Клапаны и фильтр контакторный Э-114
Обратные клапаны Э-155 и Э-175. Обратный клапан Э-155 служит для пропуска воздуха в одном направлении и предназначен для разгрузки клапанов компрессора от давления сжатого воздуха главных резервуаров при остановке компрессора или его аварии. Обратный клапан Э-175 служит для пропуска воздуха в одном направлении в цепи управления. Клапаны (рис. 254) состоят из литого корпуса 2, в вертикальной части которого установлен по скользящей посадке цилиндрический клапан 1. Над клапаном 1 имеется небольшая камера В, закрытая крышкой 4 с кожаной прокладкой 5.
При подаче сжатого воздуха клапан поднимается и пропускает воздух в указанном на корпусе стрелкой направлении. При стремлении клапана 1 опуститься над ним образуется разряжение, и он удерживается в верхнем положении. Если подача воздуха прекращается, то благодаря неплотности между цилиндрической поверхностью клапана 1 и корпусом 2 давление над ним и клапаном уравновесится и клапан сядет на место, перекрыв обратный поток сжатого воздуха. Наличие камеры В над клапаном 1 способствует спокойной работе прибора. В случае большой неплотности между клапаном 1 и корпусом 2 присасывание клапана не происходит и он во время работы со стуком садится на седло 3, разбивая его.
Рис. 254. Обратные клапаны Э-155 (о) и Э-175 (б)
Наоборот, при чрезмерно плотной посадке клапан может остаться в верхнем положении и не сесть на свое седло. Масса клапана Э-155 -3,3 кг, а клапана Э-175 -0,966 кг.
Клапаны предохранительные Э-216 и усл. № 216. Предохранительный клапан Э-216 (рис. 255) предназначен для выпуска избыточного воздуха из главных резервуаров в случае неисправности регулятора давления. Предохранительный клапан усл. № 216 установлен на холодильнике компрессора и предназначен для предохранения последнего от повышенного давления.
В корпусе 1 предохранительного клапана Э-216 находится тарельчатый клапан 2 с направляющими перьями. Снизу па клапан действует давление сжатого воздуха, сверху — давление пружины 4, которая упирается в центрирующие шайбы 3. Нажатие пружины регулируют гайкой 6, которую закрывают колпаком 7. Отверстия а в колпаке .7 и стакане 5 служат для пломбирования. Клапан 2 имеет ступенчатую форму. Рабочей площадью клапана является поверхность до притирочного кольца, срывной площадью- поверхность до наружной окружности клапана.
При нормальном давлении усилие пружины уравновешено давлением воздуха на рабочую площадь клапана, но как только дав-
Рис. 257. Переключательный клапан ЗПК
ление превысит силу нажатия пружины 4, клапан немного отойдет от своего гнезда, после чего воздух будет действовать уже па большую (срывпую) площадь. Усилие на клапан резко возрастет, он поднимется выше и выпустит воздух в атмосферные окна стакана 5. Выход воздуха будет продолжаться до тех пор, пока нажатие пружины не превысит давление воздуха на срывпую площадь.
Клапаны Э-216 и усл. № 216 по конструкции различаются между собой размерами пружины и количеством атмосферных отверстий в корпусе. Пределы регулирования давления клапана Э-216 9-10 кгс/см2, клапана усл. № 216 3.5-1,0 кгс/см2. Масса клапанов: Э-216 — 1,97 кг, усл. № 216 — 1,05 кг.
Клапан максимального давления ЗМД. На ранее выпущенных электровозах ВЛЮ установлены клапаны максимального давления ЗМД (рнс. 256), которые служат для ограничения давления воздуха, поступающего из напорной магистрали в систему «срыв рекуперации» и тормозные цилиндры. Корпус клапана максимального давления имеет два патрубка. При монтаже верхний патрубок должен быть расположен на трубопроводе в сторону напорной магистрали, а нижний — в сторону тормозных цилиндров и системы «срыв рекуперации». Такое расположение необходимо для правильной работы клапана.
Рис. 258. Клапаны КП-51 (а.) и КС-52 (б)
Клапан максимального давлення состоит из корпуса 1, клапана 2, стакана 7, поршня 4, уплотненного резиновым кольцом З и манжетой 6 с распорным кольцом 5, регулировочной пружины 8 и регулировочного винта 9 с предохранительным колпаком 10. Под действием усилия пружины 8 поршень 4 занимает крайнее верхнее положение и отжимает клапан 2 от седла до упора в хвостовик крышки.
Воздух из напорной магистрали через открытый клапан 2 поступает в систему «срыв рекуперации» и в реле давления усл. № 304.002. Одновременно через клапан а воздух попадает в камеру над поршнем 4. Как только давление воздуха па поршень 4 станет несколько больше усилия, на которое отрегулирована пружина 8, поршень опустится и клапан 2 сядет на свое седло, перекрыв сообщение напорной магистрали с тормозными цилиндрами и системой «срыв рекуперации».
Переключательный клапан ЗПК. Клапан (5-1 ГОСТ 2610-75) ЗПК (рис. 257) служит для автоматического переключения подачи сжатого воздуха в пневматических системах. На электровозе ВЛЮ переключательный клапан применяется в магистралях пескоподачи, сигналов н агрегата «срыв рекуперации».
Переключательный клапан состоит из корпуса 1, крышки 4 и поршневого клапана 2, изготовленного из дюралюминия п имеющего две уплотннтельиые прокладки 3. Клапан 2 движется в цилиндрической части крышки 4. Прн поступлении воздуха в один из главных патрубков клапан 2 переместится в противоположную от пего сторону п посадкой па торцовый выступ закроет второй патрубок. Воздух прн этом направится в бокової! патрубок клапана. Масса клапана 2,5 кг.
Клапаны пневматические КП-51 и КС-52. Клапан КП-51 подает сжатый воздух в систему пескоподачи. Клапан сигнала КС-52 предназначен для подачи сжатого воздуха к тпфоиу.
В корпусе 4 (рис. 258) клапанов КП-51 и КС-52 установлены нажимная ганка 5, втулка 3 н клапан 2 с резиновым кольцом. Клапан 2 уплотнен манжетой 6 п поджимается к уплотняющей кромке втулки пружиной 1. Приводом клапана является рукоятка 8, установленная на осп 7. Масса каждого клапана 1,5 кг.
Фильтр контакторный Э-114. Фильтр (рнс. 259) предназначен для очистки воздуха, поступающего в пневматические аппараты и тормозные приборы. Он состоит из корпуса 1, в котором между двумя сетчатыми шайбами 2 и 4 уложен промасленный конский волос 3. Корпус закрыт крышкой 5. Фильтр рассчитан на наибольшее рабочее давление 9 кгс/см2. Масса фильтра 0,764 кг.