Рубрики
Приказы и распоряжения

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ХОЛДИНГЕ «РЖД» (часть 7) от 26 июля 2012 г. N 1494р


4. Система классификации рисков по различным критериям

Для выработки систематизированного подхода и формализации потенциальных угроз осуществляется классификация рисков в соответствии с источниками их возникновения. С целью максимально полного выявления рисков целесообразно классифицировать их по различным критериям.

Классификация по области возникновения рисков

В соответствии с выбранным критерием риски холдинга «РЖД» подразделяются на внешние и внутренние.

К внешним рискам относятся:

макроэкономические риски — риски, связанные с деятельностью холдинга «РЖД» как субъекта глобального рынка, испытывающего влияние со стороны всех отраслей экономики и подверженного воздействию изменения рыночной конъюнктуры;

рыночные риски — риски, обусловленные деятельностью холдинга «РЖД» как субъекта отечественного и мирового транспортных рынков и зависящие от структурных, экономических, тарифных, технико-технологических, экологических и прочих изменений в области железнодорожного транспорта и в транспортной сфере в целом;

финансовые риски — напрямую зависящие от внешних финансово- экономических факторов и включающие в себя риски изменения значений параметров финансового рынка, таких, как процентные ставки, курсы валют, стоимость ценных бумаг или товаров, корреляция и изменчивость этих и других параметров финансовых инструментов, являющихся объектами сделок, заключаемых холдингом «РЖД», а также риски, возникающие в результате того, что контрагент холдинга «РЖД» не исполнит свои обязательства в полной мере или в соответствии с законодательством Российской Федерации он не обязан выполнять свои обязательства;

риски в сфере трудовых ресурсов — риски, обусловленные неблагоприятной демографической ситуацией в стране, дефицитом качественных трудовых ресурсов и усилением диспропорций в структуре трудоспособного населения;

репутационные риски — риски потери деловой репутации холдинга «РЖД» и формирования негативного отношения к взаимодействию с холдингом «РЖД» со стороны потенциальных партнеров и клиентов;

политические риски — риски, связанные с изменением политической обстановки в России и в мире, с изменением режима государственного регулирования отношений собственности, изменением российского и международного законодательств;

риски реформирования — риски, связанные с внешними угрозами функционированию холдинга «РЖД», обусловленными проведением структурной реформы на железнодорожном транспорте;

техногенные и природно-климатические риски — риски, обусловленные возможностью возникновения стихийных бедствий и техногенных катастроф, препятствующих нормальному функционированию холдинга «РЖД»;

научно-технические и технологические риски — риски, обусловленные развитием научно-технического прогресса, разработками новых технологий, материалов и внедрением их в производство и управление;

нормативно-правовые риски — риски, связанные с внешними угрозами функционированию холдинга «РЖД», обусловленными неблагоприятным или недостаточным регулированием отношений участников рынка грузовых железнодорожных перевозок.

К внутренним рискам холдинга «РЖД» относятся:

производственно-технологические риски — риски, связанные с организацией перевозочного процесса, обеспечением безопасности перевозок и оказанием транспортных услуг необходимого качества;

технические и ресурсные риски — риски, связанные с техническим, ресурсным и информационным обеспечением холдинга «РЖД»;

инвестиционные риски — риски, связанные с выбором и обоснованием выбора объектов инвестирования и обеспечением плановой доходности инвестированных средств;

риски структурных преобразований — риски, связанные с проводимой на железнодорожном транспорте структурной реформой, выделением конкурентных сегментов рынка железнодорожных услуг, созданием и взаимодействием с создаваемыми дочерними и зависимыми обществами;

финансовые риски — риски, связанные с эффективностью использования финансовых ресурсов, обеспечением финансовой устойчивости и независимости холдинга «РЖД»;

кадровые риски — риски, связанные с построением качественной и эффективной системы управления персоналом и мотивации работников, обеспечением холдинга «РЖД» необходимым количеством высококвалифицированных трудовых ресурсов, их удержанием, использованием и непрерывным профессиональным развитием;

управленческие риски — риски, обусловленные деятельностью по управлению холдингом «РЖД», обоснованием, принятием и реализацией управленческих решений.

Перечень основных рисков, актуальных в настоящее время для холдинга «РЖД», представлен на рис. 2 и 3.

Интересно почитать:   Положение ОАО РЖД от 20.02.2013 N 74

См. Рис. 2. Структура внешних рисков холдинга «РЖД»

См. Рис. 3. Структура внутренних рисков холдинга «РЖД»

По мере развития в холдинге «РЖД» системы управления рисками этот перечень будет обновляться и корректироваться.

Кроме того, отдельные риски могут быть детализированы и расширены в рамках соответствующих корпоративных стратегий и программ.

Классификация по уровням управления холдингом «РЖД»

Многоуровневая система управления холдингом «РЖД» и различия в масштабах и сложности задач, реализуемых на каждом из уровней управления, определяют необходимость проведения классификации рисков по уровням управления холдингом «РЖД».

Классификация по временному периоду воздействия рисков

Влияние рисков на деятельность холдинга «РЖД» может быть различным в различные временные периоды. В связи с этим целесообразна классификация по временному критерию проявления рисков, в соответствии с которым выделяются:

риски текущей деятельности — риски, период воздействия которых находится в пределах одного года;

среднесрочные риски — риски, период воздействия которых составляет 1 — 3 года;

долгосрочные (стратегические) риски — риски с периодом воздействия от 3 до 10 лет.

Классификация рисков по данному критерию предполагает соответствующую регулярность пересмотра и обновления выявленных рисков. Пересмотр и оценка каждой из выделенных групп рисков должны производиться с различной периодичностью в соответствии с утвержденными холдингом «РЖД» методиками и регламентами: риски текущей деятельности должны пересматриваться и при необходимости обновляться не реже одного раза в квартал, среднесрочные риски — не реже одного раза в полугодие, долгосрочные риски — не реже одного раза в год.

При проведении работы по управлению рисками указанные классификационные группы могут быть расширены в соответствии с конкретными задачами и актуальными критериями классификации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности