Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 08.06.2011 N 1237р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 8 июня 2011 г. N 1237р


О ТЕХНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЯХ НА ПРОВЕДЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ И ИЗЫСКАНИЙ НА УЧАСТКАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В КАРСТООПАСНЫХ РАЙОНАХ

В целях обеспечения современного уровня и качества обследований и изысканий на участках железнодорожного пути в карстоопасных районах, получения максимально достоверной информации о наличии карста, развитии карстовых процессов и обеспечения действенного контроля за карстом:

1. Утвердить и ввести в действие прилагаемые Технические требования на проведение инженерных обследований и изысканий на участках железнодорожного пути в карстоопасных районах (далее Технические требования).

2. При организации и проведении обследований и изысканий на карстоопасных участках, в том числе при проектировании объектов железнодорожной инфраструктуры, не допускаются отступления от Технических требований или сокращение обязательных разделов Технических требований.

3. Начальникам железных дорог, начальнику Центральной дирекции инфраструктуры Супруну В.Н., начальникам Департаментов пути и сооружений Киреевнину А.Б., капитального строительства Тихонову А.Б., генеральному директору ОАО «Росжелдорпроект» Вотолевскому В.Л. (по согласованию) при разработке технических условий на проведение карстологических обследований и изысканий, в том числе при проектировании объектов железнодорожной инфраструктуры, руководствоваться настоящими Техническими требованиями.

4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на начальника Департамента пути и сооружений Киреевнина А.Б.

Вице-президент ОАО «РЖД»

В.Б.Воробьев



УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением ОАО «РЖД»

от «08» июня 2011 г. N 1237р




ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ



НА ПРОВЕДЕНИЕ ИНЖЕНЕРНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ И ИЗЫСКАНИЙ НА УЧАСТКАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В КАРСТООПАСНЫХ РАЙОНАХ



Введение

Карст является скрытым и опасным природным процессом, который протекает в основании железнодорожного пути, и воздействие которого может привести к деформациям инженерных сооружений, вызывая снижение безопасности движения поездов. При этом скорость развития и характер проявления карста, прежде всего, зависит от инженерно-геологических условий территории.

Сложность обнаружения и прогнозирования развития карста связана с большой глубиной залегания карстующихся пород и значительной протяженностью участков железнодорожного пути, расположенных на закарстованных территориях.

Разработка данных Технических требований вызвана необходимостью использования современных методов инструментальной диагностики и мониторинга за состоянием земляного полотна железных дорог и учета особенностей при проведении обследовательских работ и изысканий на участках железнодорожного пути в карстоопасных районах, которые регламентированы современной нормативной базой Российской Федерации и ОАО «РЖД».

Технические требования разработаны по заказу Департамента пути и сооружений ОАО «РЖД» в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТе) при участии специалистов инженерно-геологической базы Горьковской железной дороги.



1 Область применения.

1.1 Настоящие Технические требования устанавливают порядок и основные положения по проведению инженерных обследований и изысканий на участках железнодорожного пути, расположенных на закарстованных территориях и регламентируют требования к результатам, получаемым в ходе инженерных изысканий.

1.2 Целью проведения инженерных обследований и изысканий на участке железнодорожного пути в карстоопасных районах является оценка карстового риска и получение исходных данных для разработки рабочей документации по противокарстовой защите.

1.3 Положения настоящих Технических требований предназначены для работников органов управления и надзора за путевой инфраструктурой ОАО «РЖД», а также предприятий и организаций любых форм собственности и принадлежности, иных юридических и физических лиц, которые проводят обследования и инженерные изыскания на участках железнодорожного пути ОАО «РЖД» в карстоопасных районах.



2 Нормативные ссылки. Основные термины и определения.

В настоящих Технических требованиях приводятся ссылки на нормативы (действующие в соответствии с требованиями ФЗ «О техническом регулировании») и инструктивно-методические документы, рекомендуемые для использования при инженерных обследованиях и изысканиях на участках железнодорожного пути в карстоопасных районах, перечень которых приведен в приложении А.

В настоящих требованиях используются термины с соответствующими определениями, приведенными в приложении Б.



3 Общие положения.

3.1 Инженерные обследования и изыскания должны выполняться с учетом положений настоящих Технических требований с обязательным выполнением требований инструктивно-методических документов, перечень которых приведен в приложении А.

3.2 Инженерные обследования и изыскания должны обеспечивать подробное изучение природных и техногенных условий проявления и развития карстовых процессов на участке, что достигается выполнением комплекса изысканий, включая инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания.

В зависимости от поставленных задач могут быть выполнены инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания.

3.3 Инженерные обследования и изыскания на карстоопасных участках железнодорожного пути должны проводиться на основании технического задания (ТЗ), выданного заказчиком. ТЗ подготавливается службой пути дирекции инфра структуры железной дороги и утверждается заместителем начальника дороги — начальником дирекции инфраструктуры.

В состав ТЗ должны включаться следующие сведения и данные: наименование объекта, границы (участок, протяжение), цель (реконструкция, модернизация, восстановление несущей способности инженерных сооружений, усиление в целях снижения карстового риска), сроки и этапы проведения работ, характеристика объекта, сведения о ранее выполненных инженерных изысканиях и наблюдениях, данные о наблюдавшихся деформациях. В ТЗ также включаются требования к: производству работ, точности и достоверности изысканий, составу, срокам, порядку и форме представления результатов.

3.4 Инженерные изыскания выполняются по специально составленным про граммам. Программа должна соответствовать техническому заданию на выполнение работ и нормативным требованиям [1-11], а также отражать современную изученность геологического строения, гидрогеологических условий и карста исследуемой территории. В сложных условиях на слабоизученных территориях до составления программы целесообразно проведение предварительного обследования.

3.5 При проведении изысканий необходимо установить:

— геолого-литологическое строение земляного полотна и его основания;

— тип, распространение, характер и интенсивность проявления карста;

— гидрогеологические параметры водоносных горизонтов и грунтов зоны аэрации;

— тип, частоту и размеры современных карстовых деформаций земной поверхности и другие количественные показатели карста;

— наличие полостей, разрушенных или ослабленных зон, их положение в разрезе;

— физико-механические свойства грунтов (как покровной, так и карстующейся толщи) и их возможные изменения, связанные с карстовым процессом;

— тип гидродинамического профиля, наличие и мощность зон циркуляции карстовых вод, их связь с водами других водоносных горизонтов и поверхностными водами, химический состав вод и степень их агрессивности к карстующимся породам.

По результатам инженерных изысканий должны быть даны:

— оценка возможности возникновения, характер и вид карстовых деформаций земной поверхности и основания земляного полотна железнодорожного пути;

— оценка активизации развития карстовых процессов в результате техногенных воздействий;

— рекомендации по видам и параметры противокарстовой защиты.

3.6 При выполнении инженерных изысканий на участках железнодорожного пути в карстоопасных районах должны соблюдаться требования «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», «Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской федерации», «Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ (ЦП/485)», а также правил техники безопасности при производстве путевых работ. Кроме того, необходимо строгое соблюдение противопожарной безопасности и охране окружающей среды.



4 Требования к составу работ.

В состав инженерных изысканий должны входить, как правило, следующие виды работ:

— сбор, анализ и обобщение материалов ранее проведенных изысканий, а также сведений по опыту строительства и эксплуатации сооружений в регионе проведения изысканий;

— дешифрование космофотоматериалов участка проведения изысканий;

— маршрутные карстологические обследования местности;

— инженерно-геодезические изыскания;

— инженерно-геофизические изыскания;

— инженерно-геологические изыскания;

— инженерно-гидрометеорологические изыскания (при необходимости);

— инженерно-экологические изыскания (при необходимости);

— гидрогеологические исследования;

— лабораторные работы и экспериментальные исследования;

— районирование и микрорайонирование (зонирование) закарстованной территории по характеру и степени карстоопасности;

— разработка рекомендаций по противокарстовой защите.



5 Требования к сбору, анализу и обобщению материалов ранее проведенных изысканий

Сбор, анализ и обобщение материалов, характеризующих предысторию эксплуатации участка пути и его современное состояние, проводится с целью разработки программы изысканий и является обязательным. При сборе материалов должны быть изучены:

а) материалы технического паспорта, содержащие сведения о характеристиках верхнего строения пути и земляного полотна на объекте и их состоянии:

— отчет о техническом состоянии путевого хозяйства (форма АГО-1, части I и II) и технический паспорт дистанции пути (форма АГУ-4, таблицы 2, 2а, 3, 4 и 5);

— первичные документы для заполнения таблиц паспорта — формы:

ПУ-9 (паспорт неустойчивого и деформирующегося земляного полотна), ПУ-14 (книга противодеформационных сооружений), ПУ-15(карточка на мосты), ПУ-17 (карточка на трубы), ПУ-18 (книга учета конструкции и состояния балластного слоя), ПУ-28 (книга записи результатов проверки пути, сооружений, путевых устройств и земляного полотна), ПУ-30 (книга записи результатов осмотров искусственных сооружений);

б) материалы региональных геологических фондов, в частности топографические карты, карты четвертичных отложений, карты распространения карстовых процессов и явлений, результаты аэрокосмических съемок;

в) архивные материалы службы пути и дистанций пути, содержащие сведения о предыстории строительства и эксплуатации участка, а также материалы изысканий прошлых лет и рабочие проекты противокарстовых мероприятий, хранящиеся в архивах проектных институтов, инженерно-геологической базы дороги;

г) общедоступные материалы, содержащие сведения о климате, гидрографической сети района прохождения участка, характере рельефа, геоморфологических особенностях, геологическом строении и т.п.

При сборе и систематизации информации по участкам важным для определения опасности и степени активности карста является правильная его классификация и расположение активных форм его проявления относительно железной дороги. Категория карстоопасности участка определяется в соответствии с «Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути в карстоопасных районах» ЦПИ-22/1 [16].

На основе анализа и обобщения собранного материала намечаются участки, на которых целесообразна постановка карстологических изысканий и разрабатывается их программа.



6 Требования к дешифровке космофотоматериалов.

6.1 На этапе сбора информации большое значение имеет получение космофотоматериалов участка линии и прилегающей территории, дающих представление о распространении карстовых явлений на большой площади.

Получение космофотоматериалов и их дешифровка проводится для предварительного районирования территории по карстоопасности и выделения участков постановки наземных работ. Результаты представляются в виде карт космосъемки с дешифрированием и масштабированием их и выделением характерных объектов и проявлений неблагоприятных процессов и явлений.

6.2 Полоса космической съемки по направлению железной дороги должна по ширине охватывать зону возможного влияния природной и инженерно-геологической среды, а также техногенных факторов на устойчивость и деформации объектов инфраструктуры дороги.

6.3 Дешифрирование материалов космической съемки должно быть выполнено в привязке к эксплуатационному пикетажу железной дороги. Точность при вязки должна быть не ниже +/- 5 м.

6.4 На материалах съемки должны четко и однозначно дешифрироваться следующие основные объекты и проявления процессов:

— железнодорожное полотно;

— искусственные сооружения;

— водоотводные сооружения;

— защитные и укрепительные сооружения земляного полотна;

— опоры воздушных линий электропередач и связи;

— здания и постройки;

— естественные и искусственные водоемы;

— реки и ручьи;

— овраги, лога и русла, имевших место ранее грязевых и каменных потоков, а также места их скопления;

— места повышенного увлажнения почвы и выхода на поверхность подземных вод;

— рельеф местности с возможностью определения крутизны склонов и размеров местных понижений и возвышений;

— оголенные от растительности грунтовые поверхности и зоны проявления эрозионных процессов;

— внешние признаки проявления карстовых процессов: провалы, воронки и локальные оседания.

6.5 Периодичность между наблюдениями методами космосъемки должна составлять от ежегодного для объектов с активным проявлением карста до 1 раза в 5 лет для объектов с менее активным проявлением.



7 Требования к маршрутным карстологическим обследованиям местности

7.1 При маршрутных карстологических обследованиях выполняется визуальный осмотр всех элементов железнодорожного пути и местности в пределах полосы отвода, при котором дается описание конструкции верхнего строения пути, фиксируются, выделяемые визуально, места с балластными выплесками, увеличенной толщиной балластной призмы и просадками рельсовых нитей.

7.2 В ходе обследования обращается внимание на ровность откосов земляного полотна, наличие дефектов и деформаций. Далее проводится обследование всех водоотводных сооружений и сооружений и устройств противокарстовой за щиты. При этом фиксируются месторасположение и параметры сооружений, их состояние и наличие различных дефектов и деформаций, в виде разрушения каменной кладки, смещения колец или прогиба труб и т.д.

7.3 Обследуется территория в полосе отвода, в результате чего дается описание обнажений горных пород, поверхностных проявлений карстовых процессов в виде провалов, воронок, трещин и понижений грунта и др. Описывается ландшафт, растительность. Фиксируются гидрологические и гидрогеологические про явления карста — замкнутые водосборы, очаги поглощения поверхностных вод, карстовые источники, карстовые озера и т.д.

При этом особое внимание должно обращаться на динамику развития карстовых деформаций, появление свежих их форм и признаков: воронок, провалов, понижений поверхности, трещин, а также изменения режима подземных вод. При необходимости проводится расчистка воронок с целью определения возраста и установления пространственно-временных закономерностей проявления карста на поверхности.

7.4 При маршрутных карстологических обследованиях должна быть проведена полевая сверка выявленных проявлений карста с результатами космофотосъемки.



8 Требования к инженерно-геодезическим изысканиям

8.1 Инженерно-геодезические работы должны проводиться в соответствии с требованиями СП 11-104-97 [11] и ГОСТ 24846-81.

В составе инженерно-геодезических изысканий выполняется:

— разбивка участка работ;

— устройство реперов на объекте;

— съемка плана участка;

— съемка характерных поперечных профилей;

— высотная и плановая привязка буровых скважин (шурфов, закопуш и мест отбора проб с поверхностных обнажений пород) и геофизических профилей.

8.2 При выполнении работ принимается натурное значение пикетажа на участке. При необходимости разбивка пикетажа производится от осей искусственных сооружений.

Исходными пунктами для привязки могут служить отметки реперов государственной или рабочей реперной сети, имеющих отметки в абсолютной системе координат.

При отсутствии постоянных реперов вблизи участка проведения работ (вне зоны возможных деформаций земляного полотна), производится закладка временных реперов, которые устраиваются на подферменных площадках устоев мостов, на оголовках труб или на опорах контактной сети.

Расположение принятых реперов наносят на плановую схему участка, с указанием их пикетажного значения, расстояния от оси пути и высотной отметки.

8.3 Выполняется топографическая съемка участка, в результате которой должен быть составлен план участка в масштабе 1:500 — 1:1000. На план наносится карта фактического материала, в том числе все зафиксированные наружные формы проявлений карста. Полоса съемки от подошвы земляного полотна принимается с таким расчетом, чтобы можно было бы установить основные закономерности проявления карстового процесса, но ширина полосы должна быть не менее чем по 50 м в каждую сторону от пути.

8.4 Съемка поперечных профилей производится в характерных сечениях, которые были намечены в ходе карстологического обследования участка пути, либо откорректированы по результатам проведения всего комплекса диагностических работ. Кроме того, съемка обязательно производится в сечениях устройства геофизических поперечных профилей. При этом количество поперечных профилей должно обеспечивать подробную локализацию выявленных карстовых полостей.

Разбивку профилей производят перпендикулярно к оси пути, а в кривых к хорде, середина которой проходит через снимаемый поперечник. Горизонтальные расстояния (проложения) определяется с точностью до 0,1 м, а высотные отметки до 0,01 м. Сторонность поперечных профилей устанавливается по ходу километров.

Высотную привязку устьев буровых скважин (кроме скважин расположенных на снятых поперечных профилях) и геофизических профилей производят техническим нивелированием, а их плановую привязку путем замеров расстояний от оси пути и привязкой к пикетажу.



9 Требования к инженерно-геофизическим изысканиям.

9.1 По совокупности данных ранних обследований, дешифрирования космофотоматериалов и маршрутного обследования намечаются участки проведения наземных геофизических работ.

9.2 Инженерно-геофизические исследования карста являются наиболее эффективными и экономичными методами в комплексе инженерных изысканий и должны выполняться до проведения основных инженерно-геологических работ. Основным достоинством геофизических исследований является определение строения в массиве.

9.3 Глубинность геофизических исследований должна обеспечивать изучение пород перекрывающей и верхней части карстующейся толщи до глубины, на которой отсутствуют аномалии, связанные с воздействием карстово-суффозионных процессов на карстующуюся толщу.

9.4 Геофизические исследования должны выполнять в соответствии с СП 11-105-97 Ч.I и Ч.VI в сочетании с другими видами инженерно-геологических работ. Сеть геофизических наблюдений, в зависимости от стадии изысканий и конкретно решаемых задач, определяется в соответствии с рекомендациями СП.

9.5 При выполнении изысканий на участках железнодорожного пути обязательно проведение геофизических исследований по продольным профилям, проложенным в непосредственной близости от пути, что позволяет определить наличие пустот и аномальных (разуплотненных) зон, расположенных под рельсошпальной решеткой.

9.6 Основными задачами геофизических исследований на участках пути, расположенных на закарстованных территориях, являются: определение состава и мощности рыхлых четвертичных и более древних отложений, выявление литологического строения массива горных пород, тектонических нарушений и зон повышенной трещиноватости и обводненности, наличие полостей, определении глубины залегания уровней подземных вод и направлении их движения.

9.7 Выбор методов и модификаций геофизических исследований, их комплексирование и последовательность выполнения зависят от конкретных условий участка и геолого-геофизических характеристик разреза.

Перечень основных методов геофизических исследований, рекомендованный к применению при производстве изысканий на закарстованных территориях [24] приведен в приложении В.

9.8 Геофизические исследования выполняются с охватом всей площади участка и укрупнением масштаба исследований с детализацией на выявленных карстоопасных местах. Расположение и частота геофизических профилей должны обеспечивать определение пустот, ослабленных и разуплотненных зон в трехмерном координатном пространстве в полосе под железнодорожным путем и до 50 м в стороны.

9.9 Результаты интерпретации геофизических данных представляются в виде геолого-геофизических разрезов и карт, на которых показано положение, форма и размеры выделенных геолого-геофизических элементов со значением физических свойств или геофизических параметров, характеризующих наличие или отсутствие проявлений карста.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД ОТ 20.01.2005 N 65р



10 Требования к инженерно-геологическим изысканиям

10.1 Инженерно-геологические работы выполняют в соответствии с положениями СП 11-105-97 Ч.I, Ч.II и Ч.V [2,3 и 4] и с учетом результатов карстологического обследования и наземных геофизических работ. В процессе проведения инженерно-геологических работ должны быть:

определены литологическое строение земляного полотна и его основания;

выполнены геологические разрезы основания;

установлены условия залегания грунтов и подземных вод, ослабленные зоны грунтов с возможными полостями и трещинами;

определены основные физико-механические характеристики грунтов;

установлен химический состав и агрессивность подземных вод к карстующимся породам.

10.2 Инженерно-геологическая съемка при количестве проявлений карста более чем 10 штук на 1 км пути должна проводиться в укрупненных масштабах (1:5000 — 1:2000), а на остальной территории — в масштабе 1:25000 и 1:10000.

10.3 Размещение скважин производится по результатам карстологического обследования и наземных геофизических работ. Геологические выработки в виде расчисток, шурфов, закопуш и скважин устраиваются в местах разбивки поперечных профилей и по трассам продольных геофизических профилей. Количество скважин по трассе геофизического профиля определяется его протяжением, видом полученных разрезов и наличием аномальных участков, выделенных в процессе съемки.

По отношению к наземным геофизическим работам скважины могут быть параметрическими (опорными) и контрольными (заверочными). Параметрические скважины задаются до выполнения геофизических работ на слабоизученных участках, контрольные — по аномалиям геофизических полей.

10.4 Намечаемые в программе изысканий способы бурения скважин должны обеспечивать высокую эффективность бурения, необходимую точность установления границ между слоями, возможность изучения состава, состояния и свойств грунтов.

Проходка скважин при инженерных изысканиях на закарстованных территориях производится механическим способом колонковым или ударным видом бурения. Конструкция и глубина буровых скважин определяется типом геологического разреза и зависит от глубины залегания карстующихся пород и мощности закарстованной зоны. Начальный диаметр скважины на карст должен быть 127 -168 мм. Скважинами вскрывается вся закарстованная зона с заглублением в монолитные, неизмененные карстовым процессом породы до 5 м. Конечный диаметр бурения должен быть не менее 89 мм.

В буровом журнале обязательно отражается послойная характеристика трещиноватости, пустотности, проявлений закарстованности, заполнителя карстовых полостей и трещин, степени выветрелости и разрушенности пород.

В процессе бурения особо фиксируются интервалы глубин провалов и быстрого погружения бурового снаряда. Обязательны замеры уровней воды в начале и конце рабочих смен, при смене литологических разностей пород и перед спуском колонкового снаряда (или после его подъема). Глубину установившегося уровня подземных вод следует фиксировать для каждого водоносного слоя (горизонта) с указанием конструкции скважины (в том числе по результатам контрольного промера). При извлечении колонны обсадных труб гидрогеологические наблюдения продолжаются.

Отбор образцов грунтов из горных выработок и естественных обнажений, а также их упаковку, доставку в лабораторию и хранение следует производить в соответствии с ГОСТ 12071.

Отбор проб воды проводится в соответствии с программой работ после соответствующей прокачки скважины с отслеживанием начального (15-30 минут) периода восстановления уровня.

Тампонаж скважин, кроме скважин специального назначения <1>, проводится согласно требованиям ВСН 162-69 [30].

———————————

<1> К скважинам специального назначения относятся скважины, оборудованные и в дальнейшем используемые для гидрогеологических наблюдений и полевых испытаний грунтов

Колонки геологических выработок должны быть нанесены на соответствующие поперечные и продольные профили.

10.5 С целью оконтуривания ослабленных и разуплотненных зон в покровных отложениях, оценки основных свойств грунтов, изучения погребенных карстовых форм и кровли карстующихся пород кроме традиционных буровых работ выполняются специальные полевые исследования грунтов: пенетрационно-каротажные, статическое и динамическое зондирование, испытания статическими нагрузками и срезом в скважинах и шурфах и др. Данные работы выполняются в соответствии с требования ГОСТ 5686-94, 19912-2001, 20276-99, 25260-82*, 28514-90, 30672-99 и вместе с инженерно-геофизическими изысканиями должны обеспечивать определение пустот, ослабленных и разуплотненных зон в трехмерном координатном пространстве.



11 Требования к инженерно-гидрометеорологическим изысканиям

11.1 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для участков пути, рас положенных на закарстованных территориях, выполняются в случае, если вблизи участка имеются реки, озера, водохранилища или другие водотоки либо водоемы, режим которых может влиять на протекание карстовых процессов на участке.

Необходимость выполнения инженерно-гидрометеорологических изысканий, их состав и объемы устанавливаются в программе изысканий на основе технического задания заказчика.

11.2 При инженерно-гидрометеорологических изысканиях изучению подле жит гидрологический режим водотоков и водоемов с определением параметров процесса подтопления территории подземными водами и изменении их химического состава и влияния его на гидрологический режим подземных вод под железнодорожным путем.

В результате инженерно-гидрометеорологических изысканий должен быть дан прогноз изменения режима подземных вод под железнодорожным путем на перспективу не менее 10 лет.



12 Требования к инженерно-экологическим изысканиям

12.1 Инженерно-экологические изыскания для участков пути, расположенных на закарстованных территориях, выполняются в случае, если развитие карстовых процессов в основании участка может привести к загрязнению окружаю щей среды от техногенного воздействия железной дороги и, в первую очередь, загрязнению подземных вод.

Необходимость выполнения инженерно- экологических изысканий, их состав и объемы устанавливаются в программе изысканий на основе технического задания заказчика.

12.2 Инженерно- экологические изыскания должны обеспечивать:

— комплексное изучение природных и техногенных условий участка пути и прилегающей территории;

— оценку современного экологического состояния геологической среды и эко системы в целом, их устойчивость к техногенным воздействиям и развитию карстовых процессов, а также способности к восстановлению;

— оценку экологической опасности и риска;

— оценку воздействия на экологию различных противокарстовых мероприятий и разработку рекомендаций по предотвращению вредных и нежелательных экологических воздействий при выполнении противокарстовых мероприятий.



13 Требования к гидрогеологическим исследованиям

13.1 К гидрогеологическим исследованиям участков пути, расположенных на закарстованных территориях, предъявляются повышенные требования. Для всей исследуемой толщи устанавливают водоносные, водопроницаемые и водоупорные горизонты и зоны, а также температуру, химический состав и растворяющую

способность вод к карстующимся породам.

Кроме того, должны быть определены режим подземных вод, условия их питания, движения и разгрузки, потери из водохранилищ, водопритоки в подземные выработки, взаимосвязь подземных горизонтов между собой и с поверхностными водами.

13.2 в процессе бурения обязательно выполнение гидрогеологических наблюдений, при которых отмечаются:

— интервалы различного характера циркуляции промывочной жидкости (нормальная циркуляция, частичное, большое или полное поглощение);

— глубина появления воды для каждого водоносного горизонта;

— скорость восстановления уровня воды в скважине и установившийся уровень для каждого из интервалов поглощения.

13.3. Опытно-фильтрационные работы (откачки, наливы, нагнетания) производятся по имеющимся методикам для определения коэффициентов фильтрации, водоотдачи, удельных и общих дебитов, направления и скорости движения вод, а также коэффициентов сопротивления водоупоров, градиентов горизонтальной и вертикальной фильтрации. Проводятся опыты по запуску индикаторов в скважины или в места поглощения вод для определения направления и скорости их движения. При выполнении опытно-фильтрационных работ измеряется температура и отбираются пробы воды на химический анализ.

