Рубрики
Приказы и распоряжения

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ХОЛДИНГА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» (часть 4.3) от 6 августа 2012 г. N 1575р


4.6. Внедрение системы экологического менеджмента

В ОАО «РЖД» существует необходимость построения системы экологического менеджмента в соответствии с передовым международным опытом с последующей независимой оценкой, подтверждающей соответствия системы экологического менеджмента требованиям международных стандартов.

Целью построения СЭМ является достижение и демонстрация высокой экологической эффективности и результативности деятельности ОАО «РЖД» с перспективой вхождения в рейтинг 500 самых экологически эффективных компаний мира.

СЭМ позволяет на основе передового международного опыта сформулировать экологическую политику, установить цели и процессы для реализации экологической политики, предпринимать действия необходимые для повышения экологической результативности и эффективности, демонстрировать соответствие системы требованиям международных стандартов.

Анализ опыта компаний, которые внедрили и сертифицировали СЭМ на соответствие требованиям международных стандартов (приложение N 2), показывает, что компании приобретают ряд преимуществ:

снижение негативного воздействия на окружающую среду и, как следствие, снижение платы за негативное воздействие на окружающую среду;

улучшение взаимодействия с надзорными органами;

снижение рисков аварийных ситуаций, уменьшение масштабов последствий в случае возникновения аварийных ситуаций;

повышение конкурентоспособности;

укрепление репутации экологически ответственной компании;

получение дополнительных преимуществ е точки зрения привлекательности для потенциальных инвесторов при выходе на рынок первичного размещения акций;

снижение ставки по кредитам;

получение подтверждений результативности установленных процедур и рекомендаций по улучшению природоохранной деятельности со стороны международных сертифицирующих органов.

Работу по сертификации СЭМ ОАО «РЖД» на соответствие признанным международным стандартам могут провести авторитетные международные сертифицирующие органы,

С целью общего методологического обеспечения природоохранной деятельности Холдинга необходима разработка ГОСТ «Системы экологического менеджмента на железнодорожном транспорте — Требованиями руководство по применению»», устанавливающего требования к СЭМ, которые позволяют реализовать экологическую политику и цели, учитывающие законодательные и другие требования, применимые к деятельности Холдинга.

4.7. Предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, связанных с воздействием на окружающую среду

Система управления природоохранной деятельностью предусматривает обращение особого внимания на предотвращение, ликвидацию и устранение последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта.

С целью минимизации вероятности возникновения, а также эффективного устранения ЧС и их последствий в Холдинге функционируют системы:

мониторинга и информирования о ЧС;

устранения ЧС;

оценки ущерба от ЧС и действий по результатам этой оценки.

Данные системы реализуются путем выполнения организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание в постоянной готовности соответствующих сил и средств, при этом особое внимание уделяется заблаговременному планированию данных мероприятий. Функционирование данных систем тесно взаимосвязано между собой.

Для обеспечения экологической безопасности объектов, в том числе для грамотного планирования мероприятий защиты от ЧС, органы управления в области защиты от ЧС структурных подразделений Холдинга выполняют оценку опасности и угрозы ЧС для своих подразделений и объектов и организуют выполнение соответствующих мероприятий по повышению их защищенности и устойчивости функционирования при возникновении ЧС.

Каждый вид ЧС имеет свои характерные особенности и различные уровни воздействий на окружающую среду. Порядок действий, предпринимаемых в случае возникновения ЧС, должен включать мероприятия, проводимые как заблаговременно, так и непосредственно при возникновении ЧС.

В бизнес-единицах Холдинга разрабатывают и поддерживают в актуальном состоянии следующие документы:

План предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

План ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (для ЧС, связанных с аварийным розливом нефти и нефтепродуктов);

Оперативный план действий в чрезвычайных ситуациях.

План предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатывается в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе — в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г.  N 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера», постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуаций», организационно-методическими указаниями МЧС России.

План ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов разрабатывается в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных розливов нефти и нефтепродуктов», от 15 апреля 2002 г. N 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» и приказом МЧС России от 28 декабря 2004 г, N 621 «Об утверждении Правил разработки согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

Оперативный план действий в чрезвычайных ситуациях разрабатывается в соответствии с СТО РЖД 1.21.014-2008 «Требования к планам работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций в структурных подразделениях ОАО «РЖД». Оперативный план действий в чрезвычайных ситуациях, помимо прочего, включает порядок взаимоотношений железнодорожных станций с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Ростехнадзора, Росприроднадзора, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Росжелдорнадзор), органами местного самоуправления, грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиками по ликвидации долговременных (в том числе экологических) последствий аварийных ситуаций с опасными грузами.

Предварительно, до возникновения ЧС, происходит реализация мероприятий, направленных на обеспечение экологической безопасности с целью минимизации рисков ЧС и их последствий:

прогнозирование ЧС, возможных на данной территории, а также оценка масштабов их проявления;

планирование мероприятий, направленных на снижение рисков возникновения ЧС;

планирование мероприятий, направленных на снижение потерь от возникновения ЧС;

планирование действий, которые будут осуществляться при возникновении ЧС;

подготовка сил и средств для реагирования на ЧС;

создание материальных резервов, которые могут потребоваться в ЧС;

обучение правилам поведения в ЧС.

При непосредственной угрозе или возникновении ЧС производится реализация следующих мероприятий:

срочное оповещение органов управления ГО и ЧС, аварийно-спасательных формирований, населения и т.п. о приближении или возникновении ЧС, информирование о мерах защиты;

уточнение сложившейся обстановки с целью корректировки существующего плана действий;

перевод органов управления на адекватный сложившейся обстановке режим работы;

приведение в состояние готовности имеющихся сил и их последующее выдвижение в район ЧС;

проведение комплекса работ по ликвидации ЧС.

После устранения ЧС осуществляются следующие мероприятия по ликвидации последствий ЧС:

оформление рекомендаций для ликвидации экологических последствий ЧС;

устранение экологических последствий ЧС;

взаимодействие с органами исполнительной власти по вопросам ликвидации экологических последствий ЧС;

оформление результатов ликвидации экологических последствий ЧС.

Для оптимизации природоохранной деятельности в части управления аварийными и чрезвычайными ситуациями должен быть разработан и внедрен Регламент по действиям при возникновении аварийных ситуаций с экологическими последствиями.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 25.04.2014 N 1034р

4.8. Инновационное развитие

Функциональными направлениями инноваций в области охраны окружающей среды являются:

1) реализация Экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2015 г, и на перспективу до 2030 г.;

2) внедрение инновационных технологий, обеспечивающих охрану атмосферного воздуха, водных ресурсов, повышение использования и обезвреживания отходов производства, снижение выбросов парниковых газов, шумового воздействия;

3) реализация инвестиционных проектов экологического назначения;

4) техническое перевооружение ОАО «РЖД», обеспечивающее экологический эффект;

5) совершенствование системы управления природоохранной деятельностью;

6) обеспечение мониторинга за воздействием на окружающую среду;

7) внедрение системы экологического менеджмента;

8) внедрение «зеленой логистики»;

9) внедрение АСУ «Экология».

Основными планируемыми результатами природоохранных мероприятий по состоянию на 2015 г. <20> будут являться:

———————————

<20> — В соответствии со Стратегией инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» на период до 2011 года, от 26.10.2010 г.

снижение выброса вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на 20%;

ликвидация сброса сточных вод без очистки в поверхностные водные объекты;

снижение на 18% сброса недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, на рельеф местности, муниципальные системы канализации;

повышение до 40% уровня использования отходов в качестве источника вторичных материалов и энергоресурсов;

повышение водооборота до 75%;

использование деревянных шпал, пропитанных только экологичными антисептиками 4 класса опасности;

использование пассажирских вагонов с экологически чистыми туалетами закрытого типа в количестве более 8500 единиц;

ежегодное сокращение выбросов парниковых газов более 100 тыс. тонн за счет внедрения ресурсосберегающих технологий и повышения энергоэффективности;

снижение шумового воздействия на окружающую среду за счет укладки бесстыкового пути, использования рельсовых скреплений новых конструкций, рельсошлифования, лесонасаждения, строительства шумозащитных экранов;

выполнение берегоукрепительных работ вблизи железнодорожных линий в особо охраняемых природных территориях (Черноморское побережье, оз. Байкал);

проведение сертификации предприятий, расположенных на участках высокоскоростного движения и участков олимпийского направления по ГОСТ Р ИСО 14001;

осуществление природоохранной деятельности с использованием АСУ «Экология»;

проведение природоохранной деятельности в холдинге «РЖД» на основе работы Центров охраны окружающей среды;

проведение государственной экологической политики Центральной комиссией ОАО «РЖД» по охране окружающей среды и Региональными комиссиями по охране окружающей среды.

Реализация планируемых мероприятий будет осуществляться за счет выполнения «Программы реализации экологической стратегии ОАО «РЖД», сформированной на основании инвестиционных проектов «Обеспечение экологической безопасности», «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте», а также инвестиционных проектов департаментов, управлений, филиалов ОАО «РЖД».

Интересно почитать:   Приказ ОАО РЖД от 14.06.2011 N 80

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности