Распоряжение ОАО РЖД от 12.09.2014 N 2151р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 сентября 2014 г. N 2151р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД РАЗНОГО ВИДА ДВИЖЕНИЯ
В целях совершенствования организации труда и продления профессионального долголетия работников локомотивных бригад утвердить прилагаемую Методику расчета интегрального показателя комплексной оценки влияния факторов производственной среды на работоспособность локомотивных бригад разного вида движения.
Вице-президент ОАО «РЖД»
О.Ю.Атьков
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО «РЖД»
от 12.09.2014 г. N 2151р
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД РАЗНОГО ВИДА ДВИЖЕНИЯ
Настоящая методика применяется для оценки комплексного влияния факторов производственной среды на работоспособность работников локомотивных бригад.
2.1. Факторы производственной среды
а) физические;
б) химические.
2.2. Факторы трудового процесса
а) тяжесть труда;
б) напряженность труда;
в) режимы труда и отдыха.
2.3. Функциональное состояние работников локомотивных бригад.
3. Условия проведения исследований
3.1. Исследования проводятся в реальных производственных условиях.
3.2. Объем, кратность, место и время проведения исследований должны быть согласованы с организациями и учреждениями, в подчинении которых находятся работники локомотивных бригад.
3.3. Проводимые исследования не должны влиять на профессиональную деятельность работников локомотивных бригад.
3.4. Присутствие в кабине управления локомотивом и моторвагонного подвижного состава исследователей согласовывается с организациями и учреждениями, в подчинении которых находятся работники локомотивных бригад.
3.5. Исследования проводятся на локомотивах и моторвагонном подвижном составе, как оборудованными, так и не оборудованными системами обеспечения микроклимата. При этом данные системы должны функционировать в штатном режиме.
3.6. Исследования должны проводиться на локомотивах и моторвагонном подвижном составе, оснащенных штатным оборудованием.
3.7. В ходе испытания самочувствие и функциональное состояние каждого участника обследуется не менее 10 раз. Общее число привлекаемых работников локомотивных бригад должно быть не менее 10.
3.8. Обследование локомотивных бригад проводится до, во время и после поездки. Методы обследования должны быть адекватны критерию «работоспособность», не отвлекать от выполнения должностных обязанностей, быть безопасными для здоровья и не оказывать влияния на работу систем локомотива и моторвагонного подвижного состава.
3.9. Критерий «работоспособность» соответствует концепции «допустимого» сдвига и заключается в сравнении полученных изменений с изменениями, не вызывающими чрезмерного напряжения и не нарушающими восстановления функций организма в период установленного отдыха.
3.10. Порядок проведения обследования по отдельным тестам и методикам должен быть составлен таким образом, чтобы избежать влияния предыдущей методики на последующее тестирование.
3.11. Обследуемые лица должны быть предупреждены о том, что курение, прием тонизирующих напитков, физическая нагрузка непосредственно перед тестированием и определением показателей может негативно сказаться на результатах обследования. В случае наличия указанных факторов их необходимо отражать в протоколе исследования.
3.12. Исследования должны проводиться при минимальном времени измерений и исследований и с минимальным отвлечением обследуемых.
3.13. Исследования проводятся сотрудниками, имеющими необходимую квалификацию и опыт работы в соответствующей области.
4. Методы и средства измерений.
4.1. Измерение величин факторов производственной среды проводят на рабочих местах локомотивных бригад в зоне головы сидящего человека.
4.2. Измерения проводят по утвержденным методикам и с использованием средств, имеющих на данный момент метрологическую поверку и внесенных в Государственный реестр измерительной техники.
4.3. Измерения проводятся персоналом, имеющим соответствующую подготовку и опыт работы со средствами измерений.
5. Оценка результатов измерений.
5.1. Результаты измерений оценивают в соответствии с действующими федеральными нормативами.
5.2. Результаты обследования человека оцениваются по популяционным нормам с учетом возрастных и стажевых изменений.
6. Медико-технические требования
6.1. Методы оценки функционального состояния человека по критериям «работоспособность» должны соответствовать следующим требованиям: адекватность, информативность, достоверность, оперативность и доступность.
6.2. При регламентации факторов среды на рабочих местах локомотивных бригад следует руководствоваться принципами санитарно- гигиенического нормирования для производственных помещений: допустимая величина фактора не должна вызывать временного значимого снижения работоспособности в течение всей смены, переутомления в течение рабочей недели и развития хронических заболеваний (производственно обусловленных или профессиональных) на протяжении всей профессиональной деятельности работника.
6.3. Медицинская аппаратура, используемая для обследования локомотивных бригад должна быть серийного производства, иметь метрологическую поверку, подробную инструкцию пользователя, технический паспорт и отвечать всем требованиям электро-, пожаро-, травмобезопасности.
6.4. Медицинская аппаратура, по возможности, должна быть портативной, иметь автономное электропитание, регистрировать результаты обследования на электронные носители и (или) отражать их на цифровых табло.
6.5. Методы обследования локомотивных бригад должны давать максимально возможную первичную информацию при минимальном времени измерений и исследований, с минимальным отвлечением обследуемых.
7. Перечень показателей, регистрируемых для оценки функционального состояния и работоспособности локомотивных бригад.
Для оценки функционального состояния и работоспособности используются следующие группы методик:
— физиологические;
— психофизиологические;
— психологические.
Таблица 7.1.
до и после поездки |
во время поездки |
частота сердечных сокращений |
частота сердечных сокращений |
систолическое артериальное давление |
Вариационная кардиоинтервалография |
диастолическое артериальное давление |
субъективная оценка состояния |
пульсовое давление |
|
наличие аритмии |
|
тремометрия |
|
сложная зрительно-моторная реакция в |
|
реакция на движущийся объект |
|
острота слуха на высоких и низких частотах |
|
сумма баллов по методике оперативной оценки |
|
субъективная оценка утомления по 7-бальной |
|
самооценка психофизиологического состояния |
8. Экспертная оценка комбинированного воздействия факторов производственной среды на функциональное состояние и работоспособность локомотивных бригад.
8.1. Предварительная оценка влияния комплекса факторов производственной среды на функциональное состояние и работоспособность локомотивных бригад производится в соответствии со значениями ниже приведенной таблицы.
8.2. Расчет интегрального показателя комбинированного воздействия факторов производственной среды производится следующим способом:
нормативные значения факторов производственной среды принимаются за 100%;
рассчитываются относительные величины зарегистрированных значений показателей для каждого случая;
интегральный показатель комбинированного воздействия определяют как среднеарифметическое значение от суммы относительных величин факторов производственной среды.
Таблица 8.1.
Интегральный показатель комбинированного воздействия факторов производственной среды на функциональное состояние и работоспособность локомотивных бригад на примере шума, вибрации и непогашенного ускорения
Уровни шума, вибрации и непогашенного |
Интегральный |
Функциональное |
||
шум (дБА) |
вибрация |
непогашенное |
||
70 |
0,07 |
0,38 |
71 |
хорошее |
70 |
0,07 |
0,42 |
73 |
хорошее |
70 |
0,08 |
0,46 |
79 |
хорошее |
71 |
0,08 |
0,52 |
82 |
хорошее |
72 |
0,11 |
0,68 |
98 |
хорошее |
72 |
0,12 |
0,78 |
105 |
хорошее |
72 |
0,15 |
0,85 |
118 |
хорошее |
73 |
0,18 |
0,96 |
134 |
удовлетворительное |
73 |
0,16 |
1,07 |
132 |
удовлетворительное |
74 |
0,19 |
1,18 |
149 |
удовлетворительное |
75 |
0,19 |
1,37 |
159 |
удовлетворительное |
9. Окончательная оценка комбинированного воздействия факторов производственной среды на функциональное состояние и работоспособность локомотивных бригад.
9.1. Окончательная оценка комбинированного воздействия факторов производственной среды на функциональное состояние и работоспособность локомотивных бригад осуществляется в соответствии с ниже приведенными таблицами следующим образом:
рассчитывают средние значения каждого из показателей у обследуемой группы локомотивных бригад при комбинированном воздействии факторов производственной среды;
определяют характер состояния для каждого из показателей;
проводят оценку общего функционального состояния и работоспособности локомотивных бригад определяется суммой баллов по всем показателям.
Критические величины показателей и оценка функционального состояния и работоспособности локомотивных бригад
Таблица 9.1.
Показатель |
Значения |
Состояние |
Балл |
артериальное систолическое |
114 |
хорошее |
3 |
115-137 |
удовлетворительное |
2 |
|
138 и > |
неудовлетворительное |
1 |
|
артериальное диастолическое |
72 |
хорошее |
3 |
73-87 |
удовлетворительное |
2 |
|
88 и > |
неудовлетворительное |
1 |
|
артериальное пульсовое |
53 |
хорошее |
3 |
40-52 |
удовлетворительное |
2 |
|
39 и < |
неудовлетворительное |
1 |
|
частота сердечных сокращений |
52 |
хорошее |
3 |
53-82 |
удовлетворительное |
2 |
|
83 и > |
неудовлетворительное |
1 |
|
индекс напряжения |
67 |
хорошее |
3 |
68-156 |
удовлетворительное |
2 |
|
157 и > |
неудовлетворительное |
1 |
|
общее время касаний при |
0,4 |
хорошее |
3 |
0,5-2,3 |
удовлетворительное |
2 |
|
2,4 и > |
неудовлетворительное |
1 |
|
общее число касаний при |
0 |
хорошее |
3 |
1-5 |
удовлетворительное |
2 |
|
6 и > |
неудовлетворительное |
1 |
|
общее количество ударов при |
76 |
хорошее |
3 |
55-75 |
удовлетворительное |
2 |
|
54 и < |
неудовлетворительное |
1 |
|
разница между сериями |
-1 |
хорошее |
3 |
0-8 |
удовлетворительное |
2 |
|
9 и > |
неудовлетворительное |
1 |
|
среднее время отклонения |
536 |
хорошее |
3 |
537-1049 |
удовлетворительное |
2 |
|
1050 и > |
неудовлетворительное |
1 |
|
число запаздывающих ответов |
7 |
хорошее |
3 |
8-12 |
удовлетворительное |
2 |
|
13 и> |
неудовлетворительное |
1 |
|
время сложной зрительно- |
0,614 |
хорошее |
3 |
0,615-0,733 |
удовлетворительное |
2 |
|
0,734 и > |
неудовлетворительное |
1 |
|
количества ошибок при |
0 |
хорошее |
3 |
1-3 |
удовлетворительное |
2 |
|
4 и > |
неудовлетворительное |
1 |
|
оценка субъективной минуты |
51-65 |
хорошее |
3 |
66 и > |
удовлетворительное |
2 |
|
50 и < |
неудовлетворительное |
1 |
|
самочувствие, активность и |
62 |
хорошее |
3 |
51-61 |
удовлетворительное |
2 |
|
50 и < |
неудовлетворительное |
1 |
Оценка общего функционального состояния и работоспособности
локомотивных бригад
Таблица 9.2.
Оценка общего функционального состояния |
Сумма баллов по всем показателям |
||
15-24 |
25-35 |
36-45 |
|
неудовлетворительно |
удовлетворительно |
хорошо |
Результаты исследований оформляются протоколами по рекомендуемым формам в соответствии с приложениями 1-5.
Приложение N 1
к Методике
(рекомендуемый образец)
ФОРМА ПРОТОКОЛА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД N ____________
Дата _________ 20__ г. профессия _______________
Ф.И.О. _____________________________ возраст _______________
┌─────────┐ ┌─────────┐
место работы __________ стаж работы └─────────┘ вид движения └─────────┘
┌──────────┬──────────┬────────────┐
смена:│ утро │ день │ вечер │
├──────────┼──────────┼────────────┤
время:│ │ │ │
└──────────┴──────────┴────────────┘
┌────┬───────────────────┬───────────┬──────────┬──────────┬────────────────┐
│ 1. │ Шкала состояний │ │ │ │ │
├────┼───────────────────┴───────────┴──────────┴─┬────────┼────────────────┤
│ 2. │ Индекс напряжения сердечного ритма │ │ │
├────┼───────────────────────────┬──────────────┬─┴────────┴───┬────────────┤
│ 3. │ Артериальное давление на │ АДС │ АДД │ ЧСС │
│ │ правой руке (мм.рт.ст.; ├──────────────┼──────────────┼────────────┤
│ │ уд/мин)) │ │ │ │
│ │ ├──────────────┼──────────────┼────────────┤
│ │ │ │ │ │
├────┼───────────────────────────┼──────────────┼──────────────┼────────────┤
│ 4. │ Субъективная минута │ │ │ │
├────┼─────────────┬─────────────┼──────────────┼──────────────┼────────────┤
│ 5. │ Тремор │ │ │ │ │
├────┼─────────────┼─────────────┼──────────────┼──────────────┼────────────┤
│ 6. │ СЗМР │ │ │ │ │
├────┼─────────────┼─────────────┴───┬──────────┴─────────┬────┴────────────┤
│ 7. │ РДО │ ср.время откл. │ ср.время опереж. │ср.время запазд-я│
│ │ ├─────────────────┼────────────────────┼─────────────────┤
│ │ │ │ │ │
│ │ ├─────────────┬───┴─────────┬──────────┼─────────────────┤
│ │ │Кол.точ.реак.│ Кол.опереж. │ Кол.запаз│ Разница 2 и 3 │
│ │ │ (1) │ (2) │ д.(3) │ │
│ │ ├─────────────┼─────────────┼──────────┼─────────────────┤
│ │ │ │ │ │ │
├────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┼──────────┼─────────────────┤
│ 8. │ Теппинг │ │ │ │ │
├────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┴──────────┴─────────────────┤
│ Примечание: │
├───────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Подпись обследуемого: ____________________ / _____________________ / │
├───────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ Обследование провел │
│ Подпись: ____________________ / _____________________ / │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Приложение N 2
к Методике
(рекомендуемый образец)
ФОРМА ПРОТОКОЛА ШКАЛЫ СОСТОЯНИЯ (САН) N ___________
Ф.И.О. __________________________________________________________________
Дата ____________________ Время заполнения ______________________________
Инструкция: Прочтите каждую из представленных ниже пар полярных утверждений и на оценочной шкале отметьте, в какой степени ваши ощущения в данный момент времени ближе к тому или иному полюсу шкалы. Отсутствию сколь-нибудь выраженного сдвига в сторону того или иного переживания по данной шкале соответствует оценка «0». Не задумывайтесь, пожалуйста, долго над выбором ответа — обычно первое ощущение, которое приходит вам в голову, оказывается наиболее точным.
┌────┬─────────────────────┬─────────────────────────────┬───────────────────┐
│ 1 │ Сильный │ 3 2 1 0 1 2 3 │ Слабый │
├────┼─────────────────────┼─────────────────────────────┼───────────────────┤
│ 2 │ Веселый │ 3 2 1 0 1 2 3 │ Грустный │
├────┼─────────────────────┼─────────────────────────────┼───────────────────┤
│ 3 │ Сонный │ 3 2 1 0 1 2 3 │ Бодрый │
├────┼─────────────────────┼─────────────────────────────┼───────────────────┤
│ 4 │ Спокойный │ 3 2 1 0 1 2 3 │ Взволнованный │
├────┼─────────────────────┼─────────────────────────────┼───────────────────┤
│ 5 │ Счастливый │ 3 2 1 0 1 2 3 │ Несчастный │
├────┼─────────────────────┼─────────────────────────────┼───────────────────┤
│ 6 │ Ленивый │ 3 2 1 0 1 2 3 │ Энергичный │
├────┼─────────────────────┼─────────────────────────────┼───────────────────┤
│ 7 │ Свежий │ 3 2 1 0 1 2 3 │ Усталый │
├────┼─────────────────────┼─────────────────────────────┼───────────────────┤
│ 8 │ Расслабленный │ 3 2 1 0 1 2 3 │ Собранный │
├────┼─────────────────────┼─────────────────────────────┼───────────────────┤
│ 9 │ Полный сил │ 3 2 1 0 1 2 3 │ Истощенный │
├────┼─────────────────────┼─────────────────────────────┼───────────────────┤
│ 10 │ Скучный │ 3 2 1 0 1 2 3 │ Заинтересованный │
└────┴─────────────────────┴─────────────────────────────┼───────────────────┤
Индекс субъективного комфорта │ │
└───────────────────┘
Подпись_________________________
Приложение N 3
к Методике
(рекомендуемый образец)
Форма протокола проведения исследований
ПРОТОКОЛ N_________
проведения испытаний по показателю (наименование показателя) объекта (наименование объекта испытаний)
1. Место и дата проведения
Наименование места проведения |
Дата проведения |
2. Объект
полное наименование объекта |
заводской N |
Акт-уведомление о готовности |
3. Условия проведения
Помещение |
Температура |
Скорости |
Освещенность на |
Требования |
4. Методика проведения измерений и измерительная аппаратура
4.1. Методика проведения измерений
Наименование методики |
Номер |
Дата |
4.2. Средства измерений:
Наименование |
Наименование |
Основные |
Наименование (номер) |
5. Оценочные показатели
Наименование показателя, характеристики, |
НД, на соответствие |
Метод, |
6. Результаты измерений
Наименование параметра, единица измерения |
Результат |
Нормативное |
7. Заключение:
Всего листов _______________________.
Приложения: (наименование) на ___________ листах.
Руководитель испытаний _____________________
(подпись, Ф.И.О.)
Руководитель вида испытаний _____________________
(подпись, Ф.И.О.)
Испытатели: _____________________
(подпись, Ф.И.О.)
Дата составления протокола: