Распоряжение ОАО РЖД от 19.05.2014 N 1223р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 мая 2014 г. N 1223р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ОАО «РЖД» «КЛАССИФИКАЦИЯ ИНЦИДЕНТОВ, ВЫЗЫВАЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ»
В целях обеспечения единого порядка учета инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июля 2014 г. стандарт СТО РЖД 02.046-2014 «Классификация инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов».
2. Руководителям подразделений аппарата управления, филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» организовать в установленном порядке изучение и выполнение требований стандарта, утвержденного настоящим распоряжением.
Старший вице-президент ОАО «РЖД»
В.А. Гапанович
КЛАССИФИКАЦИЯ ИНЦИДЕНТОВ, ВЫЗЫВАЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ
Дата введения 01.07.2014
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте».
2 ВНЕСЕН Департаментом технической политики ОАО «РЖД»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением ОАО «РЖД» от 19.05.2014 г. N 1223р
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт устанавливает классификацию инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов на инфраструктуре ОАО «РЖД» (далее — инцидентов).
Настоящий стандарт предназначен для применения департаментами, управлениями, структурными подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», функциональными филиалами ОАО «РЖД» и их структурными подразделениями, а также подразделениями железных дорог, принимающими участие в процессе учета, расследования и анализа причин возникновения инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов.
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 инцидент: Событие, вызванное переходом железнодорожной техники в неработоспособное состояние, отклонением от заданных режимов выполнения технологических процессов на инфраструктуре ОАО «РЖД», в том числе по причине внешнего воздействия, и повлекшее за собой нарушение графика движения поездов.
2.2 железнодорожная техника: Техническое средство или совокупность технических средств, предназначенные для обеспечения перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.
Примечание — К железнодорожной технике относятся объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожный подвижной состав, а также их составные части, представляющие собой функциональную единицу, которую можно рассматривать в отдельности.
[ГОСТ 32192-2013, статья 1]
2.3 неработоспособное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она не способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции.
[ГОСТ 32192-2013, статья 1]
2.4 график движения (железнодорожных) поездов: Организационная основа управления движением железнодорожных поездов, объединяющая деятельность всех технологических подразделений, выраженная для каждой железнодорожной станции и перегона в графической или табличной форме расписания движения поездов по технически и технологически обоснованным нормам.
[ГОСТ Р 53431-2009, статья 7]
2.5 поезд: Сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами или моторными вагонами, имеющий установленные сигналы, а также отправляемые на перегон и находящиеся на перегоне локомотивы без вагонов и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав.
Примечание — термин приведен в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010г. N 286 [1]
2.6 нарушение графика движения поездов: Несоблюдение времени хода поезда по перегону или времени стоянки на станции, установленных графиком движения поездов, в том числе разрабатываемым на период производства работ по техническому содержанию объектов инфраструктуры.
Примечание — К нарушениям графика движения поездов относят опережение времени хода поезда по перегону или времени стоянки на станции, установленных графиком движения поездов или их превышение. Превышение указанных времен называется задержкой.
2.7 отказ (железнодорожной техники): Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния железнодорожной техники.
[ГОСТ 32192-2013, Раздел 2 пункт 21]
2.8 железнодорожный подвижной состав: Локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор — вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.
[Федеральный Закон от 10 января 2003г. N 17-ФЗ, «О железнодорожном транспорте», статья 2]
2.9 работоспособное состояние (железнодорожной техники): Состояние железнодорожной техники, при котором она способна выполнить все предусмотренные техническими требованиями функции в полном объеме при условии, что предоставлены необходимые ресурсы.
[ГОСТ 32192-2013, Раздел 2 пункт 14]
2.10 эксплуатационный отказ: Отказ, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил и (или) условий эксплуатации.
[ГОСТ 27.002-89, пункт 3.19]
2.11 производственный отказ: Отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением процесса изготовления или ремонта, выполняемого на ремонтном предприятии.
[ГОСТ 27.002-89, пункт 3.18]
2.12 конструктивный отказ: Отказ, возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушениями установленных правил и (или) норм проектирования и конструирования.
[ГОСТ 27.002-89, статья 3.17]
2.13 деградационный отказ: Отказ, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации.
[ГОСТ 27.002-89, статья 3.20]
2.14 внешний отказ: Отказ, возникший по причине стихийных бедствий, порч, краж, вандализма, умышленных или неправильных действий организаций, не входящих в состав ОАО «РЖД», или лиц, не являющихся работниками ОАО «РЖД».
2.15 инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (инфраструктура): Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
[Федеральный Закон от 10 января 2003г. N 17-ФЗ, «О железнодорожном транспорте», статья 2]
2.16 технологическое нарушение: Действие или бездействие оперативного персонала в нарушение требований действующих нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, правил, инструкций и иных нормативных документов ОАО «РЖД», которое явилось причиной задержки поезда, при исправно действующих технических средствах.
2.17 акт незаконного вмешательства: Противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
[Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», статья 1]
2.18 опасное природное явление: Событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.
[ГОСТ Р 22.0.03-95, Раздел 3, п. 3.1.5]
2.19 стихийное бедствие: Разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.
[ГОСТ 22.0.03-97, статья 3.1.6]
3.1 Инциденты по видам событий, их вызвавших, классифицируются как:
— отказы в работе технических средств, если причиной нарушения графика движения поездов является нарушение работоспособного состояния железнодорожной техники;
— технологические нарушения, если причиной нарушения графика движения поездов является нарушение технологии перевозочного процесса.
3.2 Учет, расследование и анализ причин возникновения отказов в работе технических средств и технологических нарушений производят порядком, устанавливаемым ОАО «РЖД».
3.3 Общая схема классификации инцидентов приведена в Приложении А.
4 Классификация инцидентов по причине отказов технических средств
4.1 В зависимости от степени критичности последствий и влияния на график движения поездов инциденты по причине отказов в работе технических средств классифицируются как:
— отказы первой категории, в случае задержки пассажирского, пригородного или грузового поезда на перегоне (станции) на 60 минут и более, либо приведшие к транспортным происшествиям или событиям, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
— отказы второй категории, в случае задержки пассажирского, пригородного или грузового поезда на перегоне (станции) продолжительностью от 6 до 60 минут.
4.2 Для оценки критичности последствий инцидента должны учитываться:
— задержка поезда, на который железнодорожная техника, находящаяся в неработоспособном состоянии, оказала непосредственное влияние;
— задержки других поездов, вызванные необходимостью принятия дополнительных мер безопасности, выполнением требований нормативных документов, регламентирующих организацию движения поездов в условиях на рушения работоспособного состояния объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава.
4.3 Инциденты по причине отказов в работе технических средств, в зависимости от характера причин, их вызывающих, классифицируются как:
— эксплуатационные отказы;
— производственные отказы;
— конструктивные отказы;
— деградационные отказы;
— внешние отказы.
Данная классификация осуществляется только на основании результатов расследования случаев отказов в работе технических средств, сформированных в Комплексной автоматизированной системе учета, контроля устранения отказов технических средств и анализа их надежности (КАС АНТ).
5 Классификация инцидентов по причине технологических нарушений
5.1 В зависимости от степени критичности последствий и влияния на график движения поездов инциденты по причине технологических нарушений классифицируются как:
— технологические нарушения первой категории, в случае задержки пассажирского или пригородного поезда на 6 минут и более, а также поездов других категорий на 60 минут и более, либо приведшие к транспортным происшествиям или событиям, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
— технологические нарушения второй категории, в случаях задержки грузового поезда от 15 до 60 минут относительно нормативного (вариантного) графика движения поездов, превышения перегонного времени хода поезда любой категории, кроме пассажирских и пригородных, от 15 до 60 минут, а также задержки поезда любой категории более 1 минуты у запрещающего показания входного светофора станции.
5.2 Для оценки критичности последствий инцидента должны учитываться:
— задержка поезда, на который допущенное технологическое нарушение оказало непосредственное влияние;
— задержки других поездов, вызванные необходимостью принятия дополнительных мер безопасности, выполнением требований нормативных документов, регламентирующих организацию движения поездов в условиях, сложившихся вследствие возникновения технологического нарушения.
5.3 По характеру причин технологические нарушения классифицируются как:
— технического характера — неправильное пользование железнодорожной техникой при нахождении ее в работоспособном состоянии;
— технологического характера — нарушение технологии перевозочного процесса, порядка производства работ по текущему содержанию, ремонту и реконструкции (модернизации) объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения технологических операций, не вызвавшее отказа в работе технических средств ОАО «РЖД»;
— особая технологическая необходимость — отклонение от установленной технологии перевозочного процесса, вызванное необходимостью принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности движения, а также действиями оперативного персонала по снижению негативных последствий от ранее допущенных технологических нарушений или отказов технических средств;
— внешнее воздействие — случаи задержек поездов, вызванные стихийными бедствиями, актами незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, умышленными или неправильными действиями организаций, не входящих в состав ОАО «РЖД», или лиц, не являющихся работниками ОАО «РЖД», в результате которых не было нарушено работоспособное состояние железнодорожной техники.
5.4 К особой технологической необходимости относятся следующие инциденты:
— посадка и высадка работников ОАО «РЖД», обеспечивающих выполнение перевозочного процесса и текущее содержание объектов инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава;
— задержки, связанные с наличием в поезде железнодорожного подвижного состава, требующего ограничения скорости;
— производство плановых работ по ремонту, реконструкции (модернизации) и текущему содержанию объектов инфраструктуры;
— пропуск опаздывающего пассажирского, пригородного или ускоренного грузового поезда;
— пропуск преимущественных (пассажирских, пригородных, сдвоенных, соединенных и др.) поездов;
— пропуск поезда встречного направления на однопутной линии;
— пропуск сверхграфиковых размеров движения грузовых поездов;
— пропуск восстановительных и пожарных поездов;
— опоздания поездов в зонах интенсивного пригородного движения, исключающего возможность сокращения времени опоздания;
— задержки поездов, вызванные изменением нормативного графика движения поездов;
— ликвидация последствий опасных природных явлений, требующих привлечения восстановительных сил и средств ОАО «РЖД»;
— задержки поездов, вызванные прицепкой, отцепкой служебных вагонов на станциях, где графиком движения поездов не предусмотрено изменение состава поезда.
— плановые технологические перерывы в работе автоматизированных систем.
5.5 К инцидентам по причине внешнего воздействия относятся:
— посадка и высадка больных людей, рожениц;
— задержки поездов, связанные с посадкой, высадкой и деятельностью медицинских работников;
— задержки поездов, связанные с деятельностью сотрудников правоохранительных, пограничных и таможенных органов;
— задержки поездов по вине железнодорожных администраций сопредельных государств;
— нарушения технологии перевозочного процесса, вызванные стихийными бедствиями (наводнениями, ураганами, землетрясениями, лесными пожарами и др.), при которых администрацией данной территории объявляется чрезвычайное положение;
— наезд или предотвращение наезда поезда на людей, животных, посторонние предметы и материалы, автотракторную технику на перегонах и станциях;
— дорожно-транспортное происшествие на переезде не по вине работников железнодорожного транспорта;
— превышение норм времени пограничного и таможенного досмотра;
— задержка поезда, вызванная актами незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта;
— перекрытие путей посторонними лицами;
— поступление с опозданием по межгосударственному стыку пассажирского поезда;
— особые метеоусловия, требующие изменения в порядке пропуска поездов, в том числе и ограничения установленной скорости движения. Перечень особых метеоусловий определяется соответствующими нормативными документами ОАО «РЖД»;
— работа пожарных поездов на перегонах;
— отключение электроснабжения тяговых и нетяговых потребителей по причине возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий (пожар, паводок, и т.п.) на инфраструктуре ОАО «РЖД»;
— отключение электроснабжения тяговых и нетяговых потребителей, осуществляющих питание от внешнего источника электроснабжения, по причине неисправности устройств, не принадлежащих ОАО «РЖД»;
— превышение норм стоянки поездов из-за неорганизации посадки-высадки пассажиров из вагонов, предназначенных для перевозки осужденных и лиц, находящихся под стражей.
5.6 Классификация технологических нарушений, в зависимости от характера их вызывающих причин, производится только на основании результатов расследования случаев технологических нарушений, сформированных в Комплексной автоматизированной системе учета и анализа случаев технологических нарушений (КАCAT).
[1] Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утверждены Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286, ред. Приказа Минтранса России от 4 июня 2012 N 162)
Общая схема классификации инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов
┌───────────────────┐
│ Инциденты │
└───────┬───┬───────┘
│ │
┌───────────────────┐ │ │ ┌───────────────────┐
│Отказы технических │ │ │ │ Технологические │
│ средств ├───┘ └───┤ нарушения ├─────────────┐
┌──────────────┴─────────┬─────────┘ └─────────┬─────────┘ │
│ │ │ │
┌────────┴──────────┐ ┌─────────┴─────────┐ ┌─────────┴─────────┐ ┌─────────┴─────────┐
│ Классификация по │ ┌─┤ Классификация по │ │ Классификация по │ ┌─┤ Классификация по │
┌─┤ критичности │ │ │ характеру причин │ ┌─┤ критичности │ │ │ характеру причин │
│ │ последствий │ │ └───────────────────┘ │ │ последствий │ │ └───────────────────┘
│ └───────────────────┘ │ │ └───────────────────┘ │
│ │ ┌───────────────────┐ │ │ ┌───────────────────┐
│ ┌───────────────────┐ │ │ Эксплуатационные │ │ ┌───────────────────┐ ├─┤ Технического │
│ │Отказы технических │ ├─┤ отказы │ │ │ Технологические │ │ │ характера │
├─┤ средств первой │ │ └───────────────────┘ ├─┤ нарушения первой │ │ └───────────────────┘
│ │ категории │ │ │ │ категории │ │
│ └───────────────────┘ │ ┌───────────────────┐ │ └───────────────────┘ │ ┌───────────────────┐
│ ├─┤ Производственные │ │ ├─┤ Технологического │
│ ┌───────────────────┐ │ │ отказы │ │ ┌───────────────────┐ │ │ характера │
│ │Отказы технических │ │ └───────────────────┘ │ │ Технологические │ │ └───────────────────┘
└─┤ средств второй │ │ └─┤ нарушения второй │ │
│ категории │ │ ┌───────────────────┐ │ категории │ │ ┌───────────────────┐
└───────────────────┘ ├─┤ Конструктивные │ └───────────────────┘ │ │ Особая │
│ │ отказы │ │ │ технологическая │
│ └───────────────────┘ ├─┤ необходимость │
│ │ └───────────────────┘
│ ┌───────────────────┐ │
├─┤ Деградационные │ │ ┌───────────────────┐
│ │ отказы │ └─┤Внешнее воздействие│
│ └───────────────────┘ └───────────────────┘
│
│ ┌───────────────────┐
└─┤ Внешние отказы │
└───────────────────┘