Рубрики
Электропитание устройств связи

Режимы работы АБ

§ 27. Режимы работы аккумуляторных батарей

Рис. 62. Схемы включения аккумуляторной батареи при различных режимах работы

На предприятиях железнодорожной связи аккумуляторные батареи работают в буферном режиме с постоянным или импульсным подзарядом. Ранее применяющийся режим заряд-разряд используется очень редко в электропитающих установках малой мощности. При буферном режиме аккумуляторная батарея, полностью заряженная и обладающая емкостью не ниже номинальной, подключается параллельно выпрямительному устройству ВУ, питающему нагрузку (рис. 62, а).

Для работы аккумуляторов в режиме постоянного подзаряда используются стабилизированные выпрямительные устройства серий ВУ, ВУК и др. Батарея при этом постоянно подзаряжается слабым током, компенсирующим ее саморазряд, на каждом аккумуляторе поддерживается напряжение 2,2 ±0,05 В.

При таком напряжении аккумуляторы полностью заряжены и выполняют две функции: резервного источника постоянного тока, питающего аппаратуру после выключения выпрямительного устройства, и элемента фильтра, сглаживающего пульсацию выпрямленного напряжения. Емкость аккумуляторов обеспечивает работу аппаратуры (без выпрямительных устройств) в течение 1—3 ч.

Для работы аккумуляторов в режиме импульсного подзаряда применяются выпрямительные установки ВУ, которые меняют периодически значение выпрямленного тока. Если напряжение на каждом кислотном элементе батареи равно или ниже 2,1 В, то ВУ дает максимальный ток, величина которого больше тока нагрузки. Одна часть тока ВУ поступает к нагрузке, а другая — заряжает аккумуляторную батарею, напряжение которой постепенно увеличивается. Когда напряжение на каждом кислотном элементе достигнет 2,2 В, ток ВУ автоматически уменьшается и становится меньше тока нагрузки. Батарея начинает разряжаться до напряжения 2,1 В на каждый элемент. Затем весь процесс повторяется. Таким образом, каждый элемент батареи подвергается неглубоким зарядам и разрядам, следующим друг за другом во все время работы ВУ. В настоящее время режим импульсного подзаряда используется только в электропитающих устройствах СЦБ.

Интересно почитать:   ЦУТК

Буферная работа аккумуляторных батарей в режиме постоянного подзаряда характеризуется следующими положительными качествами: высокая надежность электропитающей установки, так как полностью заряженная батарея постоянно подключена параллельно нагрузке, высокий к. п. д. электропитающей установки, практически равный к. п. д. буферного ВУ (0,8—0,9); большой срок службы аккумуляторов (до 20 лет); малая емкость аккумуляторных батарей, обеспечивающая аварийное питание нагрузки в течение 1—3 ч в зависимости от условий энергоснабжения и системы электропитания.

Режим заряд-разряд характеризуется тем, что аккумуляторная батарея разделена на две или большее число групп (рис. 62, б). Одна из этих групп заряжается, а остальные используются для питания нагрузки.

В простейшем случае батарея состоит из двух групп. Если группа I аккумуляторов разряжается на нагрузку г, то группа II заряжается  или находится в запасе. Через сутки группы меняют местами, т. е. заряженная группа II подключается к нагрузке, а разряженная группа I — к зарядному выпрямителю В и т. д. Качество питания нагрузки в таком режиме работы аккумуляторных батарей достаточно высоко. В отличие от выпрямителей ток батареи при разряде не содержит гармоник, отрицательно влияющих на качество работы многих устройств и приборов.

К недостаткам режима заряд-разряд относится: низкий к. п. д. электропитающей установки (0,3—0,5); значительная емкость и небольшой срок службы аккумуляторов (4—10 лет); необходимость в постоянном уходе, вызванная ежедневным зарядом групп аккумуляторов. Низкий к. п. д. обусловлен значительными потерями электрической энергии, поступающей от сети переменного тока через выпрямитель к группе аккумуляторов, а затем от аккумуляторов к нагрузке. Сокращение срока службы аккумуляторов происходит в результате выкрошивания активных масс пластин. Пластины аккумуляторов изнашиваются после 800—1000 циклов нормальных заряд-разрядов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности