Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 23.04.2015 N 1042р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 23 апреля 2015 г. N 1042р


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЕТА, АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «РЖД»

В целях единообразия подходов к формированию заданий по снижению негативного воздействия на окружающую среду от хозяйственной и иной деятельности структурных подразделений ОАО «РЖД»:

1. Утвердить прилагаемый Порядок планирования, учета, анализа и контроля реализации целевых параметров Экологической стратегии ОАО «РЖД».

2. Начальникам департаментов и управлений, руководителям филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» принять к руководству и довести до сведения причастных работников Порядок, утвержденный настоящим распоряжением.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Раенка Д.Л.

Старший вице-президент ОАО «РЖД»

В.А.Гапанович



УТВЕРЖДЕН

распоряжением ОАО «РЖД»

от 23.04.2015 г. N 1042р


ПОРЯДОК



ПЛАНИРОВАНИЯ, УЧЕТА, АНАЛИЗА И КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «РЖД»



I. Введение.

Порядок предназначен для руководителей и специалистов центрального аппарата, функциональных филиалов, региональных центров корпоративного управления и структурных подразделений ОАО «РЖД».

Целью данного Порядка является разработка инструментария для планирования, учета, анализа и контроля реализации целевых параметров Экологической стратегии ОАО «РЖД».



II. Термины и определения.

В настоящем порядке применены следующие термины с соответствующими определениями:

Атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений [2].

Выбросы — газопылевые вещества, подлежащие выводу (выбросу в атмосферу) за пределы производства, включая входящие в них опасные и/иль ценные компоненты, которые улавливают при очистке отходящих технологических газов и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства и/или нормативных документов [7].

Вредное (загрязняющее) вещество — химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду [2].

Загрязнение атмосферного воздуха — поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха [2].

Оборотная вода — вода многократного использования в технологическом и вспомогательном процессах, а также для охлаждения продукции и оборудования и после очистки и охлаждения снова подаваемая для тех же целей [6].

Оборотное водоснабжение — система многократного использования воды в технологических циклах и для бытовых целей, предусматривающая отделение воды от готовых продуктов, очистку и регенерацию ее до состояния, пригодного для повторного использования. Это позволяет исключить или уменьшить расход воды, забираемой из природных водных объектов, в данном производстве, а также сократить или исключить сброс в них загрязненных сточных вод [4].

Отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению [3].

Обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов [3].

Обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду [3].

Утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) [3].

Использование отходов — деятельность, связанная с утилизацией отходов, в том числе и отходов, появляющихся на последней стадии жизненного цикла любого объекта, направленная на производство вторичной товарной продукции, выполнение работ (услуг) или получение энергии с учетом материало- и энергосбережения, требований экологии и безопасности. Использование отходов охватывает все виды деятельности по вовлечению отходов в хозяйственный оборот путем сбора, сортировки, транспортирования, утилизации (если необходимо — после соответствующей обработки) [7].

Охрана атмосферного воздуха — система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду [2].

Охрана вод — система мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение последствий загрязнения, засорения и истощения вод [5].

Очистка сточных вод — обработка сточных вод с целью разрушения или удаления из них определенных веществ [5].

Последовательно используемая вода — вода, используемая последовательно в технологическом процессе, а также для охлаждения продукции и оборудования [6].

Сбросы — жидкие вещества, подлежащие выводу (сбросу в почву или водоем) за пределы производства, включая входящие в них опасные и/или ценные компоненты, которые улавливают при очистке этих жидких веществ и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства и/или нормативных документов [7].

Экологический анализ — разделение природного процесса или предмета хозяйственной деятельности на составные элементы для выяснения условий отрицательного воздействия природного объекта или человека на окружающую среду с целью разработки механизма устранения этого вредного воздействия.

Экологическое планирование — функция экологического управления; термин, обозначающий деятельность по разработке и реализации экологических планов и экологических программ. Различают перспективное (стратегическое) и текущее экологическое планирование. В основе экологического планирования лежит определение вариантов возможного использования природных ресурсов и экологических благ путем сопоставления возможностей и ограничений развития того или иного вида экономической деятельности.

Экологический учет — система, которая может использоваться для выявления, организации, регулирования и представления данных и информации о состоянии окружающей среды в натуральных и стоимостных показателях.

Интересно почитать:   Распоряжение ОАО РЖД от 22.01.2013 N 106р



III. Планирование целевых параметров.

Основные стратегические цели и задачи, принципы, приоритеты экологической политики открытого акционерного общества «Российские железные дороги» изложены в «Экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2017 года и на перспективу до 2030 года» [8], «Концепции развития системы управления природоохранной деятельностью холдинга «Российские железные дороги» [9]. Перечисленные документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических проблем и рационального природопользования с разной степенью детализации.

Оценка перспектив и стратегических альтернатив развития природоохранной деятельности ОАО «РЖД» сформирована на основе трех сценариев развития, связанных, прежде всего, с экономической составляющей деятельности ОАО «РЖД» с учетом долгосрочного прогноза Минэкономразвития о социально-экономическом развитии Российской Федерации.

В рамках первого, «оптимистичного» сценария ОАО «РЖД» повысит экономические показатели своей деятельности и сможет обеспечить достаточный уровень инвестиций в природоохранную деятельность, что приведет к значительным улучшениям в области охраны окружающей среды.

«Оптимистичный» сценарий возможен при среднегодовых (на уровне 3,4-4,2 %) темпах роста российской экономики на период до 2030 года.

Второй, «консервативный» сценарий способствует постепенному улучшению показателей природоохранной деятельности, характеризуется меньшим финансированием природоохранной деятельности по сравнению с «оптимистичным» сценарием и возможен в случае умеренных (на уровне 2,7 — 3,5 %) долгосрочных темпах роста экономики страны.

Третий, «пессимистичный» сценарий рассматривает сохранение в долгосрочной перспективе существующих достижений и отсутствие значимых ухудшений экологических показателей. «Пессимистичный» сценарий характеризуется экономическим спадом, отсутствием возможности достаточного финансирования природоохранной деятельности и внедрения наилучших существующих природоохранных технологий, но улучшение показателей природоохранной деятельности возможно за счет снижения объема производства и, как следствие, снижения воздействия на окружающую среду (снижение объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления).

Принятая Экологическая стратегия [8] ориентирована на консервативный сценарий развития, как наиболее вероятный.

В целях достижения стратегических ориентиров на среднесрочную и долгосрочную перспективу ежегодно устанавливаются задания:

В сфере охраны атмосферного воздуха:

снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, тонн;

снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от передвижных источников (тепловозы, самоходный специальный подвижной состав, автотранспорт и пр.) тонн;

снижение выбросов парниковых газов, тыс. тонн СO2-эквивалент.

В сфере охраны и рационального использования водных ресурсов:

снижение сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, тыс. куб.м;

снижение сброса загрязненных сточных вод в окружающую среду без очистки, тыс. куб.м;

снижение сброса сточных вод, не соответствующих установленным нормативам, в централизованные системы водоотведения, тыс. куб.м.

В сфере охраны и рационального использования земель, снижения негативного воздействия на почву:

ликвидация загрязнений и объектов накопленного экологического ущерба, кв.м, куб.м, тонн.

В сфере обращения с отходами производства и потребления:

увеличение объемов обезвреживания и вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве источников сырья и материалов, тонн.

Экологическое планирование осуществляется на линейном, региональном (территориальном) и центральном уровнях.

Планирование параметров по снижению негативного воздействия на окружающую среду на следующий год осуществляется силами специалистов центров охраны окружающей среды для каждого структурного подразделения ОАО «РЖД», расположенного в границах полигона железной дороги, в срок до 15 ноября текущего года.

Исходными данными для планирования являются:

нормативная документация природоохранного назначения;

комплексные экологические программы, программы по ресурсосбережению, техническому перевооружению и др.;

паспорта на пылегазоулавливающее, водоочистное оборудование, установки по регенерации, утилизации, обезвреживанию отходов и пр.;

итоги производственного экологического контроля;

результаты внутреннего и внешнего экологического аудита.

Предложения представляются до 20 ноября в Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля.

После рассмотрения и согласования, в срок до 15 декабря распорядительным документом старшего вице-президента ОАО «РЖД» задания на следующий год доводятся до руководителей региональных центров корпоративного управления, функциональных филиалов и структурных подразделений.



IV. Учет достижения целевых параметров.

Учет реализации этапов и достижения целевых параметров производится посредством отражения информации в журналах первичного учета, заполнения форм статистической отчетности в области охраны окружающей среды по формам:

N 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» [10];

N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» [11];

N 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» [12];

N 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах» [13];

N 18-КС «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» [14];

N 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» [15];

N ЗО-l «Отчет о природоохранной деятельности структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» [16].

Ответственность за своевременное предоставление полной и корректной информации, правильное заполнение соответствующих отчетов и форм ввода данных несут главные инженеры структурных подразделений и филиалов.

Интересно почитать:   О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЪЕМНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГРУЗОВОЙ РАБОТЫ В ОАО "РЖД" от 12 марта 2012 г. N 496р



V. Анализ достижения целевых параметров.

Анализ достижения целевых параметров производится ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным, в соответствии с Методическими указаниями [17].

Ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, региональные дирекции проводят анализ достижения целевых параметров в разрезе структурных подразделений.

В случае отрицательного отклонения от установленного задания региональная дирекция в 5-дневный срок разрабатывается комплекс корректирующих и превентивных мер. Анализ достижения целевых параметров региональная дирекция представляет в Центр охраны окружающей среды в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Центр охраны окружающей среды железной дороги представляет отчет и анализ достижения целевых параметров в Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным.



VI. Контроль достижения установленных параметров Экологической стратегии.

Контроль выполнения целевых параметров осуществляется на каждом уровне управления в соответствии с требованием положений [18, 19, 20, 21, 22].



VI. Ссылки на нормативные документы.

Настоящий Порядок имеет ссылки на положения следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;



2. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;



3. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;



4. Оборотное водоснабжение [Электронный ресурс] // Научно-информационный портал ВИНИТИ РАН;



5. ГОСТ 17.1.1.01-77 (СТ СЭВ 3544-82) «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения» (утв. постановлением Госстандарта СССР от 16 сентября 1977 г. N 2237).



6. ГОСТ 25151-82 «Водоснабжение. Термины и определения» (введен Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25 февраля 1982 г. N 830).



7. «ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст);



8. Распоряжение ОАО «РЖД» от 12 мая 2014 г. N 1143р «Об утверждении Экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2017 года и на перспективу до 2030 года»;



9. Концепция развития системы управления природоохранной деятельностью холдинга «Российские железные дороги» (утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 6 августа 2012 г. N 1575р).



10. Приказ Росстата от 29 июля 2011 г. N 336 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой»;



11. Приказ Росстата от 28 января 2011 г. N 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»;



12. Приказ Росстата от 19 октября 2009 г. N 230 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсамк федерального статистического наблюдения об использовании воды»;



13. Приказ Росстата от 29 августа 2014 г. N 540 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой»;



14. Приказ Росстата от 4 сентября 2014 г. N 548 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством»;



15. Приказ Росстата от 29 декабря 2012 г. N 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы»;



16. Распоряжение ОАО «РЖД» от 17 ноября 2014 г. N 2680р «Об актуализации внутренней формы статистической отчетности ЗО-l «Отчет о природоохранной деятельности структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД»;



17. Распоряжение ОАО «РЖД» от 30 декабря 2013 г. N 2934р «Об утверждении Методических указаний по проведению анализа природоохранной деятельности ОАО «РЖД» и технических требований к соответствующей аналитической системе».



18. Распоряжение ОАО «РЖД» от 20 декабря 2013 г. N 2836р «Об утверждении типового регламента взаимодействия центра охраны окружающей среды железной дороги (регионального центра корпоративного управления) — филиала ОАО «РЖД» с территориальными органами управления филиалов ОАО «РЖД», территориальными филиалами дочерних (зависимых) обществ ОАО «РЖД» и их структурными подразделениями, осуществляющими свою деятельность в границах железной дороги»;



19. Распоряжение ОАО «РЖД» от 25 марта 2014 г. N 762р «Об утверждении Регламента взаимодействия подразделений аппарата управления, филиалов и дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД», осуществляющих природоохранную деятельность»;



20. Распоряжение ОАО «РЖД» от 5 ноября 2010 г. N 2275р «Об образовании комиссий ОАО «РЖД» по природоохранной деятельности;



21. Распоряжение ОАО «РЖД» от 21 ноября 2014 г. N 2721р «Об образовании комитетов по охране труда и здоровья и комитетов по безопасности производственных процессов»;



22. Распоряжение ОАО «РЖД» от 28 января 2014 г. N 188р «Об утверждении Положения о системе управления природоохранной деятельностью ОАО «РЖД».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности