Громкоговорящая связь
На железнодорожном транспорте применяют следующие виды громкоговорящей связи: парковую связь громкоговорящего оповещения, озвучивание вокзалов, радиофикацию пассажирских поездов, озвучивание переездов, проводное радиовещание.
Парковую громкоговорящую связь используют для озвучивания территорий станций и для маневровой работы. Маневровый диспетчер, дежурные по станции или сортировочной горке по громкоговорящей связи могут дать необходимые указания работникам своей смены, находящимся на территории парка. Каждый из работников станции может быстро доложить по этой связи командиру о выполнении задания. На крупных сортировочных станциях самостоятельными системами громкоговорящей связи оборудуют отдельные районы, горки, парки прибытия и отправления. Для обеспечения более оперативного руководства работой станции громкоговорящую связь сочетают с телефонной проводной и станционной радиосвязью.
По парковой связи громкоговорящего оповещения (ПСГО) дежурные по паркам и сортировочном горкам, станционные диспетчеры, дежурные по пунктам технического обслуживания поддерживают двустороннюю связь с составителями, дежурными «стрелочного поста, регулировщиками скорости отцепов, осмотрщиками, автоматчиками и другими работниками. По принципу действия громкоговорящую связь ПСГО разделяют на одно- и двустороннюю.
Односторонняя ПСГО служит для передачи сообщений только в одном направлении, обычно со стороны одного или нескольких командных пунктов. Рассмотрим простейшую схему ее организации (рис. 20.9, а). Микрофон М с усилителем Ус, устройствами коммутации и источниками питания размещают в пункте управления, а громкоговорители Гр разносят по озвучиваемой территории. Они связаны с усилителем двухпроводной линией. Такую схему применяют преимущественно для озвучивания вокзалов, переездов и т. д.
Более совершенной является двусторонняя ПСГО, которая используется как оповестительная для передачи распоряжений в парк от одного или нескольких командиров, так и для ведения двусторонних переговоров командира с работниками парка (рис 20 9, б). На распорядительном пункте устанавливают станционное оборудование, а в междупутьях станции — упрощенные наружные переговорные пункты УНПП, оборудованные микрофоном М, громкоговорителем Гр и кнопкой управления КнР.
За типовую схему принята двусторонняя схема организации работы трех командиров маневровой работы по трем фидерам. При этом первому командиру предоставлено преимущественное право вхождения в связь. Поскольку по ПСГО передаются речевые сообщения, должны использоваться типовые трансляционные усилители, громкоговорители и микрофоны, обеспечивающие усиление и передачу сигналов в диапазоне частот 200-5000 Гц
Станционное оборудование ПСГО первого командира (ДСП поста ЭЦ) устанавливают на посту, а второго и третьего командиров — в помещениях этих командиров. В состав станционного оборудования ПСГО входят (рис. 20.10): приборы управления ПСГО (кнопки, лампы сигнализации, педаль) и переговорное устройство первого командира, замонтированные в секции связи аппаратуры КАСС-53 пульта ЭЦ; радиотрансляционный узел ТУ-600; шкаф радиоузла ШРУ-56, содержащий комплекты реле для коммутации трех фидеров и переговорных устройств трех командиров, а также приборы и радиостанцию ЖР-У-СС для ведения двусторонних переговоров первого и второго командиров с машинистами локомотивов по каналу станционной радиосвязи.
К недостаткам рассмотренных схем ПСГО относят их несоответствие современным эксплуатационным требованиям. Слышимость сообщений командира на значительной части территории создает ненужную напряженность в работе исполнителей, вынужденных выбирать из общего потока информации относящиеся к ним команды. Система вызова командиров с УНПП голосом вынуждает последних 388
также постоянно прослушивать все сообщения, передаваемые по ПСГО, что мешает работе, связанной с организацией движения поездов и обеспечением безопасности. Кроме того, непрерывная передача сообщений по территории станции при одновременной работе громкоговорителей общей мощностью 300-500 Вт создает высокий уровень акустических шумов в близлежащих жилых районах.
Аппаратура станционной двусторонней парковой связи СДПС-М более полно удовлетворяет эксплуатационным требованиям, определяемым технологией работы станции. Данная аппаратура предназначена для организации двусторонней технологической связи на станциях, в депо, на грузовых дворах и промышленных предприятиях. Она обеспечивает взаимный вызов и переговоры командиров е исполнителями, а также исполнителей между собой. На основе аппаратуры СДПС-М организуют комплексную систему связи на станции с использованием индуктивной связи и радиосвязи.
В аппаратуре предусмотрены два режима ведения передач: с трансляцией и без трансляции по громкоговорящей сети (режимы «громкой» и «тихой» связи). Громкоговорящее оповещение (режим «громко») включают только при передаче объявлений, распоряжений или вызова исполнителей в парках станций, а двусторонние переговоры командиров с исполнителями и исполнителей между собой проводят в режиме «тихой» связи с использованием маломощных громкоговорителей парковых переговорных устройств.
СДПС-М содержат следующие основные устройства (рис 20 II): распределительно-усилительную стойку РУС; пульт командира Г1К-6 и усилитель к нему УПК, парковые переговорные устройства ППУ
распределительную линию паркового переговорного устройства РЛППУ и напольного переговорного устройства НП для связи с машинистом; панель дистанционного резервирования усилителей ПДР. Кроме того, в состав аппаратуры СДПС-М входят трехпроводный фидер для подключения громкоговорителей громкоговорящего оповещения Гр и маломощных громкоговорителей в ППУ и трехпроводная линия парковых переговорных устройств ЛППУ.
Стойка РУС служит для соединения пультов командиров с линиями исполнителей в парке, с радиостанциями и выходом фидерных усилителей. Парковые переговорные устройства ППУ, кроме микрофона и маломощного громкоговорителя, обеспечивающих двустороннюю связь в режиме «тихо», имеют устройства для посылки вызова трем или двум командирам и машинисту локомотива. Пульт командира ПК-6 рассчитан для ведения передачи по шести фидерам и одной радиостанции ЖР-У-СС и обеспечивает соединение исполнителя с машинистом локомотива через ППУ.
Система СДПС-М обеспечивает подключение устройств индуктивной связи на станции. При этом в режиме передачи «громко» переговоры могут транслироваться по линии индуктивной связи без включения громкоговорящего оповещения.
Вокзальной оповестительной связью оборудуют залы ожидания, билетные залы и платформы вокзалов. По этому виду связи передают сообщения об отправлении и прибытии поездов, изменениях в расписании, о работе всех подразделений вокзала, правилах перевозки багажа, правилах техники безопасности, объявления по просьбе пассажиров.
Система состоит из студии (дикторской), аппаратной, фидеров, залов и платформ с установленными громкоговорителями и звуковыми колонками (рис. 20.12). Как правило, громкоговорители в залах вокзала и на платформах подключены к отдельным фидерам, что дает возможность передавать информацию одновременно по всей сети или выборочно по любой группе фидеров. Количество громкоговорителей, устанавливаемых в залах или на платформах, определяется размерами помещения, а также уровнем шумов в них.
Радиофикацией всех пассажирских и многих поездов местного сообщения повышается культура обслуживания пассажиров. По радиотрансляционной сети передаются программы центрального вещания, концерты, а также информация о порядке следования поезда и обслуживании пассажиров.
Оборудование поездного радиопункта (рис. 20.Д3) состоит из типовой радиотрансляционной аппаратуры и содержит: радиоприемник Рп, усилитель Ус, магнитофон Мг, микрофон М, контрольный громкоговоритель КГр, вводно-коммутационный щит ВКЩ¦ На крыше вагона размещают приемную антенну Л
прм
. От радиопункта вдоль состава прокладывают двухпроводную радиотрансляционную линию РТЛ, к которой во всех вагонах подключают абонентские громкоговорители Гр с регуляторами громкости. Электропитание аппаратуры радиопункта осуществляется от вагонной электростанции ВЭ через преобразователи тока ПрТ.
Для оборудования радиопунктов применяют радиотрансляционные установки ТУ-50, ТУ-50 М (выходная мощность 50 Вт) и ТУ-100 М (выходная мощность 100 Вт). В электросекциях пригородных поездов используют усилитель на полупроводниковых приборах УП-50. Напряжение сети поездного радиовещания 30 В.
Радиотрансляционные узлы состоят из радиоприемника, мощного усилителя и выходного коммутационного устройства, магнитофонного устройства для воспроизведения записи с ферромагнитной ленты. В комплект трансляционной установки ТУ-50 входит радиоприемник ТПС-54С, в ТУ-50М и ТУ-100М — радиоприемник «Казахстан» или «Ишим».
Для приема радиовещательных станций на крыше вагона, где размещается радиопункт, устанавливают одну или две антенны. Конструктивно антенны выполнены с соблюдением габарита подвижного состава, имеют защиту от грозовых разрядов, а также защитные устройства, предохраняющие обслуживающий персонал и аппаратуру от высокого напряжения. Высокое напряжение в антенне может возникнуть на электрифицированных участках вследствие индуктивного влияния контактного провода и в аварийных случаях (при касании антенной контактного провода или других токонесущих частей). Для приема радиовещательных станций в диапазонах коротких, средних и длинных радиоволн устанавливают горизонтальную антенну, а для приема сигналов в диапазоне УКВ — полуволновой шлейф — вибратор Пистолькорса.
Напряжение переменного тока 127 или 220 В для питания радиоустройства получают от электромашинных или статических преобразователей. В качестве электромашинных используют одноякорные преобразователи ПО-ЗООБ, ПНД-5, АПО-0,3, которые получают электропитание от источника постоянного тока напряжением 50 В. В этом случае рабочий и резервный преобразователи размещают в специальном закрытом ящике под полом вагона. При напряжении подвагонной батареи ПО В (вагоны с кондиционированием воздуха) применяют статические преобразователи СПО-350, выполненные на полупроводниковых элементах. Их размещают в радиокупе.
В пассажирских вагонах устанавливают электродинамические громкоговорители 1ГД-5, 1ГД-6, 1ГД-9, 1ГД-18, 2ГД-3 и др.
На отдельных переездах применяют звуковую информацию о приближении поезда (озвучивание переездов).
⇐
Индуктивная связь на железнодорожных станциях
|
Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте
|
Технико-экономическая эффективность станционной радиосвязи
⇒