Стандарт ОАО РЖД N СТО РЖД 1.02.025-2010 от 14.09.2010 г. N 1924р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО «РЖД»
от 14 сентября 2010 г. N 1924р
СТО РЖД 1.02.025-2010
БЕЗОПАСНОСТЬ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ И ПРИМЫКАНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
1 РАЗРАБОТАН открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС»)
2 ВНЕСЕН Департаментом безопасности ОАО «РЖД»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО «РЖД» от 14 сентября 2010 г. N 1924р.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт устанавливает технические требования к инженерно-техническим средствам охраны, применяемым для обеспечения безопасности пересечений и примыканий железнодорожных путей, пересечений железнодорожных путей с нефте-газопроводами и с высоковольтными линиями, а также пересечений железнодорожных путей с надземными пешеходными переходами, эстакадами и автомобильными дорогами в одном уровне (объектов) высокоскоростного железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД» и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД».
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.
СТО РЖД 1.02.014-2009 Безопасность объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта. Средства защиты объектов от актов незаконного вмешательства. Термины и определения.
СТО РЖД 1.02.017-2009 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Технические средства ограждения и охраны объектов. Технические требования.
СТО РЖД 1.02.018-2009 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Инженерные средства ограждения и охраны объектов. Технические требования.
СТО РЖД 1.02.019-2009 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Инженерные и технические средства ограждения и охраны объектов. Общие требования к эксплуатации и техническому обслуживанию.
СТО РЖД 1.02.020-2009 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Инженерные и технические средства ограждения и охраны объектов. Общие требования к ремонту.
СТО РЖД 1.02.027-2010 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Инженерно-технические средства охраны железнодорожного пути. Технические требования.
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году, а также по ежегодно издаваемому указателю стандартов ОАО «РЖД». Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения, обозначения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по СТО РЖД 1.02.014, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 железнодорожный переезд: место пересечения автомобильной дороги с железнодорожными путями в одном уровне.
3.1.2 пересечение надземное: пересечение, при котором пересекающие дороги или линии коммуникаций проходят выше железнодорожного пути.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АНВ — акт незаконного вмешательства;
ВСЖТ — высокоскоростной железнодорожный транспорт;
ИТСО — инженерно-технические средства охраны;
ИСО — инженерные средства охраны;
КПП — контрольно-пропускной пункт;
ОПО — опорный пункт охраны;
ПЦН — пульт централизованного наблюдения;
ПТУ — противотаранное устройство;
СОС — система охранной сигнализации;
СОТ — система охранного телевидения;
ТК — телевизионная камера;
ТСО — техническое средство охраны;
4.1 Безопасность объектов должна быть обеспечена выполнением организационно-правовых мер и технических мероприятий, направленных на обнаружение и предотвращение угроз безопасности, пресечение и своевременную ликвидацию последствий возможных АНВ.
Требования по организации охраны объектов устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.029 (раздел 4).
К техническим мероприятиям относятся:
— разработка требований к комплексу ИТСО;
— проектирование комплекса ИТСО;
— оснащение объектов ИТСО.
4.2 Комплекс ИТСО объектов должен обеспечивать:
— обнаружение и фиксацию попыток доступа в охраняемые зоны объектов;
— обнаружение и фиксацию попыток несанкционированного воздействия на элементы ИТСО с целью нарушения их работоспособности (функционирования);
— непосредственное обнаружение нарушителя, осуществляющего проникновение в охраняемые зоны объектов;
— задержку продвижения нарушителя на время, достаточное для фиксации факта несанкционированного доступа, формирования извещения о несанкционированном доступе и принятия мер противодействия;
— затруднение проведения возможных АНВ в охраняемых зонах объектов;
— дистанционный контроль периметра охраняемых зон объектов;
— контролируемый доступ персонала в охраняемые зоны объектов.
— Охраняемые зоны включают:
— железнодорожные переезды;
— пересечения железнодорожных путей с надземными пешеходными переходами и эстакадами;
— пересечения железнодорожных путей с нефтепроводами, газопроводами (надземные и подземные) и высоковольтными линиями;
— пересечения и примыкания железнодорожных путей.
4.2.1 Комплекс ИТСО разрабатывают с учетом обследования объекта и следующих вероятных моделей нарушителя, представленных в таблице 1 и таблице 2.
Таблица 2 Модель криминального нарушителя
Тип нарушителя |
Внешний. |
Характер ожидаемой |
1) Повреждение или вывод из строя элементов конструкций |
Количественные |
Группа лиц до пяти человек. |
Степень осведомленности |
Общее представление об объекте, место расположения |
Техническая |
1) Подручные средства; |
Способы преодоления |
1) Преодоление ограждения с использованием или без |
Способ проникновения в |
Разрушение конструкций дверных и оконных проемов. |
Способ передвижения |
Пеший (группировка «в рост», «согнувшись»). |
Тактика проникновения |
Скрытая (обманная). |
Таблица 3 Модель нарушителя — террориста.
Тип нарушителя |
Внешний. |
Характер ожидаемой |
1) Обстрел объектов защиты, находящихся в охраняемых |
Количественные |
Группа лиц до 5 человек. |
Степень осведомленности |
Знание места расположения объектов, жизненно важных |
Техническая |
1) Средства преодоления ограждения; |
Вооружение |
1) Оружие огнестрельное; |
Способ передвижения |
Пеший, на автотранспорте. |
Тактика проникновения |
Скрытая, силовая. |
5 Технические требования к инженерно-техническим средствам охраны пересечений и примыканий железнодорожных путей, пересечений железнодорожных путей с нефте-газопроводами и высоковольтными линиями, а также пересечений железнодорожных путей с надземными пешеходными переходами, эстакадами и автомобильными дорогами в одном уровне
5.1 Комплекс ИТСО объектов должен включать:
— ИСО;
— ТСО (СОТ, систему охранного освещения; систему сбора и отображения информации).
5.2 ИТСО по стойкости к воздействиям механических нагрузок и климатических факторов должны соответствовать требованиям СТО РЖД 1.02.017 (раздел 16) и СТО РЖД 1.02.018 (раздел 4).
5.3 ИТСО по надежности должны соответствовать требованиям СТО РЖД 1.02.017 (раздел 17), СТО РЖД 1.02.018 (раздел 4).
5.4 Требования к электропитанию ТСО устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 13).
5.5 ТСО по электромагнитной совместимости должны соответствовать требованиям СТО РЖД 1.02.017 (раздел 14).
5.6 ТСО по стойкости к несанкционированным воздействиям должны соответствовать СТО РЖД 1.02.017 (раздел 15).
5.7 Требования к конструкции ТСО устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 18).
5.8 Требования к маркировке и упаковке ТСО устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 19).
5.9 Требования безопасности ТСО устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 20).
5.10 Требования к эксплуатации и техническому обслуживанию ТСО устанавливают в соответствии СТО РЖД 1.02.019 (разделы 4 и 5).
5.11 Требования и порядок проведения ремонта ТСО устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.020 (разделы 5, 6 и 7).
5.12 Требования к ИСО объектов устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.018 (раздел 4).
5.12.1 В состав ИСО пересечений надземных с эстакадами, пешеходными переходами, нефтепроводами и газопроводами следует включать:
— ограждение, препятствующее несанкционированному проникновению в охраняемую зону;
— запрещающие и предупредительные знаки, в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 (раздел 6).
5.12.2 Ограждение пересечений надземных должно быть сплошным и исключать возможность попадания каких-либо предметов в охраняемую зону.
Требования к ограждению устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.018 (раздел 4). Требования к дополнительному ограждению, при необходимости, следует устанавливать для усиления основного ограждения в соответствии с [1].
5.12.3 В состав ИСО железнодорожных переездов следует включать:
— средства организации проезда в ограждениях (шлагбаумы);
— ПТУ;
— запрещающие и предупредительные знаки, в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 (раздел 6).
5.12.4 Требования к ПТУ устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.018 (раздел 4).
5.13 Требования к СОТ устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 8).
В состав СОТ следует включать:
— ТК с объективом;
— видеомониторы;
— устройства коммутации видеосигнала;
— видеорегистратор;
— детекторы движения.
5.13.1 На участках пересечений надземных ТК следует устанавливать с внутренней стороны ограждения пути. Места и интервалы установки ТК следует выбирать с учетом исключения непросматриваемых зон вдоль ближайшего к ним пути.
5.13.2 На железнодорожных переездах следует устанавливать не менее двух ТК с каждой стороны, граничащей с охранной зоной пути таким образом, чтобы зона охранного видеонаблюдения каждой ТК охватывала границы переезда и охранной зоны пути.
Примерная схема размещения ТК на железнодорожном переезде показана на рисунке 1.
5.13.3 На пересечениях и примыканиях железнодорожных путей ТК следует устанавливать в местах разрыва ограждения путей.
Примерная схема размещения ТК в местах пересечения и примыкания железнодорожных путей показана на рисунке 2.
5.13.4 Для уменьшения числа ложных срабатываний детектора движения ТК от проходящего железнодорожного транспорта на этапе проектирования комплексов ИТСО целесообразно предусмотреть возможность взаимодействия СОТ с системами железнодорожной автоматики и телемеханики.
Размещение ТК должно препятствовать их умышленному повреждению.
В качестве ТК следует использовать стационарные видеокамеры с разрешением не менее 570 ТВЛ.
5.13.5 Видеомониторы следует размещать в месте установки ПЦН.
5.13.6 Видеорегистратор и устройства коммутации видеосигнала следует размещать в шкафу в помещении ОПО. Требования стойкости к несанкционированным воздействиям для шкафа устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 15).
5.14 Система охранного освещения должна обеспечивать:
— уровень освещенности достаточный для гарантированной работоспособности изделий СОТ;
— возможность управления охранным освещением, как в ручном, так и в автоматическом режиме.
5.14.1 Управление охранным освещением в ручном режиме должно осуществляться из ОПО, а при необходимости с участков охраняемой зоны объектов или постов охраны.
5.14.2 В автоматическом режиме управления охранным освещением должно быть обеспечено включение и выключение освещения в зависимости от внешних условий.
5.14.3 Охранным освещением следует оборудовать зоны охранного видеонаблюдения объектов.
Допускается использовать рабочее освещение в качестве охранного освещения, если его параметры соответствуют требованиям, предъявляемым к охранному освещению.
5.14.4 Источники света системы охранного освещения следует устанавливать с внутренней стороны периметра ограждения объектов на отдельных опорах высотой 10-15 м от поверхности земли в соответствии с [2], за исключением источников света скрытого типа (инфракрасных), требования к размещению которых определяются требованиями к размещению ТК или которые могут быть конструктивно объединены с ТК в одном корпусе.
Размещение источников света должно исключать засветку ТК.
5.14.5 В качестве источников света рекомендуется использовать источники скрытого типа (с длиной волны излучения не менее 850 нм).
5.15 Требования к системам сбора и отображения информации предъявляют в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 7).
[1] РД 78.36.003-2002 Инженерно-техническая укрепленность. Технические
МВД России средства охраны. Требования и нормы проектирования
Утвержден Министром по защите объектов от преступных посягательств
внутренних дел РФ
06.11.2002 г.
[2] Правила N ЦУО-419 Правила пропускного режима на объектах Министерства
Утверждены МПС РФ путей сообщения Российской Федерации
13.01.1997 г.