Рубрики
Приказы и распоряжения

СТАНДАРТ ОАО «РЖД» ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ СТО РЖД 1.08.001 — 2012 (часть 1) от 29 февраля 2012 г. N 421р


ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 февраля 2012 г. N 421р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТ ОАО «РЖД» «ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ»

В целях стандартизации эргономических требований к подготовке локомотивных бригад с использованием обучающих тренажерных комплексов:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2012 г. стандарт СТО РЖД 1.08.001 — 2012 «Эргономические требования. Учебно-тренажерные центры. Основные положения».

2. Дирекции тяги ОАО «РЖД» обеспечить соблюдение требований стандарта, утвержденного настоящим распоряжением.

Старший вице-президент ОАО «РЖД»

В.А.Гапанович

СТО РЖД 1.08.001 — 2012

СТАНДАРТ ОАО «РЖД»

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дата введения — 1 марта 2012

Предисловие

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства — филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги», открытым акционерным обществом «Научно-производственное предприятие «Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок» (ОАО НПП «Эргоцентр»), Институтом психологии Российской академии наук. Межрегиональной эргономической ассоциацией, образовательным учреждением «Институт эргономики и социально-экономических технологий», ЗАО «АВГАРН», ООО «Корпорация «Русская эргономика и интеллектуальные системы», ЗАО «Нейроком», ЗАО НПЦ «Спектр», ЗАО «Транзас-Экспресс».

2 ВНЕСЕН Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства — филиалом открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом (Распоряжением) ОАО «РЖД» от 29 февраля 2012 г. N 421р.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие психолого-эргономические требования к структуре и содержанию мероприятий, выполняемых в учебно-тренировочных центрах для профессиональной подготовки работников локомотивных бригад, а также к разрабатываемым в этих центрах и используемым обучающим системам и тренажным комплексам.

2 Термины и определения

2.1 В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями, представленные в п. 2.2-2.51.

2.2 Метод обучения — способ передачи знаний, умений и навыков,

посредством которого обучающий, опираясь на сознательность и активность обучаемых, формирует у них необходимые умственные и физические качества.

2.3 Методика обучения — совокупность способов, средств и приемов, необходимых для систематического и наиболее целесообразного достижения требуемого уровня обученности.

2.4 Уровень обученности — степень владения нормами профессиональной деятельности.

2.5 Оценка уровня обученности — мера сравнения достигнутого и требуемого уровней обученности, определяемая на основе использования установленных нормативов.

2.6 Обучаемость — комплекс познавательных и психомоторных способностей, имеющих индивидуальную меру выраженности и влияющих на успешность обучения.

2.7 Индивидуализированное обучение — обучение с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого обучаемого (индивидуальных различий в обучаемости, исходном уровне обученности и т.д.), обеспечивающее сокращение количества обучаемых с низким уровнем успеваемости.

2.8 Теоретические (декларативные) знания — знания о назначении, структуре, состояниях, процессах и закономерностях функционирования локомотива (или его отдельных элементов) и знания о внешних средствах деятельности работников локомотивных бригад (о рабочем месте, средствах отображения информации, органах управления, информационной модели, человеко-машинном интерфейсе и т.п.).

2.9 Различают следующие свойства теоретических (декларативных) знаний:

— запоминание происходит путем извлечения обучаемым в процессе обработки учебного материала смыслов и отличительных признаков понятий, а также установления между понятиями родо-видовых, причинно-следственных и иных связей;

— в процессе накопления теоретических знаний и выполнения лабораторных работ формируются способности к описанию, объяснению и прогнозированию явлений и процессов в области деятельности через установление все новых и новых отношений (связей) между понятиями.

2.10 Уровень усвоения области деятельности («Бета») — квалификационная характеристика обученного специалиста (обучаемого), характеризующая усвоенность теоретических (декларативных) знаний в области деятельности работника локомотивной бригады.

2.11 Различают следующие уровни усвоения области деятельности:

«Бета»=1 — способность провести каталогизацию элементов локомотива и элементов внешней среды, описать их свойства, дать внешнее, описательное изложение явлений и процессов в области деятельности;

«Бета»=2 — способность дать объяснение динамике изменения внешних факторов и состояния элементов локомотива, а также предсказать направления их развития и возможные исходы.

2.12 Учебный элемент — отдельное конкретное действие, осваиваемое в процессе обучения. При профессиональном обучении учебный элемент соответствует отдельному конкретному действию реальной профессиональной деятельности, осваиваемому в процессе обучения с целью приобретения профессиональных знаний, умений и навыков.

2.13 Учебная задача — совокупность учебных элементов, соответствующая определенной ситуации, характерной для реальной профессиональной деятельности.

2.14 Предписанный способ деятельности (ПСД) — способ, программа, алгоритм, план действий в заданных условиях, т.е. сведения процедурного характера, предъявляемые в вербальной или наглядной форме обучаемому на начальном этапе освоения деятельности в качестве идеальной модели. На основе предписанного способа деятельности в процессе обучения формируется индивидуальный способ деятельности.

2.15 Предписанный алгоритм деятельности (ПАД) — предписание, определяющее содержание и последовательность действий работника локомотивной бригады по выполнению конкретной задачи управления локомотивом или его техническому обслуживанию. На предписанных алгоритмах деятельности в процессе обучения формируются индивидуальные алгоритмы деятельности.

2.16 Практические (процедурные) знания — знание процедур деятельности, способов решения учебных задач по учебным дисциплинам, алгоритмов, программ, планов, способов выполнения профессиональной деятельности с опорой на полученные теоретические знания.

2.17 Различают следующие свойства практических (процедурных) знаний:

— запоминаются существенно медленнее теоретических путем многократных повторений процедур деятельности;

— в процессе повторений и на основе теоретических знаний формируется ориентировочная основа деятельности (ООД), а процедурные знания-знакомства постепенно трансформируются в знания-умения и, затем, в навыки;

— при отсутствии повторений (тренировок) сложные навыки быстро утрачиваются.

2.18 Уровень усвоения процедур деятельности («альфа») — квалификационная характеристика обученного специалиста (обучаемого), характеризующая усвоенность практических (процедурных) знаний.

2.19 Различают следующие уровни усвоения процедур деятельности:

«альфа»=1 (знания-знакомства). Способность решить учебную задачу с опорой на внешне предъявляемый стимул непосредственно в процессе деятельности при повторном восприятии ранее усвоенной теоретической информации о них и практических действий с ними

«альфа»=2 (репродуктивные знания — умения, навыки). Способность к репродуктивной деятельности алгоритмического типа, т.е. способность самостоятельно выполнить известную деятельность на основе ранее усвоенной ориентировочной основы деятельности (решить известную учебную задачу на основе усвоенного алгоритма)

«альфа»=3 (продуктивные знания — умения, навыки). Способность к продуктивной деятельности алгоритмического типа на основе усвоенного обобщенного способа деятельности, т.е. способность выполнить деятельность в изменившихся условиях путем самостоятельной трансформации известной ориентировочной основы деятельности (решить типовую учебную задачу на основе усвоенного теоретически обобщенного способа решения);

«альфа»=4 (знания-трансформации). Способность к деятельности эвристического типа, для которой неизвестны заранее алгоритмы достижений целей деятельности, т.е. способность самостоятельно сконструировать и применить новую ориентировочную основу для новых условий деятельности (разработать способ решения и решить нетиповую учебную задачу)

2.20 Ориентировочная основа деятельности — информация о среде деятельности (теоретические знания) и извлекаемые из памяти процедурные (практические) знания о способе деятельности в данных условиях среды, на которые опирается обученный специалист при планировании, реализации деятельности и контроле ее результатов.

2.21 Умение — способность применять усвоенную ориентировочную основу деятельности для решения эквивалентных задач с дискретным осознанным контролем последовательности и качества реализации отдельных действий. По мере неоднократных повторений происходит свертывание умственной деятельности, и умение переходит в навык.

2.22 Навык — способ выполнения действий, сложившийся в результате упражнений, и представляющий собой автоматизированный компонент сознательной деятельности.

2.23 Упражнение — сознательное многократное повторение определенных действий с целью формирования, закрепления и совершенствования у обучаемых необходимых для профессиональной деятельности навыков и умений.

2.24 Оперативное мышление — внутреннее средство переработки информации работника, обеспечивающее скоротечное и правильное разрешение проблемной (нештатной) ситуации в условиях дефицита времени и (или) неполной информации.

2.25 Информационная модель учебного элемента — совокупность информации различной модальности, предъявляемой обучаемому человеку и необходимой для освоения им учебного элемента.

2.26 Информационная модель учебной задачи — совокупность информационных моделей учебных элементов, входящих в учебную задачу.

2.27 Учебное задание — совокупность информационных моделей учебных задач и/или учебных элементов, одновременно предъявляемых обучаемому человеку для освоения.

2.28 Учебная информационная модель — совокупность учебных заданий (информационных моделей учебных задач и учебных элементов), используемых в процессе обучения.

2.29 Мультимедийные формы предъявления учебного материала — формы, включающие, объединяющие и синхронизирующие в различных средах представления различные типы статистической и/или динамической информации.

2.30 Типы сред представления информации — психологически воспринимаемые обучаемым свойства среды. Примеры сред представления: аудио среда (воспринимаемая по аудиоканалу); видео среда (воспринимаемая по зрительному каналу); вербализованная среда (текст, речь, символы, формулы); невербализованная среда (пространственное расположение, шумы агрегатов); естественная среда (естественные звуки, виды окружающей действительности,); искусственная среда (фотографии, рисунки, графики); динамическая среда (видеофильм, анимированные диаграммы и модели) и т.п.

2.31 Комплексирование сред представления информации — последовательное или одновременное объединение или наложение двух и более сред для лучшего усвоения информации, относящейся к одной и той же теме.

2.32 Обучающее воздействие — специальная процедура предъявления обучаемому учебного задания, позволяющего формировать алгоритмы решений.

2.33 Различают два основных типа обучающих воздействий:

— обучающее воздействие первого типа — предъявление учебного задания, соответствующего информационной модели отдельного изучаемого учебного элемента, его объяснение и описание с учетом индивидуально-психологических особенностей обучаемого (применяется при теоретическом обучении);

— обучающее воздействие второго типа — предъявление учебного задания, соответствующего информационной модели учебной задачи (применяется для выявления результативности обучающего воздействия первого типа при теоретическом обучении и в качестве основного обучающего воздействия при практическом обучении).

2.34 Теоретическое обучение — обучение, направленное на усвоение обучаемым теоретических (декларативных) знаний.

2.35 Минимальный дидактический цикл теоретического обучения — последовательная реализация обучающих воздействий первого и второго типа с подтверждением результативности воздействий первого типа.

2.36 Практическое обучение — обучение, направленное на усвоение обучаемым практических (процедурных) знаний.

2.37 Адаптивное обучение — метод индивидуализированного обучения, при котором трудность учебных заданий автоматически повышается или понижается в зависимости от действий и качества действий обучаемого.

2.38 Различают следующие уровни адаптации учебных заданий:

— адаптация задания к действиям обучаемого,

— адаптация программы предъявления заданий к действиям обучаемого.

2.39 Управление обучением — управление учебными заданиями (учебной информационной моделью) путем адаптации приемов, способов обучения, содержания, объема и темпа предъявляемой учебной информации к индивидуально-психологическим особенностям обучаемого, его ошибкам, действиям и их качеству, контролируемым параметрам психофизиологического состояния обучаемого (при необходимости).

2.40 Автоматизированное учебное занятие (АУЗ) — специальная форма теоретического или практического обучения с использованием программных средств.

2.41 Различают следующие организационные формы автоматизированных учебных занятий:

— для теоретического обучения — лекция, консультация, семинар.

— для практического обучения — практические занятия, лабораторные занятия, упражнения, тренировки, групповые упражнения.

2.42 Сценарий автоматизированного учебного занятия — программный продукт, представляющий совокупность эпизодов (кадров), предъявляемых в соответствии с логикой изучаемой предметной области и целями обучения.

2.43 Автоматизированный учебный курс (АУК) — совокупность автоматизированных учебных занятий, предназначенная для формирования теоретических (декларативных) и (или) практических (процедурных) знаний по определенному виду деятельности (учебной дисциплине) путем самостоятельной работы обучаемого с компьютерной обучающей системой, реализующей ряд функций управления обучением, при отсроченном контроле и управлении со стороны обучающего.

2.44 Автоматизированная обучающая система (АОС) — совокупность аппаратно-программных средств, автоматизировано реализующая определенный вид функций инструктора.

2.45 Состав АОС включает:

— функциональную подсистему управления процессом обучения и мониторинга результатов выполнения учебных задач (рабочее место инструктора);

— функциональную подсистему технических средств деятельности обучаемого (рабочее место обучаемого со средствами отображения информации и органами управления);

— функциональную подсистему визуализации учебных заданий;

— функциональную подсистему моделирования нештатных, экстремальных ситуаций;

— функциональную подсистему (фонд) сценариев автоматизированных учебных занятий;

— функциональную подсистему психодиагностики обучаемых (при необходимости);

— функциональную подсистему контроля работоспособности обучаемых (при необходимости).

2.46 Тренажерный комплекс (ТК) — система «инструктор — автоматизированная обучающая система — обучаемые», обеспечивающая индивидуализацию обучения в условиях индивидуальных, групповых и самостоятельных занятий путем полной или частичной автоматизации функций инструктора по управлению процессом обучения.

2.47 Эргономическая адекватность тренажерного комплекса — соответствие условий и содержания учебной деятельности обучаемого на тренажерном комплексе и осваиваемой реальной профессиональной деятельности.

2.48 Полномасштабный тренажер — тренажер для работников локомотивных бригад, предназначенный для формирования и развития практических умений и навыков, включая и двигательные (психомоторных) навыки. Содержит реальное рабочее место работника или его действующий полномасштабный макет.

2.49 Первоначальное (когнитивное, предтренажерное) усвоение деятельности работников локомотивных бригад с использованием АОС (АУК) — усвоение теоретических знаний о функционировании локомотива и внешних средствах деятельности, а также усвоение процедур деятельности — алгоритмов, путем многократного их виртуального выполнения на имитационной модели пульта управления локомотивом, отображаемого на экране компьютера. Усвоение в форме знаний, умений и умственных навыков без формирования двигательных (психомоторных) навыков и их двигательно-чувственного наполнения.

2.50 Человеко-машинный интерфейс — комплекс программных и технических средств, посредством которых осуществляется диалоговый режим выполнения функций по управлению локомотивом и его обслуживанию.

2.51 Нормативно-техническая документация (НТД) — документация, содержащая правила, нормы и требования, подлежащие обязательному выполнению при управлении локомотивом.

Интересно почитать:   ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЕРАТИВНОМ РУКОВОДСТВЕ В ХОЗЯЙСТВЕ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ (часть 4) от 3 июля 2012 г. N 1316р

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности