Рубрики
Дополнительные распоряжения и информация

Тормозная система подвижного состава РЖД

На подвижном составе железных дорог применяется пять типов тормозов: стояночные (ручные), пневматические, электропневматические, электрические и электромагнитные.

1. Стояночными тормозами оборудованы локомотивы, пассажирские вагоны и примерно 10% грузовых вагонов.

2. Пневматическими тормозами оснащен весь подвижной состав железных дорог с использованием сжатого воздуха давлением до 9 кгс/см2 на локомотивах и 5—6,5 кгс/см2на вагонах.

3. Электропневматическими тормозами (ЭПТ) оборудованы пассажирские локомотивы и вагоны, электро- и дизель-поезда.

4. Стояночные, пневматические и электропневматические тормоза относятся к разряду фрикционных тормозов, у которых сила трения создается непосредственно на поверхности колеса, либо на специальных дисках, жестко связанных с колесными парами

5. Электрическими тормозами, которые часто называют динамическими, или реверсивными, вследствие перевода тяговых двигателей в режим электрических генераторов, оборудованы отдельные серии электровозов, тепловозов и электропоездов.

Электрические тормоза бывают:

5.1. Рекуперативными
— вырабатываемая тяговыми двигателями энергия отдается обратно в сеть,

5.2. Реостатными
— вырабатываемая тяговыми двигателями энергия гасится на тормозных резисторах и

5.3. Рекуперативно-реостатными
— при высоких скоростях используется рекуперативный тормоз, а при низких реостатный.

Тип тормозов Максимальная скорость, (км/ч) Длина торм.пути на площадке при макс.скорости движения (м) Коэфф. эффективности тормозов*
1. Пассажирский подвижной состав (кроме моторвагонного)
1.1. Пневматический с чугунными колодками 120-160 1000-1600 8,3-10,0
1.2. Электропневматический с композиционными колодками 160 1300 8,1
1.3. Пневматический с чугунными колодками совместно с магнитно-рельсовым 150 460 3,1
1.4. Электропневматический дисковый с композиционными колодками и магнитно-рельсовый 200 1600 8,0
2. Грузовой подвижной состав
2.1. Пневматический с чугунными колодками 80 800 10,0
2.2. Пневматический с композиционными колодками 100 800 8,0
2.3. Электропневматический с композиционными колодками 100-120 750-1000 7,5-8,3
3. Моторвагонный подвижной состав
3.1. Электропневматический с чугунными колодками 130 1000 7,7
3.2. Электропневматический с композиционными колодками 130 800 6,1
3.3. Электропневматический дисковый с композиционными накладками и магнитно-рельсовый 200 1500 7,5


* Величина тормозного пути (м), приходящаяся на 1км/ч максимальной скорости поезда.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРМОЗОВ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗА

Пневматические тормоза имеют однопроводную магистраль (воздухопровод), проложенную вдоль каждого локомотива и вагона для дистанционного управления воздухораспределителями с целью зарядки запасных резервуаров, наполнения тормозных цилиндров сжатым воздухом при торможении и сообщения их с атмосферой при отпуске.

Применяемые на подвижном составе пневматические тормоза разделяются на автоматические и неавтоматические, а также на пассажирские (с быстрыми тормозными процессами) и грузовые (с замедленными процессами).

1. Автоматическими
называются такие тормоза, в которых при разрыве тормозной магистрали или открытии стоп-крана любого вагона происходит торможение. Автоматические тормоза приходят в действие (срабатывают на торможение) вследствие снижения давления в магистрали, а при повышении давления в магистрали производят отпуск тормозов.

2. Неавтоматическими
называются такие тормоза, в которых при разрыве тормозной магистрали происходит отпуск. Неавтоматические тормоза приходят в действие (срабатывают на торможение) при повышении давления в трубопроводе, а при выпуске воздуха из трубопровода производят отпуск.

Работа автоматических тормозов разделяется на следующие три процесса:

1. Зарядка
— воздухопровод (магистраль) и запасные резервуары под каждой единицей подвижного состава заполняются сжатым воздухом;

2. Торможение
— производится снижение давления воздуха в магистрали вагона или всего поезда для приведения в действие воздухораспределителей, и воздух из запасных резервуаров поступает в тормозные цилиндры; последние приводят в действие рычажную тормозную передачу, которая прижимает колодки к колесам;

3. Отпуск
— давление в магистрали повышается, вследствие чего воздухораспределители выпускают воздух из тормозных цилиндров в атмосферу, одновременно производят подзарядку запасных резервуаров, сообщая их с тормозной магистралью.

Различают автоматические тормоза следующих типов:

1. Мягкие с равнинным режимом отпуска
— работают при разных величинах зарядного давления в магистрали; при медленном темпе снижения давления (до 0,3—0,5 в мин) в действие не приходят . (не затормаживают), а после торможения при повышении давления в магистрали на 0,1—0,3 дают полный отпуск (ступенчатого отпуска не имеют);

2. Полужесткие с горным режимом отпуска
— обладают теми же свойствами, что и мягкие, но для полного отпуска необходимо восстановление давления в магистрали на 0,1—0,2 ниже зарядного (имеют ступенчатый отпуск);

3. Жесткие
— работающие на определенном зарядном давлении в магистрали; при снижении давления в магистрали ниже зарядного любым темпом производят затормаживание. При давлении в магистрали вне зарядного тормоза жесткого типа не приходят в действие пока давление не станет ниже зарядного. Отпуск жестких тормозов происходит при восстановлении давления в магистрали на 0,1-0,2 выше зарядного. Тормоза жесткого типа применяются на участках Закавказской дороги с уклонами круче 45 градусов.

Интересно почитать:   Справочник «Условные коды предприятий» на 25.11.2014 (СЖА 1001 12)

Электропневматические тормоза.

Электропневматическими называются пневматические тормоза, управляемые при помощи электрического тока.

Электропневматический тормоз прямодействующего типа с разрядкой и без разрядки тормозной магистрали, применяется на пассажирских, электро- и дизель-поездах.

В этом тормозе наполнение цилиндров при торможении и выпуск воздуха из них при отпуске осуществляются независимо от изменения давления в магистрали, т. е. аналогично прямодействующему пневматическому тормозу.

Электропневматический тормоз автоматического типа с питательной и тормозной магистралями и с разрядкой тормозной магистрали при торможении применяется на некоторых дорогах Западной Европы и США.

В этих тормозах торможение осуществляется путем разрядки тормозной магистрали каждого вагона через электровентили в атмосферу, а отпуск — сообщением ее через другие электровентили с дополнительной питательной магистралью. Процессами наполнения и опоражнения тормозного цилиндра управляет обычный воздухораспределитель, как и при автоматическом пневматическом тормозе.

Классификация тормозного оборудования.

Тормозное оборудование подвижного состава разделяется на

:


1.

П



невматическое

, приборы которого работают под давлением сжатого воздуха, и


2.

М



еханическое

(тормозная рычажная передача).

Пневматическое тормозное оборудование по своему назначению делится на следующие группы:

1.

П

риборы

питания

тормоза сжатым воздухом;


2. П

риборы

управления

тормозами;


3. П

риборы,

осуществляющие торможение

;


4.

В



оздухопровод

и

арматура

тормоза.

1. К приборам питания тормозов сжатым воздухом относятся:


1.1. Компрессоры;

1.2. Предохранительные клапана;

1.3. Регуляторы давления;

1.4. Маслоотделители;

1.5. Главные резервуары;

1.6. Воздухоохладители.

2. К приборам управления тормозами относятся:


2.1. Краны машиниста;

2.2. Краны вспомогательного тормоза;

2.3. Устройства блокировки тормоза;

2.4. Краны двойной тяги;

2.5. Клапаны автостопа;

2.6. Сигнализаторы отпуска;

2.7. Датчики контроля состояния тормозной магистрали;

2.8. Манометры.

3. В группу приборов осуществляющих торможение входят:


3.1. Воздухораспределители;

3.2. Авторежимы;

3.3. Запасные резервуары;

3.4. Тормозные цилиндры.

4. К воздухопроводу и арматуре относятся:


4.1. Трубопроводы магистралей;

4.2. Краны;

4.3. Соединительные рукава;

4.4. Масло и влагоотделители;

4.5. Фильтры и пылеловки.

При оборудовании подвижного состава электропневматическими тормозами к приборам питания добавляется источник электрической энергии (статический преобразователь, аккумуляторные батареи, электрические цепи управления и контроля и др.), а к приборам управления — контроллер, блок управления и др. Соответственно добавляется и арматура: ура: клеммные коробки, соединительные рукава с электроконтактом, сигнальные лампы и др.

Отдельные серии локомотивов (ЧС2, ЧС4, ЧС2Т, ЧС4Т) и вагоны (РТ200, габарита РИЦ и др.) дополнительно оборудованы приборами скоростного регулирования и приборами противоюзного устройства.

В связи с постоянным совершенствованием в процессе эксплуатации тормозного оборудования его схемы для одной и той же серии могут иметь свои особенности.

Принципиальное отличие схем тормозного оборудования локомотивов и вагонов заключается в том, что на локомотивах применяются все приборы тормозного оборудования (питания, управления, торможения и др.), а на вагонах — только приборы, осуществляющие торможение.
<   Моторвагонный подвижной состав имеет ту же принципиальную схему тормозного оборудования, что и локомотивы, но приборы управления находятся только в вагонах с кабинами управления.




Тормозное оборудование грузовых вагонов.



Тормозное оборудование грузовых вагонов может быть выполнено как с авторежимом, так и без него.

Двухкамерный резервуар 7 прикреплен к раме вагона и соединен с пылеловкой, запасным резервуаром 4 объемом 78 л и тормозным цилиндром 10 через авторежим 2 усл. № 265-002. К резервуару 5 прикреплены магистральная 6 и главная 8 части воздухораспределителя.

Разобщительный кран 5 усл. № 372 служит для включения и выключения воздухораспределителя. На магистральной трубе расположены концевые краны 3 и соединительные рукава. Стоп-кран 1 со снятой ручкой ставят только на вагонах с тормозной площадкой. В схему тормозного оборудования может быть не включен авторежим.

При зарядке и отпуске тормоза сжатый воздух из тормозной магистрали поступает в двухкамерный резервуар 5. Происходит зарядка золотниковой и рабочей камер, расположенных в резервуаре 5, и запасного резервуара 4. Тормозной цилиндр 10 сообщен с атмосферой через авторежим 9 и главную часть 8.

При понижении давления в магистрали воздухораспределитель сообщает запасный резервуар 4 с тормозным цилиндром 10, и давление в нем устанавливается пропорционально загрузке вагона: на порожнем вагоне 1,4— 1,8 кгс/см

2

, на среднем режиме 2,8—3,3 кгс/см2 и на полностью загруженном вагоне 3,9—4,5 кгс/см

2

.

Интересно почитать:   ДП ЦТР 2.10.007-2012

Рефрижераторный подвижной состав имеет тормозное оборудование также по аналогичной схеме без авторежима.



Приборы питания тормозов сжатым воздухом


Применяемые на подвижном составе железных дорог компрессоры разделяют:

1. По

числу цилиндров

:


1.1. Одноцилиндровые,

1.2. Двухцилиндровые,

1.3. Трехцилиндровые;


2. По

расположению цилиндров

:


2.1. Горизонтальные,

2.2. Вертикальные,

2.3. W-образные,

2.4. V-образные;


3. По

числу ступеней сжатия

:


3.1. Одноступенчатые,

3.2. Двухступенчатые;


4. По

типу привода

:


4.1. С приводом от электродвигателя,


4.2. С приводом от дизеля.



Компрессор



Тип компрессора



Применение


Э-400

Двухцилиндровый горизонтальный одноступенчатый

СР, СР3, ЭР1 до №68.

Э-500

Двухцилиндровый горизонтальный двухступенчатый с промежуточным охлаждением

ВЛ19, ВЛ22м, ВЛ23, ВЛ60 в/и, ТГМ1. На ВЛ23 заменяются на КТ6Эл.


КТ6


Трехцилиндровый вертикальный двухступенчатый с промежуточным охлаждением

ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭП60, ТЭ3, ТЭ7, 2ТЭП60.


КТ7


Трехцилиндровый вертикальный двухступенчатый с промежуточным охлаждением

ТЭ10, ТЭП10, М62 2ТЭ10, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, 2ТЭ10М, 2ТЭ116, 2ТЭ21


КТ6Эл


Трехцилиндровый вертикальный двухступенчатый с промежуточным охлаждением

ВЛ8, ВЛ10, ВЛ60 в/и, ВЛ80 в/и, ВЛ82, ВЛ82м, ВЛ11, ВЛ15, ВЛ85, 2ТЭ116, 2ТЭ116УП,

ПК-35

Двухцилиндровый, двухступенчатый с промежуточным охлаждением.

.


ПК-5,25


Шестицилиндровый, двухступенчатый с промежуточным охлаждением.

ТЭМ7, ТЭП70, ТЭП80, ТГМ6А.


ПК-3,5


Четырехцилиндровый, двухступенчатый с промежуточным охлаждением.

ТГ16,

ПК-1,75

Двухцилиндровый, двухступенчатый с промежуточным охлаждением.

ТГМ1

ВП3-4/9

Двухцилиндровый двухступенчтаый с дифференциальными поршнями с расположением цилиндров под углом 90град

ТГМ3, ТГ102 с №56 — по 2 компрессора, ДР.

ВВ 1,5/9

Одноцилиндровый двухступенчатый с дифференциальным поршнем

ТГ102 до №55, ДР1, ДР1А, ДР1П.


ВВ 0,7/8


Одноцилиндровый двухступенчатый с дифференциальным поршнем

ТГМ3, ТГК2, ТУ5, ТУ7, ТУ4.


ЭК-7Б


Двухцилиндровый горизонтальный одноступенчатый с электродвигателем постоянного тока

ЭР2, ЭР1 с №69, ЭР22.


ЭК-7В


Двухцилиндровый горизонтальный одноступенчатый с электродвигателем переменного тока

ЭР9П, ЭР2Р, ЭР2Т, ЭР22, ЭР22М, ЭТ2, ЭД2Т, ЭД4, ЭД9Т, ЭР200.


МК-135


Трехцилиндровый вертикальный двухступенчатый с промежуточным охлаждением

ВМЭ, Д, Д1.

К-1

«Ковапол»


Двухцилиндровый с дифференциальными поршнями

ЧС1, ЧС3, ЧС4 до №88, ЧМЭ2 до №210.


К-2


Трехцилиндровый вертикальный двухступенчатый

ЧС2, ЧС2Т, ЧС4, ЧС4Т, ЧС6, ЧС200,

ЧС4 с №89, ЧМЭ3, ЧМЭ2 с №211.


Типы тормозного оборудования подвижного состава


1.

Пневматическое тормозное оборудование электровозов ВЛ10, ВЛ10у

.

2.

Пневматическое тормозное
оборудование электровозов ВЛ11м

.

3.

Пневматическое тормозное
оборудование электровозов ВЛ15

.

4.

Пневматическое тормозное
оборудование тепловозов 2М62

.

5.

Пневматическое тормозное
оборудование тепловозов 2ТЭ116

.

6.

Пневматическое тормозное
оборудование электровозов ЭП1

.

7.

Пневматическое тормозное
оборудование электровозов ЧС-2Т

.

8.

Пневматическое тормозное
оборудование тепловозов ТЭП70

.

9.

Пневматическое тормозное
оборудование тепловозов 2ТЭ1М

.

10.

Пневматическое тормозное
оборудование тепловозов ЧМЭЗТ

.

11.

Пневматическое тормозное
оборудование тепловозов ТЭМ7

.

12.

Пневматическое тормозное
оборудование тепловозов ТЭМ2

.

13.

Пневматическое тормозное
оборудование электровозов ЧС7

.

14.

Пневматическое тормозное
оборудование электровозов ВЛ80С

.

15.

Пневматическое тормозное
оборудование электропоездов ЭР-2 и ЭР-9П

.

16.

Пневматическое тормозное
оборудование электропоездов ЭР-2Т

.

17.

Пневматическое тормозное
оборудование пассажирских вагонов

.

18.

Пневматическое тормозное
оборудование грузовых вагонов

.




  • Тормозные системы железнодорожного транспорта. Конструкция тормозного оборудования.



  • 732-ЦВ-ЦЛ. Общее руководство по ремонту тормозного оборудования вагонов.



  • Распоряжение ОАО «РЖД» № 1191р от 12.05.2015 года: Руководство по техническому обслуживанию ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава

    (

    Взамен ЦТ-533

    ).


  • Распоряжение ОАО «РЖД» № 2262р от 14.10.2019 года: Временная инструкция по техническому обслуживанию ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава

    (

    Взамен ЦТ-533

    ).


  • Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава.



    Утверждены Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол №60 от «6-7» мая 2014 года).


  • Автоматические тормоза подвижного состава железных дорог.



    Учебное пособие.


  • Тормозное оборудование специального самоходного подвижного состава.



    Учебное пособие для профессиональной подготовки работников ж.-д. транспорта.


  • Блок тормозного оборудования 010 для локомотивов грузового типа (на примере электровоза 2ЭС5К «ЕРМАК»).



    Учебное иллюстрированное пособие.


  • Кран машиниста с дистанционным управлением 130.



    Учебное иллюстрированное пособие для студентов техникумов и колледжей железнодорожного транспорта.


  • СТО РЖД 1.05.001-2006 — Пневмосистемы и передачи рычажные тормозные специального железнодорожного подвижного состава. Технические условия.



  • Распоряжение № 634р от 02.04.2012г.: Положение о порядке служебного расследования учета и анализа сбоев в работе устройств автоматической локомотивной сигнализации и систем автоматического управления торможением поезда.



  • Электропневматический тормоз пассажирских поездов с локомотивной тягой.



  • Тормозная система подвижного состава РЖД.



  • ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 Инструкция по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог.



  • Схема пневматического тормозного оборудования тепловоза ТЭМ2.



  • РК 103.11.316-2003 Руководство по ремонту и испытанию кранов машиниста усл. № 394, 395 при среднем и капитальном ремонте локомотивов.



  • Технологическая карта по ремонту кранов машиниста усл. № 394, 395.



  • Кран машиниста усл. 395 (Методическая разработка).



  • Кран машиниста с дистанционным управлением 130. Учебное иллюстрированное пособие.



  • Пневматическое тормозное оборудование тепловоза 2ТЭ25КМ.



  • Учебное пособие по тормозам тепловозов 2ТЭ25КМ, ТЭП70.



  • Описание пневматических цепей электровоза 2ЭС5К, 3ЭС5К Ермак.



  • Электровоз 3ЭС5К Ермак. Описание и работа пневматической схемы.



  • Электрические и пневматические схемы электровоза 2ЭС5К Ермак.



  • ПКБ ЦТ.06.0099 — Руководство по текущему и среднему ремонтам Турбокомпрессора ТК33Н-01/02.


.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности