Рубрики
Приказы и распоряжения

СТАНДАРТ ОАО «РЖД» ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 — 2012 (часть 9) от 29 февраля 2012 г. N 421р

7.7 Требования к рабочему месту инструктора тренажера

7.7.1 Рабочее место инструктора (РМИ) размещается в специально отведенном помещении отдельно от тренажера. Одно РМИ может использоваться для эксплуатации как одного тренажера, так и нескольких тренажеров. Кроме того, может быть установлено дополнительно РМИ непосредственно в самом тренажере.

7.7.2  Для контроля за действиями обучаемого на тренажере устанавливается одна или две видеокамеры с помощью которых передается информация на РМИ. С целью имитации переговоров (машинист-диспетчер, машинист-дежурный по станции и т.д.) каждый тренажер и РМИ оснащаются переговорным устройством.

7.7.3 Рабочее место инструктора (РМИ) должно обеспечивать выполнение следующих задач управления и контроля процесса подготовки на тренажере:

— включение, выключение и подготовку тренажера к работе, контроль работоспособности систем и тренажера в целом;

— предварительное задание сценария упражнения и ввод необходимых исходных данных;

— возможность имитации действий наземного персонала;

— контроль действий обучаемых, ведение с ними двусторонней связи, ввод необходимой информации;

— оперативное изменение текущего сценария упражнения (задание нештатных ситуаций, ввод отказов и т.д.);

— оценка действий обучаемых, в том числе с использованием систем автоматизированного контроля.

7.7.4 РМИ должно быть выполнено в виде отдельного программно-аппаратного модуля иметь в своем составе:

— мониторы (дисплеи) отображения параметров движения, исходная информация по упражнению, данные системы объективного контроля действий обучаемых и др.;

— дублирующие органы, индикация имитируемой кабины локомотива (могут воспроизводиться на мониторе по запросу инструктора);

— видеоконтрольное устройство регистрации деятельности (положение рук, головы, направления взгляда);

— штатные дисплей и клавиатура ПЭВМ, манипулятор типа «мышь», обеспечивающие формирование, задание и изменение сценариев обучения, управление процессом тренажа и т.д.;

— устройства записи, хранения и вывода информации о процессе индивидуального обучения машинистов;

— органы управления (пульты) тренажером, обеспечивающие включение/выключение тренажера и его систем (в т.ч. аварийное отключение) и контроль их работоспособности.

7.7.5 На пульте инструктора целесообразно применять интегральные формы отображения информации на дисплеях в графическом, цифровом и текстовом виде.

7.7.6 Вычислительная система РМИ должна быть связана с базовой вычислительной системой тренажера и осуществлять обработку требуемой информации и представление ее инструктору в требуемом виде на средства индикации, а также обработку команд инструктора.

7.7.7 Оборудование РМИ должно обеспечивать:

— удобство, быстроту занятия и покидания РМИ;

— возможность изменения положения туловища и конечностей, удобство рабочей позы;

— легкую досягаемость пультов, клавиатур и органов управления;

— хороший обзор индикаторов и систем отображения информации;

— минимальное количество клавиш, кнопок, переключателей, органов управления, достаточных для решения задач ввода, вызова и вывода информации;

— минимальные траектории движения рук инструктора при работе с органами управления.

7.7.8 РМИ должно предусматривать наличие системы аварийной сигнализации на основе неречевых сообщений, которая должна обеспечивать активное переключение внимания инструктора и способствовать организации действий, необходимых для парирования аварийной ситуации.

7.8  Требования к рабочему месту обучаемого

7.8.1 Рабочее место обучаемого (РМО) должно обеспечивать выполнение всего комплекса задач обучения на тренажере.

7.8.2  Средства отображения информации (СОИ) на РМО должны:

— обеспечивать надежный прием информации на всех предусмотренных режимах работы тренажера;

— обеспечивать получение обучаемым информации, достаточной для решения профессиональных задач;

— отображать информацию с точностью и степенью детализации, необходимой обучаемому для выполнения предусмотренных заданий;

— обеспечивать время запаздывания моделируемой акселерационной информации на тренажере, не превышающее 0,1-0,2 сек.;

— соответствовать психофизиологическим возможностям машиниста по восприятию различной информации.

7.8.3 Органы управления, расположенные на РМО и используемые в процессе выполнения учебных задач, должны:

— размещаться в пределах досягаемости аналогично расположению ОУ на локомотиве;

— обеспечивать их загрузку с погрешностями, не превышающими 5% от реальных показателей.

7.8.4  РМО должно предусматривать наличие системы аварийной сигнализации на основе неречевых сообщений, которая должна обеспечивать активное переключение внимания обучаемого и инструктора и способствовать организации действий, необходимых для парирования аварийной ситуации.

7.8.5 Используемые в процессе обучения тренажеры должны обеспечивать эргономическую адекватность тренажерного комплекса по следующим показателям:

— управления;

— восприятия информационных потоков, обусловленных как управляющими воздействиями, так и внешними факторами или отказами;

— параметров, характеризующих структуру, алгоритмы и показатели профессиональной деятельности машиниста, в том числе нормированные интервалы времени при обнаружении неисправностей и нештатных ситуаций, принятии решений, реализации управляющих функций;

— регламентируемых нормами видов особых ситуаций и их последствий и имитируемых на тренажере нештатных режимов, обусловленных отказами функциональных систем, внешними неблагоприятными воздействиями или ошибками машинистов;

— психофизиологических параметров деятельности (напряженность работы, частота пульса и др.).

— условий взаимодействия машиниста с техническими средствами тренажера и локомотива в части: размещения и характеристик приборного оборудования, средств контроля и сигнализации; характеристик органов управления, в том числе — расположения и направления перемещения различных переключателей и т.д.

7.8.6 Эргономические требования задаются для всех основных подсистем тренажерного комплекса, в том числе для подсистем:

— «обучаемый — средства имитации»;

— «инструктор — средства управления обучением»;

— «обслуживающий персонал — средства обеспечения работоспособности тренажера».

7.8.7  Требования к эргономической адекватности подсистемы «обучаемый — средства имитации», состоящей в адекватности эргономических условий имитации профессиональной деятельности машиниста локомотива в процессе выполнения профессиональных заданий на тренажере, заключаются в обеспечении соответствия всех составляющих взаимодействия обучаемого с обучающей средой, включая:

— имитацию кабины локомотива;

— организацию рабочих мест машинистов, включая размещение органов управления, систем отображения информации, связи, сигнализации;

— организацию информационных потоков, характеризующих имитацию движения и управления локомотивом, реакции на управляющие и возмущающие воздействия, отказы и нарушения;

— совокупность условий, необходимых для принятия решений;

— соответствие условий имитации взаимодействия машиниста с органами управления и воспринимаемой информацией (зрительной, акселерационной, слуховой, тактильной) психофизиологическим и эргономическим условиям, реализуемым во время движения по маршруту.

7.8.8 Требования к подобию кабины тренажера кабине локомотива должны предусматривать обеспечение соответствия:

— габаритов (внутренних размеров),

— интерьера,

— состава и расположения приборов, оборудования, кресел (регулировка) и т.д.;

— санитарно-гигиенических характеристик в кабине тренажера реальным условиям (освещения приборов и оборудования, температурного режима, системы вентиляции или кондиционирования воздуха и т.д.);

— внешнего вида, габаритов, оцифровки шкал, погрешностей приборов и условий их работы;

— характеристик органов управления (зона чувствительности, диапазон перемещения, загрузки), их расположения и направления перемещения;

— адекватности восприятия машинистом управляемости локомотива; шумов; акустических эффектов, воздействий, обусловленных работой силовой (тяговой) установки и оборудования; шумов, возникающих при отказах систем и пр.

7.8.9  Эргономические требования к подсистеме «инструктор — средства управления обучением» включают в себя следующие группы требований:

— к оборудованию рабочего места инструктора;

— к подсистеме управления обучением, ее методическому и информационному обеспечению, средствам контроля и оценки результатов обучения.

7.8.10 Эргономические требования к оборудованию рабочего места инструктора должны обеспечивать удобство и простоту взаимодействия инструктора с органами управления процессом обучения и со средствами контроля обучения. С этой целью при разработке комплекса оборудования пультов инструктора эргономические требования должны быть предъявлены:

— к приборам, установленным на рабочих местах обучаемых;

— к органам управления, обеспечивающим ввод начальных условий, отказов и нештатных ситуаций, задание скорости, направления ветра и пр., а также органам, дублирующим управление обучаемых;

— к средствам, предназначенным для отображения информации о ходе учебного процесса, адекватности действий обучаемых при управлении имитируемым объектом;

— к радиосредствам для связи с обучаемыми и обслуживающим персоналом.

7.8.11 Эргономические требования к подсистеме управления обучением, средствам контроля и оценки результатов обучения должны обеспечивать полноту, качество, простоту и удобство выполнения следующих процедур:

— контроля технического состояния тренажера и управления режимами его работы;

— управления остановкой действия обучаемого, возвратом к определенному этапу тренировки, а также управление масштабом времени;

— связи с обучаемыми и обслуживающим персоналом;

— отображения состояния имитируемого локомотива, текущей обстановки;

— контроля действий обучаемых;

— оценки уровня подготовки обучаемых.

7.8.12 Эргономические требования к подсистеме «обслуживающий персонал — средства обеспечения работоспособности тренажера» заключаются в обеспечении безопасного доступа к системам и оборудованию тренажера для осуществления их тестового контроля.

Интересно почитать:   О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" ОТ 17 ДЕКАБРЯ 2010 Г. N 2626Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕСТНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ" от 14 ноября 2011 г. N 2435р

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности