Рубрики
Приказы и распоряжения

СТАНДАРТ ОАО «РЖД» ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 — 2012 (часть 36 — Приложение В) от 29 февраля 2012 г. N 421р


Приложение В

рекомендуемое

Типовая процедура прогноза функционального состояния и работоспособности обучаемых

Критериальные значения функционального состояния (ФС) и работоспособности (РС) обучаемых приведены в таблице 1.

Критериальные значения функционального состояния (ФС) и работоспособности (РС) обучаемых

Таблица 1


Показатели и критерии для оценки

ФС

и работоспособности

Уровень физиологических реакций и резервов

внимания, прогнозная оценка работоспособности

оператора

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

РС

сохранена

РС

ограничена

РС

существенно

ограничена

РС

утрачена

1. Частота сердечных сокращений,

f

ЧСС

-1

— абс. величина, мин

— увеличение в % к исх.


75-100

0 — 19


101-120

20 — 35


121-150

36 — 61


>= 151

62 и более

2. Частота дыхания, f

ЧД

-1

— абс. величина, мин

— увеличение к исходной,

кратность раз (n)

10-14

1-1,4

15-25

1,5 — 2

26-30

2,1-3

>=31

>= 3

3. Электрокожная проводимость,

ЭКП


<=6


7-18


19-30


>= 31

4. Резервы внимания

4.1.  Сложная зрительно-моторная

реакция, СЗМР

Tсзмр, увеличение в % к

исходному

Nош — увеличение числа ошибок

выбора, %


0 — 15

<= 20


16 — 20

21-40


21-25

41-60


>= 26

>=60

4.2. Счет в уме

Vоп, уменьшение в % к

исходному


0 — 5


6 — 15


16 — 25


>= 26

В таблице 1 приведены рекомендуемые критериальные значения для средних значений частоты пульса, дыхания и величины электрической проводимости тела у обучаемых

Общий уровень профессиональной подготовки специалиста в значительной мере определяется его способностью одновременного решения двух и более задач. Например, машинист, осуществляя контроль за показаниями приборов, выполняет также управляющие движения, ведет наблюдение за дорожной обстановкой и поддерживает связь с диспетчерской службой управления. В подобной работе одна задача по отношению к другой является главной, а вторая — второстепенной. При этом возникает проблема оценки резервов внимания специалиста, которые могут быть оценены различными способами.

1 способ. Оценка резервов внимания с помощью методик «СЗМР» и «Счет в уме».

Машинист выполняет задание на тренажере и при наличии свободного времени в процессе выполнения задания (например, выполняется функция пассивного наблюдения за ситуацией) выполняет задание по указанным методикам.

Методика определения сложной зрительно-моторной реакции (СЗМР) приведена в Приложении А.

Среднее время реакции и качество ошибок после их оценки в процессе выполнения дополнительной задачи в ходе тренировочного задания затем пересчитываются в относительный показатель по отношению к исходному среднему времени реакции, определяемого до выполнения тренировочного задания.

Интересно почитать:   О МЕРАХ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНОВ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕКУЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ ПУТИ (часть 3) от 23 апреля 2012 г. N 807р

Методика «Счет в уме»

Методика предназначена для оценки качества логических функций по параметрам кратковременной памяти и функции восприятия.

Испытуемому в автотемпе, т.е., после завершения предыдущего действия, предъявляются на мониторе арабские однозначные и двузначные числа от 0 до 99.

Инструкция для испытуемого: «Вы должны отнять от двузначного однозначное число, а от полученной разности снова отнять то же однозначное число, и снова от полученной разности вычесть то же однозначное число и т.д. до тех пор, пока полученная разность станет меньше вычитаемого числа. Выполняйте данную инструкцию после звукового сигнала».

Определяются объем оперативной памяти (Vop) и текущее время выполнения теста (ti).

Объем оперативной памяти (Vop, %) определялся как эффективность счета в цикле тестирования, т.е. величина обратная среднему числу ошибок «Дельта»Ni в j-ом цикле Nц:

ош

Vop = (1 — «Дельта»N   )·100,

где

o

ош    N

«Дельта»N   = —-

N

Текущее время выполнения теста (ti) представляет собой сумму времен выполнения счета по методике:

N

tc = SUM ti,

i=1

где:

i — номер операции;

N — количество операций счета, выполненных в одном цикле тестирования;

ош

N — количество ошибок в цикле тестирования.

Временной параметр tc определяется для проведения более точного анализа.

Рекомендуемые критериальные значения резервов внимания приведены в таблице 1.

2 способ. Оценка резервов внимания определяется с помощью методики «Резервы».

Методика «Резервы»

Резервы внимания оцениваются по показателям общего суммарного количества реакций и правильных ответов на цветовой или числовой сигнал.

Цветовой сигнал представлен в виде загораний по случайному закону одной из трех цветных ламп (красная, зеленая и желтая). Независимо от места загорания лампы определенного цвета выключение ее производится соответствующей кнопкой на пульте управления локомотивом тренажерного комплекса.

Числовой сигнал представляет собой двухзначное число с четной или нечетной суммой цифр, которые гасятся разными кнопками.

Машинист выполняет задание на тренажере и при наличии свободного времени от решения задач управления выполняет дополнительное задание по методике «Резервы» (но не в ущерб качеству выполнения основной задачи управления). В этом и состоит смысл определения резервов внимания (остаточного внимания), на что должно быть указано машинисту перед тренировкой на тренажере. Повышение качества выполнения задачи «резервы» возможно путем интенсификации основной деятельности. Объем резервов внимания отражает резервные возможности при выполнении того и иного элемента задания.

Резервы внимания в процентах подсчитываются следующим образом:

Интересно почитать:   Приказ № 432-т/2 от 14.12.2010

│ ПОэл  │

РВ ├───────┤х 100

│  ПО-  │

│ИСХ    │

где:

РВ — количественная характеристика резервных возможностей, %;

ПОэл — количество правильных реакций в минуту при выполнении элемента задания;

ПОисх — количество правильных реакций в минуту исходного значения перед выполнением тренажерного задания.

Резервы внимания рассчитываются отдельно для реакций на световой и числовой сигнал. Критериальные значения могут быть взяты из таблицы 1 критериальных значений. РВ по реакциям на световой сигнал соответствует критериальным значениям по методике СЗМР, а по реакциям на числовой сигнал — методике «Счет в уме».

Тренинговый комплекс должен позволять воспроизводить указанные тесты для выполнения «дополнительной задачи» в режиме автоматического их предъявления на мониторе. «Дополнительную задачу» рекомендуется проводить:

— непосредственно перед началом выполнения учебного задания (состояние «оперативного покоя») — в течение 3-х мин.;

— в процессе выполнения учебного задания не менее 3-х раз (в начальном периоде, в средине и в конце выполнения учебного задания).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности