КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫМИ ПРОЕКТАМИ ХОЛДИНГА «РЖД» ЗА РУБЕЖОМ (часть 1) от 2 октября 2012 г. N 281
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
УТВЕРЖДАЮ
Президент ОАО «РЖД»
В.И.Якунин
2 октября 2012 г. N 281
КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫМИ ПРОЕКТАМИ ХОЛДИНГА «РЖД» ЗА РУБЕЖОМ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время участие холдинга «РЖД» в зарубежных проектах создания и модернизации железнодорожной инфраструктуры связано, прежде всего, с деятельностью ОАО «Зарубежстройтехнология» (далее — ОАО «ЗСТ»). В связи с приостановлением работ по проекту в Ливии и неопределенностью с дальнейшими перспективами реализации данного проекта, на текущий момент финансовое состояние данной компании является неудовлетворительным, что сдерживает ее развитие на глобальном рынке железнодорожных инфраструктурных проектов и ограничивает возможности продвижения бренда холдинга «РЖД» на данном рынке.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости совершенствования используемых в настоящее время подходов к осуществлению холдингом «РЖД» внешнеэкономической деятельности в сфере инфраструктурных железнодорожных проектов. Настоящая Концепция призвана способствовать достижению основных целей развития внешнеэкономической деятельности холдинга «РЖД» в сфере инфраструктурных проектов, среди которых:
— повышение эффективности системы управления инфраструктурными проектами холдинга «РЖД» за рубежом;
— рост доходов холдинга «РЖД» за счет реализации высокомаржинальных инфраструктурных проектов за рубежом;
— выход на зарубежные рынки и повышение глобальной конкурентоспособности холдинга «РЖД».
Для достижения поставленных целей ОАО «РЖД» необходимо решить следующие задачи:
— функциональное совершенствование системы управления инфраструктурными проектами ОАО «РЖД» за рубежом;
— эффективное обеспечение выполнения существующих обязательств ОАО «РЖД» по реализации проектов в Ливии, Иране, Сербии;
— разработка организационно-правовых форм и финансово-экономических схем финансирования реализации инфраструктурных проектов за рубежом в рамках Специализированных ДЗО;
— создание новых ДЗО ОАО «РЖД» и наделение их соответствующими полномочиями для реализации инфраструктурных проектов за рубежом;
— повышение операционной и финансовой эффективности деятельности Специализированных ДЗО.
В основе Концепции лежит принцип централизации функций по стратегическому планированию ВЭД на уровне ОАО «РЖД» и оперативному управлению инфраструктурными проектами на уровне Специализированного ДЗО, а также создания компаний специального назначения для реализации отдельных зарубежных проектов в целях диверсификации рисков.
Практика построения системы управления с разделением центров ответственности применяется ведущими мировыми компаниями. Концепция разработана с учетом опыта крупнейших европейских и азиатских компаний, таких как CRCC (Китай), China Railway Group (Китай), Deutsche Bahn (Германия), SNCF (Франция) (см. Приложение 1).
В Концепции также представлены общие принципы финансирования инфраструктурных проектов в зависимости от типа и стадии реализации проекта, а также выявлены ключевые риски реализации данных проектов и сформированы меры минимизации данных рисков.