13.4. При выполнении мониторинга на исследуемой территории часть скважин должна обставляться и оборудоваться колоннами труб, фильтрами и оголовками для стационарных наблюдений за уровнями, температурой и химическим составом вод по специальной программе работ.



14 Требования к лабораторным работам и экспериментальным исследованиям

14.1 Лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов для участков пути на закарстованных территориях включают более широкий комплекс работ, чем в обычных условиях.

14.2 Для определения степени опасности обнаруженных карстовых полостей и выявления механизма провалообразования определяются физико-механические характеристики карстующихся пород: плотность, удельный вес, модуль деформации и упругости, предел прочности на одноосное сжатие, растяжение и изгиб, как в монолитном залегании, так и в условиях, приближающихся к природным, с учетом трещиноватости и закарстованности.

14.3 Для дисперсных пород покрывающих отложений выполняются обще принятые лабораторные исследования физико-механических свойств. В случае необходимости проводятся специальные лабораторные исследования, которые используются не только в обычных целях, но и для решения специфических за дач: оценке гидрогеологических условий развития карста, определение суффозионных свойств, выноса заполнителя из карстовых полостей и трещин, изучение тиксотропных свойств песчаных грунтов и карбонатной муки.

14.4 С целью оценки способности горных пород к растворению подземными водами должны проводиться минерало-петрографические исследования и изучение химического состава горных пород, в том числе с учетом их техногенного загрязнения, а также для уточнения литолого-стратиграфического расчленения карстующейся толщи и покрывающих отложений, решения специфических задач (например, изучение возраста и истории развития карста).

14.5 Для определения степени агрессивности подземных вод к карстующимся породам и скорости растворения этих пород, выделения гидрохимических зон, изучения взаимосвязи между водоносными горизонтами, изменений химического состава подземных вод под влиянием естественных и техногенных факторов выполняется химический лабораторный анализ подземных вод.

14.6 При необходимости определения возраста карстовых воронок и полостей дополнительно могут применяться спорово-пыльцевой, палеонтологический,

археологический и радиоактивный методы.

14.7 Экспериментальные лабораторные исследования, включая моделирование, проводятся при необходимости:

— установления основных, главным образом, количественных закономерностей карстового процесса (определение скоростей растворения пород, выявление механизма карстовых и карстово-суффозионных деформаций применительно к конкретным инженерно-геологическим условиям);

— прогноза развития карста во времени и пространстве с учетом воздействия техногенных факторов;

— оценки степени опасности обнаруженных карстовых полостей;

— определения параметров проектирования противокарстовых мероприятий.



15 Требования к районированию и микрорайонированию (зонированию) закарстованной территории по характеру и степени карстоопасности

15.1 В ходе инженерных изысканий должно быть выполнено районирование участка и его зонирование по характеру и степени карстоопасности, что предполагает:

— определение типа карста по литологии, расположению и глубине карстующихся пород относительно железнодорожного земляного полотна и искусственных сооружений;

— количественную оценку карстовой опасности всего участка и его разделение по зонам карстовой опасности;

— прогноз развития карста, включая оценки, интенсивности и периодичности проявлений карста на земной поверхности и под землей и их опасности для сооружений железнодорожного пути на участке;

— оценку возможности карство-суффозионных процессов;

— оценку техногенного воздействия железнодорожного пути на интенсивность карстовых процессов.

15.2 Районирование должно определить характер и степень опасности проявлений карста для различных железнодорожных сооружений.

15.3 При оценке карстового риска должна быть установлены:

— потенциально возможные типы и подтипы карстового риска на рассматриваемом карстоопасном участке;

— характер и степень влияния различных техногенных воздействий на развитие карстовых и карстово-суффозионных процессов как непосредственно на рассматриваемом участке пути (инфильтрация воды из водоотводных сооружений, статические нагрузки и вибродинамические воздействия поездов и др.), так и на окружающей территории (подтопление, откачка подземных вод, добыча полезных ископаемых и др.);

— закономерности (механизмы) формирования различных поверхностных и подземных проявлений карста в основании земляного полотна и искусственных сооружений;

— количественные характеристики тех или иных проявлений карста, определяющих вероятность поражения ими верхнего строения пути, земляного полотна и искусственных сооружений;

— прогнозируемые размеры проявлений карста, которые необходимы для на значения и проектирования противокарстовой защиты.

Отдельно должны быть выделены зоны, где возможны карстовые риски типа А, обусловленные вероятностью повреждения сооружений вследствие различных типов поверхностных проявлений карста (провалов, локальных и общих оседаний и др.).

15.4 Оценка карстового риска должна осуществляться по результатам комплекса инженерных изысканий (инженерно-геологических, инженерно-геодезических, геотехнических, инженерно-экологических), а также выполнения мониторинга. Такая оценка должна в максимальной степени учитывать региональные особенности развития карста и специфику железнодорожных сооружений на рассматриваемом карстоопасном участке пути.

Категорирование опасности карста для сооружений железнодорожного пути на каждом километре проводится в соответствии с требованиями Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути в карстоопасных районах (первая

редакция) в зависимости от типа карстующихся пород по характеристикам карстовых проявлений, найденных в полосе по 50 м в каждую сторону от бровки основной площадки земляного полотна.



16 Требования по разработке рекомендаций по противокарстовой защите

16.1 В результате инженерных изысканий должны быть даны рекомендации по виду противокарстовой защиты, что определяется анализом, выявленных особенностей и условий протекания карстового процесса на участке, характеристик, конструкции и класса пути самого участка.

16.2 Рекомендуемые мероприятия по противокарстовой защите должны обеспечивать в течение заданного срока допустимый уровень риска по безопасности движения, устанавливаемый в зависимости от класса пути в соответствии с требованиями Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути в карстоопасных районах (первая редакция).

16.3 Вид противокарстовой защиты следует выбирать путем сравнения раз личных вариантов, исходя из целесообразности применения его в конкретных природных и строительно-эксплуатационных условиях. При этом должны учитываться инженерно-геологическая эффективность того или иного вида противокарстовой защиты и степень влияния ее на геологическую среду. При оценке технико-экономической эффективности противокарстовой защиты должны учитываться стоимость необходимых дополнительных изысканий, стоимость противокарстовой защиты, эксплуатационные затраты на содержание и ремонты пути за рас четное время эксплуатации.

16.4 Для всех карстоопасных участков пути мероприятия по противокарстовой защите в обязательном порядке должны включать проведение в дальнейшем карстологического мониторинга участка.



17 Требования к результатам инженерных изысканий

17.1 Результаты инженерных изысканий на участках железнодорожного пути в карстоопасных районах должны быть представлены в виде технического отчета, графических материалов и приложений.

17.2 В техническом отчете для оценки карстовых процессов дополнительно к общим условиям должны быть отражены [1]:

— распространение, условия залегания, литологический и петрографический составы карстующихся пород, их трещиноватость и степень закарстованности, тип карста, структурно-тектонические условия, рельеф кровли карстующихся по род, состав и условия залегания покрывающих и подстилающих пород, наличие древних погребенных долин;

— гидрогеологические условия, в том числе химический состав, температура и режим подземных вод, условия их питания, движения и разгрузки, потери из водохранилищ, водопритоки в подземные выработки, взаимосвязь подземных гори зонтов между собой и с поверхностными водами, растворяющую способность подземных вод по отношению к карстующимся породам, их проницаемость и интенсивность водообмена;

— проявления карста под землей — трещины, каверны и разнообразные полости, их расположение и размеры, зоны разуплотненных и с нарушенным залеганием пород, степень заполнения карстовых полостей и другие проявления;

— проявления карста на земной поверхности — воронки, впадины, провалы и оседания земной поверхности, очаги поглощения поверхностных вод, характер деформаций зданий и сооружений и другие установленные проявления карста.

Также в техническом отчете на основе анализа результатов изысканий должны быть даны:

— количественная оценка карстовой опасности всего участка и проведено его разделение по категориям карстовой опасности в соответствии с требованиями Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути в карстоопасных районах (первая редакция);

— прогноз развития карста, включая оценки, интенсивности и периодичности проявлений карста на земной поверхности и под землей и их опасности для сооружений железнодорожного пути на участке;

— рекомендации по проведению противокарстовых мероприятий.

17.3 Графическая часть отчета должна содержать:

— карту фактического материала (на топографическом плане М 1:500 — 1:1000) с указанием обнаруженных форм поверхностного проявления карста и зон ослабления грунтов в основании;

— инженерно-геологические разрезы вдоль пути и характерные поперечные профили, на которых обозначены все выявленные характеристики карстовых по род, в том числе, зоны с пустотностью, трещиноватостью и разрушением карстующихся пород, зоны разуплотнения, гидрогеологические условия;

— колонки или описания горных выработок.

17.4 В приложения к техническому отчету включаются:

— таблицы лабораторных определений показателей свойств грунтов и химического состава подземных вод с результатами их статистической обработки;

— таблицы результатов геофизических и полевых исследований грунтов, стационарных наблюдений и других работ;

— каталоги координат и отметок выработок, точек зондирования и геофизических исследований, а также описание точек наблюдения.

Интересно почитать:   ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВНУТРЕННИХ ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ОАО "РЖД" ПО ДИРЕКЦИИ СКОРОСТНОГО СООБЩЕНИЯ (часть 20) от 11 апреля 2012 г. N 718р



18 Карстологический мониторинг.

18.1 Под понятием «карстологический мониторинг» («карстомониторинг») понимается выполнение следующих операций: режимные наблюдения, создание банка данных на ЭВМ, анализ информации для оценки современной обстановки развития карста, оперативный прогноз развития карста во времени и пространстве, а в случае необходимости, принятие решений по противокарстовой защите.

18.2 Целью карстомониторинга является своевременное выявление негативных последствий для железнодорожного пути от развития карстового процесса. Объектный карстомониторинг должен включать следующие виды работ:

— карстологическое обследование, проводимое в стометровой зоне вокруг объекта;

— комплекс геофизических исследований (см. выше), позволяющий фиксировать динамику развития карстовых аномалий в толще горных пород;

— применение межскважинных технологии для оценки состояния горных по род и динамики современного карстово-суффозионного процесса непосредственно под земляным полотном железных дорог (межскважинное сейсмоакустическое просвечивание);

— режимные наблюдения за проявлением карста, проводимые инженерно-геологическими базами дорог и (или) специализированными научно-исследовательскими и проектно-изыскательскими организациями;

— режимные наблюдения за стабильностью геометрии рельсовой колеи с обработкой результатов измерений путеизмерительных вагонов по специальным методикам;

— устройство автоматических сигнальных устройств, фиксирующих деформации в основании сооружении.

— оценку карстовой опасности и прогноз возможного развития карстовых де формаций;

— разработку предложений по изменению порядка текущего содержания участка и назначение допустимых скоростей движения;

— разработку предложений по противокарстовой защите потенциально- опасных участков.



Приложение А

Список использованных документов

А.1 СНиП и СП

1. СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения/ Минстрой России. -М., 1997.-43 с.

2. СП 11-105-97. Ч. I Инженерно-геологические изыскания для строительства/ Госстрой России, 1998.

3. СП 11-105-97. Ч. II Инженерно-геологические изыскания в районах опасных геологических и инженерно-геологических процессов/ Госстрой России, 1998.

4. СП 11-105-97. Инженерно-геологические изыскания для строительства. Ч.V. Правила производства работ в районах с особыми природно-техногенными условиями. — М.: ПНИИИС, 2003. -36с.

5. СП 11-105-97. Инженерно-геологические изыскания для строительства. Ч.VI. Правила производства геофизических исследований. — М.: ПНИИИС, 2004. — 49с.

6. СП 11-102-97. Инженерно-экологические изыскания для строительства/ Госстрой России, 1997.-41с.

7. СНиП 2.02.01-83*. Основания зданий и сооружений/ Минстрой России. — М.,1995. — 48 с.

8. СНиП 2.01.01-82. Строительная климатология и геофизика/ Госстрой СССР. — М.: Стройиздат, 1983.- 136 с.

9. СНиП 22.01-95. Геофизика опасных природных воздействий/ Минстрой России. — М., 1996. — 7 с.

10. СНиП 2.01.15-90. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования/ Госстрой СССР. — М., 1991. — 32 с.

11. СП 11-104-97. Инженерно-геодезические изыскания для строительства. — М.: ПНИИИС, 1997.-77с.

А.2 Территориальные и ведомственные документы

12. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

13. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.

14. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути.

15. Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути.

16. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути в карстоопасных районах (первая редакция).

17. Инструкция по содержанию искусственных сооружений.

18. Инструкции по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод.

19. Технологический регламент диагностики и режимных наблюдений объектов земляного полотна для постоянной эксплуатации.

20. Методика паспортизации и мониторинга состояния земляного полотна в неблагоприятных инженерно-геологических условиях.

21. Временная инструкция по контролю за состоянием земляного полотна железнодорожного пути в карстоопасных районах Горьковской ж.д. (Дополнение к «Инструкции по содержанию земляного полотна железнодорожного пути», ЦП/3511).

22. Концепция комплексного управления надежностью, рисками, стоимостью жизненного цикла на железнодорожном транспорте.

23. ТСН 22-308-98 НН. Инженерные изыскания, проектирование, строительство и эксплуатация зданий и сооружений на закарстованных территориях Нижегородской области. — Нижний Нов город: Администрация Нижегород. Обл., 1999.

24. ТСН 11-301-2004 Пермской области. Инженерно-геологические изыскания для строительства на закарстованных территориях Пермской обл., 2005.

25. ТСН 302-50-95 РБ. Инструкция по изысканиям, проектированию, строительству и эксплуатации зданий и сооружений на закарстованных территориях. — Уфа: Госстрой Республики Башкортостан, 1996.

26. РСН 64-87. Инженерные изыскания для строительства. Технические требования к производству геофизических работ. Электроразведка. — М.: Госстрой РСФСР. 1985. — 61 с.

27. РСН 66-87. Инженерные изыскания для строительства. Технические требования к производству геофизических работ. Сейсморазведка. — М.: Госстрой РСФСР, 1987. — 53 с.

28. РСН 75-90. Инженерные изыскания для строительства. Технические требования к производству геофизических работ. Каротажные методы.- М.: Госстрой РСФСР, 1990. — 75 с.

29. ВНМД 36-80. Рекомендации по поиску и оконтуриванию заполненных карстовых полостей скважинной электроразведкой.- М.: Госстрой РСФСР. 1980. — 32 с.

30. ВСН 162-69. Инструкция на тампонаж разведочных и стационарных скважин, пробуренных в процессе проведения инженерно-геологических изысканий для строительства метрополитенов и горных тоннелей. — М.: Минтрансстрой СССР. 1970. — 16 с.

А.3 Методические документы

31. Рекомендации по использованию инженерно-геологической информации при выборе способов противокарстовой защиты/ ПНИИИС. — М.: Стройиздат, 1987. — 80с.

36. Руководство по инженерно-геологическим изысканиям в районах развития карста/ ПНИИИС.М., 1995. — 167 с.

37. Методические вопросы изучения соляного карста (на примере месторождений Предуралья). -М.: Геоинформмарк, 1997. — 82с.

38. Методические рекомендации по гидрохимическому изучению карстовых вод. — Симферополь: Институт минеральных ресурсов, 1976. — 28с.

39. Методические рекомендации по изучению инженерно-геологических явлений, связанных с карстом. — М.: ВСЕГИНГЕО, 1971. -65с.

40. Методические рекомендации по изучению режима поверхностных и подземных вод в карстовых районах СССР. -Л.: Гос. гидролог, ин-т, ВСЕГИНГЕО, 1967. — 128с.

41. Рекомендации по изучению карста геофизическими методами.- М.: Стройиздат, 1986. — 112с.

42. Рекомендации по использованию инженерно-геологической информации при выборе противокарстовой защиты. — М.: Стройиздат. 1987. — 80с.



Приложение Б

Основные термины и определения

допустимый риск — максимальный уровень риска для железнодорожного пути, который приемлем

карст — совокупность геологических, гидрогеологических и (или) техногенных процессов и явлений, обусловленных растворением скальных или полускальных горных пород, в результате которых происходят изменения структуры и состояния этих и вышележащих пород, образование системы взаимосвязанных полостей, трещиноватых и разуплотненных зон и обусловленных ими провалов, оседаний и других деформаций земной поверхности и оснований сооружений. Термин «карст» во множественном числе употреблять не допускается

карстующаяся порода — скальная или полускальная горная порода, подверженная растворению

карстовый риск — вероятность возникновения опасной ситуации вследствие негативного влияния карстовых процессов, являющейся причиной нанесения вреда жизни и здоровью граждан, ущерба для железнодорожного транспорта и окружающей среде

карстоопасный участок пути — участок железнодорожного пути, имеющий опасность возникновения деформаций, вызванных проявлениями карста.

карстовая полость — свободное или заполненное вторичными (иными) продуктами пространство (обычно размерами от 20 — 30 см) в карстующейся толще пород, образовавшееся в результате их растворения и выщелачивания, а также действия сопутствующих им процессов обрушения, подземной эрозии и суффозии.

карстовое гнездо, очаг, скопление — группа карстовых воронок, близко (обычно на расстоянии, соизмеримом с их размерами) расположенных и оконтуренных небольшим радиусом удаленности.

карстово-суффозионные процессы — взаимосвязанное развитие карста и суффозии, часто неразрывное, причем суффозионные процессы протекают не только в заполнителе карстовых полостей и закарстованных трещин, но при соответствующих условиях в покрывающих карстующиеся породы отложениях.

карстовые деформации — карстопроявления в виде деформаций (сдвижений) горных пород под действием гравитационных, гидростатических и гидродинамических сил.

карстовые локальные оседания (проседания) — карстовые деформации земной поверхности (основания сооружения) без разрыва сплошности пород с образованием мульды, имеющей радиус кривизны поверхности менее 1 км и обусловленной сдвижением грунтов над карстовыми полостями или разуплотненными (ослабленными) зонами в карстующихся породах и покровных отложениях.

карстовые общие оседания — относительно медленные деформации земной поверхности (основания сооружений) без разрыва сплошности пластов горных пород в виде мульды сдвижения больших размеров с радиусом кривизны свыше 1 км и обусловленные, как правило, интенсивным растворением поверхности карстующихся пород, суффозионным выщелачиванием и выносом тонких и мелких частиц грунта в карстовые полости и закарстованные трещины, прогибом пород над системой карстовых, карстово-суффозионных и карстово-гравитационно-суффозионных полостей.

карстовые провалы — как правило, быстрые деформации земной поверхности (основания сооружения) с нарушением сплошности грунтов, образующиеся вследствие обрушения их над полостями в карстующихся породах или покровных отложениях. Основные типы провалов: карстово-обвальный, карстово суффозионный, карстово-суффозионно-обвальный.

карстовые просадки — карстовые провалы с видимой глубиной до 0,25 м. (Выделяются с практической точки зрения — с учетом опыта проектирования на подрабатываемых территориях).

карстовые формы — карстопроявления, выраженные в пространстве в виде геометрических тел с определенными границами.

карстопроявления — аномальные явления в геологической среде (горных породах, поверхностных и подземных водах) и деформации на поверхности земли, обусловленные карстовыми (карстово-суффозионньши) и сопутствующими им процессами.

механизм карстовых деформаций — совокупность рассматриваемых последовательно во времени и пространстве процессов, формирующих сдвижение горных пород преимущественно над подземными карстопроявлениями.

мониторинг — система наблюдений и контроля, производимых регулярно, по определенной программе с оценкой состояния железнодорожного пути, прогноза его изменения и своевременного принятия решений по поддержанию его в исправном состоянии

противокарстовая защита — комплекс мероприятий, способствующий снижению карстового риска

проявления карста — аномалии в толще карстующихся пород, покрывающих их грунтах или на земной поверхности, образовавшиеся вследствие карстовых или карстово-суффозионных процессов.

районирование закарстованных территорий — разделение площадей по инженерно-геологическим условиям развития карста (с учетом техногенных факторов) и категориям их устойчивости относительно вида, частоты и размера карстовых деформаций.

расчетный пролет (размер) карстового провала — параметр проектирования конструктивных противокарстовых мероприятий, характеризующий вероятное воздействие карстовых провалов на сооружение и представляющий длину хорды полной потери несущей способности основания сооружения под подошвой фундамента. Исходными данными для его определения являются: интенсивность провалообразования, средний и максимальный диаметр карстового провала, размеры и очертания в плане, расчетный срок службы и уровень ответственности сооружений (ГОСТ 27751-88*).

суффозия — сложный процесс выщелачивания растворимых солей обломочных отложений, механического выноса тонких и мелких частиц и подземной эрозии с нарушением микроагрегатной структуры грунтов, формированием ослабленных и разуплотненных зон и полостей и возможным образованием на земной поверхности деформаций (блюдец, воронок, впадин). В полном составе подобен кластокарсту, но может протекать без первой составляющей (механическая суффозия).

чувствительность закарстованных территорий к техногенным воздействиям — возможность изменения скорости растворения (выщелачивания) карстующихся пород, подземной эрозии и суффозии, механизма карстовых деформаций или (и) их параметров при техногенных (антропогенных) воздействиях.



Приложение В

Методы геофизических исследований

Метод, методика

Сеть

наблюдений,

специфика

применения

Решаемые задачи

1

2

7

Вертикальное

зондирование (ВЭЗ, ВЭЗ

МДС, ВЭЗ ВП, ЧЭМЗ, ЧЗ,

ЗСП, МПП)

Сеть

Расчленение разреза по вертикали,

определение состава, строения и ряда

свойств пород, наблюдение за динамикой

процессов

Круговое ВЭЗ (КВЭЗ)

До 30% от

объема ВЭЗ

То же, что и ВЭЗ, оценка анизотропии

пород

Электропрофилирование

(СЭП, КЭП, ДЭП, ЭП-СГ,

ЭП-ВП, НЭП, ДЭМП)

Сеть

Картирование границ пород различного

состава, влажности, пористости,

обнаружение и картирование

субвертикальных геологических тел (зон

повышенной трещиноватости и др.)

Сейсморазведка (МПВ,

КМПВ, МОВ, ОГТ, ОГП)

Сеть, длина

годографа 100-

ЗООм (МПВ).

50-IOOM (ОГТ),

шаг СП 10-

Расчленение разреза, определение

положения геологических границ,

обусловленных сменой литологического

состава, состояния, степени

трещиноватости, влагонасыщенности,

закарстованности, наблюдение за

динамикой процессов.

Метод естественного

поля (ЕП)

Сеть

Обнаружение областей питания и

разгрузки подземных вод. Расчленение

разреза, выделение зон трещиноватости

и разуплотнения между скважинами или

между профилями, под сооружением.

Гравиразведка

Сеть

Обнаружение и определение размеров и

глубины залегания аномалеобразующих

тел.

Газово-эманационная

съемка

Сеть

Выделение геодинамических зон,

связанных с тектоникой и карстом.

Комплексный каротаж (ГК,

ГГК-П, KB, Тер., КС, ПС,

Рез., Рас. ТК. МСК, ВП.

АК, ИКи

др-)

Во всех

скважинах на

карст

Расчленение разреза, обнаружение

трещиноватых и закарстованных зон,

определение состава, строения и

свойств пород, изучение режима

подземных вод.

Метод заряда (МЗ)

Выполняется в

скважинах,

вскрывших

карстовые

полости, на 2-х

или 3-х уровнях

по сети 10-5 X

5-2м или по 8-

ми азимутам

(шаг 5-2м)

Определение формы и размеров карстовых

полостей и закарстованных зон,

обнаружение закарстованных зон в

околоскважинном пространстве.

Примечания

1. ВЭЗ — вертикальное электрозондирование, ВЭЗ-МДС — вертикальное электрозондирование по методу двух составляющих, ВЭЗ ВП — вертикальное электрозондирование методом вызванной поляризации, ЧЗ — частотное зондирование, ЧЭМЗ — частотное электромагнитное зондирование, ЗСП — зондирование становлением поля, МПП — метод переходных процессов, СЭП — симметричное электропрофилирование, КЭП — комбинированное электропрофилирование, ДЭП-дипольное электропрофилирование, ЭП-СГ — электропрофилирование методом срединного градиента, ЭП ВП электропрофилирование методом вызванной поляризации, НЭП — непрерывное электропрофилирование, ДЭМП-дипольное электромагнитное профилирование, МПВ — сейсморазведка методом преломленных волн, КМПВ — корреляционный метод преломленных волн, МОВ — метод отраженных волн, ОГТ — сейсморазведка методом общей глубинной точки, ОГП — сейсморазведка методом общей глубинной площадки, СП-сейсмоприемники, ПВ — пункты возбуждения упругих колебаний (взрыва, удара), ПП — пункты приема. ГК — гамма-каротаж, ГГК-П-гамма-гамма-каротаж плотностной, КВ — кавернометрия, Тер. — термометрия, КС-каротаж сопротивлений, ПС — каротаж потенциалов самопроизвольной поляризации, ИК — индукционный каротаж, Рез. — резистивиметрия, Рас.- расходометрия, ТК — токовый каротаж. МСК — электрокаротаж методом скользящих контактов. ВП — каротаж вызванной поляризации, АК — акустический каротаж, Ск — сейсмокаротаж, МЗ — метод заряда.

2. Закарстованные зоны, по геофизическим данным, могут характеризоваться следующими признаками: наличием коррелируемых зон высоких градиентов Дельта(g), Дельта(U), аномальных (по отношению к среднему) зон параметров рк, SK, Vp, Vs, искажениями кривых зондирования и годографов МПВ, MOB.

Карстовые полости, по геофизическим данным, могут характеризоваться следующими признаками: параметрами Дельта и pt <0, параметром Лямбда >1,2 (<1), параметром n, % >50, интенсивными локальными аномалиями МЗ, Дельта(g) и эманации радона, уменьшением скоростей продольных (Vp) и поперечных (Vs) волн на 30-50 % и резкими искажениями волновой картины, резкими искажениями кривых зондирования, уменьшением значений рк в 2-3 раза и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности