Распоряжение ОАО РЖД от 29.09.2011 N 2112р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 сентября 2011 г. N 2112р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО РЕГЛАМЕНТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, ДРУГИХ ФИЛИАЛОВ И СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОАО «РЖД» С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЦЕНТРАМИ МЧС РОССИИ И УПРАВЛЕНИЯМИ НА ТРАНСПОРТЕ МВД РОССИИ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В целях обеспечения эффективного взаимодействия структурных подразделений железных дорог с ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и управлениями на транспорте МВД России по субъектам Российской Федерации:
1. Утвердить и ввести в действие согласованный начальником Главного управления на транспорте МВД России Шаробаровым Д.В. 22 апреля 2011 г. и заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Поповым П.А. 23 августа 2011 г. типовой регламент взаимодействия железных дорог, других филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» с региональными центрами МЧС России и управлениями на транспорте МВД России по федеральным округам по ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.
2. Начальникам железных дорог на основании типового регламента разработать регламенты взаимодействия структурных подразделений железной дороги с ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и управлениями на транспорте МВД России по субъектам Российской Федерации в срок до 1 декабря 2011 г.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента безопасности Мартынова П.Е.
Первый вице-президент ОАО «РЖД»
В.Н. Морозов
УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО «РЖД»
от 29 сентября 2011 г. N 2112р
ТИПОВОЙ РЕГЛАМЕНТ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, ДРУГИХ ФИЛИАЛОВ И СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОАО «РЖД» С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЦЕНТРАМИ МЧС РОССИИ И УПРАВЛЕНИЯМИ НА ТРАНСПОРТЕ МВД РОССИИ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
1.1. Настоящий регламент устанавливает порядок ликвидации чрезвычайных ситуаций на _____________________ железной дороге и распространяется на:
а) руководителей и работников аппарата Управления, служб, дирекций и структурных подразделений __________________________ железной дороги;
б) руководителей регионального центра МЧС России и ГУ МЧС субъектов федерации (далее — органы МЧС России);
в) руководителей __________________________ Управления на транспорте МВД России по __________________________ федеральному округу (__________________________ линейного управления внутренних дел на транспорте) и линейных органов внутренних дел на транспорте (имеющих штатные дежурные части), охранных организаций и филиала ФГП ВО ЖДТ России;
г) руководителей и работников подразделений дочерних и зависимых обществ ОАО «Российские железные дороги» (далее — ОАО «РЖД») территориально расположенных на полигоне __________________________ железной дороги.
Регламент разработан с учетом действующих нормативных документов МВД России, Минтранса России, ОАО «РЖД», ФСБ России, Генеральной прокуратуры, МЧС России и __________________________ железной дороги.
1.2. Целью данного документа является описание порядка организации и ведения аварийно-восстановительных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на участках __________________________ железной дороги.
2. Порядок информирования и передачи данных в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
2.1. Информация о случае возникновения аварий (катастроф) и чрезвычайной ситуации на железнодорожном транспорте на участках __________________________ железной дороги должна передаваться в соответствии с требованиями Положения об организации служебного расследования транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий на инфраструктуре ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 01.07.2010 N 1419р, Инструктивными указаниями по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО «РЖД», утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 8.06.2006 N 1153р, приказом ОАО «РЖД» от 1.10.2010 N 156 «Об оптимизации системы информационного реагирования ОАО «РЖД» на чрезвычайные ситуации», Регламентом взаимодействия подразделений ОАО «Федеральная пассажирская компания» и ОАО «РЖД» при возникновении внештатных ситуаций при перевозке пассажиров в поездах дальнего следования, утвержденного 24.09.2010 N 64 и другими документами.
Порядок информационного обмена между оперативными дежурными сменами органов повседневного управления МЧС России и ОАО «РЖД» согласно приложению.
Старший дорожный диспетчер (руководитель смены) Дорожного центра управления перевозками (далее — ДЦУП), получив информацию, обязан дать оперативные приказы об оповещении руководителей железной дороги, региональных центров МЧС России (в соответствии с приложением к настоящему регламенту), УТ МВД РФ по ФО, УФСБ, работников восстановительных поездов, других причастных работников и руководителей структурных подразделений железной дороги, согласно утвержденной схеме оповещения.
Принять меры для организации взаимодействия с руководством субъектов Российской Федерации и местными муниципальными образованиями где произошла чрезвычайная ситуация в оперативном порядке через дежурные службы.
При территориальной приближенности информировать руководителей соседних регионов и муниципальных образований через дежурные службы.
2.2.Приказ на отправление восстановительных и пожарных поездов на ликвидацию последствий схода подвижного состава дается:
2.2.1. В границах региона железной дороги — диспетчером дорожным по району управления ДЦУП;
2.2.2.В границах железной дороги — старшим дорожным диспетчером (руководителем смены) ДЦУП;
2.2.3. Во всех случаях к месту происшествия направляются не менее двух восстановительных поездов (по одному с каждой стороны).
2.3.Отправление восстановительного поезда со станции дислокации должно быть обеспечено не позднее чем через 40 мин. после получения приказа.
2.4. Поездной диспетчер, начальник станции, начальник восстановительного поезда и дежурный по станции несут личную ответственность за отправление восстановительного поезда со станции дислокации в установленный нормативный срок.
2.5. Старший дорожный диспетчер (руководитель смены) ДЦУП обязан контролировать продвижение восстановительных (пожарных) поездов к месту происшествия, а также ход ведения аварийно-восстановительных работ, информируя об этом главного диспетчера Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» и начальника оперативной смены Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД».
2.6. Старший оперативный дежурный ЦУКС регионального центра МЧС России по запросу руководства __________________________ железной дороги в соответствии с принятыми решениями и планами отдает указание на привлечение сил и средств для ликвидации аварий (катастроф) и чрезвычайных ситуаций в установленном порядке.
2.7. Ответственность за своевременное продвижение восстановительных поездов к месту работы и обратно несут:
поездной диспетчер — в границах своего участка;
диспетчер дорожный по району управления ДЦУП — в границах района управления;
старший дорожный диспетчер (руководитель смены) ДЦУП — в границах железной дороги.
3. Организация работ и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
3.1 Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится согласно:
Инструктивных указаний по организации аварийно-восстановительных работ на железных дорогах ОАО «РЖД», утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 8.06.2006 N 1153р;
Плана действий железной дороги по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработанного в соответствии со стандартом ОАО «РЖД» Требования к планам работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций в структурных подразделениях ОАО «РЖД», утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 31.12.2008 N 2920р.
Федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации;
планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций;
Плана действий Управления на транспорте МВД России по федеральному округу при возникновении ЧС.
3.2. Реагирование на чрезвычайные ситуации осуществляется в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) в зависимости от характера чрезвычайной ситуации (природного и техногенного, криминогенного, террористического или технического) и ее масштабов (локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального).
В работе координационных органов РСЧС принимают участие представители ОАО «РЖД»:
— в регионах железной дороги — председатель региональной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций — заместитель начальника железной дороги по региону;
— в управлении железной дороги — председатель дорожной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций — первый заместитель начальника железной дороги;
3.3. Для координации и оперативного руководства по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации восстановления прерванного движения поездов, обеспечения вывоза пассажиров, снабжения материалами, механизмами, оборудованием, питанием, выделения и доставки дополнительного количества рабочей силы, создается оперативная группа. В состав группы входят руководители аппарата главного ревизора по безопасности движения (РБ), дирекции управления движением (Д), дирекции инфраструктуры (ДИ), дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин (ДПМ), дирекции по ремонту пути (ДРП), дирекции связи (НС), дирекции тяги (Т), дирекции по ремонту тягового подвижного состава (ДРТ), службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях (Л), специальной службы (HP), службы управления персоналом (НОК), дирекции тепловодоснабжения (ДТВ), регионального центра безопасности (РЦБЗ), дирекции материально-технического обеспечения (ДМТО), региональной дирекции медицинского обеспечения (НВС), дирекции пригородных перевозок, службы охраны труда и промышленной безопасности (НБТ), юридической службы (НЮ), филиала ОАО «ЖТК», службы по связям с общественностью (НЦОС), филиала ФГП ВО ЖДТ России на __________________________ железной дороге (по согласованию), отдела охраны природы (НОП), Территориального отдела Территориального управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, Главный государственный санитарный врач по __________________________ железной дороге (по согласованию).
Задачей оперативной группы является обеспечение аварийно-восстановительных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в кратчайшие сроки. Обязанности руководителя, его заместителей и членов оперативной группы регламентированы приказом начальника железной дороги.
3.4. Заместитель начальника железной дороги по региону, являясь ответственным руководителем работ, по прибытии на место происшествия обязан совместно с начальниками восстановительных поездов разработать и утвердить оперативный план восстановления движения. План должен предусматривать мобилизацию необходимой техники и иных средств по направлению дороги, территориальных организаций и войсковых частей с привлечением рабочей силы для обеспечения быстрейшей ликвидации происшествия, а также организацию и создание, при необходимости, условий для оказания первой помощи пострадавшим совместно с местными и региональными органами власти:
— привлечение необходимого количества автомобилей скорой помощи, автобусов и других транспортных средств для эвакуации из мест чрезвычайной ситуации пострадавших;
— организации мероприятий по развертыванию работ возможного приема и размещения пассажиров в общественных зданиях (школах, клубах, санаториях и др.зданиях);
— организации развертывания мобильных пунктов оказания помощи на месте чрезвычайной ситуации.
3.5. Заместитель начальника железной дороги по региону отвечает за выполнение оперативного плана восстановления движения в части подъемки сошедшего с рельсов подвижного состава.
3.6. Восстановительные работы должны выполняться с соблюдением правил техники безопасности при производстве работ в кратчайшие сроки.
3.7. Уборку подвижного состава с перегона, в том числе с использованием «окон», организовывает заместитель начальника железной дороги по региону силами и средствами восстановительных поездов и линейных подразделений железной дороги в кратчайшие сроки.
3.8. Действия сотрудников Управления на транспорте МВД России по __________________________ федеральному округу и охранных организаций:
3.8.1. Оперативный дежурный Управления на транспорте МВД России по __________________________ федеральному округу, получив от старшего дорожного диспетчера (руководитель смены) Дорожного центра управления перевозками информацию о возникновении чрезвычайной ситуации:
передает полученную информацию в подчиненное линейное подразделение, в зоне ответственности которого возникла чрезвычайная ситуация;
организует взаимодействие с дежурными частями территориальных УВД субъектов Российской Федерации, а также взаимодействующие структуры по участкам обслуживания которых проходит железнодорожная линия;
при необходимости формирует и по указанию руководства соответствующего УТ МВД России направляет на место происшествия группы оперативного построения:
на постоянной основе проводит взаимообмен поступающей информацией, осуществляет передачу указаний руководства оперативного штаба;
на основе сбора, обобщения и анализа организует подготовку и передачу информации и спецсообщений в оперативный штаб, а также в порядке подчиненности в вышестоящие структуры.
3.8.2. Дежурный по линейному органу внутренних дел на транспорте, получив от дежурного УТ МВД России по __________________________ ФО, работников железной дороги, либо дежурного по МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации информацию о возникновении чрезвычайной ситуации:
регистрирует сообщение в книге учета сообщений о происшествиях;
докладывает о чрезвычайной ситуации руководству линейного органа внутренних дел на транспорте;
по указанию руководства линейного органа внутренних дел на транспорте формирует и направляет на место происшествия группы оперативного построения, предусмотренные нормативами МВД России.
4. Действия подразделений пассажирского комплекса по организации перевозок пассажиров
4.1. При возникновении чрезвычайной ситуации на пассажирских станциях, железнодорожных вокзалах.
Любое сообщение об обнаружении бесхозяйных вещей, подозрительных предметов или о минировании вокзала рассматривается как реальная угроза жизни людей, находящихся на вокзале.
Решение о порядке эвакуации пассажиров и персонала принимается руководством ЛОВД по результатам объективной оценки сведений об обнаруженных бесхозяйных вещах, подозрительных предметах и в сообщении о минировании вокзала и сообщается через дежурную часть ЛОВД начальнику вокзала (дежурному помощнику).
Кроме этого, сотрудник дежурной части ЛОВД передает в дежурную службу вокзала информацию о сообщениях по минированию вокзала, поступившую из централизованных источников — пульт «02» и др., а также о принимаемых по этим фактам мерах (вызов кинолога, специалистов взрывотехников и т.д.), по фактам обнаружения бесхозяйных вещей или подозрительных предметов и об окончании выполнения этих мероприятий.
Выполнение мероприятий по эвакуации пассажиров и работников вокзала обеспечивается совместными действиями сотрудников ЛОВД, должностных лиц вокзала.
При эвакуации начальник вокзала и дежурная служба перемещаются в район сбора эвакуируемых, оповещают об этом Дирекцию железнодорожных вокзалов, дежурную часть ЛОВД, должностных лиц вокзала и продолжают выполнять свои функциональные обязанности, используя мобильную связь, радиостанции или посыльных из числа эвакуированных работников вокзала.
Обязанности начальника вокзала в нерабочее время выполняет ответственный дежурный по вокзалу, в случае отсутствия круглосуточного дежурства — дежурный помощник начальника вокзала. Обязанности руководителей подразделений вокзала в нерабочее время выполняют старшие смен каждого из подразделений.
При возникновении чрезвычайной ситуации, угрозы жизни пассажиров на пассажирских станциях, оборудованных автоматическими пропускными пунктами, работники обязаны обеспечить беспрепятственный пропуск для выхода пассажиров с железнодорожной станции. Турникеты автоматических пропускных пунктов должны быть незамедлительно открыты для бесплатного прохода пассажиров.
В случае необходимости вывоза граждан с места происшествия с использованием железнодорожного подвижного состава решение о количестве и расписании движения пригородных и пассажирских поездов принимает оперативный штаб железной дороги по согласованию с перевозчиками. Перевозка пассажиров в данном случае осуществляется бесплатно.
4.2. При возникновении чрезвычайной ситуации с пассажирским и пригородным поездом.
При необходимости эвакуации пассажиров с перегона вследствие чрезвычайной ситуации с пассажирским или пригородным поездом железная дорога обеспечивает остановку на перегоне другого пассажирского (пригородного) поезда или отправление на перегон к месту чрезвычайной ситуации ближайшего подходящего состава пассажирского или пригородного поезда.
При необходимости пропуска поездов измененным маршрутом руководитель регионального филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» (далее — ОАО «ФПК») информирует оперативный штаб железной дороги о количестве пассажиров, следующих в каждом конкретном поезде до станций объезжаемого участка, и о количестве пассажиров, приобретших проездные документы на этих станциях в каждый конкретный поезд.
Исходя из характера чрезвычайной ситуации и наличия технических возможностей, оперативный штаб принимает решение о станции высадки пассажиров на объезжаемый участок из поездов (как правило — станция изменения маршрута), а также о возможности доставки пассажиров с проездными документами от станций объезжаемого участка к поездам или о принятии проездных документов к возврату.
По решению оперативного штаба:
— региональный филиал ОАО «ФПК» информирует начальников поездов и через них пассажиров об измененном маршруте следования и о станции высадки;
— Дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении информирует локомотивные бригады и через них пассажиров об измененном маршруте следования пригородных поездов;
— региональная Дирекция железнодорожных вокзалов организовывает информирование пассажиров на вокзалах о порядке следования поездов, а также высадку и временное размещение пассажиров на станции высадки, их посадку на другие виды транспорта;
— Пригородная пассажирская компания организовывает информирование пассажиров об изменении графика движения поездов на остановочных пунктах;
— Служба предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях железной дороги организует назначение дополнительных пригородных поездов для доставки пассажиров со станции высадки на станции объезжаемого участка и с этих станций к пассажирским поездам.
При отсутствии возможности назначения дополнительных поездов оперативный штаб, созданный руководством ОАО «РЖД» (железной дороги), обеспечивает привлечение для этих целей автотранспорта совместно с органами местной власти (через координаторов по взаимодействию с органами власти), организует транспортное обеспечение на период проведения восстановительных работ с организацией автобусного сообщения и выделению необходимого количества транспортных средств.
С момента возникновения чрезвычайной ситуации оперативно по запросу и ежесуточно, по состоянию на 6.00 и 18.00 московского времени, сменные инженеры региональных филиалов ОАО «ФПК», региональных дирекций железнодорожных вокзалов, служб предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях железных дорог представляют в Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД» данные о количестве пассажиров, перевезенных другими видами транспорта, обеспеченных питанием, размещенных в гостиницах, комнатах отдыха, комнатах матери и ребенка, залах повышенной комфортности, количестве предоставленных услуг камер хранения на вокзалах, количестве возвращенных и переоформленных проездных документов с указанием понесенных расходов ОАО «РЖД», пригородных пассажирских компаний и ОАО «ФПК» расходов.
Настоящий документ является основанием для оформления регламентов взаимодействия структурных подразделений железной дороги с ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации и управлениями на транспорте МВД России по субъектам Российской Федерации.
Во всех вопросах, не предусмотренных настоящим регламентом железные дороги — филиалы ОАО «РЖД», региональные центры МЧС России и управления на транспорте МВД России руководствуются законодательством Российской Федерации или уразрабатывают приложения к настоящему Регламенту.
Приложение
к Типовому регламенту
ПОРЯДОК
информационного обмена между оперативными дежурными сменами органов повседневного управления МЧС России и дорожными центрами управления перевозками (ДЦУП) ОАО «РЖД»
Состав и регламент передачи данных от ДЦУП железной дороги в региональный центр МЧС России
N п/п |
Передаваемые |
Периодичность |
Периодичность |
Способ |
Отправитель |
Получатель |
1 |
Сведения об угрозе |
Немедленно |
— |
по |
Старший |
Оперативная |
2 |
Сведения о факте |
Немедленно |
— |
по |
||
3 |
Информация о |
Не позднее 2 |
Ежесуточно к |
письменно |
Региональный центр МЧС России при получении информации от ДЦУП железной дороги организует оповещение руководства субъектов Российской Федерации и местных муниципальных образований УТ МВД РФ по _____ ФО, УФСБ России.
Состав и регламент передачи данных от регионального центра МЧС России в ДЦУП железной дороги
N |
Передаваемые данные |
Периодичность |
Периодичность |
Способ |
Отправитель |
Получатель |
1 |
Сведения об |
Немедленно |
по телефону |
Оперативная |
Старший |
|
2 |
Сведения о факте |
Немедленно |
по телефону |
|||
3 |
Параметры ЧС |
Немедленно |
По запросу |
по телефону |
||
4 |
Ежесуточная |
Ежесуточно к |
письменно по |
|||
5 |
Информация о |
Не позднее 2 |
По запросу |
письменно по |
При получении информации от регионального центра МЧС России старший дорожный диспетчер ДЦУП железной дороги организует оповещение руководства железной дороги, работников восстановительных и пожарных поездов, других причастных работников и руководителей структурных подразделений железной дороги согласно утвержденной схеме оповещения.