Стандарт по качеству ОАО РЖД N СТК 1.06.005 от 11.09.2009 г. N 1892р
Утвержден
распоряжением ОАО «РЖД»
от «11» сентября 2009 г. N 1892р
СТК 1.06.005
СТАНДАРТ ПО КАЧЕСТВУ ОАО «РЖД»
Система менеджмента изменений ОАО «РЖД».
Деятельность Центра менеджмента изменений
(ЦМИ)
Дата введения — 1 сентября 2009 года
1. Область применения
1.1 Настоящий стандарт по качеству определяет основные цели и задачи Центра менеджмента изменений, основные функции, выполняемые Центром менеджмента изменений при управлении жизненным циклом изменений, его взаимоотношение с другими подразделениями ОАО «РЖД» и сторонними организациями, а также организацию и управление его деятельностью.
1.2 Действие стандарта распространяется на деятельность сотрудников Центра менеджмента изменений.
1.3 Настоящий стандарт по качеству должен применяться при управлении системой менеджмента изменений на основе лидерства.
2. Цели и задачи Центра менеджмента изменений
2.1 Целями деятельности ЦМИ являются:
— управление развертыванием стратегических целей, отраженных в целевой модели корпоративной системы менеджмента, на всех уровнях управления ОАО «РЖД»;
— управление средствами и способами их достижения, необходимыми и достаточными для осуществления запланированных изменений;
— управление непосредственной деятельностью участников каскадов через организацию каскадной схемы развертывания изменений.
2.2 В своей деятельности ЦМИ решает следующие задачи:
— вовлечение в проведение изменений максимально возможного числа сотрудников ОАО «РЖД» через их участие в выполнении проектов изменений;
— поэтапная организация деятельности участников каскадов на основе проектно-процессного подхода.
3. Определение понятий
В настоящем стандарте по качеству применены следующие понятия с соответствующими определениями:
Жизненный цикл изменений — последовательность этапов проведения изменений от момента появления потребности в изменениях до их реализации.
Каскадная схема развертывания изменений (каскадная схема) — схема поэтапного планирования и реализации изменений от верхнего уровня управления ОАО «РЖД» к нижнему уровню на основе проектного подхода с постоянным увеличением количества вовлеченных сотрудников в процесс изменений.
Примечание — Каскадная схема основана на вовлечении сотрудников последующего уровня управления ОАО «РЖД» в развитие проектов изменений предыдущего уровня через выполнение собственных проектов изменений.
Каскадный уровень (каскад) — реализация каскадной схемы для одного уровня управления ОАО «РЖД» или его части.
Примечание — Примерами уровней управления ОАО «РЖД» являются: уровень вице-президентов, уровень руководителей филиалов, уровень руководителей департаментов, уровень руководителей отделений дорог и т.д.
Менеджмент изменений — скоординированная деятельность, направленная на планирование, реализацию, мониторинг, улучшение в области изменений.
Проект — уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам (ГОСТ Р ИСО 9000).
Проект изменений — проект, реализуемый в системе менеджмента изменений ОАО «РЖД» на основе лидерства, направленный на улучшение процессов, продукции, услуг на конкретном объекте (компании, дороге, отделении дороги, линейном предприятии, цехе, участке и т.п.).
Сессия — элемент каскада, имеющий определенные цели, результаты и протяженность во времени. Сессия может быть очной и заочной.
Участник каскада — сотрудник ОАО «РЖД», филиала или ДЗО, руководящий проектом изменений.
Учитель — сотрудник ОАО «РЖД» или сторонней организации, прошедший специальную подготовку для проведения сессий каскада.
Целевая модель КСМ — совокупность целей изменений, которые необходимо достичь за один жизненный цикл изменений; основных направлений и параметров изменений, разрабатываемый на основе стратегических целей ОАО «РЖД», отраженных в соответствующих документах.
Центр менеджмента изменений (ЦМИ) — структурное подразделение, осуществляющее оперативное управление системой менеджмента изменений на основе лидерства при проведении жизненного цикла изменений.
Экспертный совет по системе менеджмента изменений в ОАО «РЖД» (Экспертный совет) — коллегиальный орган, осуществляющий принятие решений по определению соответствия целевой модели корпоративной системы менеджмента принятой стратегии, общего содержания изменений, проводимых в ОАО «РЖД», а также экспертизу промежуточных и конечных результатов проводимых изменений.
4. Общие положения
4.1 ЦМИ создается распоряжением президента ОАО «РЖД» и действует на правах подразделения ОАО «РЖД».
4.2 ЦМИ не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность под руководством старшего вице-президента ОАО «РЖД» по стратегическим вопросам.
4.3 ЦМИ в своей деятельности руководствуется требованиями действующего законодательства РФ, требованиями действующих нормативно-правовых документов ОАО «РЖД», основными направлениями функциональных стратегий ОАО «РЖД».
5. Ответственность за осуществление деятельности
5.1 Центр менеджмента изменений ОАО «РЖД» отвечает за:
— организацию процесса разработки целевой модели КСМ;
— определение предметной области изменений и требований к компетенциям сотрудников ОАО «РЖД»;
— организацию подготовки участников каскадов;
— организацию подготовки учителей;
— организацию деятельности участников каскадов по разработке и реализации проектов изменений;
— организацию оценки проектов изменений;
— обобщение и систематизацию результатов проведения жизненного цикла изменений.
6. Схема осуществления деятельности Центра менеджмента изменений
6.1 Схема осуществления деятельности ЦМИ приведена в таблице 1.
6.2 Организация процесса разработки целевой модели корпоративной системы менеджмента (ДК 1.06.001).
6.3 Определение предметной области изменений и требований к компетенциям сотрудников, исходя из задач, сформулированных в целевой модели корпоративной системы менеджмента (ДК 1.06.001).
6.4 Организация подготовки участников каскадов к разработке и реализации проектов изменений (по каскадам):
— формирование требований к методическим материалам для участников каскадов;
— организация разработки методических материалов (на электронных и бумажных носителях) для участников каскадов;
— обеспечение всех участников каскадов соответствующими методическими материалами для разработки и реализации проектов изменений;
— организация формирования состава участников каскадов;
— организация технических и бытовых условий для проведения каскадов;
— разработка графика проведения каскадов;
— обеспечение проведения каскадов;
— мониторинг хода и результатов проведения каскадов.
6.5 Организация подготовки учителей для проведения каскадов:
— организация разработки методических материалов для учителей;
— организация разработки методических материалов для учителей, осуществляющих подготовку учителей;
— обеспечение учителей соответствующими материалами;
— организация формирования состава учителей;
— организация технических и бытовых условий для проведения подготовки учителей;
— разработка графика проведения подготовки учителей;
— мониторинг хода и результатов подготовки учителей.
6.6 Организация деятельности участников каскадов по разработке и реализации проектов изменений.
— разработка примерной тематики для проектов изменений (в соответствии с содержанием изменений);
— организация консультационной поддержки участников каскадов при разработке и реализации проектов изменений (очной/заочной);
— мониторинг разработки проектов изменений участниками каскадов путем проведения промежуточного контроля выполнения проектов изменений (в форме рецензирования проектов изменений или иной форме).
6.7 Организация оценки проектов изменений (по каскадам):
— организация оценки результатов разработки и реализации участниками каскадов проектов изменений (в форме защиты проектов изменений или иной форме).
6.8 Обобщение и систематизация результатов проведения жизненного цикла изменений:
— организация разработки обобщающих материалов на основе проектов изменений, выполненных участниками каскадов;
— проведение анализа функционирования базы проектов изменений (СТК 1.06.007);
— подготовка отчета для Экспертного совета о проведении жизненного цикла изменений.
6.9 Организация функционирования базы проектов изменений (СТК 1.06.007).
6.10 Организация информационной поддержки изменений (СТК 1.06.006).
7. Взаимодействие Центра менеджмента изменений с другими подразделениями и сторонними организациями
7.1 ЦМИ взаимодействует с Департаментом технической политики ОАО «РЖД» по вопросам:
— разработки тематики жизненного цикла изменений в целом и конкретных тематических направлений;
— формирования комиссий по оценке проектов изменений;
— оценке проектов изменений.
7.2 ЦМИ взаимодействует с Департаментом управления персоналом ОАО «РЖД» по вопросам:
— определения требований к компетенциям сотрудников ОАО «РЖД» при формировании обучающих программ для учителей и участников каскадов;
— отбора консалтинговых и тренинговых компаний для проведения подготовки учителей и участников каскадов и их консультационной поддержки;
— обеспечения организационных и технических условий для проведения подготовки участников каскадов;
— обеспечения участников каскадов методическими материалами, необходимыми для разработки и реализации проектов изменений;
— отбора сотрудников ОАО «РЖД» для подготовки из их числа учителей и последующего использования сотрудников, успешно освоивших данные программы, в качестве учителей на соответствующих каскадах;
— отбора сотрудников подразделений ОАО «РЖД» для выполнения ими функции представителей ЦМИ на местах, разработки для них методических материалов и мониторинга работы представителей ЦМИ на местах.
7.3 ЦМИ взаимодействует с институтами и университетами железнодорожной отрасли по вопросам отбора сотрудников для подготовки из их числа учителей, разработки соответствующих обучающих программ и методических материалов, освоения данными сотрудниками указанных программ и последующего использования сотрудников, успешно освоивших данные программы, в качестве учителей.
7.4 ЦМИ взаимодействует с корпоративным университетом ОАО «РЖД» по вопросам:
— разработки обучающих программ, методических материалов для подготовки учителей и участников каскадов к разработке и реализации проектов изменений.
7.5 ЦМИ взаимодействует с различными консалтинговыми и тренинговыми компаниями в целях их отбора для проведения подготовки учителей и участников каскадов и оказания им необходимой консультационной поддержки.
7.6 ЦМИ взаимодействует с Экспертным советом по вопросам:
— рассмотрения и утверждения целевой модели корпоративной системы менеджмента;
— рассмотрения и приемки результатов этапов жизненного цикла изменений;
— рассмотрения и утверждения результатов проведения жизненного цикла изменений.
8. Организация управления деятельностью Центра менеджмента изменений
8.1 ЦМИ возглавляет директор, который подчиняется старшему вице-президенту ОАО «РЖД» по стратегическим вопросам.
8.2 ЦМИ имеет следующую штатную структуру:
— административная группа (менеджеры по управлению представителями ЦМИ на местах);
— методическая группа (менеджеры-методисты по разработке обучающих программ и методических материалов);
— группа консультационной поддержки участников каскадов;
— группа информационно-технической поддержки (менеджеры по информационно-технической поддержке базы проектов изменений);
— аналитическая группа (менеджеры по анализу и мониторингу хода выполнения работ по жизненному циклу изменений);
— офис-менеджеры ЦМИ.
9. Показатели деятельности
9.1 Показателями деятельности ЦМИ являются следующие:
9.1.1 Сроки и продолжительность проведения каскада.
Данный показатель определяется по формуле (1):
Плановая продолжительность каскада — Фактическая продолжительность каскада (1)
Примечание — Плановые сроки и продолжительность каскада определены в распоряжении о начале каскада. Фактические сроки и продолжительность каскада определяются по датам проведения каскада.
9.1.2 Процент обеспеченности участников каскада методическими материалами.
Данный показатель определяется по формуле (2):
Фактическое количество предоставленных методических
материалов для участников каскада
___________________________________________________ х 100 %. (2)
Фактическое количество участников каскада
9.1.3 Процент обеспеченности учителей методическими материалами.
Данный показатель определяется по формуле (3):
Фактическое количество предоставленных методических
материалов для учителей
___________________________________________________ х 100 %. (3)
Фактическое количество учителей
9.1.4 Процент посещаемости участниками каскада очных сессий
Данный показатель определяется по формуле (4):
Среднее фактическое количество участников каскада на
всех очных сессиях
___________________________________________________ х 100 %. (4)
Планируемое количество участников каскада
Примечание — Планируемое количество участников каскада определено в списке участников каскада. Фактическое количество участников каскада на сессиях указано в отчетах о посещаемости.
9.1.5 Степень удовлетворенности участников каскада очной сессией
Данный показатель определяется как среднее значение оценок удовлетворенности участников каскада сессией.
Примечание — Оценки удовлетворенности участников каскада сессией зафиксированы в анкетах обратной связи участников каскада.
10. Принятые сокращения
10.1 В настоящем документе применяются следующие обозначения и сокращения:
ГОСТ Р — государственный стандарт Российской Федерации;
ДК — директива по качеству;
СТК — стандарт по качеству;
СТО — стандарт организации;
ОАО «РЖД» — открытое акционерное общество «Российские железные дороги»;
РФ — Российская Федерация;
ЦМИ — Центр менеджмента изменений.
11. Нормативные ссылки
ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ДК 1.06.001 Система менеджмента изменений ОАО «РЖД». Требования к целевой модели корпоративной системы менеджмента
СТК 1.06.006 Система менеджмента изменений ОАО «РЖД». Руководство по информационной поддержке изменений
СТК 1.06.007 Система менеджмента изменений ОАО «РЖД». Руководство по формированию и поддержанию базы проектов изменений
Изменения
Версия |
Дата |
Разработчик |
Краткое описание изменения |