Тормозная рычажная система
Тормозная рычажная система предусматривает одностороннее нажатие колодок на каждое колесо. Коэффициент нажатия колодок при пневматическом торможении равен 75%, при ручном торможении, действующем на одну тележку электровоза, — 10% относительно общего веса электровоза, или 20% относительно веса, приходящегося на одну тележку.
Тормозная рычажная система (рис. 93) каждой тележки электровоза состоит из тормозного цилиндра 6, тормозного рычага 5, коленчатого вала 8, горизонтальных тормозных тяг 10, 12, 14, тормозных балансиров 11, 13, тормозных поперечин 9, 15, 16, тормозных подвесок 3, тормозных башмаков 1, тормозных колодок 2, возвращающей пружины 7, предохранительных скоб 17 и соединительных валиков.
Тормозные цилиндры диаметром 14″ крепятся горизонтально» к кронштейнам, отлитым за одно целое с брусьями сочленения.
Тормозной рычаг представляет собой стальную отливку корытообразного сечения. В нижней части рычаг имеет разрезную ступицу со шпоночной канавкой, стягиваемую болтом, а в верхней части — два отверстия под валики для соединения с головкой штока тормозного цилиндра и с тягой ручного тормоза 4.
Коленчатый вал тормоза состоит из вала и колена. Вал проходит через отверстие с впрессованной втулкой в боковине рамы тележки и свободно вращается в нем.
Поверхности трения коленчатого вала и втулки смазываются с помощью масленки, установленной на боковине рамы. Колено коленчатого вала оканчивается вилкой с отверстием под валик.
В вилку колена входит камень тормозной тяги 10 и шарнирно закрепляется в ней посредством валика. На другой конец вала надевается тормозной рычаг.
Горизонтальные тормозные тяги служат для передачи усилия от коленчатого вала на тормозные балансиры.
Тормозная тяга 10 состоит из собственно тяги, камня, регулировочного болта, гайки и замочной пластины.
Тяга представляет собой стальную поковку, имеющую с одного конца вилку с отверстиями под валик, а с другого — прямоуголь ную прорезь и отверстие с нарезкой.
Вилка тяги обхватывает тормозной балансир И и шарнирно соединяется с ним посредством валика.
В прорезь устанавливается камень, а в отверстие с нарезкой ввертывается регулировочный болт.
Камень имеет отверстие под валик и паз, в который входит конец регулировочного болта. Соединяется камень с коленом вала валиком.
Гайка и замочная пластина предотвращают самопроизвольное вывинчивание регулировочного болта.
С помощью регулировочного болта производится регулировка тормозной системы путем установки камня в различные положения относительно прорези тяги.
Тормозные тяги 12 и 14 представляют собой стальные поковки, имеющие по концам вилки с отверстиями под валики.
Тормозные балансиры служат для равномерного распределения усилия между тормозными колодками. С этой целью тормозной балансир 11 имеет соотношение плеч 1:2, а балансир 13-1:1. Балансиры имеют отверстия, в них запрессовываются стальные втулки под валики, которыми они шарнирно соединяются с тормозными тягами и тормозными поперечинами.
Через тормозные поперечины передается усилие к тормозным подвескам. Кроме того, поперечины центрируют тормозную систему относительно бандажей. Тормозные поперечины кованые, по концам имеют цилиндрические цапфы с буртами и отверстиями Под шплинты. На цапфы тормозных поперечин надеваются тормозные подвески, закрепляемые от смещения шплинтами с шайбами.
Тормозные поперечины 9 а 15 имеют по концам прямоугольные площадки, которыми они свободно входят в вилки тормозных тяг, и скобы, которыми соединяются с тормозными балансирами посредством валиков. Скобы к тормозной поперечине 9 привариваются, а к тормозной поперечине 15 крепятся двумя болтами М24 каждая.
Тормозная поперечина 16 также по концам имеет прямоугольные площадки с отверстиями под валики, которыми они шарнирно соединяются с тормозными тягами 14. В отверстия под валики тормозной поперечины 16 впрессовываются стальные втулки.
Тормозные подвески шарнирно крепятся в кронштейнах рам тележек и поддерживают всю тормозную систему.
В средней части к тормозной подвеске привариваются с обеих сторон ушки, имеющие отверстия с нарезкой для регулировочных болтов 18.
Тормозные башмаки служат для установки сменных тормозных колодок. Башмак имеет продольный паз, в который входит тормозная подвеска, и отверстия под валик, шарнирно соединяющий башмак с подвеской. В отверстия башмака впрессовываются стальные втулки.
С другой стороны башмак имеет выступы, которыми плотно прилегает к тормозной колодке. Между средними выступами образуется паз, в который входит выступ тормозной колодки. В крайних выступах имеются отверстия, а в средних — прорези для прохода чеки, которой колодка крепится к башмаку. Бащмак с боковых сторон имеет приливы для упора специальных пружин 19.
При сборке тормозного башмака с тормозной подвеской на валик с обеих сторон башмака надеваются пружины 19.
Эти пружины с одной стороны упираются в регулировочный болт, а с другой — в приливы башмака. Таким образом, башмак пружиной удерживается в определенном относительно подвески положении.
Тормозная колодка чугунная, гребневого типа. В выступе колодки, которым она заходит в тормозной башмак, сделано прямоугольное отверстие, через которое проходит чека, крепящая колодку на башмаке.
Возвращающая пружина служит для растормаживания тормозной системы после установки крана машиниста в положение отпуска тормозов.
Пружина одним концом крепится к тормозному рычагу, а другим с помощью крюка к угольнику, приваренному к раме тележки.
Крюк имеет нарезную часть и гайку с контргайкой, что позволяет менять натяжение оттормаживающей пружины.
Все шарнирные соединения тормозной системы осуществляются посредством соединительных валиков. От проворачивания в отверстиях валики имеют цилиндрические штифты.
Соединительные валики от выпадания крепятся шплинтами с шайбами.
Для предотвращения от падения тормозных тяг на железнодорожный путь в случае их обрыва или нарушения соединений на рамах тележек устанавливаются предохранительные скобы. Для предупреждения от самоотвинчивания гаек все болты, крепящие скобы, шплинтуются.