, перед которым для отключения его установлен кран. Для устранения колебаний стрелки манометра вследствие пульсирующей подачи масла насосом в узле манометра имеется воздушный резервуар; в штуцере, соединяющем резервуар с масляным насосом, просверлено отверстие диаметром 0,5 мм.
Сообщение внутренней полости корпуса компрессора с атмосферой осуществляется через сапун 4, имеющий клапан и фильтрующую набивку из капронового волокна.
Установка на электровоз. При установке необходимо соблюдать следующие требования:
направление вращения коленчатого вала (если смотреть со стороны привода) по часовой стрелке; работа компрессора с противоположным направлением вращения не допускается;
внутренний диаметр труб, из которых выполнен трубопровод от компрессора до первого воздушного резервуара, не менее 50 мм;
муфта или редуктор привода компрессора не создают дополнительную нагрузку на вал компрессора;
на нагнетательном трубопроводе от компрессора до первого главного резервуара установлены один или несколько предохранительных клапанов, пропускная способность которых не меньше производительности компрессора.