Рубрики
Приказы и распоряжения

СТАНДАРТ ОАО «РЖД» ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 — 2012 (часть 38 — Приложение Д) от 29 февраля 2012 г. N 421р


Приложение Д

рекомендуемое

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МАШИНИСТОВ ЛОКОМОТИВОВ ПО ПРОБЛЕМАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА В ПРОЦЕССЕ ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ

I. Организационные указания:

1. Повышение квалификации машинистов локомотивов является дополнительным профессиональным образованием с целью обеспечения безопасности деятельности машинистов, снижения аварийности по причине человеческого фактора, сохранения здоровья и профессионального долголетия машинистов локомотивов.

II. Учебный план

Перечень дисциплин теоретического обучения

N п/п

Наименование дисциплин

1.

Психофизиологические основы профессиональной

деятельности машинистов локомотивов

2.

Эргономика человеко-машинных систем

3.

Профессиональная надежность машинистов и безопасность

железнодорожного движения

4.

Оптимизация взаимодействия машинистов в кабине

локомотива

5.

Зачет

III. Программы теоретических дисциплин

Дисциплина «Психофизиологические основы профессиональной деятельности машинистов локомотивов»

N

п/п

Наименование тем

1.

Психологические характеристики деятельности машиниста

в неосложненном маршруте

2.

Профессионально важные качества и профессиональная

пригодность машиниста

3.

Принципы и методы психодиагностики машинистов

локомотивов

4.

Здоровье и профессиональное долголетие машинистов

Учебная цель

В результате изучения дисциплины слушатель должен знать:

— основные понятия психологии труда;

— структуру деятельности в процессе управления локомотивом;

— физиологические реакции в процессе профессиональной деятельности машиниста;

— роль, задачи, принципы организации и методы психологической подготовки;

— концепцию профессионального здоровья в деятельности машинистов локомотивов;

уметь:

— использовать знания по психологии труда для выполнения профессиональной деятельности;

— пользоваться методами психологической подготовки перед выполнением маршрутов;

— использовать концепцию профессионального здоровья для текущей и прогнозной оценки надежности профессиональной деятельности машинистов локомотивов.

Содержание тем:

Тема N 1. Психологические характеристики деятельности машиниста в неосложненном маршруте.

Основные понятия психологии труда. Состояние человека в процессе прохождения маршрута. Психологические аспекты содержания деятельности при управлении локомотивом и особенности ее психической регуляции. Сущность умений и навыков при управлении локомотивом. Физиологические реакции в процессе профессиональной деятельности машинистов.

Тема N 2. Профессионально важные качества и профессиональная пригодность машиниста.

Понятие о способностях. Способности и профессиональная пригодность. Социальная значимость способностей. Примеры проявления способностей. Признаки способностей: раннее проявление, быстрое развитие, степень профессионального мастерства, творческий подход к делу, удовлетворение деятельностью. Критерии способностей. Психологическая структура способностей индивида. Общие и специальные способности. Способности к выполнению сложной операторской деятельности (управление локомотивом).

Тема N 3. Принципы и методы психодиагностики машинистов локомотивов.

Принципы: обоснованность, активность, динамичность, комплексность. Методы изучения индивидуально-психологических особенностей. Анализ документов. Беседа. Наблюдение. Обобщение независимых характеристик. Психологические тесты. Требования к тестам: надежность, валидность, дифференцированность, практичность. Составление нормативно-оценочных шкал. Классификация тестов. Правила использования психологических тестов.

Тема N 4. Здоровье и профессиональное долголетие машинистов локомотивов.

Профессиональная деятельность и здоровье человека. Системный анализ человеческой деятельности в условиях воздействия факторов риска для здоровья и жизни человека. Роль и место эргономики в охране здоровья (межпрофессиональный подход к проблемам здоровья). Обоснование и содержательная суть концепции профессионального здоровья. Психофизиологические факторы риска профессионального здоровья. Инфраструктура построения системы охраны здоровья на рабочем месте. Психологическое обоснование к законодательному пересмотру пенсионного обеспечения машинистов локомотивов.

Дисциплина «Эргономика человеко-машинных систем»

N п/п

Наименование тем

1.

Эргономика рабочего места машиниста

2.

Факторы движения при управлении локомотивом и их

влияние на машинистов

Учебная цель

В результате изучения дисциплины слушатель должен знать:

— эргономические требования к рабочему месту машиниста и всем его компонентам;

— характер влияния факторов движения при управлении локомотивом на эффективность деятельности бригады машинистов;

— уметь:

— использовать эргономику человеко-машинных систем для оценки условий деятельности машиниста;

— учитывать влияние факторов движения при управлении локомотивом на машинистов.

Интересно почитать:   Приказ ОАО РЖД от 26.12.2014 N 100

Содержание тем:

Тема N 1. Эргономика рабочего места машиниста.

Антропометрические характеристики машинистов. Геометрия рабочего места машиниста. Обзор кабины. Компоновка СОИ и ОУ. Инструментальный метод оценки досягаемости пультов и ОУ на рабочем месте машиниста. Эргономические требования к обзору из кабины локомотива. Эргономические требования к индикаторам в кабине локомотива, к системе сигнализации. Знаковая информация в кабине локомотива. Аббревиатуры. Символы. Формуляры. Угловые размеры знаков. Требования к системе внутрикабинной световой сигнализации. Светотехнические параметры средств отображения информации. Естественная освещенность в кабине локомотива.

Тема N 2. Факторы движения при управлении локомотивом и их влияние на машинистов.

Факторы среды обитания бригад машинистов локомотивов в условиях профессиональной деятельности. Атмосферные факторы при прохождении маршрута. Атмосфера и микроклимат кабин локомотивов. Динамические факторы движения. Шумы в кабине локомотива.

Дисциплина «Профессиональная надежность бригад машинистов и безопасность движения железнодорожного транспорта»

N п/п

Наименование тем


1.

Психофизиологические закономерности деятельности

машиниста (бригады) в особых ситуациях при

прохождении маршрута

2.

Психофизиологические опасные факторы движения

локомотива

3.

Ошибочные действия машиниста: современные подходы к

анализу, определению причин и профилактике


4.

Снижение работоспособности машиниста при

прохождении маршрута: причины, признаки проявления,

пути профилактики

5.

Психологические причины аварий железнодорожного

транспорта

6.

Методика анализа, учета и профилактики

железнодорожных происшествий и инцидентов


7.

Анализ действий машинистов локомотива (на

конкретных примерах) в особых ситуация движения по

маршруту

8.

Итоговый семинар

Учебная цель

В результате изучения дисциплины слушатель должен знать:

— психологию деятельности машинистов в особых ситуациях движения по маршруту;

— психофизиологические опасные факторы движения локомотива;

— основные направления установления хорошего взаимодействия в бригаде машинистов;

— современные подходы к определению и анализу ошибочных действий машинистов;

уметь:

— анализировать ошибочные действия машинистов;

— вести учет, проводить анализ инцидентов и происшествий с участием железнодорожного транспорта;

— разрабатывать эффективные мероприятия по профилактике аварийности.

Содержание тем:

Тема N 1. Психофизиологические закономерности деятельности машиниста (бригады) в особых ситуациях движения по маршруту.

Особенности поведения машиниста (бригады) в аварийной ситуации. Характеристика структуры и механизмов деятельности в аварийной ситуации. Специальные навыки действий. Способность к переработке неполноценной информации. Гибкая приспособляемость к меняющимся опасным условиям движения. Личностная активность к поиску нужных признаков отказов и их анализу, быстрая мобилизация психики и интеллектуальные способности к продуцированию новых решений. Состояние человека в аварийной ситуации. Механизмы деятельности в аварийной ситуации: оперативное мышление, реакции предвосхищения. Психологическая готовность.

Тема N 2. Психофизиологические опасные факторы движения.

Классификация психофизиологических опасных факторов движения. Психофизиологические опасные факторы движения, обусловленные особенностями функционирования психики, анализаторных систем, организма в целом, особенностями профессиональной деятельности. Влияние психофизиологических опасных факторов движения на профессиональную надежность машиниста (бригады) по материалам расследования инцидентов и происшествий с железнодорожным транспортом.

Тема N 3. Ошибочные действия машиниста: современные подходы к анализу, определению причин и профилактике.

Ошибочное действие машиниста и его причины. Концепция человеческого фактора в отечественной психологии труда и авариологии. Система поиска причин ошибочного действий машиниста.

Тема N 4. Снижение работоспособности машиниста при прохождении маршрута: причины, признаки проявления и пути профилактики.

Содержание понятия «работоспособность» и ее роль в обеспечении безопасности движения локомотивов. Причины нарушения работоспособности, признаки проявления и рекомендации по обеспечению ее оптимального состояния.

Тема N 5. Психологические причины аварий железнодорожного транспорта.

Статистика аварий на разных этапах маршрута локомотивов. Основные психологические причины аварий. Профилактические рекомендации.

Тема N 6. Методика анализа, учета и профилактики происшествий и инцидентов с железнодорожным транспортом.

Новые подходы к анализу, учету и профилактике происшествий и инцидентов с участием железнодорожного транспорта. Перспективная форма учета происшествий и инцидентов, основанная на концепции многофакторности в развитии опасных ситуаций в процессе движения по маршруту. Эффективность разрабатываемых рекомендаций по профилактике происшествий и инцидентов с учетом новых подходов к их анализу.

Тема N 7. Анализ действий машинистов локомотивов (на конкретных примерах) в особых ситуациях движения по маршруту.

Анализ действий машинистов, приведших к происшествиям. Эргономические особенности локомотивов и их связь с ошибками машинистов. Психологические и психофизиологические особенности машинистов как причины ошибочных действий. Уровень профессиональной подготовки к особым ситуациям при движении локомотивов.

Интересно почитать:   ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЕЙ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВАГОНАХ от 14 ноября 2011 г. N 2450р

Дисциплина «Оптимизация взаимодействия машинистов в кабине локомотивов»

N

п/п

Наименование тем

1

Общение в бригаде машинистов локомотива.


2

Методы работы в бригаде машинистов локомотива,

способствующие формированию психологической

совместимости.

3

Межличностные отношения в бригаде машинистов

локомотива.


4

Взаимодействие в бригаде машинистов локомотива.

Его нарушение как причина происшествий с

участием железнодорожного транспорта.


5

Формирование служебных взаимоотношений по

вертикали, умение вести переговоры с

руководством.

Учебная цель:

В результате изучения дисциплины слушатель должен знать:

— основные понятия психологии индивидуальных особенностей личности машиниста и стиля руководства бригадами локомотивов;

— принципы подбора и комплектования бригад машинистов локомотивов с учетом психологической совместимости;

— организационно — методические мероприятия и способы диагностики и прогнозирования совместимости машинистов локомотива;

— способы психологической оптимизации работы бригады машинистов в кабине локомотива;

уметь:

— использовать методы психологической подготовки машинистов локомотива к коллективным действиям.

Содержание тем:

Тема N 1. Общение в бригаде машинистов локомотива.

Эффективное деловое общение, проблемы и возможности развития и оптимизации. Служебные совещания (постановка задач, разбор движения по маршруту, инструктивно-методические занятия, изучение служебных документов, материалов по безопасности движения и указания по их выполнению). Техника и технология управления обсуждением служебных вопросов. Способы повышения эффективности служебных совещаний.

Тема N 2. Методы работы в бригаде машинистов локомотива, способствующие формированию психологической совместимости.

Деловая беседа. Умение убеждать и отстаивать свою точку зрения. Навыки активного слушания. Манипуляции и способы борьбы с ними.

Тема N 3. Межличностные отношения в бригадах машинистов локомотивов.

Формирование коллективистских отношений в бригаде. Способы эффективного межличностного взаимодействия. Конфликты межличностных отношений, способы их разрешения и преодоления. Регуляция психических состояний членов бригады локомотива.

Тема N 4. Взаимодействие в бригаде машинистов локомотива.

Его нарушение как причина происшествий на железнодорожном транспорте.

Взаимодействие как совместная деятельность. Отличительные признаки совместной деятельности. Взаимоотношения и распределение функциональных обязанностей в бригаде машинистов. Регламентация выполнения обязательных процедур в документах. Примеры эффективного взаимодействия, а также его нарушения. Проявления нарушений взаимодействия. Основные направления деятельности по улучшению взаимодействия в бригаде машинистов.

Тема N 5. Ведение переговоров, значимость переговоров в служебной деятельности. Различные подходы в переговорах: жесткий торг или учет взаимных интересов. Предъявление собственной позиции и понимание позиции и интересов партнеров; правила и навыки аргументации, условия, приемы, процедуры убеждения; нечестные приемы ведения переговоров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности