Стреловые краны (кран на специальном шасси)
К стреловым относятся поворотные краны, у которых
стрела или башенно-стреловое оборудование закреплены на поворотной платформе,
размещенной непосредственно на ходовом устройстве. По типу ходовой части эти
краны бывают (рис.3.21): железнодорожные (а), автомобильные (б), на специальном
шасси (в), пневмоколесные (г), гусеничные (д). Они состоят из следующих основных
частей: ходового устройства, неповоротной рамы, опорно-поворотного устройства, поворотной
платформы и стрелы. На поворотной платформе стреловых самоходных кранов
устанавливаются механизмы подъема груза и стрелы, кабина управления и портал —
П-образная стойка, предназначенная для крепления стрелового полиспаста. Поворотная
платформа имеет две проушины или стойки для крепления основания стрелы.
3.21. Стреловые краны
Номинальная грузоподъемность стреловых кранов
зависит от установленного при работе вылета. Меньшему вылету соответствует
большая грузоподъемность, при увеличении вылета грузоподъемность уменьшается
(рис.3.22.). Стрела крана может одно-, двух или трехсекционной
3.22. Диаграмма грузового момента автомобильного крана
Железнодорожные краны имеют грузоподъемность
от 15 до 120 т. Они применяются как на погрузочно-разгрузочных, так и на
аварийно-восстановительных и монтажных работах. В качестве ходовых тележек
железнодорожных кранов применяются четырех-, шести-
и восьмиосные платформы. Наибольшее распространение
на транспортно-грузовых комплексах России получили железнодорожные краны
Кировского машиностроительного завода 1 Мая
и Новокраматорского машиностроительного завода.
Характеристики кранов первого из этих заводов представлены в
табл. 3.15.
Таблица 3.15
Технические
характеристики кранов на железнодорожном ходу
Параметры |
Марка крана |
||||
КЖ-462 |
КЖ-562 |
КЖ-661 |
КЖ-871 |
КЖ-971 |
|
Грузоподъемность, т на выносных опорах без выносных опор |
16 12 |
25 16 |
32 16 |
50 15,8 |
80 19 |
Высота подъема крюка, м |
14,4 |
14,4 |
14,3 |
8,4 |
12 |
Вылет стрелы, м, min/max |
4,8/14 |
5/14 |
5/14 |
7/14 |
6,5/17,7 |
Скорость подъема — опускания, м/мин: одним барабаном двумя барабанами |
9,5 19 |
5,6 11,2 |
4,5 9,0 |
3.5 — |
4,25 — |
Частота вращения, мин-1 |
1,5 |
1,5 |
2,8 |
2,8 |
0,7…1 |
Скорость передвижения, км/ч: |
6.4 |
6,4 |
6,4 |
3,0 |
3,0 |
Скорость буксирования в составе поезда, |
80 |
80 |
80 |
80 |
80 |
Мощность силовой установки, кВт |
100 |
100 |
100 |
132 |
200 |
Современные железнодорожные краны оснащены микропроцессорными ограничителями
нагрузки, которые предназначены для защиты от перегрузки и опрокидывания крана
при подъеме груза, защиты оборудования при работе в стесненных условиях, но и
для отображения информации о фактической массе поднимаемого груза, предельной
грузоподъемности при данном вылете стрелы, высоте подъема оголовка стрелы. Они
могут работать как с выносными опорами, так и без них. Завершается разработка отечественного крана
КЖ-1571 грузоподъемностью 150 т. Технический уровень этих кранов позволяет
отказаться от дорогостоящей импортной техники.
Автомобильные краны устанавливаются на
стандартных или усиленных шасси автомобиля или специальных шасси. Если
стреловой самоходный кран на колесном ходовом устройстве управляется только с
поворотной части, он именуется пневмоколесным.
Грузоподъемность автомобильных кранов, применяемых в ТГК, составляет от 2,5 до
63 т.
Современная
классификация предусматривает разделение автокранов по грузоподъемности,
исполнению подвески рабочего оборудования и типу привода механизмов. Всего
существует пять групп грузоподъемности. Первая включает машины грузоподъемностью
4…5 т, которые в настоящее время не выпускаются. Вторая объединяет технику
грузоподъемностью от 6,3 до 8 т. К третьей относятся средства, способные
поднимать и перемещать от 10 до 15 т. В четвертую входят автокраны, работающие
с грузами массой 16…22,5 т. Наконец, пятую группу составляют машины грузоподъемностью
свыше 25 т.
Многообразие современных кранов на автомобильном шасси
вызвано также их конструктивными особенностями привода рабочих механизмов. Применяют
три вида привода: механический одномоторный, гидравлический и электрический.
Отечественные краны на автомобильном шасси маркируют аббревиатурой из двух букв
КС (кран стреловой самоходный) и четырех или пяти цифр, соответствующих
характерным особенностям данной машины. Первая цифра соответствует номеру
размерной группы в классификации грузоподъемности подъемно-транспортных
средств.
Вторая обозначает тип ходового устройства. Третья цифра характеризует
исполнение подвески стрелового оборудования. Четвертая и пятая отражают
порядковый номер модели, а следующая за ними (через черточку) — номер
модификации. Например, маркировка КС-35714-2 содержит в себе следующие данные:
КС — кран стреловой самоходный, 3 — третья размерная группа (грузоподъемность
15 т), 5 — ходовое устройство в виде шасси грузового автомобиля, 7 — жесткая
подвеска стрелового оборудования, 14 — порядковый номер модели, 1 — первая,
базовая модель, 2 — модификация. Однако есть и исключения из правил. В табл.3.16 приведены характеристики
некоторых из автокранов
Таблица 3.16
Характеристики автомобильных кранов
Индекс крана |
Грузоподъемность |
Вылет стрелы |
Базовое шасси |
Марка |
КС-3533-3 |
14 |
14 |
МАЗ-533702 |
«Углич» |
КС-35719-3 |
15 |
14 |
Урал-5557 |
«Клинцы» |
КС-35715 |
16 |
18 |
МАЗ-533702 |
«Ивановец» |
КС-45727-1 |
17 |
15 |
КамАЗ-43253 |
«Юрга» |
КС-45719-1 |
20 |
21,7 |
КамАЗ-53215 |
«Галичанин» |
КС-45717А-1 |
25 |
21 |
МАЗ-630303 |
«Ивановец» |
КС-55730 |
32 |
23,3 |
Урал-532365 |
«Челябинец» |
LTM 1035/2 |
35 |
30 |
Liebherr |
«Liebherr» |
СКАТ-40 |
40 |
26,2 |
КамАЗ-6540 |
«Сокол» |
LTM 1045/1 |
46 |
34 |
Liebherr |
«Liebherr» |
КС-6973А |
50 |
31 |
МЗКТ-6923 |
«Ивановец» |
LTM 1055/1 |
55 |
40 |
Liebherr |
«Liebherr» |
LTM 1060/2 |
60 |
42 |
Liebherr |
«Liebherr» |
КС-6476А |
63 |
34 |
МЗКТ-692301 |
«Камышин» |
КС-7976А |
80 |
42 |
МЗКТ-79081 |
«Камышин» |
LTM 1100/1 |
100 |
52 |
Liebherr |
«Liebherr» |
КС-10976 |
160 |
48 |
МЗКТ-10976Ш |
«Камышин» |
Лидером
среди производителей российских автокранов
является ивановское ОАО «Автокран» — почти каждый второй отечественный
кран на автомобильном шасси выпускается здесь. Практически каждый пятый сделан
в ОАО «Галичский автокрановый завод» в Костромской
области. Это два кита отечественного краностроения.
Соседние республики представлены на рынке СНГ продукцией Белоруссии: на базе
автомобиля МАЗ-5337 завод «Могилевтрансмаш» выпускает
гидравлические краны КС-3579 под торговой маркой «Машэка».
При снаряженной массе 16 т грузоподъемность этих машин — 15 т. Иными словами,
автокран способен поднимать груз, практически равный собственной массе.
Самое
крупное в Украине предприятие по выпуску автокранов — одесская холдинговая
компания ОАО «Краян» — освоила серийное
производство 30-тонника КС-557Кр на шасси КрАЗ-65101 с колесной формулой 6х4.
Особенность этих машин — устанавливаемый под углом 15° к оси стрелы решетчатый
гусек, состоящий из двух секций длиной 7 и
Пневмоколесные краны это автокраны на
специальном шасси.
Автомобильные, пневмоколесные и железнодорожные
краны снабжаются выносными (дополнительными) опорами, при установке на которые
в результате увеличения опорного контура повышается устойчивость крана и
становится возможным поднять более тяжелые грузы. Установленный на выносные
опоры кран работает без продольного перемещения.
Гусеничные краны выпускаются обычно как
краны-экскаваторы, то есть одноковшовые экскаваторы, снабженные сменным
крановым оборудованием (специальной стрелой с крюком, электромагнитом или грейфером). Реже они изготавливаются как
специальные монтажные краны.
Достоинствами гусеничных кранов является высокая
проходимость, позволяющая применять их в условиях бездорожья и пересеченной
местности, а также небольшое удельное давление на грунт, дающее возможность
работы на слабых грунтах. Однако, они весьма тихоходны (2…5 км/ч) и могут
повреждать гусеницами дорожную одежду.
Гусеничные краны, как правило, не нуждаются в
выносных опорах. Увеличение опорного контура гусеничных кранов может быть
осуществлено путем раздвижения специальным механизмом гусеничных тележек
симметрично по обе стороны от продольной оси ходовой части крана. С раздвижным
гусеничным ходом выполнен, например, полноповоротный кран МКГ-25Р. Раздвижение
гусеничного хода oт колеи размером
производится собственным приводом каждой гусеничной тележки.
Гусеничные краны для погрузочно-разгрузочных и
монтажных работ грузоподъемностью 25…63 т производства Челябинского
механического завода представлены в табл. 3.17.
Таблица 3.17
Технические характеристики гусеничных
кранов
Параметр |
Марка крана |
|||
ДЭК-251 |
ДЭК-321 |
МКГ-25.01Б |
ДЭК-631А |
|
Грузоподъемность |
25 |
32 |
25 |
63 |
Максимальный |
118,75 |
118,75 |
125 |
321,3 |
Длина стрелы основная с |
14 32,75 |
14 32,75 |
14,4 34,4 |
18 42 |
Длина гуська, м |
5 |
5; |
5 |
10 |
Грузоподъемность |
5 |
5 |
5 |
|
Высота подъема |
36 |
40 |
32,5 |
71.2 |
Допустимая |
3,8 |
2,2 |
5 |
|
Вылет |
14 |
29 |
20,5 |
38,1 |
Вылет |
4,75 |
3,7 |
14,3 |
|
Скорость |
5 |
5; |
0,4…7,25 |
4 |
Скорость |
1 |
1 |
0,86 |
0,5 |
Частота |
0,3…1 |
0,3…1 |
0,3…1 |
0,2…0,4 |
Масса крана, т |
36,5 |
38 |
34 |
83 |