ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
»
Российские железные дороги
»
(ОАО «РЖД»)
УТВЕРЖДЕНО
Вице-президент ОАО «РЖД»
В.А. Гапанович
от 07.12.2007 г.
КЛАССИФИКАТОР
ДЕФЕКТОВ И ПОВРЕЖДЕНИЙ
ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
«цвт-22»
Содержание
1.
Область применения
2.
Назначение классификатора
3.
Нормативные ссылки
4.
Основные термины
5.
Принципы классификации
6.
Обозначения неисправностей
1.
Подшипник качения с короткими цилиндрическими роликами (тип 232726 и
42726)
1.1
Подшипник в сборе
1.1.01
Полное разрушение подшипника
1.2
Наружное кольцо
1.2.01
Контактно-усталостное повреждение (раковина) на дорожке качения
1.2.02
Контактно-усталостное повреждение (шелушение) дорожки качения
1.2.03
Трещина на дорожке качения
1.2.04
Трещина бортика
1.2.05
Скол бортика
1.2.06
Коррозионные пятна на дорожке качения
1.2.07
Коррозионные раковины на дорожке качения
1.2.08
Поверхностная коррозия на дорожке качения
1.2.09
Точечная коррозия на дорожке качения
1.2.10
Коррозия на посадочной поверхности
(фретинг-коррозия)
1.2.11
Коррозия
на бортиках
1.2.12
Вмятины (намины) на
дорожке качения
1.2.13
Вмятины (ложное бринелирование)
на дорожке качения
1.2.14
Электроожоги
(кратеры) на дорожке качения
1.2.15
Электроожоги
(рифление) на дорожке качения
1.2.16
Износ
центрирующих поверхностей бортиков
1.2.17
Задиры на бортике (типа «елочка»)
1.2.18
Цвета побежалости на дорожке качения
1.3
Внутреннее кольцо
1.3.01
Контактно-усталостное повреждение (раковина) на дорожке качения
1.3.02
Контактно-усталостное повреждение (шелушение) дорожки качения
1.3.03
Разрыв кольца
1.3.04
Трещина кольца
1.3.05
Скол бортика
1.3.06
Коррозионные
пятна (коррозионные раковины) на дорожке качения
1.3.07
Поверхностная коррозия на дорожке качения
1.3.08
Точечная коррозия на дорожке качения
1.3.09
Кольцевые полосы на дорожке качения
1.3.10
Коррозия на посадочной поверхности
(фретинг-коррозия)
1.3.11
Темные
полосы на посадочной поверхности («огранка»)
1.3.12
Коррозия на бортиках
1.3.13
Вмятины
(намины, забоины) на дорожке качения
1.3.14
Вмятины (ложное бринелирование)
на дорожке Качения
1.3.15
Электроожоги
(кратеры) на дорожке качения
1.3.16
Электроожоги
(рифление) на дорожке качения
1.3.17
Износ торцов (фретинг-коррозия)
1.3.18
Задиры на бортике (типа «елочка»)
1.3.19
Задиры на посадочной поверхности
1.3.20
Монтажные задиры на дорожке качения
1.3.21
Проворачивание внутреннего кольца на шейке оси (потеря
посадочного натяга)
1.3.22
Цвета побежалости
на дорожке качения
1.4
Ролики
1.4.01
Контактно-усталостное повреждение (раковина) на цилиндрической
поверхности
1.4.02
Контактно-усталостное
повреждение (шелушение) на цилиндрической поверхности
1.4.03
Трещина
1.4.04
Волосовина
1.4.05
Скол торца
1.4.06
Коррозионные пятна
(коррозионные раковины) на цилиндрической поверхности и торцах
1.4.07
Поверхностная коррозия на торцах
1.4.08
Точечная коррозия на цилиндрической поверхности
1.4.09
Точечная коррозия на торцах
1.4.10
Электрохимическая коррозия (потемнение ролика)
1.4.11
Вмятины (намины и забоины) на цилиндрической поверхности
1.4.12
Электроожоги
(кратеры) на цилиндрической поверхности
1.4.13
Электроожог
круговой на цилиндрической поверхности
1.4.14
Задиры на торцах (типа «елочка»)
1.4.15
Ползуны на цилиндрической поверхности
1.4.16
Ступенчатый износ торца
1.4.17
Круговые полосы на цилиндрической
поверхности
1.4.18
Цвета побежалости на торцах и цилиндрической поверхности
1.5
Плоское упорное кольцо
1.5.01
Излом
1.5.02
Трещина
1.5.03
Сколы
1.5.04
Задиры на торцевой
поверхности (типа «елочка»)
1.5.05
Круговые полосы на торцевых поверхностях
1.5.06
Износ торцевых поверхностей (фретинг-коррозия)
1.6
Сепаратор
1.6.01
Излом полиамидного сепаратора
1.6.02
Трещина
полиамидного сепаратора
1.6.03
Сколы на
полиамидном сепараторе
1.6.04
Механические
повреждения (забоины) на полиамидном сепараторе
1.6.05
Трещины латунного сепаратора
1.6.06
Механические повреждения (забоины) на латунном сепараторе
1.6.07
Износ центрирующей поверхности латунного сепаратора
1.6.08
Износ перемычек латунного сепаратора
1.6.09
Овализация
латунного сепаратора
2.
Подшипник качения
кассетного типа
2.1
Подшипник в сборе
2.1.01
Полное разрушение подшипника
2.2
Наружное кольцо
2.2.01
Откол
2.2.02
Фретинг-коррозия
на наружной поверхности
2.2.03
Следы проворота
(под адаптером)
2.3
Кожух уплотнения
2.3.01
Ослабление посадки
2.3.02
Механическое повреждение
2.4
Выброс смазки
2.4.01
Выделение смазки в зоне уплотнения
1. Область применения
Классификатор дефектов и повреждений подшипников предназначен для работников вагонного и пассажирского хозяйств, ремонтных и эксплуатационных предприятий – филиалов ОАО «РЖД» и распространяется на подшипники с короткими цилиндрическими роликами типа 232726 и 42726 буксовых узлов колесных пар РУ1-957 и РУ1Ш-957 пассажирских и грузовых вагонов , а также подшипники кассетного типа буксовых узлов колесных пар РУ1Ш-957 и РВ2Ш -957 грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм.
Применение настоящего классификатора сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
2. Назначение классификатора
Классификатор предназначен для:
— исключения разнообразия в наименовании одних и тех же дефектов и повреждений подшипников;
— правильного ведения статистического учета причин выхода из строя подшипников в эксплуатации и поступлении в ремонт;
— установления объема ремонтных работ;
— оптимизации процессов обслуживания и ремонта подшипников;
— регистрации информации о состоянии подшипников в течение их жизненного цикла в базе данных системы контроля и учета.
3. Нормативные ссылки
Классификатор учитывает требования следующих технических и нормативных документов:
— ГОСТ 520-2002 «Подшипники качения. Общие технические условия»
— ГОСТ 4835-2006 «Колесные пары для вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Технические условия»
— ГОСТ 24955-81 «Подшипники качения. Термины и определения»
— ТУ ВНИПП.048-1-00 «Подшипники качения для железнодорожного подвижного состава. Подшипники шариковые, роликовые цилиндрические и сферические. Технические условия. Часть 1»
— ТУ ВНИПП.048-2-01 «Подшипники качения для железнодорожного подвижного состава. Подшипники конические двухрядные кассетного типа. Технические условия. Часть 2»
— ЦРБ/756 (с изменениями), 2000 г. «Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации»;
—
ЦВ/3429, 1976 г. «Инструкция по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар»
;
—
3-ЦВРК, 1998 г. «Инструктивные указания по эксплуатации и ремонту вагонных букс с роликовыми подшипниками»
;
— ЦВ РК 6, 1986 г «Инструкция по организации ремонта колесных пар в вагоноколесных мастерских и вагонных депо»;
— РД 32 ЦВ 058-97 «Методика выполнения измерений при освидетельствовании колесных пар вагонов колеи 1520 мм»;
— ПР 07.07-98 «Типовое положение по организации работ по неразрушающему контролю на предприятиях, производящих ремонт и модернизацию вагонов всех типов»;
— ПР32ЦВ 001-95 «Методические указания, калибровка средств измерений и контроль средств допускового контроля колесных пар вагонов»;
— РД 0709-1997, изменения № 1,2,3; ТИ 07.26-01; ТИ 07.27.01 «Руководство по комплексному ультразвуковому контролю колесных пар вагонов»;
— РД 32.174-2001 «Неразрушающий контроль деталей вагонов. Общие положения»;
— РД 32.159-2000 «Магнитопорошковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов»;
— РД 32.150-2000 «Вихретоковый метод неразрушающего контроля деталей вагонов»;
— «Инструкция по контролю полиамидных сепараторов на автоматизированном измерительном приборе КС-221А»
4. Основные термины
Горячий излом оси
– излом оси, произошедший вследствие чрезмерного
нагрева буксового узла и его разрушения.
Холодный излом оси
– излом оси, произошедший в результате накопления
усталости в металле оси под действием циклических нагрузок.
Подшипник
– опора или направляющая, которая определяет положение
движущихся частей по отношению к другим частям механизма.
Подшипник качения
– подшипник, работающий по принципу трения качения.
Однорядный подшипник
– подшипник качения с одним рядом тел качения.
Двухрядный подшипник
— подшипник качения с двумя рядами тел качения.
Наружное кольцо подшипника качения
– деталь подшипника качения,
имеющая на внутренней поверхности дорожку качения.
Примечание.
В зависимости от конструктивного исполнения наружные кольца различают: с одной или несколькими дорожками качения.
Внутреннее кольцо подшипника качения
– деталь подшипника качения,
с цилиндрическим или коническим отверстием, имеющая на наружной поверхности дорожку качения.
Примечание.
В зависимости от конструктивного исполнения внутренние кольца различают: с одной или несколькими дорожками качения.
Тело качения
— деталь подшипника качения, обеспечивающая взаимные
перемещения сопряженных с ней поверхностей по принципу качения.
Примечания:
1. В качестве тел качения применяют шарики или ролики.
2. В зависимости от размеров и формы различают ролики: короткие цилиндрические, у которых отношение длины к диаметру меньше или равно 2,5;
конические, бочкообразные, полые и др.
Ролик
– тело качения подшипника.
Торец ролика
– две торцевые поверхности ролика (со стороны маркированного и немаркированного бортиков наружного кольца).
Образующая (цилиндрическая) поверхность ролика
– поверхность, которой ролик катится по дорожкам качения колец.
Сепаратор подшипника качения
– составная часть подшипника качения,
удерживающая тела качения на определенном расстоянии друг от друга.
Плоское упорное кольцо
– деталь радиального роликового подшипника
качения, прилегающая к торцу внутреннего кольца и выполняющая функцию
бортика.
Дорожка качения
– поверхность кольца подшипника качения, по которой
катятся тела качения.
Торец подшипника качения
– внешняя поверхность кольца подшипника
качения, перпендикулярная оси подшипника.
Бортик кольца подшипника качения
– выступ на кольце подшипника качения, ограничивающий поверхность дорожки качения.
Подшипник кассетного типа
– двухрядный конический или цилиндрический роликовый подшипник с общим наружным кольцом, встроенными уплотнениями, заправленный смазкой и отрегулированный по зазорам.
Уплотнение подшипника
– деталь подшипника кассетного типа, устанавливаемая в канавке с одной или двух сторон наружного кольца и предотвращающая от проникновения внутрь подшипника посторонних тел (вода, пыль,
грязь и т.п.).
Кожух уплотнения подшипника
– деталь уплотнения подшипника кассетного типа, устанавливаемая в канавке наружного кольца и закрывающая
внутренние элементы уплотнения.
Неисправность
– состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативной, технической или конструкторской
документации.
Дефект деталей подшипника
– нарушение целостности деталей подшипника вследствие нарушения технологии изготовления.
Повреждение
– нарушение целостности деталей подшипника вследствие
воздействия циклических нагрузок в процессе его работы, монтажа, демонтажа,
транспортировки и хранения.
Полное разрушение подшипника
– нарушение целостности всех деталей
подшипника.
Проворот внутреннего кольца подшипника
– нарушение прессового
соединения внутреннего кольца подшипника с шейкой оси, выражающееся в его
относительном перемещении в круговом направлении.
Коррозия
– естественный процесс, приводящий к окислению поверхностей деталей подшипников при их работе во влажной среде в присутствии паров
кислотно-щелочных сред.
Фретинг-коррозия
– естественный процесс, приводящий к окислению поверхностей деталей подшипников при их работе в условиях взаимного перемещения как во влажной среде, так и при ее отсутствии.
Контактно-усталостное повреждение
– выкрашивание рабочих поверхностей колец и тел качения, вызванное процессом естественной усталости
металла под действием знакопеременных нагрузок после истечения определенного срока эксплуатации подшипника.
Скол
– нарушение целостности колец и роликов вызванное:
— перегрузками,
создающими высокое напряжение в деталях, приводящее к растрескиванию и
раскалыванию;
— дефектами металла;
— нарушением технологии изготовления
(главным образом термообработки) и несоответствием геометрии деталей и контактируемых поверхностей.
Трещина на кольцах и роликах
– нарушение целостности подшипника,
вызванное:
— перегрузками, создающими высокое напряжение в кольцах и роликах, приводящее к растрескиванию и раскалыванию;
— дефектами металла;
— нарушением
технологии изготовления (главным образом термообработки);
— нарушением технологии монтажа и демонтажа.
Вмятина
– результат вдавливания твердых частиц отслаивающегося металла в результате образования контактно усталостных повреждений или попадания в смазку подшипника инородных твердых тел, а также длительного действия на подшипник, находящегося в состоянии покоя, нагрузок пульсирующего
характера, приводящих к образованию на дорожках качения колец отпечатков от
роликов, называемых «ложным бринеллированием»
Задир
– естественный процесс, приводящий к изменению поверхностных
слоев колец и роликов под действием высоких контактных давлений при разрыве масляной пленки и проявляющийся в виде выровов металла как хаотично
расположенных, так и в виде строго геометрического рисунка («елочка»).
Электроожог
– повреждение колец и роликов из-за прохождения электрического тока как в результате отдельных разрядов (кратеры) в течение короткого времени, так и при длительном времени воздействия (рифление) с определенной частотой.
Износ
– естественный процесс, приводящий к изменению геометрии колец и роликов за счет абразивного действия микрочастиц отслаивающегося металла, выработкой смазкой своих свойств, попадания посторонних частиц (песок, пыль, грязь) и смешивание их со смазочным материалом.
Цвета побежалости
– изменение окрашенности и структуры стали деталей подшипников в результате воздействия на них источников теплового излучения с различными повышенными температурами нагрева.
Цветт |
Наименование |
t°C |
|
Серый |
325 |
|
Светло-синий |
310 |
|
Ярко-синий |
295 |
|
Фиолетовый |
285 |
|
Пурпурно-красный |
275 |
|
Красно-коричневый |
265 |
|
Коричнево-желтый |
255 |
|
Соломенно-желтый |
240 |
|
Светло-желтый |
225 |
|
Светло-соломенный |
200 |
Ось
– элемент колесной пары, представляющий собой стальной брус круглого поперечного сечения, имеющий разные диаметры по длине в зависимости
от частей оси и усилий, возникающих в них.
5. Принципы классификации
Все неисправности подшипников классифицируются по четырехзначной десятеричной цифровой системе.
Первая позиция
образует классы, обозначающие тип подшипника,
вторая
— группы, входящие в состав классов и объединяющие дефекты и повреждения по месту их расположения на одной из деталей подшипника
третья
– виды дефектов и повреждений, указывающих на их наименование.
Пример:
класс 2 — подшипник качения кассетного типа;
группа 2.2 – наружное кольцо;
дефект 2.2.02 – откол.
6. Обозначения неисправностей
Класс, группа, код неисправности |
Наименование неисправности |
2. Подшипник качения кассетного типа |
|
Полное разрушение подшипника |
|
Откол |
|
Фретинг-коррозия на наружной поверхности |
|
Следы проворота (под адаптером) |
|
Ослабление посадки |
|
Механическое повреждение |
|
Выделение смазки в зоне уплотнения |