Рубрики
ВЛ15

Электровоз ВЛ 15 — Особенности эксплуатации электровоза в зимних условиях


1. Общие положения

Для повышения эксплуатационной надёжности электровоза необходимо своевременно выполнять мероприятия по подготовке его к работе в зимних условиях. Для дорог первой группы (Октябрьская, Северная, Горь-ковская, Куйбышевская, Приволжская, Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Кемеровская, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Байкало-Амурская, Дальневосточная, Южно-Сахалинская) подготовка должна быть выполнена в срок до 1 октября, а для дорог второй группы (Московская, Юго-Восточная, Северо-Кавказская, Калининградская) — до 1 ноября.

Работы по подготовке к зимней эксплуатации, как правило, выполняются на очередном ТР и ТО-3 и совмещаются с очередным комиссионным осмотром. Конкретные сроки выполнения мероприятий по подготовке к работе в зимних условиях и сроки перехода на зимний и летний режимы работы устанавливаются начальником службы локомотивного хозяйства для каждого депо с учётом местных условий эксплуатации.

2. Подготовка к работе в зимних условиях.

Необходимо проверить и отремонтировать оборудование и приспособления для заправки подшипников смазкой. Перевод узлов трения с летних на зимние сорта смазок(См. Приложение 9) и наоборот производится одновременно во всех депо и ПТОЛ участка обращения электровоза. При использовании в узлах трения всесезонных смазок их замена при переходе на зимний(летний) режим работы не производится в случае нормального действия узлов.

На последних страницах журнала технического состояния локомоти-ва(форма ТУ-152) и в книге ремонта электровозов(форма ТУ-28) должны быть сделаны записи о дате смены и марке смазки в моторно-осевых подшипниках и тяговом редукторе.

Необходимо проверить состояние, отремонтировать или изготовить вновь снегозащитные фильтры контактного действия, устанавливаемые на воздухозаборные жалюзи кузовов электровозов. Фильтры изготавливаются из одного слоя вазопрона и одного — упаковочной ткани №10-13 ГОСТ 5530-81, срок службы которых определяется по их состоянию, но не должен превышать двух сезонов. При установке необходимо обеспечить плотное прилегание снегозащитных фильтров к кузову.

Также необходимо изготовить и установить по чертежу завода-изготовителя снегозащитные фильтры на воздухозаборные жалюзи. В переходный период(осень-зима, весна-лето), когда снегозащитные фильтры отсутствуют, по чертежам депо из одного слоя упаковочной ткани необходимо изготовить фильтры-круги, которые устанавливаются на раструбы вентиляторов.

На крыше электровоза необходимо закрыть вентиляционные отверстия для выброса воздуха из реостатных камер боковыми поворотными заслонками(шиберами), плотно подогнав их к местам прилегания кузова. Все щели заделываются, проверяется плотность закрывания дверей и окон кузова, уплотняются отверстия в местах прохода труб, проводов и кабелей через пол, крышу и стены кузова. После этого необходимо проверить наличие избыточного давления(по отношению к атмосферному) в кузове электровоза, которое должно быть в пределах 40-60 Па для защиты от попадания внутрь пыли и снега.

На зимний период заглушаются нижние выхлопные вентиляционные отверстия в остовах и подшипниковых щитах ТЭД металлическими пластинами или съёмными заглушками, проверяется плотность прилегания крышек коллекторных люков и букс моторно-осевых подшипников.

На зимний период заглушаются нижние выхлопные вентиляционные отверстия в остовах и подшипниковых щитах ТЭД металлическими пластинами или съёмными заглушками, проверяется плотность прилегания крышек коллекторных люков и букс моторно-осевых подшипников.

После установки снегозащитных устройств проводятся измерения количества воздуха, поступающего на охлаждение ТЭД, при этом в каждый двигатель должно поступать не менее 90% номинального количества воздуха.

При проверке пневматических приводов токоприёмников, электропневматических контакторов, реверсоров, групповых, тормозных и других переключателей обратить внимание, что в них должны применяться манжеты из морозо- и маслостойкой резины группы I по ГОСТ 6678-72 со сроком изготовления не старше 4-х лет независимо от их состояния. В цилиндрах пневмоприводов с резиновыми манжетами разрешается применять смазку ЖТ-79Л (См. Приложение 9) или иную но указанию ЦТ МПС, при этом категорически запрещается смешивать эту смазку со смазками других сортов. В цилиндрах с кожаными манжетами используется смазка ЖТКЗ-65 или ЦИАТИМ-201.

Необходимо перевести токоприёмники на зимний режим работы: отрегулировать нажатие на контактный провод по верхнему пределу, установить время подъёма и опускания в соответствии с техническими дан-ными(См. также главу 3.3); проверить работу электропечей, калориферов и стеклоочистителей, исправность обогревателей спускных кранов, картеров компрессоров.

Плотность электролита аккумуляторов необходимо довести до 1,25-1,27 г/см3 или применить калиевый электролит с плотностью 1,26-1,28 г1 см/3. Составной натриево-литиевый электролит при температурах ниже 0°С применять не разрешается.

При проверке устройств пескоподачи необходимо проверить положение наконечников песочных труб, которые должны обеспечивать подачу песка в зону контакта колеса с рельсом, отрегулировать форсунки в пределах подачи под первую по ходу колёсную пару не более 1500 г/мин, под последующие — не более 900 г/мин.

При проверке устройств пескоподачи необходимо проверить положение наконечников песочных труб, которые должны обеспечивать подачу песка в зону контакта колеса с рельсом, отрегулировать форсунки в пределах подачи под первую по ходу колёсную пару не более 1500 г/мин, под последующие — не более 900 г/мин.

Интересно почитать:   Электровоз ВЛ 15 - Описание работы электрической схемы электровоза вл15

3. Особенности технического обслуживания и эксплуатации электровоза в зимнее время.

Все неисправности и недостатки, связанные с работой электровоза в зимний период, которые не могут быть устранены силами локомотивных бригад, должны быть зафиксированы в журнале технического состояния локомотива(форма ТУ-152) и устранены на ближайшем ПТОЛ или основном депо.

При следовании во время снегопадов и метелей для уменьшения попадания в ТЭД вместе с охлаждающим воздухом снега, необходимо переключить мотор-вентиляторы на низкую скорость вращения. В случае снятия напряжения в контактной сети, а также при стоянке необходимо установить на всасывающие отверстия вентиляторов фильтры-круги, которые следует периодически очищать до окончания метели или снегопада. Перед началом движения после снятия фильтров-кругов необходимо на 15-20 мин. включить вентиляторы, затем, по возможности, осмотреть через коллекторные люки все ТЭД. При невозможности удаления снега электровоз должен быть доставлен другим локомотивом в ближайшее депо для очистки ТЭД от снега и сушки изоляции.

При стоянке электровоза на станции, перегоне, отстое в ожидании работы с поднятыми токоприёмниками при температуре ниже -30 °С, необходимо через каждые 5-10 мин поочерёдно опускать и поднимать токоприёмники при обесточенных силовых и вспомогательных цепях, проверять работу аппаратов с пневматическим приводом(при выключенном БВ).

Для обеспечения работоспособности электрических аппаратов в период понижения температуры ниже -30 °С разрешается для подогрева воздуха в кузове снимать внутри ВВК часть потолочных щитов, перекрывающих пусковые резисторы.

При прохождении ТО-2 при температуре ниже -30 °С следует производить в моторно осевые подшипники заливку подогретой смазки.

Эксплуатацию автотормозов в зимних условиях следует осуществлять в соответствии с Инструкцией ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, а порядок продувки пневматических цепей устанавливается местными инструкциями.

Категорически запрещается оставлять электровозы, следующие с поездами, и одиночные электровозы на станциях без локомотивных бригад. При постановке электровозов в отстой в ожидании работы с опущенными токоприёмниками необходимо:

— спустить воду из главных резервуаров, маслоотделителей и сборников;

— продуть тормозную и напорную магистрали путём открытия концевых кранов и кранов межсекционных соединений, открыть спускные краны главных резервуаров и сборников;

— убедиться, что все крышки коллекторных люков ТЭД и песочных ящиков закрыты, снегозащитные устройства исправны;

— привести в действие ручной тормоз;

— выключить рубильник аккумуляторной батареи;

— закрыть двери и окна в кабинах управления и кузова.

При выдаче электровозов из отстоя с опущенными токоприёмниками необходимо:

— проверить выборочно через коллекторные люки состояние не менее двух ТЭД каждой секции(где это возможно) на отсутствие снега или инея;

— убедиться в отсутствии инея на коллекторах вспомогательных машин. Измерить сопротивление изоляции ТЭД с отметкой результатов измерения в журнале формы ТУ-152;

— включить обогрев компрессоров, закрыть спускные краны главных резервуаров и сборников, концевые краны тормозной и напорной магистралей, провернуть коленчатые валы компрессоров на 1,5-2 оборота;

— поднять токоприёмники, включить вспомогательные машины, проверить заряд аккумуляторной батареи, включить обогрев кабины управления, главных резервуаров, другого оборудования;

— убедиться в отсутствии замерзания трубопроводов воздушных магистралей путём продувки главных резервуаров и открытия межсекционных концевых кранов;

— проверить работу песочниц, пневматические приводы аппаратов и работу токоприёмников при подъёме и опускании;

— иней с коллекторов вспомогательных машин удалять волосяной щёткой и чистой салфеткой, смоченной в спирте, после чего вентиляторы на высокую скорость вращения можно включать только после их работы в течение 15-20 мин на низкой скорости;

— иней с коллекторов ТЭД удалять в течение 15-20 мин воздухом от вентиляторов электровоза и если за указанное время иней удалён не будет, протереть коллекторы спиртом или поставить электровоз в депо для сушки изоляции другим локомотивом.

При выдаче электровоза под снегоочиститель необходимо тщательно проверить исправность снегозащитных устройств. При работе с плуговым снегоочистителем между ним и электровозом устанавливается прикрытие не менее четырёх осей(полувагон или крытый вагон). Для уменьшения попадания в ТЭД снега вместе с охлаждающим воздухом целесообразно снизить расход воздуха через них, переключив вентиляторы на низкую скорость вращения, и установить на всасывающие отверстия фильтры-круги. Также рекомендуется перейти на частично замкнутую систему вентиляции, для чего открыть 2-3 потолочных щита над проходом ВВК.

После окончания работы со снегоочистителем следует очистить фор-камеры и ВВК от снега, снять фильтры-круги со всасывающих отверстий, продуть ТЭД воздухом от вентиляторов в течение 15-20 мин, а затем следовать в ближайшее депо. По прибытию в депо тщательно осмотреть ТЭД и электрические аппараты, измерить сопротивление изоляции силовых и вспомогательных цепей и произвести сушку изоляции обмоток ТЭД, если сопротивление изоляции обмоток ТЭД окажется ниже установленной нормы и в случаях обнаружения в них снега или признаков увлажнения обмоток.

Интересно почитать:   Электровоз ВЛ 15 - Правила техники безопасности при работе на электровозе

В зимний период следует обращать особое внимание на состояние токосъёма. Резкие колебания показаний электроимерительных приборов и сильное искрение с образованием электрической дуги свидетельствуют об ухудшении контакта между токоприёмником и контактным проводом вследствие появления гололёда(инея), что создаёт угрозу пережога контактного провода, особенно при трогании поезда.

При появлении гололёда локомотивной бригаде следует немедленно сообщить об этом энергодиспетчеру и дополнительно поднять ещё один токоприёмник. Трогание с места и следование с поездом или резервом, передвижение по станции при наличии гололёда(инея) на контактных проводах на электровозе ВЛ15 осуществляется на трёх токоприёмниках, а если это по каким-либо причинам невозможно(-повреждение или неисправность) — движение осуществляется по разрешению энергодиспетчера.

Удаление гололёда(инея) с подвижных рам токоприёмников во время длительных стоянок следует производить периодически через каждые 5-10 мин поочерёдным трёхкратным подъёмом и опусканием токоприёмников при выключенных силовых и вспомогательных цепях. Если при этом ледяная корка с подвижных рам не отпадает, то необходимо доложить об этом энергодиспетчеру, который даёт приказ о снятии напряжения с контактной сети для очистки токоприёмников от гололёда механическим способом с подъёмом на крышу электровоза. При этом необходимо строго соблюдать правила техники безопасности (См. главу 2).

В период образования гололёда перед отправлением поезда со станции после стоянки в течение 10 мин и более, необходимо произвести отцепку от состава с закреплением последнего установленным порядком и обкатать контактный провод с двумя поднятыми токоприёмниками 2-3 раза в пределах длины, разрешённой дежурным по станции. После прицепки к составу следует произвести сокращённое опробование автотормозов.

После получения по данным метеослужбы централизованной команды «гололёд» следует немедленно приступить к нанесению смазки ЦНИИ-К3(толщиной слоя 1 -2 мм) на предварительно протёртые сухие подвижные рамы, пружины и боковые фартуки полозов токоприёмников. При отсутствии смазки ЦНИИ-КЗ допускается использование трансформаторного масла. Смазку наносить на ПТОЛ и в депо на токоприёмники всех электровозов, работающих на участках с гололёдообразованием. Без нанесения такой смазки выдача электровозов под поезда запрещается.

Для уменьшения загрязнения токоприёмников смазка удаляется на ближайшем после окончания гололёда ТО-2, ТО-3 и ТР.

4. Предупреждение образования инея на коллекторах и обмотках при оттепелях

Причиной образования инея при оттепелях является заметное отставание скорости нагрева узлов ТЭД от скорости изменения температуры окружающего воздуха. При соприкосновении с ТЭД более тёплый окружающий воздух охлаждается, его влагоёмкость уменьшается и излишки водяных паров оседают на обмотках и коллекторах, резко понижая сопротивление изоляции. При температурах окружающего воздуха ниже — 20°С иней не образуется из-за малого содержания водяных паров в воздухе.

Для предупреждения образования инея при оттепелях достаточно, чтобы температура обмоток отличалась от температуры окружающего воздуха не более, чем на 5-6°С. При повышении температуры окружающего воздуха в течение 6 часов на 5-6°С(температура выше ~20°С) обмотки электрических машин электровоза, находящегося в ожидании работы, должны прогреваться воздухом путём включения на 30-40 мин вентиляторов. Также следует периодически ставить под нагрузку все вспомогательные машины.

5. Порядок выполнения сушки увлажнённой изоляции обмоток ТЭД

Для сушки увлажнённой изоляции можно использовать горячий воздух (температура 90-100°С) от стационарных калориферных установок(в каждый ТЭД подавать 15-20 м3/мин в течение 1-1,5 часа), постоянный электрический ток низкого напряжения от специального источника(для ТЭД ТЛ-2К1, ТЛ-ЗБ — 230 А в течение 1-1,5 часа) и комбинировать указанные выше способы. При комбинированной сушке процесс удаления влаги протекает наиболее эффективно и значительно его сокращает.

При сушке периодически через 40-60 мин необходимо измерять и записывать сопротивление изоляции обмоток, проверять состояние коллекторов двигателей. Сушку следует продолжать до достижения установившегося значения величины сопротивления изоляции не ниже нормы, устанавливаемой Правилами текущего ремонта и текущего обслуживания электровозов. Запрещается заканчивать сушку в период снижения сопротивления изоляции.

Для ускорения процесса удаления влаги из внутренних слоев изоляции и охлаждения коллекторных пластин нужно через каждые 1-1,5 ч отключать на 20-30 мин питание нагревательных элементов калориферов, не выключая вентиляторов установки. При сушке допускается пропускать через обмотки ТЭД ток величиной 190 А, периодически передвигая электровоз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности