Рубрики
Приказы и распоряжения

Распоряжение ОАО РЖД от 29.12.2014 N 3172р



ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»




РАСПОРЯЖЕНИЕ



от 29 декабря 2014 г. N 3172р


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТИПА Р65 КАТЕГОРИИ ДТ370ИК ПРОИЗВОДСТВА ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК», СВАРЕННЫЕ ЭЛЕКТРОКОНТАКТНЫМ СПОСОБОМ

В целях совершенствования технологического процесса и повышения качества сварки железнодорожных рельсов в рельсосварочных предприятиях и пути:

1. Утвердить и ввести в действие с 29 декабря 2014 г. прилагаемые ТУ 0921-323-01124323-2014 «Рельсы железнодорожник типа Р65 категории ДТ370ИК производства ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК», сваренные электроконтактным способом. Технические условия».

2. Начальникам региональных дирекций инфраструктуры и по ремонту пути, генеральному директору ООО «РСП-М» Циканову М.М. (по согласованию), генеральному директору ЗАО «Псковэлектросвар» Стрелину В.И. (по согласованию):

а) обеспечить доведение настоящего распоряжения до соответствующих структурных подразделений и предприятий;

б) организовать в недельный срок изучение настоящего распоряжения причастными работниками и провести проверку знаний данного документа;

в) обеспечить выполнение работ по сварке рельсов категории ДТ370ИК в строгом соответствии с требованиями, установленными настоящим распоряжением.

3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя начальника Центральной дирекции инфраструктуры Борецкого А.А.

Вице-президент ОАО «РЖД»

А.В.Целько

УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением ОАО «РЖД»

от 29 декабря 2014 г. N 3172р




РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ТИПА Р65 КАТЕГОРИИ ДТ370ИК ПРОИЗВОДСТВА ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК», СВАРЕННЫЕ ЭЛЕКТРОКОНТАКТНЫМ СПОСОБОМ


Технические условия


ТУ 0921-323-01124323-2014

(Вводятся впервые)

Держатель подлинника: ОАО «ВНИИЖТ»

Без ограничения срока действия



1. Вводная часть

1.1 Настоящие технические условия распространяются на соединение новых железнодорожных рельсов повышенной износостойкости и контактной выносливости типа Р65, категории ДТ370ИК, из сталей марок Э90ХАФ и Э90АФ, изготовленных по ГОСТ Р 51685-2013 или ТУ 0921-276-01124323-2012 и предназначенных для укладки в железнодорожные пути общего пользования.

1.2 Соединение железнодорожных рельсов должно производиться контактной стыковой сваркой оплавлением (далее сварка электроконтактным способом) в технологических линиях рельсосварочных предприятий (далее РСП) и в составе передвижных рельсосварочных машин на железнодорожном или комбинированном автомобильном ходу (далее ПРСМ).

1.3 Соединения железнодорожных рельсов, сваренные в соответствии с настоящими техническими условиями, предназначены для эксплуатации во всех климатических районах на суше (общеклиматическое исполнение — «О»).



2. Технические требования

2.1 Сварные соединения железнодорожных рельсов (далее сварные стыки рельсов), сварные рельсы и рельсовые плети должны соответствовать требованиям настоящих технических условий, СТО РЖД 1.08.002-2009 «Рельсы железнодорожные, сваренные электроконтактным способом. Технические условия», «Инструкции по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2012 г. N 2788р, Типовым технологическим процессам сварки новых, ремонта и сварки старогодных железнодорожных рельсов в рельсосварочных предприятиях сети железных дорог ОАО «РЖД», утв. ОАО «РЖД» 15.10.2010 г. или документов их замещающих.

2.2 Основные параметры и характеристики.



2.2.1 Нормативная длина рельсовых плетей для бесстыкового пути, изготовленных в РСП, составляет 800 м.

По согласованию с заказчиком допускается изготовление рельсовых плетей любой длины, но не более 800 м.

Рельсы длиной 25 м, сваренные из кусков различной длины, должны иметь не более трех сварных стыков, а рельсы длиной 12,5 м — не более двух. Длина отдельных кусков рельсов должна быть не менее 3 м в любой части сварного рельса.

Отклонения по длине рельсовых плетей не должно превышать 1 м. Отклонения по длине 25-метровых сварных рельсов не должны превышать +/-9 мм, а для 12,5-метровых и укороченных сварных рельсов для кривых участков пути отклонения по длине не должны превышать +/-7 мм.

2.2.2 С целью получения рельсовых плетей для бесстыкового пути проектной длины разрешается приваривать концевой рельс необходимой длины, но не менее 7 м. Размещение вставок менее 6 м не допускается.



2.2.3 По концам рельсовых плетей для бесстыкового пути и уравнительных рельсов должно быть просверлено по три болтовых отверстия. Расположение и диаметр болтовых отверстий в рельсах должны соответствовать приведенным на рисунке 1 и в таблице 1.

См. Рисунок 1 — Расположение болтовых отверстий

Таблица 1

d, мм

t, мм

l , мм

1

l , мм

2

l , мм

3

36

78,5

96

316

446

Болтовые отверстия должны быть перпендикулярны к вертикальной продольной плоскости рельса. Поверхность болтовых отверстий рельса должна быть гладкой без следов надрывов на кромках. Отклонение по диаметру отверстий и по расстоянию от торца рельса до центров болтовых отверстий должно быть не более +/-1 мм.

На кромках болтовых отверстий и в торцах по всему сечению рельса должна быть снята фаска шириной от 1,5 до 3,0 мм под углом 45°.

По заявке заказчика допускается изготовление плетей без болтовых отверстий.

2.2.4 Сварные рельсовые плети должны быть прямыми. Допускается равномерная кривизна по головке в горизонтальной и вертикальной плоскостях со стрелой прогиба не более 1/2200 (т.е. не более 12 мм на базовой длине 25 м).

2.3 Требования к прокатным рельсам и сварным стыкам.

2.3.1 Рельсы, предназначенные для сварки должны удовлетворять требованиям ГОСТ Р 51685-2013, ТУ 0921-276-01124323-2012, ТУ 0921-12501124328-2003, ТУ 0921-239-01124323-2007, ТУ 0921-251-01124323-2008, ГОСТ Р 51685-2000 или документам их замещающим.

Запрещается сварка рельсов, не прошедших приемочного инспекционного контроля уполномоченными представителями ОАО «РЖД».



2.3.2 Рельсы, подлежащие сварке между собой в РСП, должны быть одного типа, одной марки стали, одной категории качества, одного завода изготовителя.

В РСП допускается сварка рельсов типа Р65 категории ДТ370ИК с рельсами типа Р65 категорий Т1, ДТ350, ДТ350СС, ВС250Я и ВС250Ав только в случае вставки методом сварки электроконтактным способом в плеть из рельсов типа Р65 категории ДТ370ИК стыка изолирующих рельсов типа Р65 категории Т1, стыка изолирующих рельсов типа Р65 категории ДТ350, стыка изолирующих рельсов типа Р65 категории ДТ350СС, стыка изолирующих рельсов типа Р65 категории ВС250Я или стыка изолирующих рельсов типа Р65 категории ВС250Ав.

2.3.3 В пути передвижными рельсосварочными машинами (ПРСМ) допускается сварка рельсов типа Р65 категории ДТ370ИК с рельсами типа Р65 категорий Т1, ДТ350, ДТ350СС, ВС250Я и ВС250Ав.



2.3.4 Сварные стыки рельсов должны иметь показатели разрушающей нагрузки и стрелы прогиба не ниже значений, указанных в таблице 2, при положительных температурах окружающего воздуха в процессе их испытаний на статический поперечный трехточечный изгиб. При этом, положительная температура контрольного образца сварного стыка рельсов должна быть от 15° С до 50° С.

Таблица 2

Наименьшие приемочные значения показателей разрушающей нагрузки и стрелы прогиба сварных рельсов типа Р65 при статическом поперечном трехточечном изгибе.

Характеристика сварного соединения

Разрушающая

нагрузка,

кН

Стрела

прогиба,

мм

Подошва в растянутой зоне (нагружение на головку-пролет 1 м)

Сварное соединение из рельсов категории

ДТ370ИК.

2100

25

Сварное соединение рельса категории ДТ370ИК с

рельсами категорий Т1, ДТ350.

2000

25

Сварное соединение рельса категории ДТ370ИК с

рельсами категорий ВС250Я, ВС250Ав, ДТ350СС

2100

25

Головка в растянутой зоне (нагружение на подошву-пролет 1 м)

Сварное соединение из рельсов категории

ДТ370ИК.

1800

21

Сварное соединение рельса категории ДТ370ИК с

рельсами категорий Т1, ДТ350.

1750

21

Сварное соединение рельса категории ДТ370ИК с

рельсами категорий ВС250Я, ВС250Ав, ДТ350СС

1800

21



2.3.5 Твердость металла головки термообработанных сварных стыков рельсов должна соответствовать твердости основного металла. Допускается снижение твердости металла головки сварных стыков рельсов относительно нижней границы прокатных рельсов не более чем на 15 %.



2.3.6 Обработанная поверхность сварных стыков рельсов должна быть чистой, без раковин, заусенцев, трещин и расслоений.

Отклонения сварных стыков рельсов от прямолинейности по поверхности катания головки в вертикальной плоскости и по боковым рабочим граням головки в горизонтальной плоскости на длине 1 м после шлифования не должны превышать 0,3 мм, а для железнодорожных путей скоростного и высокоскоростного движения — 0,2 мм.

Прогибы вниз (седловины) в сварных стыках не допускаются.

На поверхности катания и по боковым граням головки после шлифования допускаются местные неровности размером +/- 0,2 мм.

2.4 Правила подготовки рельсов к сварке.

2.4.1 Перед сваркой должно быть проверено наличие инспекторских приемочных клейм и другой маркировки рельсов.

2.4.2 Поступающие на сварку рельсы по прямолинейности в горизонтальной и вертикальной плоскостях и по концевой кривизне должны отвечать требованиям соответствующих стандартов и технических условий на изготовление прокатных рельсов на металлургических комбинатах.

2.4.3 Торцы готовых рельсов после обрезки должны быть перпендикулярными к продольной оси. Перекос не должен превышать 1 мм при измерении в любом направлении.

Обрезку рельсов под сварку производят отрезными станками.

Отделочную мерную резку рельсов производят только пилами.

2.4.4 Торцы стыкуемых рельсов и контактирующие с зажимами сварочной машины поверхности на длину электродов (зажимных губок) должны быть зачищены до металлического блеска механическим способом. Зачистка должна вестись вдоль рельса. Риски и выхваты на зачищенных поверхностях не допускаются.

2.4.5 Вдавленные клейма на рельсе должны быть расположены на расстоянии не менее 100 мм от сварного шва. При сварке рельсов на машинах с вертикальным зажатием выпуклые маркировочные знаки на шейке рельсов должны быть сошлифованы заподлицо с прокатным профилем на расстоянии не менее 100 мм от торца рельса. При сварке рельсов с боковым зажатием выпуклые маркировочные знаки сошлифовывают на длину электродов сварочной машины.

2.5 Требования к процессам сварки рельсов.

2.5.1 Сварка рельсов в РСП должна выполняться элекроконтактным способом с применением сварочных машин типов МСР-6301 (МСР-6301А), К-1000, К-1100, К1000Рем, К-1000 с блоком КСУ КС, К-1100 с блоком КСУ КС. Сварка рельсов в составе ПРСМ должна выполняться электроконтактным способом с применением сварочных машин (сварочных головок) типов МСР-80.01, МСР-120.01, К-922, К-900 и К-355Е.

2.5.2 Сварка рельсов должна производиться по режимам, представленным в приложениях 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9.

2.5.3 При установке свариваемых рельсов торцы совмещают по периметру и выравнивают. Поверхности катания рельсов должны быть на одном уровне. Несовпадение торцов стыкуемых рельсов должно быть смещено по высоте на подошву, а по ширине головки — симметрично в обе стороны. Несовпадение свариваемых торцов рельсов не должно превышать по высоте 1,0 мм и по ширине головки 1,0 мм.

2.6 Требования к процессам механической и термической обработки сварных стыков.

2.6.1 В сварных стыках грат и выдавленный металл должны быть удалены в горячем состоянии (светло-красный цвет) механизированным способом с допуском по профилю в пределах от 0,7 мм до 2,0 мм наплавленными, заточенными и подогнанными по профилю рельсов ножами с образованием ровной срезанной поверхности без рисок на основном металле и остатков неудаленного металла (выступов).

2.6.2 После удаления грата и выдавленного металла производят механическую обработку по контуру, термическую обработку и чистовую механическую обработку сварных стыков до норм, указанных в п. 2.3.6.

2.6.3 Для обеспечения прямолинейности рельсовых плетей для бесстыкового пути и сварных рельсов при местном изгибе до 2 мм на длине 1 м допускается в РСП производить правку сварных стыков в горячем состоянии (светло-красный цвет) в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Не допускается местный изгиб в сварном стыке более 2 мм на длине 1 м (при этом сварной стык бракуют, вырезают и переваривают).

Правку сварных стыков рельсов в РСП, прошедших термическую обработку на индукционных установках, допускается производить в холодном состоянии на передвижном гидравлическом прессе для правки в четырех направлениях фирмы «Жейсмар» PHRML 250/200-25, установке типа УПСХ-01 или аналогичном оборудовании.

Перед холодной правкой или операцией ультразвукового контроля допускается охлаждение головки рельсов воздушно-водяной смесью в зоне сварного стыка, температура которого не превышает 300 °С.

2.6.4 Механическую обработку сварных стыков по всему контуру заподлицо с основным профилем вдоль рельса выполняют абразивным инструментом с крупной (125-63) зернистостью.

После абразивной обработки стык не должен иметь острых кромок. Размеры и допуски по ГОСТ Р 51685-2013 и ТУ 0921-276-01124323-2012 для рельсов типа Р65.

Цвета побежалости после обработки не являются браком. Окончательное шлифование сварных стыков по поверхности катания и боковым граням головки выполняется абразивными кругами чашечного типа на автоматических машинах с измерительной системой определения прямолинейности сварных стыков рельсов и компьютерной записью на шлифовальной машине фирмы «Жейсмар» или аналогичном оборудовании.

В случаях отсутствия или ремонта автоматических шлифовальных машин шлифование головки по поверхности катания и боковым граням сварных стыков рельсов производится только на станках типа СЧР, МР5 или их аналогов.

2.6.5 При сварке рельсов в РСП и в составе ПРСМ является обязательным применение операции дифференцированной термической обработки сварных стыков рельсов с использованием индукционной установки.

Операция дифференцированной термической обработки сварных стыков рельсов проводится только после выполнения механической обработки сварных стыков по всему контуру заподлицо с основным профилем.

В случае выхода из строя индукционной установки, сварка рельсов запрещается.

2.6.6 Дифференцированную термическую обработку рельсов в зоне сварных стыков производят посредством нагрева всего сечения на индукционной установке с последующим ускоренным охлаждением головки потоком воздуха по режимам, представленным в приложениях 10 и 11. При этом цвета побежалости после термической обработки не являются браком.

2.6.7 Нагрев сварных стыков для термической обработки начинают при температуре стыка не более 600 °С.

В технологических линиях РСП оборудование для термической обработки сварных стыков рельсов должно располагаться на расстоянии не менее чем 50 м от сварочной машины.

2.7 Комплектность.

2.7.1 Размер партии рельсов устанавливается отгрузочной нормой, которая принимается для рельсовых плетей в количестве, отгружаемом на одном спецсоставе, а для рельсов стандартной длины отгружаемом на каждый сцеп или платформу.

РСП выдает сертификат на:

— каждую сварную плеть (ПУ-91)

— на партию рельсов, отгружаемую на каждый сцеп или платформу (ПУ-91);

— на каждый стык, сваренный в пути.

2.7.2 Сведения о сварных рельсовых плетях и сварных рельсах, выпущенных РСП, заносят в шнуровую книгу учета сварных рельсов (ПУ-95), а результаты испытаний контрольных образцов сварных стыков рельсов и измерения твердости металла по ГОСТ 9012-59 — в шнуровую книгу контрольных испытаний сварных рельсовых стыков на статический изгиб (ПУ-96). Эти книги, а также журнал дефектоскопии и сменные рапорты (в том числе и в электронном виде), как документы строгой отчетности, хранятся в течение десяти лет.

2.7.3 При компьютерной регистрации параметров в сменные рапорта, формируемые системами контроля сварочного и индукционного оборудования заносятся данные о режимах сварки и термической обработке. При чистовой шлифовке сварных стыков на специальном оборудовании фирмы «Жейсмар» или на аналогичном оборудовании производят компьютерную запись продольного профиля головки рельсов в зоне сварных стыков на длине 1,5 м в горизонтальной и вертикальной плоскостях. При этом допускаемые по п. 2.3.6 величины неровностей увеличиваются в 1,5 раза.

Интересно почитать:   Перечень ОАО РЖД от 05.12.2012 N 363

2.8 Маркировка.

2.8.1 В РСП сварные стыки на сварных рельсах и сварных плетях должны быть отмечены белой (голубой) масляной краской по ГОСТ 10503-71 путем нанесения полос шириной 20 мм на шейке и верхней части подошвы на расстоянии 100 мм с каждой стороны шва.

Каждый сварной стык плети должен иметь порядковый номер, нанесенный белой (голубой) масляной краской по ГОСТ 10503-71 на шейке рельса.

В начале и конце каждой рельсовой нитки сварной плети на расстоянии 1,5 м от первого и последнего сварного стыка на внутренней стороне шейки рельса наносят разметку белой (голубой) масляной краской по ГОСТ 10503-71.

Разметку сварной рельсовой плети наносят в следующем порядке:

— номер РСП;

— отделенный от него точкой и интервалом номер плети по проекту;

— отделенное от него интервалом указанный в скобках номер плети по сварочной ведомости (дефектоскопии);

— отделенные от него дефисом две последние цифры года сварки;

— отделенное от него интервалом сокращение от указания на правую или левую нитку сварной плети рельсового пути;

— отделенное от него интервалом значение длины (в метрах), указанное с точностью до второго знака после запятой.

Пример — 1. N 25 (278)-07 прав. 100,51 м

Около каждого сварного стыка наносят его порядковый номер: 1, 2, 3… 12… и т.д.

На сварном рельсе, на расстоянии 1,5 м от первого сварного стыка, на внутренней стороне шейки рельса белой (голубой) масляной краской по ГОСТ 10503-71 наносят разметку в следующем порядке:

— номер РСП;

— отделенный от него точкой и интервалом номер рельса по сварочной ведомости (дефектоскопии);

— отделенные от него дефисом две последние цифры года сварки;

— отделенное от него интервалом значение длины (в метрах), указанное с точностью до второго знака после запятой.

Пример — 8. 58-07 24,95 м

В случае забракования сварного стыка рельсовой плети его (после вырезки) сваривают под старым порядковым номером. В сменном рапорте (ПУ-94) записывают старый порядковый номер сварного стыка с индексом «Н».

При повторной сварке забракованных рельсов длиной 25 м и менее сварному рельсу присваивают новый порядковый номер согласно сменному рапорту (ПУ-94), где в примечании указывают номер забракованного рельса.

2.8.2 Стыки рельсов, сваренные с применением машины ПРСМ, отмечаются белой масляной краской по ГОСТ 10503-71 с нанесением краской двух пар вертикальных полос шириной 20 мм каждая, на шейке и верхней части подошвы рельса внутри колеи на расстоянии 250 мм с каждой стороны от середины стыка. Расстояние между полосами в паре не должно превышать 20 мм.

Каждый сварной стык должен иметь маркировочный номер, нанесенный белой масляной краской по ГОСТ 10503-71 на расстоянии не более 50 мм с правой стороны от крайней правой полосы.

Маркировочный номер сварного стыка должен состоять из пяти элементов наносимых краской в следующем порядке:

— номер РСП, к которому приписана ПРСМ;

— номер ПРСМ;

— номер сварного стыка по сменному рапорту и книге учета утвержденных форм;

— буква Т, являющаяся отметкой о проведении дифференцированной термической обработки;

— последние две цифры года сварки стыка рельсов.

Между элементами маркировочного номера той же краской наносятся точки.

Схема нанесения краской полос и маркировочного номера на сварной стык представлена на рис. 2.

См. Рисунок 2 — Схема нанесения краской полос и маркировочного номера



3. Требования безопасности

3.1 При выполнении комплекса работ по сварке рельсов и рельсовых плетей должны соблюдаться: «Правила по охране труда для рельсосварочных поездов ОАО «Российские железные дороги», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 03.05.2005 г. N 598р; «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденные приказом Минэнерго России от 13.01.2003 г. N 6; правила техники безопасности при эксплуатации прессового оборудования, установленные по ГОСТ 12.2.117-88; «Инструкция по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2012 г. N 2788р; «Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ», утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 29.12.2012 г. N 2790р, или документы их замещающие.

3.2 К работе по сварке и резке рельсов, механической и дифференцированной термической обработке стыков, дефектоскопии сварных рельсов и их погрузке и выгрузке допускается обслуживающий персонал, прошедший медицинское освидетельствование, обучение и ежегодную переаттестацию в квалификационной комиссии, назначенной приказом по РСП с допуском к самостоятельной работе.

Обучение и проверка знаний на право производства работ сварщиков и дефектоскопистов с выдачей документа осуществляют организации, имеющие соответствующие лицензии на обучение с выдачей документов.

3.3 Обслуживающий персонал обеспечивают спецодеждой и защитными приспособлениями в соответствии с «Правилами по охране труда для рельсосварочных поездов ОАО «Российские железные дороги», утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 03.05.2005 г. N 598р, или документом их замещающим, а при выполнение работ на железнодорожных путях — сигнальными жилетами.

3.4 Шлифовальные круги должны отвечать требованиям ГОСТ 2424-83 и перед постановкой на станок подвергаться испытаниям согласно ГОСТ Р 52588-2006.

3.5 Наладку сварочного оборудования, электрооборудования, ультразвуковых дефектоскопов, а также различного технологического вспомогательного оборудования должны производить лица, прошедшие специальную подготовку (аттестованные квалификационной комиссией) и назначенные на обслуживание этого оборудования приказом по предприятию, и имеющие квалификационную группу по электробезопасности в соответствии с «Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденными приказом Минэнерго России от 13.01.2003 г. N 6 или документом их замещающим.



4. Правила приемки

4.1 Проверка соответствия изготовления сварных плетей и сварных рельсов требованиям настоящих технических условий должна включать следующие операции:

— определение разрушающей нагрузки и стрелы прогиба стыков рельсов при испытании контрольных натурных образцов на статический поперечный трехточечный изгиб по 2.3.4;

— контроль твердости металла в зоне сварных стыков по 2.3.5;

— ультразвуковое дефектоскопирование всех сварных стыков, в соответствии с СТО РЖД 1.11.003-2009;

— визуальный контроль состояния поверхности в местах сварки;

— контроль прямолинейности в местах сварки по 2.3.6;

— контроль расположения болтовых отверстий по 2.2.3;

— визуальный контроль наличия фасок и маркировки;

— измерение длины по 2.2.1.

4.2 Результаты контроля каждого сварного стыка рельсов должны заноситься в специальный прошнурованный журнал дефектоскопии.

4.3 Для проверки сварных рельсов и сварных рельсовых плетей производят сплошной контроль сварных стыков неразрушающим ультразвуковым методом и выборочный контроль соблюдения заданного режима путем испытания контрольных образцов сварных рельсов на статический поперечный трехточечный изгиб на прессе и измерений твердости металла в сварных стыках рельсов.

4.4 В РСП для испытаний на статический поперечный трехточечный изгиб сваривают на каждой работающей контактной сварочной машине по два образца в смену по режиму, принятому для данного типа машины, типа и категорий рельсов.

Перед вставкой методом сварки электроконтактным способом в плеть стыка изолирующих рельсов по 2.3.2 необходимо сварить и испытать два контрольных образца. Каждый контрольный образец должен быть сварен из двух рельсов. Первый рельс должен соответствовать рельсам в плети по типу, категории, марки стали и заводу изготовителю. Второй рельс должен соответствовать рельсам изолирующего стыка по типу, категории, марки стали и заводу изготовителю.

4.5 В составе ПРСМ на каждой сварочной головке сваривают по два образца на партию свариваемых рельсов из 50 стыков по режиму, принятому для данного типа машины, типа и категорий рельсов.

Каждый контрольный образец должен быть сварен из двух рельсов. Первый рельс должен соответствовать рельсам в плети по типу, категории, марки стали и заводу изготовителю. Второй рельс должен соответствовать привариваемому рельсу по типу, категории, марки стали и заводу изготовителю.

Перед сваркой рельсов разных металлургических комбинатов и разных марок сталей между собой сваривают контрольные образцы идентичные рельсам, которые предназначены для сварки в пути.

В случае неудовлетворительных результатов испытаний контрольных образцов сварка партии стыков из 50 шт. запрещена.

В случае отсутствия на месте работ пресса для испытаний контрольных образцов разрешается выполнять испытания не позднее 10 суток после их сварки.

В случае неудовлетворительных результатов, полученных при испытании контрольных образцов, которое проводилось в течение 10 суток из-за отсутствия на месте работ пресса, необходимо провести вырезку и испытание двух стыков рельсов, сваренных в пути в этот период на данной сварочной машине. В случае неудовлетворительных результатов испытаний данных сварных стыков бракуется вся партия, сваренная в этот период на данной машине.

4.6 Измерение твердости производят не менее чем на двух сварных стыках в каждую смену, прошедших дифференцированную термическую обработку и сваренных после контрольного образца.

4.7 При обнаружении в процессе ультразвукового контроля дефекта сварной стык вырезают на длину не менее 1200 мм со сварным швом по середине и испытывают на статический изгиб в соответствии с правилами, установленными в 5.4, с обязательным доведением сварного стыка до разрушения.

4.8 В случае неудовлетворительных результатов испытаний (при наличии в изломе дефектов или недостаточных показателей разрушающей нагрузки и стрелы прогиба) из данного количества сваренных стыков (т.е. стыки, сваренные между изготовлением сварных контрольных образцов с положительным и отрицательным результатами испытаний) рельсов вырезают два последних стыка и повторно проверяют показатели разрушающей нагрузки, стрелы прогиба, значения твердости и наличие дефектов. Если при этом хотя бы один образец не удовлетворяет требованиям, установленным в 2.3.4, то все вышеуказанные сваренные стыки бракуют. Забракованные стыки подлежат повторной сварке после вырезки на длину не менее 50 мм (25 мм в обе стороны от сварного шва).

Сварной стык подлежит также вырезке при выявлении отступлений от требований прямолинейности, установленных в 2.3.6. При этом испытывать его на статический поперечный трехточечный изгиб не требуется.



5. Методы контроля

5.1 Качество сварных стыков рельсов необходимо контролировать в соответствии с требованиями настоящих технических условий, «Инструкции по контролю качества сварки рельсов в РСП», утв. Распоряжением ОАО «РЖД» от 28.12.2012 г. N 2728р или документов их замещающих.

5.2 Контроль параметров режима сварки и термической обработки стыков рельсов выполняют по измерительным приборам, установленным на этом оборудовании с записью в сменный рапорт, при компьютерной записи — автоматически, с заключением о качестве выполненной операции.

5.3 При испытаниях на статический поперечный трехточечный изгиб контрольный образец должен иметь длину не менее 1200 мм со сварным стыком по середине.

Нагрузку прикладывают по середине пролета в месте сварного стыка с расстоянием между опорами 1 м. Один образец испытывают с приложением нагрузки на головку рельса (подошва в растянутой зоне), второй — на подошву (головка в растянутой зоне).

Контрольные образцы испытывают после сварки и удаления грата в сварочной машине без дополнительных механической и дифференцированной термической обработок.



5.4 Для проверки качества сварки контрольные образцы доводят до разрушения. При этом образец должен удовлетворять требованиям, установленным в 2.3.4. В изломе по месту сварки не должно быть дефектов: горячих трещин, непроваров, кратерных усадок, пузырей, поджогов, рыхлот, пережогов. В изломе допускаются серые силикатные включения в количестве не больше трех и общей площадью не более 15 кв.мм.

Допускается не доводить контрольный образец до разрушения при достижении значений стрелы прогиба не менее 35 мм и разрушающей нагрузки превышающей нормативные значения (см. таблицу 2).

При настройке контактных рельсосварочных машин доведение контрольных образцов до разрушения является обязательным условием.

5.5 Твердость металла контролируют по продольной оси поверхности катания головки рельсов через каждые 25 мм. Измерения производят в сварном стыке по ширине головки рельса (три отпечатка с интервалами между ними по 15 мм) и в обе стороны от него на длине 75 мм.

5.6 Твердость металла измеряют в соответствии с ГОСТ 9012-59 стационарным или переносным твердомером. Результаты заносят в шнуровую книгу контрольных испытаний сварных рельсовых стыков на статический изгиб (ПУ-96).

5.7 Контроль сварных стыков рельсов путем дефектоскопирования осуществляют согласно СТО РЖД 1.11.003-2009.

5.8 Прямолинейность рельсов в местах сварки проверяют по поверхности катания и боковой рабочей грани головки. Измерения производят металлической линейкой ШД-1000 по ГОСТ 8026-92, прикладываемой серединой к сварному шву, и щупом.

Схема измерения прямолинейности в зоне сварного стыка представлена на рис. 3.

Интересно почитать:   ПОЛОЖЕНИЕ О РОСЖЕЛДОРСНАБЕ - ФИЛИАЛЕ ОАО "РЖД" (часть 5) от 28 ноября 2011 г. N 331

См. Рисунок 3 — Схема измерения прямолинейности рельсов в зоне сварного стыка

5.9 Измерение длины выпускаемых сварных рельсов и рельсовых плетей бесстыкового пути, производят металлической измерительной рулеткой по ГОСТ 7502-98, длиной от 20 до 50 м.

Условная начальная длина рельсовых плетей и сварных рельсов длиной 25 м и 12,5 м, а также укороченных рельсов для кривых участков пути определяется при температуре рельсов 20 °С. При температуре рельсов, отличающейся от 20 °С, в расчетное условное значение вводят соответствующую поправку «Дельта»l, мм, рассчитываемую по формуле

«Дельта»l = 0,0118 L (20 — t),                                          (1)

где  L  —  измеренная  при  данной температуре неметаллической лентой длина

плети, м;

t  —  температура рельса в момент измерения длины плети, °С.



6. Транспортирование и хранение

6.1 Прибывшие под сварку и подготовленные к отгрузке сварные рельсы укладывают на горизонтальной площадке в штабель. Рельсы сортируют по типу, металлургическому комбинату и виду термической обработки.

Рельсы укладывают на подошву в штабель пирамидальной формы. Каждый верхний ряд штабеля по количеству рельсов должен быть меньше нижнего ряда на два рельса (на один от каждого края). Между рядами рельсов укладывают деревянные прокладки толщиной не менее 50 мм. При длине рельсов 25 м между рядами укладывают равномерно шесть прокладок с расположением крайних на расстоянии не менее 2,65 м от концов рельса. Для рельсов длиной 12,5 м укладывают три прокладки с таким же расположением. Концы прокладок не должны выступать за пределы штабеля более чем на 100 мм.

6.2 Для перевозки рельсовых плетей для бесстыкового пути используют специальный железнодорожный подвижной состав. Транспортирование длинномерных рельсовых плетей осуществляют в соответствии с инструкцией по эксплуатации рельсовозного состава.



7. Гарантии изготовителя

7.1 Предприятие, выполняющее сварку рельсов и рельсовых плетей, должно гарантировать соответствие сварных стыков рельсов требованиям настоящих технических условий.

7.2 Срок гарантии сварных стыков рельсов устанавливается по количеству пропущенного по ним груза — 250 млн.т. брутто, но не более пяти лет с момента поставки.



Приложение 1


Режим сварки пульсирующим оплавлением рельсов типа Р65 категории ДТ370ИК между собой, а также с категориями Т1, ДТ350, ДТ350СС, ВС250Я, ВС250Ав на контактных машинах типа МСР-6301 (МСР-6301А)

Наименование параметра

Значение браковочного

параметра

Полнофазное напряжение первичной обмотки

сварочных трансформаторов, В

345 — 405

Давление зарядки аккумулятора по давлению в

гидросистеме, Мпа

15-16,5

Усилие осадки, кН (т)

400 — 650

(40,8 — 66,3)

Скорость форсировки (конечная), мм/с

0,7 — 2,0

Скорость осадки (при сварке), не менее, мм/с

30

Перемещение (путь, величина оплавления), мм

в том числе:

предварительное оплавление, мм

оплавление со снижением напряжения,

мм форсировка, мм

18-31

4-8

9-15

5-8

Осадка, мм

в т.ч. под током, мм

11,5-18,0

5,0-9,0

Количество ступеней регулирования напряжения

до 10

Наличие проскальзывания

не допускается

Наличие короткого замыкания на форсировке

не допускается



Приложение 2


Режим сварки пульсирующим оплавлением рельсов типа Р65 категории ДТ370ИК между собой, а также с категориями Т1, ДТ350, ДТ350СС, ВС250Я, ВС250Ав на контактных машинах типа К 1000 Рем

Наименование параметра

Значение браковочного

параметра

Полнофазное напряжение первичной обмотки

сварочных трансформаторов, В

345 — 405

Давление зарядки аккумулятора по давлению в

гидросистеме, Мпа

9-11

Усилие осадки, кН (т)

400 — 650

(40,8 — 66,3)

Скорость форсировки (конечная), мм/с

0,7-2,0

Скорость осадки (при сварке), не менее, мм/с

30

Перемещение (путь, величина оплавления), мм

в том числе:

предварительное оплавление, мм

оплавление со снижением напряжения, мм

форсировка, мм

16-40

4-10

8-20

4-10

Осадка, мм

в т.ч. под током, мм

11,5-20

5-20

Количество ступеней регулирования напряжения

до 10

Наличие проскальзывания

не допускается

Наличие короткого замыкания на форсировке

не допускается



Приложение 3


Режим сварки пульсирующим оплавлением рельсов типа Р65 категории ДТ370ИК между собой, а также с категориями Т1, ДТ350, ДТ350СС, ВС250Я, ВС250Ав на контактных машинах типа К-1000

Наименование параметра

Значение браковочного

параметра

Давление осадки, Мпа (атм)

9,1 — 13,6 (90- 135)

Давление зарядки аккумулятора, Мпа

10+/-1

Начальная скорость осадки, мм/с, не менее

30

Скорость оплавления (средняя скорость),

мм/с

0,02 — 0,25

Скорость форсировки (конечная), мм/с

0,9-2,0

Напряжение первичной обмотки сварочных

трансформаторов, В

первый период

360 — 440

второй период

250-360

Перемещение (путь, припуск), мм

12-35

Величина осадки, мм

11 — 18

Время осадки под током, с

0,2 — 2,0

Наличие проскальзывания

не допускается

Наличие короткого замыкания на форсировке

не допускается



Приложение 4


Режим сварки пульсирующим оплавлением рельсов типа Р65 категории ДТ370ИК между собой, а также с категориями Т1, ДТ350, ДТ350СС, ВС250Я, ВС250Ав на контактных машинах типа К-1100

Наименование параметра

Значение

браковочного параметра

Давление осадки, Мпа (атм)

9,1 — 13,6 (90 — 135)

Давление зарядки аккумулятора, Мпа

10+/-1

Начальная скорость осадки, мм/с, не менее

30

Скорость оплавления (средняя), мм/с

0,02 — 0,25

Скорость форсировки (конечная), мм/с

0,7-2,5

Напряжение первичной обмотки сварочных

трансформаторов, В

первый период

350-440

второй период

250-360

Перемещение (путь, припуск), мм

12-35

Величина осадки, мм

10-19

Время осадки под током, с

0,5-2,0

Наличие проскальзывания

не допускается

Наличие короткого замыкания на форсировке

не допускается



Приложение 5


Режим сварки пульсирующим оплавлением рельсов типа Р65 категории ДТ370ИК между собой, а также с категориями Т1, ДТ350, ДТ350СС, ВС250Я, ВС250Ав на контактных машинах типов К-1000 и К-1100 оборудованных блоком КСУ КС

Наименование параметра

Значение браковочного

параметра

Давление осадки, Мпа (атм)

9,1 — 13,6 (90 — 135)

Давление зарядки аккумулятора, Мпа

10+/-1

Начальная скорость осадки, мм/с, не менее

30

Скорость оплавления (средняя скорость),

мм/с

0,02-0,25

Скорость форсировки (конечная), мм/с

0,7-2,5

Напряжение первичной

обмотки сварочных

трансформаторов, В

первый период

340 — 440

второй период

250-360

Перемещение (путь, припуск), мм

12-40

Величина осадки, мм

11-22

Время осадки под током, с

0,2-2,0

Наличие проскальзывания

не допускается

Наличие короткого замыкания на форсировке

не допускается



Приложение 6


Режим сварки пульсирующим оплавлением рельсов типа Р65 категории ДТ370ИК между собой, а также с категориями Т1, ДТ350, ДТ350СС, ВС250Я, ВС250Ав на контактных машинах типа МСР-8001

Наименование параметра

Значение браковочного

параметра

Полнофазное напряжение первичной обмотки

сварочных трансформаторов, В

345 — 420

Давление зарядки аккумулятора по давлению

в гидросистеме, Мпа

15,0-16,5

Усилие осадки, кН (т)

450-800 (45,9-81,6)

Скорость форсировки (конечная), мм/с

0,7-2,0

Скорость осадки (при сварке), мм/с, не

менее

40

Перемещение (путь, величина оплавления),

мм

16-40

Величина осадки, мм

11,5-20,0

Величина осадки под током, мм

5-12

Количество ступеней регулирования

напряжения

10

Наличие проскальзывания

не допускается

Наличие короткого замыкания на форсировке

не допускается



Приложение 7


Режим сварки пульсирующим оплавлением рельсов типа Р65 категории ДТ370ИК между собой, а также с категориями Т1, ДТ350, ДТ350СС, ВС250Я, ВС250Ав на контактных машинах типа МСР-12001

Наименование параметра

Значение браковочного

параметра

Полнофазное напряжение первичной обмотки

сварочных трансформаторов, В

345 — 420

Давление зарядки аккумулятора по давлению в

гидросистеме, Мпа

14-32

Усилие осадки, кН (т)

при сварке без

натяжения рельсов

450-800 (45,9-81,6)

при сварке с натяжением

рельсов

800-1200 (81,6-122,4)

Скорость форсировки (конечная), мм/с

0,7 — 2,0

Скорость осадки (при сварке), мм/с, не менее

40

Величина оплавления, мм

16-40

Величина осадки, мм

11,5-20,0

Величина осадки под током, мм

5-12

Количество ступеней регулирования напряжения и

скорости оплавления, не более

10

Наличие проскальзывания

не допускается

Наличие короткого замыкания на форсировке

не допускается



Приложение 8


Режим сварки пульсирующим оплавлением рельсов типа Р65 категории ДТ370ИК между собой, а также с категориями Т1, ДТ350, ДТ350СС, ВС250Я, ВС250Ав на контактных машинах типа К-922

Наименование параметра

Значение браковочного

параметра

Давление осадки, Мпа

(атм)

при сварке без

натяжения рельсов

12-17 (118-168)

при сварке с

натяжением рельсов

16-19 (158-188)

Начальная скорость осадки, мм/с, не менее

20

Скорость оплавления (средняя), мм/с

0,065 — 0,25

Скорость форсировки (конечная), мм/с

0,7-2,5

Напряжение первичной

обмотки сварочных

трансформаторов, В

первый период

355-440

второй период

250-360

Припуск (включая величину оплавления и

осадку), мм

20-40

Величина осадки, мм

11 — 18

Время осадки под током, с

0,4 — 2,0

Наличие проскальзывания

не допускается

Наличие короткого замыкания на форсировке

не допускается



Приложение 9


Режим сварки пульсирующим оплавлением рельсов типа Р65 категории ДТ370ИК между собой, а также с категориями Т1, ДТ350, ДТ350СС, ВС250Я, ВС250Ав на контактных машинах типов К-900 и К-355Е

Наименование параметра

Значение

браковочного

параметра

Давление осадки, Мпа (атм)

10-17 (102-168)

Начальная скорость осадки, мм/с, не менее

21

Скорость оплавления (средняя скорость), мм/с

0,065 — 0,25

Скорость форсировки (конечная), мм/с

0,7-2,5

Напряжение первичной

обмотки сварочных

трансформаторов, В

первый период

355 — 440

второй период

250-360

Припуск (включая величину оплавления и

осадку), мм

12-40

Величина осадки, мм

11 — 18

Время осадки под током, с

0,4-2,5

Наличие проскальзывания

не допускается

Наличие короткого замыкания на форсировке

не допускается



Приложение 10


Режим термической обработки на установках типа УИН-001-100/РТ-С в технологических линиях РСП сварного стыка рельсов типа Р65

Наименование параметра

Значение

параметра

Нагрев металла сварного стыка

Потребляемая мощность преобразователя частоты из сети при нагреве,

кВт, не более

100

Температура нагрева <*>, °С

850-950

Частота тока, кГц

2,4-12

Время нагрева <**>, с, не менее

180

Пауза между окончанием нагрева и началом охлаждения головки

сварного стыка потоком воздуха, с

14 +/- 3

Охлаждение (закалка) металла головки сварного стыка потоком воздуха

Время охлаждения <*>, с

— для сварного стыка рельсов категории ДТ370ИК

125-130

— для сварного стыка рельса категории ДТ370ИК с рельсом категории

ВС250Я

— для сварного стыка рельса категории ДТ370ИК с рельсом категории

ВС250Ав

— для сварного стыка рельса категории ДТ370ИК с рельсом категории

ДТ350

— для сварного стыка рельса категории ДТ370ИК с рельсом категории

ДТ350СС

— для сварного стыка рельса категории ДТ370ИК с рельсом категории

Т1

Рабочее давление в системе подачи воздуха <*>, Мпа

0,4 — 0,8

———————————

<*> Параметры, фиксируемые автоматической системой диагностирования.

<**> Время нагрева не является браковочным параметром при автоматическом контроле температуры.



Приложение 11


Режим термической обработки на установках типа УИН-001-100/РТ-П в составе ПРСМ сварного стыка рельсов типа Р65

Наименование параметра

Значение

параметра

Нагрев металла сварного стыка

Потребляемая мощность преобразователя частоты из сети при нагреве,

кВт, не более

100

Температура нагрева <*>, °С

850-950

Частота тока, кГц

2,4-12

Время нагрева <**>, с, не менее

180

Пауза между окончанием нагрева и началом охлаждения головки

сварного стыка потоком воздуха, с

14 +/- 3

Охлаждение (закалка) металла головки сварного стыка потоком воздуха

Время охлаждения <*>, с

— для сварного стыка рельсов категории ДТ370ИК

125-130

— для сварного стыка рельса категории ДТ370ИК с рельсом категории

ВС250Я

— для сварного стыка рельса категории ДТ370ИК с рельсом категории

ВС250Ав

— для сварного стыка рельса категории ДТ370ИК с рельсом категории

ДТ350

— для сварного стыка рельса категории ДТ370ИК с рельсом категории

ДТ350СС

— для сварного стыка рельса категории ДТ370ИК с рельсом категории

Т1

Рабочее давление в системе подачи воздуха <*>, Мпа

0,5-0,8

———————————

<*> Параметры, фиксируемые автоматической системой диагностирования.

<**> Время нагрева не является браковочным параметром при автоматическом контроле температуры.



Приложение 12


ПЕРЕЧЕНЬ



НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, НА КОТОРЫЕ ДАНЫ ССЫЛКИ В ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

N

Обозначение

Наименование

1

2

3

1

ГОСТ 10503-71

Краски масляные, готовые к применению. Технические

условия.

2

ГОСТ Р 51685-2000 ГОСТ

Р 51865-2013

Рельсы железнодорожные. Общие технические условия.

3

ГОСТ 9012-59

Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю.

4

ГОСТ 12.2.117-88

Система стандартов безопасности труда.

Прессы гидравлические. Требования безопасности.

5

ГОСТ 2424-83

Круги шлифовальные. Технические условия.

6

ГОСТ Р 52588-2006

Инструмент абразивный. Требования безопасности.

7

ГОСТ 8026-92

Линейки поверочные. Технические условия.

8

ГОСТ 7502-98

Рулетки измерительные металлические. Технические

условия.

9

СТО РЖД 1.08.002-2009

Рельсы железнодорожные, сваренные электроконтактным

способом. Технические условия.

10

СТО РЖД 1.11.003-2009

Метод ультразвукового контроля сварных стыков

рельсов.

11

ТУ 0921-125-01124328-2003

Рельсы железнодорожные типов Р65 и Р65К повышенной

износостойкости и контактной выносливости.

Технические условия

12

ТУ 0921-276-01124323-2012

Рельсы железнодорожные широкой колеи. Общие

технические условия.

13

ТУ 0921-239-01124323-2007

Рельсы железнодорожные типа Р65

для высокоскоростного пассажирского движения (ВС-

250Я). Общие технические условия.

14

ТУ 0921-251-01124323-2008

Рельсы железнодорожные типа Р65

для высокоскоростного движения (ВС-250Ав).

Общие технические условия.

Примечание — При пользовании настоящим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году, а также по ежегодно издаваемому указателю стандартов ОАО «РЖД». Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим документом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности