ЦЕПИ СИНХРОНИЗАЦИИ
Синхронная работа групповых переключателей ступеней при движении электровозов по системе многих единиц осуществляется с помощью переключателя режимов и блокировок синхронизации ЭКГ (см. рис. 16.1 и 16.2).
Переключатель режимов на первом (ведущем) электровозе устанавливают в положение «Система 1», на втором (ведомом) — в положение «Система 2». При этом на первом электровозе замыкаются блок-контакты ПР1 в цепях синхронизации (провода Э9-Н26 и Э9-Н25) и ПРО- 2, ПР1-3 в цепи катушки контактора 208 (провода Н40-Э27, Э27-Э28, Э66-Э67), на втором — блок-контакты ПР2 в цепях синхронизации (провода Э29-Н25, Э30-Н26) и ПРО-2, ПР1-3 в цепях катушки контактора 208 (провода Н40-Э27, Э27-Э28, Э67-Э66).
Рис. 16.2. Схема цепи синхронизации
Блок-контакты синхронизации ГП
О, 2, 5,…. ГПП 1, 3, 6…..ГП 1, 4, 7,…
группового переключателя находятся на валу, который делает один оборот при повороте вала силовых контакторов на три позиции. Например, блок-контакт ГП 0, 2, 5, … замкнут на позициях О, 2, 5 и т. д., ГПП 1, 3, 6, …- на позициях 177, 3, 6 и т. д., ГП 1, 4, 7, …- на позициях 1, 4, 7 и т. д.
Промежуточные реле 265 электровоза контролируют синхронный набор позиций, реле 266- синхронный сброс. Набор позиций осуществляют контроллером машиниста ведущего электровоза. При постановке рукоятки контроллера машиниста в положение ФП (или ФВ), когда оба ЭКГ находятся на одной и той же позиции, например нулевой, одновременно включаются реле 265 и 266 обоих электровозов по следующим цепям:
первая цепь — проводЭ9, размыкающий блок-контакт ПР1; провод Н26, блок-контакт ГП О, 2, 5, … (ГП1), провод ЭЗЗ второго электровоза, блок-контакт ГП 0, 2, 5 … (ГШ) ЭКГ второго электровоза, провод Н26, размыкающий блок-контакт ПР2, провод ЭЗО, выпрямитель 188, провод Н32, катушка реле 266. Провод ЭЗО перекрещивается с проводом Э29 в межэлектровозном соединении и через выпрямитель 187, провод Н31 включается реле 265 первого электровоза. После включения реле катушки их получают питание от провода Э1 через блок-контакты ГПпоз2 и собственные размыкающие контакты;
вторая цепь — провод Э9, размыкающий блок-контакт ПР1, провод Н25, блок-контакт ГП 0, 2, 5, … (ПР1) по проводу Э32 во второй электровоз, блок-контакт ГП О, 2, 5 … (ПР1) ЭКГ второго электровоза, провод Н25, размыкающий блок-контакт ПР2, провод Э29, выпрямитель 187, провод Н31, катушка реле 265 второго электровоза. Провод Э29 перекрещивается в межэлектровозном соединении с проводом ЭЗО, и через выпрямитель 188 и провод Н32 получает питание катушка реле 266 первого электровоза. После включения реле катушки их получают питание от провода Э1 через блок-контакты ГПпоз2 и собственные размыкающие контакты. Следовательно, при нахождении обоих валов ЭКГ на одной и той же позиции размыкающие контакты реле 265, 266 в цепи контактора серводвигателя 208 разрешают набор и сброс позиций на обоих электровозах. Однако в неблагоприятных условиях работы возможно рассогласование групповых переключателей ступеней на одну позицию. В этом случае на электровозе, где вал ЭКГ опережает, включается только реле 266, разрешающее сброс позиций, а на электровозе, где вал ЭКГ отстает,- только реле 265, разрешающее набор позиций. При дальнейшем наборе или сбросе позиций валы ЭКГ сходятся к одной и той же позиции и продолжается синхронная работа ЭКГ.
Следует указать, что рассогласование ЭКГ на одну позицию возможно в случае быстрого перевода главной рукоятки КМ; поэтому рекомендуется переводить пусковую рукоятку, задерживая ее в положении РП или РВ.
Если необходимо отключить ведущий электровоз, рукоятку его переключателя режимов устанавливают в положение «Отключен 1-й электровоз». Переключатель режимов ведомого электровоза находится по-прежнему в положении Система 2. При этом на ведущем электровозе размыкается блок-контакт ПРО-2 в цепи катушки 208, а ПРО-3 и ПР1-3 остаются замкнутыми.
При установке рукоятки контроллера ведущего электровоза в положение ФП по проводу Э9 через блок-контакт ПРО-3 получают питание межэлектровозные провода Э29, ЭЗО. На ведомом электровозе включаются реле 265, 266, замыкаются их замыкающие контакты в цепи катушки 208.
Дальнейший набор позиций производится так, как описано выше.
Для ликвидации возможности случайной подпитки контактора 208 одного из электровозов ВЛ60К до № 2244 в цепь набора и сброса позиций введены разделительные диоды. На последующих электровозах вместо разделительных диодов установлены по два дополнительных контакторных элемента контроллера машиниста КМ1 (в провода Н312-Э10, Н311-Э11) и КМ2 (в провода Н312-НЗЗ, Н311-Н34).
Так, если на ведущем электровозе при наборе позиций ЭКГ находится на промежуточной позиции, а на ведомом — на фиксированной (вследствие неодинаковой частоты вращения серводвигателей), то при быстром переводе главной рукоятки контроллера ведущего электровоза из положения РП в положение ФП случайная подпитка от провода Э1 через блок-контакты ГПпр1 на ведомый электровоз исключается, так как цепь будет разорвана контак-торным элементом в проводах Н312-Э10 ведущего электровоза (разомкнут в положении ФП).
Конденсатор 192 служит для уменьшения подгара блок-контактов ГПпр в случае их частой коммутации.
Цепи управления переключателями выпрямительных установок. Переключатели вентилей 47,48 (рис. 16.3) имеют два положения: нормальное и аварийное. Переключатель 47 включает в нормальном положении и отключает в аварийном выпрямительную установку 61, а переключатель 48 — выпрямительную установку 62 (см. рис. 13.3).
При включении кнопок Отключение ВУ1 (см. рис. 16.3) на КУ 227 и Отключение ВУ2 на КУ 228 получают питание вентили нормального положения переключателей по цепи: провод Н91 (на позициях ПРО, 1, 3), выпрямитель 237 или 238, замкнутые контакты кнопок, контакты реле 267, 268 (включены только на нулевой позиции ЭКГ), катушки 47норм и 48норм. Следовательно, возбуждение катушек переключателя возможно только на нулевой позиции ЭКГ.
Рис. 16.3. Схема цепей управления переключателями вентилей
При переходе ЭКГ с нулевой позиции катушки 47норм и 48норм получают питание от провода Э1 через контакты реле 267, 268 и собственные контакты. Если необходимо отключить выпрямительную установку, например 61, надо прежде всего установить ЭКГ в нулевое положение, затем отключить кнопку Отключение ВУ1. При этом получает питание катушка 47авар и переключатель вентилей устанавливается в аварийное положение.
Выпрямители 237, 238 применены для предотвращения подпитки при работе электровоза по системе многих единиц. Блок-контакты переключателей режимов ПРО, 1, 3 при работе по системе многих единиц исключают питание катушек переключателя ведомого электровоза от провода Н47.