Методические рекомендации по оценке средней производительности труда работников по хозяйствам и основным производственным группам от 04.06.2007 г. N БЛ-6188
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
УТВЕРЖДАЮ:
Вице-президент ОАО «РЖД»
Б.М.Лапидус
4 июня 2007 г. N БЛ-6188
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ СРЕДНЕЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПО ХОЗЯЙСТВАМ И ОСНОВНЫМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ГРУППАМ
Производительность труда характеризует результативность конкретного труда, определяет степень эффективности целесообразной производительной деятельности за определенный период времени.
Различают локальную или групповую производительность труда, то есть производительность труда в отрасли, подотрасли; индивидуальную производительность, то есть производительность труда на предприятии в целом, в цехе, в бригаде, на участке, на рабочем месте.
Для характеристики локальной и индивидуальной производительности используются такие показатели как выработка продукции или трудоемкость продукции.
С целью оценки эффективности использования трудовых ресурсов Компании необходимо определение производительности труда работников как отдельных хозяйств железных дорог, так и основных производственных групп.
Так, производительность труда работников отдельных хозяйств дорог и основных производственных групп, деятельность которых непосредственно связана с перевозочной работой, рассчитывается на основе тонно- или пассажирокилометровой работы, а для контингента хозяйств и производственных групп, обслуживающих технические средства, — на основе выполненного объема работ этими хозяйствами и производственными группами.
Производительность труда работников отдельных хозяйств или производственной группы определяется отношением показателя, характеризующего выполнение основного объема работы работниками конкретного хозяйства или производственной группы, к среднесписочной численности контингента работников, занятых на перевозках.
Так как производительность труда работников отдельных хозяйств и производственных групп определяется на основе различных натуральных показателей, которые не являются сопоставимыми, то производительность труда в среднем по дороге целесообразно рассчитывать на основе производительности труда работников отдельного хозяйства или производственной группы.
Система показателей
Система показателей представлена обобщающим показателем
___дороги
средней производительности труда на дороге (Int ) в процентах
труда
(формула 1) и основными факторами, влияющими на ее величину:
— производительность труда работников i-го хозяйства
(производственной группы), Int
труда
— среднесписочная численность работников i-го хозяйства
(производственной группы), Ч
сп
Информационная база
Показатели, применяемые для измерения производительности труда работников отдельных хозяйств железных дорог, а также основных производственных групп, приведены в табл.1.
Показатели для оценки производительности труда работников отдельных хозяйств и основных производственных групп
Хозяйства и производственные группы |
Показатели для расчета |
Источник информации |
Локомотивное |
Тонно-км брутто во всех |
Статистическая |
Локомотивные |
||
Работники, |
Объем ремонтов ТР-1, |
Форма ТО-2 по |
Работники, |
Локомотиво-сутки |
Статистическая |
Хозяйство |
Количество технических |
Форма |
Электромонтеры |
||
Электромеханики |
||
Хозяйство связи |
Количество технических |
Форма |
Электромонтеры |
||
Электромеханики |
||
Вагонное |
Количество технически |
Информация |
Работники, |
Количество технически |
Информация |
Работники, |
Количество выпущенных |
Информация |
Хозяйство |
Приведенные тонно-км, |
Формы |
Штат по |
Транзитные вагоны с |
Форма ДО-6 «Отчет |
Федеральная |
Пассажирооборот на всем |
Форма |
Проводники |
Пассажирооборот на всем |
Форма |
Хозяйство |
Погрузка + выгрузка в |
Форма ГО-10 |
Приемосдатчики |
||
Хозяйство пути |
Тонно-км брутто во всех |
Статистическая |
Хозяйство |
Тонно-км брутто, |
Статистическая |
Электромонтер, |
Развернутая длина |
Форма |
______________________________
(1) — Определяются в соответствии с нормативным документом, утвержденным ОАО «РЖД» 28.04.2007 г. «Показатели для расчета производительности труда в структурных подразделениях вагонного хозяйства»
Среднесписочная численность работников соответствующих производственных групп и хозяйств отражается в статистической отчетности ОАО «РЖД» формы 1-т (ЦТО-1) «О численности и заработной плате работников».
Методические рекомендации разработаны Департаментом анализа конъюнктуры рынка ОАО «Российские железные дороги»: Е.В.Белкина, Е.В.Зайцева.
2. Прядок расчета средней производительности труда работников по хозяйствам и основным производственным группам
Расчет средней производительности труда работников может проводиться как по основным производственным группам, так и по отдельным хозяйствам, приведенным в табл. 1.
Во-первых, необходимо рассчитать производительность труда работников отдельных хозяйств или производственных групп по каждой дороге и сети железных дорог в целом как отношение объема работы работников конкретного хозяйства или производственной группы к их среднесписочной численности, занятой на перевозках.
Во-вторых, рассчитать соотношение производительности труда работников конкретного хозяйства или производственной группы каждой железной дороги к сетевой величине.
В-третьих, рассчитать средневзвешенное отношение производительности труда работников основных хозяйств по каждой дороге к сетевому уровню на основе отношений производительности труда работников по хозяйствам (или производственным группам) по следующей формуле:
Пример расчета:
Пассажирооборот Октябрьской дирекции по обслуживанию пассажиров в дальнем следовании (далее — дирекция) в 2005 году составил 13 767,4 млн. пасс-км (по сети железных дорог — 118 941,0 млн. пасс-км).
Среднесписочная численность работников Октябрьской дирекции, занятых на перевозках, в 2005 г. составила 11999 чел. (по сети железных дорог — 109 672 чел.).
Таким образом, производительность труда работников Октябрьской
13767,4 млн.пасс-км
дирекции в 2005 г. составила ───────── = 1,15 ─────────────,
11999 чел.
118941 млн.пасс-км
по сети — ──────── = 1,08 ─────────────.
109672 чел.
Производительность труда работников пассажирского хозяйства, занятых на перевозках в целом по сети железных дорог, в 2005 г. составила 1,08 млн. пасс-км/чел, (принимаем равной 100%), Октябрьской дирекции — 1,15 млн. пасс-км/чел, или 106,5% от среднего по сети уровня.