ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ХОЛДИНГЕ «РЖД» (часть 8) от 26 июля 2012 г. N 1494р
5. Принципы функционирования корпоративной системы управления рисками холдинга «РЖД»
Реализация корпоративной системы управления рисками холдинга «РЖД» будет осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
комплексность (системный подход) при осуществлении процедур управления рисками на основе учета системной взаимосвязи рисков, характера их взаимного влияния и возможных последствий их совокупного проявления;
стратегическая направленность деятельности по управлению рисками на основе непосредственной взаимосвязи со стратегическими целями и направлениями развития холдинга «РЖД», предусмотренными Стратегией развития холдинга «РЖД», и интеграции процессов контроля над рисками с системой стратегического планирования;
непрерывность процесса управления рисками на основе мониторинга и регулярного обновления информации, используемой в системе корпоративного риск-менеджмента;
единство управления рисками на основе выработки согласованных и взаимоувязанных подходов к принятию управленческих решений по предотвращению или минимизации рисков на всех уровнях управления холдингом «РЖД»;
внедрение процедур управления рисками во все функциональные области деятельности холдинга «РЖД»;
обеспечение соответствующего распределения полномочий и ответственности при принятии управленческих решений с выделением в системе управления холдинга «РЖД» управляющего органа, осуществляющего регулярный контроль за соответствием процедур управления рисками утвержденным методикам и регламентам и отвечающего за эффективность системы риск-менеджмента.
V. Основные этапы построения корпоративной системы управления рисками холдинга «РЖД»
1. Формирование реестра типовых рисков холдинга «РЖД», карт рисков (матриц рисков), паспортов рисков и документов, регламентирующих порядок и регулярность их обновления
В целях формализации процесса управления рисками холдинга «РЖД» необходимо создание нормативной базы и построение организационной инфраструктуры риск-менеджмента. Прежде всего, для обеспечения единого методологического подхода к выявлению, оценке и управлению рисками необходимо сформировать реестр типовых рисков холдинга «РЖД». С этой целью составляются полные перечни рисков, факторов их возникновения, степени влияния на деятельность холдинга «РЖД» и основных направлений их предотвращения и минимизации.
На основе полученной информации формируется реестр типовых рисков холдинга «РЖД», который в дальнейшем может дополняться и изменяться (в соответствии с утвержденным регламентом) и использоваться при принятии управленческих решений. Структура реестра типовых рисков холдинга «РЖД» приведена в таблице 1.
Таблица 1
Структура реестра типовых рисков холдинга «РЖД»
Код |
Наименование |
Причина |
Категория (в соответствии |
Описание |
Продолжение табл. 1
Критерии |
Влияние на |
Возможность |
Ожидаемое время |
Продолжение табл. 1
Период |
Взаимосвязь с |
План мониторинга |
||
ответственный |
возможные |
бюджет |
||
Продолжение табл. 1
План предотвращения |
План реагирования |
||||
ответственный |
возможные |
бюджет |
ответственный |
возможные |
бюджет |
На основе проведенной идентификации рисков осуществляется ранжирование рисков по вероятности наступления и степени влияния возможных последствий на ключевые показатели деятельности холдинга «РЖД». С этой целью формируются карты рисков и/или матрицы рисков, являющиеся инструментом отображения совокупности выявленных рисков и уровня их влияния на деятельность холдинга «РЖД». Построение карты рисков может производиться как в рамках внедрения корпоративной системы управления рисками, так и в конкретных функциональных областях деятельности.
Процесс составления карт рисков должен являться систематической работой, охватывающей все стороны деятельности холдинга «РЖД», позволяющей выделить, расположить по приоритетам, количественно оценить и сгруппировать риски. Карта рисков обеспечивает лучшее понимание профиля рисков холдинга «РЖД», позволяет выделить наиболее значимые риски, требующие первоочередных мер по снижению и контролю, и является основой для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений.
На сформированной карте рисков отмечаются центры ответственности (подразделения аппарата управления), в чьи задачи входит анализ рисков, разработка соответствующих методологических материалов, нормативных документов, контроль. Центры ответственности назначаются исходя из функций подразделений аппарата управления и практической направленности работы.
В целях максимальной детализации и учета случаев и масштабов проявления рисков будут сформированы паспорта рисков, содержащие полную информацию о соответствующем риске. Информационной основой паспорта риска являются сведения об указанном риске, содержащиеся в реестре типовых рисков холдинга «РЖД». Помимо этого, паспорт риска должен содержать в хронологическом порядке информацию о принципах его возникновения, нанесенном ущербе, предпринятых действиях по нейтрализации риска или минимизации последствий его воздействия, а также о произведенных стратегических и управленческих изменениях в холдинге «РЖД».
Таким образом, совокупность паспортов рисков будет представлять собой структурированную информационную базу, обобщающую всю информацию о случаях возникновения рисков и содержащую основные направления реагирования на текущие, среднесрочные и долгосрочные риски.