Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 31.03.2015 N 811р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 31 марта 2015 г. N 811р


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНЕДРЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ИННОВАЦИОННОСТИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОДУКЦИИ, ЗАКУПАЕМОЙ ОАО «РЖД»

В целях совершенствования процедур внедрения инновационных решений, учитывая критерии инновационности применительно к продукции, закупаемой ОАО «РЖД», во исполнение требований Плана мероприятий («дорожная карта») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013г. N 867-р:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 2015 г. Положение о внедрении инновационных решений с учетом применения критериев инновационности применительно к продукции, закупаемой ОАО «РЖД».

2. Начальнику Департамента технической политики ОАО «РЖД» Назарову А.С., начальнику Центра инновационного развития — филиала ОАО «РЖД» Корчагину А.Д., начальнику Центра организации закупочной деятельности ОАО «РЖД» Митичкиной И.М. обеспечить опытное применение Положения о внедрении инновационных решений с учетом применения критериев инновационности применительно к продукции, закупаемой ОАО «РЖД».

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Вице-президент ОАО «РЖД»

А.С.Бобрешов



УТВЕРЖДЕНО

распоряжением ОАО «РЖД»

от 31.03.2015 г. N 811р


ПОЛОЖЕНИЕ



О ВНЕДРЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ С УЧЕТОМ ПРИМЕНЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ИННОВАЦИОННОСТИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПРОДУКЦИИ, ЗАКУПАЕМОЙ ОАО «РЖД»


(для опытного применения)



1. Общие положения

1.1. Положение о внедрении инновационных решений с учетом применения критериев инновационности применительно к продукции, закупаемой ОАО «РЖД» (далее — Положение), является одним из документов, регулирующих функционирование системы управления инновационной деятельностью в ОАО «РЖД».

1.2. Настоящее Положение определяет правила подачи и рассмотрения предложений о закупке и внедрении инновационных решений, к которым относятся товары, работы, услуги, обладающие новыми и значительно улучшенными эксплуатационными, техническими и другими потребительскими характеристиками.

1.3. Настоящее Положение разработано во исполнение требований Федерального закона N 223-ФЗ [1] и плана мероприятий («дорожная карта») [2] и направлено на внедрение в практику ОАО «РЖД» механизмов, обеспечивающих повышение доли инновационной и высокотехнологичной продукции в общем объеме закупок, осуществляемых ОАО «РЖД», за счет создания системы «одного окна» для инновационных предложений, поступающих, в том числе от субъектов малого и среднего предпринимательства.

1.4. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:

инновация — введенные в употребление новая или значительно улучшенная продукция (товар, услуга) или процесс;

инновационная продукция — соответствующий мировому уровню конкурентоспособный результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации;

высокотехнологичная продукция — продукция, выпускаемая предприятиями наукоемких отраслей, произведенная с использованием новейших образцов техники и технологий, с участием высококвалифицированного, специально подготовленного персонала, воплощающая современные научные достижения и передовой опыт;

инновационный проект — комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научно-технических результатов;

инновационное решение — результат инновационной деятельности компании или приобретенная продукция (товар, работа, услуга), обладающие новыми или значительно улучшенными потребительскими характеристиками и содействующие улучшению основных показателей деятельности компании;

конкурентоспособность — способность продукции иметь более высокую потребительскую оценку на рынке по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения благодаря своим качественным и стоимостным характеристикам;

заказчик — ОАО «РЖД»;

функциональный заказчик — департамент, управление, филиал, дочернее общество ОАО «РЖД» и иные структурные подразделения ОАО «РЖД», инициирующие закупку продукции, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

закупка — совокупность действий, осуществляемых в установленном порядке заказчиком и направленных на обеспечение нужд ОАО «РЖД» в товарах, работах или услугах;

предмет закупки — конкретные товары, работы или услуги, которые предполагается поставить (выполнить, оказать) заказчику на условиях, определенных условиями закупки;

документация о закупке — комплект документов, содержащий полные сведения, информацию о предмете, условиях участия и правилах проведения процедуры закупки, правилах подготовки, оформления и подачи предложения участником закупки, правилах выбора победителя, а также об условиях заключаемого по результатам процедуры закупки договора;

субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям.

1.5. В настоящем Положении используются следующие сокращения:

НИОКР — научно-исследовательская, опытно-конструкторская, технологическая работа;

ОЭСР — организация экономического развития и сотрудничества.



2. Типизация инновационных решений с учетом применения критериев инновационности и (или) высокотехнологичности продукции

2.1. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции и порядок их применения определены Стандартом СТО РЖД 08.014-2011 [16] и Методикой отнесения предметов закупки к высокотехнологичной и инновационной продукции [26].

2.2. С учетом применения критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции предлагаемые решения классифицируются как:

инновационные;

высокотехнологичные;

инновационные и высокотехнологичные.

2.3. Критериями отнесения продукции к инновационной являются:

новизна продукции (объекта техники, технологии);

высокий технический уровень продукции;

новые потребительские свойства продукции.

2.4. Критериями отнесения товаров, работ, услуг к высокотехнологичной продукции являются:

наукоемкость;

технологичность.

2.5. Отнесение продукции к инновационной и высокотехнологичной осуществляется по совокупности критериев.

2.6. Продукция относится к инновационной, если она соответствует следующим признакам:

товар, ожидаемые результаты работ, технология оказания услуги и ее результат обладают улучшенными или новыми эксплуатационными, техническими и другими потребительскими характеристиками;

срок появления продукции на российском рынке составляет не более 3-5 лет или продукция является новой для ОАО «РЖД»;

товар, выполняемая работа или технология ее производства (создания, строительства, ремонта), техника или технология, используемые при оказании услуги относится к новому виду или поколению техники, что подтверждается результатами патентных исследований [22, 23] для НИОКР в соответствии с требованиями ГОСТ Р 15.011.96 [4];

имеются патенты или ноу-хау, относящиеся к объекту разработки в целом или к его составным частям, или к технологии производства работ (создания, строительства, ремонта).

2.7. Продукция относится к высокотехнологичной по следующим основаниям:

товар или тематика работ относится к наукоемкой отрасли техники, в том числе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» [3], международными классификациями (например, перечнем ОЭСР);

в ходе производства работ или оказания услуг применяются сложное, наукоемкое технологическое оборудование, сложные (уникальные) наукоемкие технологические процессы и технологии, а также высококвалифицированный, специально подготовленный для работы с такими технологиями и оборудованием персонал.



3. Принципы отбора инновационных решений

3.1. Основными принципами отбора предложений инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, результатов НИОКР для нужд ОАО «РЖД» являются:

соответствие стратегическим целям и приоритетам ОАО «РЖД»;

технико-экономическая целесообразность применения решения;

вариантность (альтернативность) отбора решений.

3.2. Принимаемые в сфере инновационной деятельности решения направлены на достижение стратегических целей развития ОАО «РЖД». Для реализации данного принципа на основе ключевых направлений инновационного развития ОАО «РЖД» разрабатываются плановые целевые показатели, которые должны быть достигнуты, в том числе за счет закупки и внедрения инновационных и (или) высокотехнологичных товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг.

3.3. Целесообразность применения инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, внедрения результатов НИОКР оценивается на основании прогноза повышения эффективности производственных процессов ОАО «РЖД» за счет сокращения себестоимости, экономии энергоресурсов, улучшения потребительских характеристик, повышения производительности, экологичности и других установленных показателей.

3.4. Для внедрения новых технологий осуществляется отбор существующих и планируемых к разработке, производству и реализации продуктов и услуг, а также используемых или находящихся в процессе разработки объектов интеллектуальной собственности (результатов интеллектуальной деятельности), которые могут рассматриваться как инновационные [15].

3.5. При рассмотрении предлагаемых ОАО «РЖД» инновационных предложений осуществляется сравнительный анализ альтернативных вариантов и оценка экономической целесообразности приобретения продукции, применения в сравнении с аналогичными ранее производимыми товарами, работами, услугами, а также с лучшими мировыми образцами.

3.6. Сравнение характеристик товаров осуществляется, в том числе по функциональному назначению, конструктивному выполнению, составу применяемых материалов и компонентов.

3.7. Для работ или услуг в ходе сравнения выявляется значительное изменение или улучшение результатов выполнения работ, оказания услуг вследствие применения нового или модернизированного производственного оборудования и (или) программного обеспечения, новых технологий, впервые внедренных результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

3.8. Для технически сложной продукции проводится сравнительный анализ экономии, возникающей в результате приобретения и внедрения инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, с альтернативами продления срока службы и замены действующей техники на новую, но традиционную.

3.9. Альтернативный подход обеспечивает целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и направлен на сокращение издержек ОАО «РЖД».



4. Оценка экономической эффективности инновационных решений

4.1. Основными инструментами оценки экономической эффективности инновационных решений в ОАО «РЖД» являются:

оценка стоимости жизненного цикла продукции технического назначения и сложных технических систем;

определение лимитной (предельной) цены разработки и полезного эффекта нового (модернизированного) технического объекта;

оценка удельных годовых расходов с учетом приобретения для технических средств и оборудования;

оценка экономической эффективности инновационных проектов.

4.2. Оценка эффективности с применением показателя стоимости жизненного цикла используется для продукции технического назначения и сложных технических систем железнодорожного транспорта.

Оценка стоимости жизненного цикла проводится в случаях, когда экономически целесообразен учет последующих издержек, связанных с использованием продукции или эксплуатацией и (или) содержанием объекта.

При проведении сравнительной оценки стоимости жизненного цикла альтернативного ряда технических объектов осуществляется попарное сравнение стоимости жизненного цикла нового/модернизированного объекта с аналогом/прототипом.

Порядок применения показателя стоимости жизненного цикла устанавливается Стандартом СТО РЖД 02.037-2011 [18], расчет и оценка показателя осуществляется в соответствии с Методиками расчета стоимости жизненного цикла, утвержденными для отдельных хозяйств ОАО «РЖД».

4.3. На начальных этапах разработки новой техники определяется лимитная (предельная для потребителя) цена, которая используется для технико-экономических обоснований целесообразности проектирования, производства и применения новой техники, а также для установления договорных цен.

Планирование стоимости разработки и анализ полезного экономического эффекта внедрения новых технических средств осуществляется в соответствии с Методикой определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта [20].

4.4. В установленных случаях осуществляется расчет показателя «Удельные годовые расходы с учетом приобретения» (УГРпр).

Удельные годовые расходы с учетом приобретения для технических средств и оборудования определяются суммированием расходов (индивидуального оттока денежных средств), возникающих на каждом временном этапе срока службы техники.

Порядок расчета УГРпр технических средств/оборудования приведен в Рекомендациях о порядке расчета и оформления результатов расчетов показателя «Удельные годовые расходы с учетом приобретения» для технических средств и оборудования при подготовке конкурсной документации [21].

4.5. Оценка экономической эффективности инновационных проектов проводится в соответствии с требованиями Стандарта СТО РЖД 08.005-2011 [14].

В качестве основных показателей оценки эффективности инновационных проектов используются:

чистый дисконтированный доход (NPV);

срок окупаемости (РР).

В качестве дополнительных показателей оценки эффективности инновационных проектов применяются внутренняя норма доходности или норма рентабельности (IRR) и индекс доходности (PI).

4.6. Следствием реализации инновационных проектов могут являться:

увеличение доходов (выручки) ОАО «РЖД»;

уменьшение (экономия) эксплуатационных расходов ОАО «РЖД»;

уменьшение (экономия) капитальных расходов ОАО «РЖД» в том числе уменьшение расходов на реализацию научно-технических проектов.

4.7. Дополнительные доходы (выручка) могут образовываться:

от использования результатов инновационных проектов при увеличении объемов оказания услуг по грузовым перевозкам, пассажирским перевозкам, прочим услугам.

от использования и реализации имущества, заменяемого (высвобождаемого) при внедрении и использовании результатов инновационных проектов.

4.8. Экономия эксплуатационных расходов при использовании результатов инновационных проектов является следствием:

снижения энергоемкости серийных образцов новой техники, новых технологий по сравнению с заменяемыми техникой, технологиями;

увеличения межремонтных периодов по плановым ремонтам, сокращения количества внеплановых ремонтов за счет повышения надежности новой техники по сравнению с заменяемой техникой;

уменьшения расхода материально-производственных запасов, используемых при обслуживании и ремонте новой техники, использовании новых технологий;

снижения эксплуатационных потерь;

уменьшения трудозатрат, сокращения потерь рабочего времени, уменьшения профессиональной заболеваемости и травматизма.

4.9. Экономия капитальных расходов при использовании результатов инновационных проектов является следствием:

уменьшения стоимости серийных образцов новой техники по сравнению с заменяемой техникой;

увеличения сроков полезного использования серийных образцов новой техники по сравнению с заменяемой техникой;

уменьшение расходов на монтаж, установку, наладку серийных образцов новой техники по сравнению с заменяемой техникой.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 07.12.2005 N 1989р



5. Организация процесса внедрения инновационных решений

5.1. Для внедрения инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также обеспечения взаимного трансферта технологий предусмотрен механизм взаимодействия через систему «одного окна».

5.2. Организация системы «одного окна» позволяет потенциальным поставщикам, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — потенциальные поставщики, заявители), взаимодействовать с ОАО «РЖД» по вопросам подачи инновационных предложений, их рассмотрения и получения ответа о возможности внедрения предлагаемой инновационной и (или) высокотехнологичной продукции и результатов НИОКР в деятельность ОАО «РЖД».

5.3. Потенциальные поставщики инновационной и (или) высокотехнологичной продукции могут направлять предложения для рассмотрения в ОАО «РЖД» на адрес электронной почты или на почтовый адрес системы «одного окна».

5.4. Контактные данные системы «одного окна», порядок взаимодействия, требования к составу и формату инновационного предложения размещаются на официальном сайте ОАО «РЖД».

5.5. Участниками рассмотрения инновационных предложений в рамках системы «одного окна» являются:

Департамент технической политики ОАО «РЖД»;

Центр инновационного развития — филиал ОАО «РЖД»;

подразделения аппарата управления, филиалы, дочерние общества ОАО «РЖД» и другие структурные подразделения ОАО «РЖД» (функциональные заказчики);

Научно-технический совет ОАО «РЖД»;

Совещательный орган ОАО «РЖД», отвечающий за общественный аудит эффективности закупок, состав и положение о котором утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 12 февраля 2014 г. N 376р (далее — Совещательный орган).

5.6. Департамент технической политики ОАО «РЖД» несет ответственность за организацию процедуры рассмотрения предложений по инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, за принятие решения о проведении работ по реализации инновационных проектов.

5.7. Центр инновационного развития — филиал ОАО «РЖД» несет ответственность за организацию процедур рассмотрения и научно-технической экспертизы инновационных проектов.

5.8. Подразделения аппарата управления, филиалы, дочерние общества ОАО «РЖД» и другие структурные подразделения ОАО «РЖД» по функциональной принадлежности инновационного решения участвуют в рассмотрении инновационных предложений, оценке эффективности, безопасности и надежности предлагаемой потенциальными поставщиками продукции, проведении ее испытаний (при необходимости).

5.9. Научно-технический совет ОАО «РЖД» в составе профильных секций осуществляет рассмотрение и экспертизу предлагаемых ОАО «РЖД» инновационных решений.

5.10. Совещательный орган ОАО «РЖД» обеспечивает контроль за эффективностью работы системы «одного окна» для внедрения инновационной продукции и результатов научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ субъектов малого и среднего предпринимательства, а также взаимный трансферт технологий.



6. Информирование потенциальных поставщиков о потребностях ОАО «РЖД» в инновационной и (или) высокотехнологичной продукции и результатах НИОКР

6.1. Предлагаемая потенциальными поставщиками инновационная и (или) высокотехнологичная продукция и результаты НИОКР должны быть направлены на реализацию основных направлений инновационного развития ОАО «РЖД» и соответствовать актуальным и перспективным потребностям ОАО «РЖД» в товарах, результатах выполнения работ, оказания услуг.

6.2. Основополагающими документами, определяющими основные направления инновационного развития ОАО «РЖД», являются:

Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [6];

Концепция единой технической политики холдинга «РЖД» [7];

Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года [8];

Стратегия инновационного развития ОАО «РЖД» (Белая книга ОАО «РЖД») [9];

Программа инновационного развития ОАО «РЖД» [10].

6.3. Информация о стратегических направлениях и задачах инновационного развития ОАО «РЖД» находится в открытом доступе на официальном сайте ОАО «РЖД».

6.4. Актуальные потребности ОАО «РЖД», в том числе в инновационной и (или) высокотехнологичной продукции и результатах НИОКР, отражаются в ежегодном плане закупок товаров (работ, услуг) для ОАО «РЖД».

6.5. Перспективные потребности ОАО «РЖД» в закупке инновационной и (или) высокотехнологичной продукции и результатов НИОКР фиксируются в плане закупок инновационной и высокотехнологичной продукции ОАО «РЖД», формируемом во исполнение требований Федерального закона N 223-ФЗ [1] на период от пяти до семи лет.

6.6. Информирование потенциальных поставщиков инновационных и (или) высокотехнологичных товаров, работ, услуг, результатов НИОКР о потребностях ОАО «РЖД» в данной продукции включает:

публикацию плана закупок ОАО «РЖД» и плана закупок инновационной и высокотехнологичной продукции ОАО «РЖД» на сайте www.zakupki.gov.ru и на официальном сайте ОАО «РЖД»;

размещение информации о планах формирования лотов на закупку инновационной продукции взамен традиционной на федеральном сайте поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации по адресу: www.smb.gov.ru.

6.7. Доведение информации до потенциальных поставщиков о потребностях ОАО «РЖД» в инновационной и (или) высокотехнологичной продукции осуществляется, в том числе в рамках деятельности Совещательного органа ОАО «РЖД» и программы партнерства ОАО «РЖД» с субъектами малого и среднего предпринимательства.

6.8. План закупок товаров (работ, услуг) для ОАО «РЖД» и план закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств ОАО «РЖД» включают конкретную продукцию, которую планируется приобрести, и технологии, которые должны быть разработаны и (или) адаптированы, приобретены и внедрены в ОАО «РЖД» в краткосрочной, среднесрочной и в долгосрочной перспективе.



7. Общие требования к инновационным предложениям

7.1. Предлагаемое к рассмотрению в ОАО «РЖД» инновационное предложение должно включать следующую информацию:

сведения о поставщике, подающем инновационное предложение (в том числе данные, подтверждающие отнесение поставщика к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством Российской Федерации);

указание на конкретное направление инновационного развития ОАО «РЖД», в рамках которого предлагается использовать инновационный и (или) высокотехнологичный товар, результаты выполнения работы, оказания услуги;

основные функциональные, технические, эксплуатационные и другие характеристики продукции;

описание потенциала предлагаемой продукции для решения задач инновационного развития ОАО «РЖД», возможные области применения — направление (направления) и конкретные процессы (производственные, технологические, организационные, управленческие);

технико-экономическое обоснование, содержащее стоимостные параметры продукции, обоснование целесообразности внедрения, в том числе качественное и количественное описание экономических, экологических, социальных и других эффектов;

сравнительный анализ предлагаемой и традиционной (стандартной) продукции по отношению к имеющимся отечественным и зарубежным аналогам;

документы соответствия предлагаемой продукции установленным для данного вида продукции требованиям — нормам безопасности, санитарно-гигиеническим нормам и т.п., требованиям надежности, результаты проведенных испытаний (в том числе может быть указана ссылка на сертификат ФБУ «PC ФЖТ», опубликованный на сайте www.rsfgt.ru), в случае отсутствия таких документов должна быть указана готовность потенциального поставщика провести необходимые испытания за свой счет;

желаемый способ получения ответа на адрес электронной почты или на почтовый адрес.

7.2. Требования к инновационным проектам и составу предоставляемых материалов определены Стандартом СТО РЖД 08.015-2011 [17] и требованиями к инновационным проектам, предлагаемым для реализации на железнодорожном транспорте в интересах ОАО «РЖД», утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» [24].

7.3. Рассмотрению подлежат инновационные проекты в области железнодорожного транспорта, содержащие новые технологии, новую продукцию, прошедшие стадию опытно-конструкторских работ, или находящиеся на заключительных этапах опытно-конструкторских разработок.



8. Регламент рассмотрения предложений по внедрению инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, результатов НИОКР

8.1. Рассмотрение поступивших в ОАО «РЖД» инновационных решений, созданных или разрабатываемых сторонними организациями и физическими лицами, организовано в целях отбора инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, результатов НИОКР, необходимых для реализации потребностей ОАО «РЖД» и обеспечения наибольшей экономической эффективности деятельности компании.

8.2. Организацию процедур рассмотрения инновационных проектов осуществляет Центр инновационного развития — филиал ОАО «РЖД».

8.3. Организацию процедур рассмотрения иных инновационных предложений (в том числе продукции технического назначения, сложных технических систем, технических средств и оборудования) осуществляет Департамент технической политики ОАО «РЖД».



Порядок рассмотрения инновационных проектов

8.4. Порядок рассмотрения инновационных проектов и принятия решения об отборе проекта для реализации определен Стандартом СТО РЖД 08.015-2011 [17].

8.5. Процедура рассмотрения инновационного проекта предусматривает проведение следующих работ:

предварительная проверка документации инновационного проекта;

проведение научно-технической экспертизы инновационного проекта;

принятие решения по реализации инновационного проекта в системе ОАО «РЖД».

8.6. Предварительную проверку представленных материалов инновационных проектов осуществляет Центр инновационного развития — филиал ОАО «РЖД».

Предварительная проверка материалов инновационного проекта проводится в течение 15 дней с даты поступления заявки на рассмотрение инновационного проекта в Центр инновационного развития — филиал ОАО «РЖД».

В исключительных случаях по решению руководства Центра инновационного развития — филиал ОАО «РЖД» сроки рассмотрения могут быть продлены, о чем уведомляется заявитель.

По результатам проведения предварительной проверки Центр инновационного развития — филиал ОАО «РЖД» принимает решение о проведении научно-технической экспертизы инновационного проекта или об его отклонении.

Решение об отклонении заявки на стадии предварительной проверки может быть принято в случае нарушения установленных правил оформления, отсутствия или недостаточности представленных сведений. В этом случае заявитель информируется о принятом решении и необходимости уточнения представленных данных.

8.7. В случае положительного решения по результатам предварительной проверки проводится научно-техническая экспертиза инновационного проекта с целью установления соответствия проекта требованиям высокого технического уровня, новизны, перспективности, практической реализуемости, достижения заявленных технико- экономических характеристик и конкурентоспособности.

Ответственным за проведение научно-технической экспертизы инновационных проектов является Центр инновационного развития — филиал ОАО «РЖД».

К рассмотрению представленных в ОАО «РЖД» инновационных проектов по решению Центра инновационного развития — филиал ОАО «РЖД» могут привлекаться независимые эксперты.

Срок проведения научно-технической экспертизы с учетом получения заключения независимой экспертизы не должен превышать 2 месяца.

По результатам научно-технической экспертизы инновационного проекта принимается решение о его дальнейшем рассмотрении или отклонении, о чем информируется заявитель.

В случае положительного заключения научно-технической экспертизы по инновационному проекту, Центр инновационного развития — филиал ОАО «РЖД» направляет материалы и обобщенное экспертное заключение в Департамент технической политики ОАО «РЖД» для принятия решения по инновационному проекту.

8.8. Отбор инновационных проектов, наиболее полно удовлетворяющих целям научно-технического и инновационного развития ОАО «РЖД», подготовку решения о возможности дальнейшей реализации инновационного проекта в системе ОАО «РЖД» осуществляет Департамент технической политики ОАО «РЖД».

К отбору инновационных проектов для реализации по решению Департамента технической политики ОАО «РЖД» привлекаются причастные подразделения аппарата управления, филиалы ОАО «РЖД» и иные заинтересованные структурные подразделения ОАО «РЖД».

Срок подготовки решения о возможности реализации инновационного проекта в системе ОАО «РЖД» составляет 3 месяца.

Указанный срок может быть увеличен от 1 до 9 месяцев при условиях, обозначенных Стандартом СТО РЖД 08.015-2011 [17], в том числе для проведения комплекса испытаний представленного инновационного объекта в соответствии с его типом и особенностями.

По результатам рассмотрения и отбора инновационных проектов Департамент технической политики ОАО «РЖД» совместно с Центром инновационного развития — филиалом ОАО «РЖД» подготавливает предложения об организации работ и финансированию реализации инновационного проекта, и направляет подготовленные материалы на рассмотрение старшему вице-президенту по инновационному развитию — главному инженеру ОАО «РЖД».

8.9. При принятии старшим вице-президентом по инновационному развитию — главному инженеру ОАО «РЖД» положительного решения по инновационному проекту, он реализуется в соответствии с принятым в ОАО «РЖД» порядком.



Порядок рассмотрения предложений по внедрению инновационной и (или) высокотехнологичной продукции

8.10. Порядок рассмотрения инновационных предложений предусматривает проведение следующих работ:

предварительная проверка и анализ инновационного предложения;

рассмотрение инновационного предложения причастными подразделениями ОАО «РЖД»;

проведение экспертизы инновационного предложения;

принятие решения о возможности и технико-экономической целесообразности применения инновационной и (или) высокотехнологичной продукции в системе ОАО «РЖД».

8.11. В ходе предварительной проверки и анализа инновационного предложения определяется:

соответствие или несоответствие предложения установленным требованиям;

наличие или отсутствие потенциальной возможности и технико-экономической целесообразности применения предложенного решения в деятельности ОАО «РЖД».

8.12. Предварительная проверка и анализ инновационного предложения проводится в срок не более 15 дней со дня поступления предложения на рассмотрение в Департамент технической политики ОАО «РЖД».

8.13. По результатам проведения предварительной проверки и анализа инновационного предложения Департамент технической политики ОАО «РЖД» принимает решение о дальнейшем рассмотрении предложения или об его отклонении.

В случае отклонения инновационного предложения на стадии предварительной проверки и анализа Департамент технической политики ОАО «РЖД» направляет обоснованный ответ заявителю.

При принятии положительного решения по результатам предварительной проверки и анализа инновационное предложение направляется для рассмотрения в подразделение ОАО «РЖД» по функциональной принадлежности (потенциальному функциональному заказчику).

8.14. В ходе рассмотрения инновационного предложения функциональным заказчиком проводится оценка:

соответствия инновационной продукции приоритетам развития, целевым показателям экономического, технического, технологического развития, потребностям реализации задач (функций) заказчика;

экономической целесообразности и технологической возможности практического использования продукции для нужд ОАО «РЖД» либо наличия коммерческого потенциала инновационного решения;

соответствия требованиям стандартов, технических регламентов и правил, связанных с безопасностью, надежностью, качеством продукции, экологическими нормами;

возможности распоряжения правами на инновационное решение или разработку путем отчуждения исключительного права, предоставления права использования на основе лицензионного договора.

8.15. Оценка предлагаемой продукции по безопасности, надежности и эффективности проводится на данном этапе рассмотрения предложения функциональным заказчиком на основании документов и информации, представленной потенциальным поставщиком в инновационном предложении.

8.16. По результатам рассмотрения инновационного предложения функциональный заказчик информирует Департамент технической политики ОАО «РЖД», который формирует ответ, направляемый заявителю.

Срок направления ответа заявителю с даты поступления предложения в ОАО «РЖД» не должен превышать 1 месяц.

8.17. По решению функционального заказчика инновационное предложение может быть направлено на рассмотрение (экспертизу) профильной секции Научно-технического совета ОАО «РЖД», а также в иные экспертные советы и организации.

Срок проведения экспертизы инновационного предложения не должен превышать 2 месяца.

Срок экспертизы может быть увеличен в соответствии с порядком проведения заседаний секций Научно-технического совета ОАО «РЖД», сроками проведения экспертизы иными экспертными советами и организациями.

Об увеличении срока проведения экспертизы потенциальный поставщик, направивший предложение, уведомляется в срок, не позднее 3 календарных дней со дня принятия решения о дате проведения экспертизы.

8.18. При необходимости функциональный заказчик может запросить у потенциального поставщика дополнительную информацию в части технических (технологических) характеристик, показателей надежности, экономической эффективности, стоимости жизненного цикла, стоимости владения, иных необходимых показателей для оценки предлагаемой продукции.

Срок проведения экспертизы при направлении дополнительного запроса потенциальному поставщику увеличивается на 1 месяц для предоставления ответа и (или) проведения консультаций с привлечением потенциального поставщика для получения необходимых дополнительных сведений и информации.

8.19. По результатам рассмотрения инновационного предложения функциональный заказчик направляет в Департамент технической политики ОАО «РЖД» и заявителю заключение о целесообразности и возможности применения инновационной и (или) высокотехнологичной продукции в системе ОАО «РЖД».

В заключении функционального заказчика указываются требования к качеству, необходимым объемам и срокам поставки продукции.

Заключение также может содержать предложение о необходимости, в том числе за счет собственных средств потенциального поставщика или средств институтов развития:

адаптации продукции для нужд ОАО «РЖД» в товарах, работах или услугах;

проведения комплекса испытаний продукции;

продолжения и (или) проведения дополнительных НИОКР.

8.20. В случае заинтересованности функционального заказчика в инновационном предложении Департамент технической политики ОАО «РЖД» организует проведение совещания с привлечением функционального заказчика и заявителя для обсуждения инновационного предложения и дальнейших действий.

8.21. При необходимости проведения испытаний инновационной и (или) высокотехнологичной продукции в системе ОАО «РЖД» функциональный заказчик с привлечением заявителя формирует программу и методику проведения испытаний, готовит предложение по объемам и источникам финансирования испытаний. Направляет комплект документов для проведения испытаний в Департамент технической политики ОАО «РЖД».

Департамент технической политики ОАО «РЖД» подготавливает решение о проведении испытаний и направляет его на рассмотрение руководству ОАО «РЖД». Срок принятия решения о проведении испытаний составляет 1 месяц.

Испытания продукции проводятся в установленном в ОАО «РЖД» порядке, в соответствии с утвержденной программой и методикой испытаний. По результатам испытаний оформляется протокол и акт проведенных испытаний.

8.22. В случае получения положительных результатов проведенных испытаний опытного или серийного образца продукции, а также подтверждения потенциальным поставщиком возможности производства и поставки продукции требуемого качества в необходимом объеме и в обозначенные сроки, функциональный заказчик в зависимости от срочности реализации потребности формирует заявку для включения продукции:

в План закупок товаров (работ, услуг) для ОАО «РЖД» на текущий год (при наличии лимитов финансирования);

в инвестиционную программу, план научно-технического развития ОАО «РЖД» или программу информатизации (по функциональной принадлежности продукции) на следующий плановый год.

Интересно почитать:   Изменения в Приложение 3 к Классификатору статей управленческого учета затрат "Детализация статей затрат по производственным процессам (в ЕК АСУФР)" от 10.09.2012 г. N 1809р (часть2)



9. Закупка инновационной и (или) высокотехнологичной продукции

9.1. Закупка инновационных и (или) высокотехнологичных товаров, работ, услуг осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона N 223-ФЗ [1] и общим порядком закупочной деятельности, установленным Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» [19].

9.2. Требования к закупке инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, а также критерии и порядок оценки заявок участников устанавливаются в документации о закупке в соответствии с Методикой формирования требований к закупкам высокотехнологичной и инновационной продукции, включаемых в состав конкурсной документации и типовых форм ее предоставления [27].

9.3. В документации о закупке может быть установлен критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. При этом по результатам закупки заказчик должен иметь возможность заключать договоры жизненного цикла для закупок инновационной продукции (в том числе взамен традиционной), а также для закупок высокотехнологичной и (или) технически сложной продукции.

9.4. В случае отсутствия в рамках процедуры закупки предложений инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, процедура закупки признается несостоявшейся и может быть принято решение об осуществлении закупки стандартной продукции.

9.5. В соответствии с Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД» [19] устанавливаемые требования к предмету закупки должны по возможности обеспечивать представление участниками закупки предложений о поставке инновационных товаров и энергосберегающих технологий.

При проведении закупки стандартной продукции участник закупки может проинформировать заказчика об инновационности предложения, указав в заявке на инновационный и (или) высокотехнологичный характер предлагаемой продукции. Дополнительно может быть предоставлена информация и документы (при наличии), подтверждающие новизну, высокий технический уровень, наукоемкость, конкурентоспособность предлагаемой продукции.



10. Применение инновационных решений

10.1. Применение инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, результатов НИОКР осуществляется в ходе исполнения программ и планов ОАО «РЖД».

10.2. В ходе применения инновационных решений осуществляется:

приемка товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе приемка конструкторской и технологической документации, результатов разработки, подготовка и освоение производства, испытания опытных образцов продукции в соответствии с требованиями ГОСТ Р 15.201-2000 [5];

проверка достижения заявленных поставщиками инновационной и (или) высокотехнологичной продукции технико-экономических показателей;

регистрация и учет результатов научно-технических работ на основе паспортизации в соответствии с требованиями, установленными Стандартом СТО РЖД 08.003-2011 [12], Стандартом СТО РЖД 08.004-2011 [13], Порядком представления информации для формирования и ведения базы данных об инновационных проектах в сфере железнодорожного транспорта [25];

обеспечение правовой охраны созданных результатов интеллектуальной деятельности, патентно-информационное обеспечение и сопровождение создания новых технических средств [11].



Приложение N 1

к Положению о внедрении инновационных решений

с учетом применения критериев инновационности

применительно к продукции, закупаемой ОАО «РЖД»

Нормативные ссылки



1. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».



2. План мероприятий («дорожная карта») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2013 г. N 867-р.



3. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» от 07 июля 2011 г. N 899.



4. ГОСТ Р 15.011-96 «Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения».



5. ГОСТ Р 15.201-2000 «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство».



6. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 877-р).



7. Концепция единой технической политики холдинга «РЖД» (утверждена 18 июля 2009 г. N 64).



8. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года и основные приоритеты его развития на среднесрочный период до 2015 года (утверждена Советом директоров ОАО «РЖД» от 26 апреля 2010 года, протокол N 9).



9. Стратегия инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года (Белая книга ОАО «РЖД»), утверждена Президентом ОАО «РЖД» В.И. Якуниным 26 октября 2010 г.



10. Программа инновационного развития ОАО «Российские железные дороги на период до 2015 года (утверждена Советом директоров ОАО «РЖД» от 24 июня 2011 года, протокол N 13).



11. Патентная стратегия ОАО «РЖД» до 2030 года (утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 20 января 2010 г. N 74р).

12. Стандарт СТО РЖД 08.003-2011 «Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Стадии жизненного цикла и паспортизация научно-технических работ», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 26 июня 2012 г. N 1267р.



13. Стандарт СТО РЖД 08.004-2011 Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Порядок учета результатов», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 26 июня 2012 г. N 1267р.



14. Стандарт СТО РЖД 08.005-2011 «Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Порядок оценки эффективности инновационных проектов», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 26 июня 2012 г. N 1267р.



15. Стандарт СТО РЖД 08.013-2011 «Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Основные положения», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 26 июня 2012 г. N 1267р.



16. Стандарт СТО РЖД 08.014-2011 «Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Требования к закупкам инновационной продукции технического назначения», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 26 июня 2012 г. N 1267р.



17. Стандарт СТО РЖД 08.015-2011 «Инновационная деятельность в ОАО «РЖД». Порядок рассмотрения инновационных проектов», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 26 июня 2012 г. N 1267р.



18. Стандарт СТО РЖД 02.037-2011 «Управление ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН). Управление стоимостью жизненного цикла систем, устройств и оборудования хозяйств ОАО «РЖД», утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 22 марта 2012 г. N 560р.



19. Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденное советом директоров ОАО «РЖД» 30 июня 2014 г., принятое к руководству и исполнению распоряжением ОАО «РЖД» от 17 июля 2014 г. N 1663р.



20. Методика определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта (основные положения), утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 27 декабря 2007 г. N 2459р.



21. Рекомендации о порядке расчета и оформления результатов расчетов показателя «Удельные годовые расходы с учетом приобретения» для технических средств и оборудования при подготовке конкурсной документации, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 18 марта 2011 г. N 560р.



22. Методические рекомендации по исследованию технического уровня, тенденций развития и конкурентоспособности создаваемых разработок в сфере железнодорожной техники на основе патентной информации, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 30 декабря 2010 г. N 2793р.



23. Методические рекомендации по проведению патентных исследований в ОАО «РЖД», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 25 марта 2009 г. N 616р.



24. Требования к инновационным проектам, предлагаемым для реализации на железнодорожном транспорте в интересах ОАО «РЖД», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 23 декабря 2014 г. N 3088р.

25. Порядок представления информации для формирования и ведения базы данных об инновационных проектах в сфере железнодорожного транспорта и альбома форм представления информации для формирования базы данных инновационных проектов в сфере железнодорожного транспорта, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 31 января 2012 г. N 196р.



26. Методика отнесения предметов закупки к высокотехнологичной и инновационной продукции, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 23 января 2015 г. N 125р.



27. Методика формирования требований к закупкам высокотехнологичной и инновационной продукции, включаемых в состав конкурсной документации и типовых форм ее предоставления, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 23 января 2015 г. N 123р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности