Рубрики
Приказы и распоряжения

СТАНДАРТ ОАО «РЖД» УСТРОЙСТВА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ НАПРЯЖЕНИЕМ 25 И 2X25 КВ ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СХЕМОТЕХНИЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СТО РЖД 07.010-2011


ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

УТВЕРЖДЕН

распоряжением ОАО «РЖД»

от 05.09.2012 N 1773р

СТО РЖД 07.010-2011

СТАНДАРТ ОАО «РЖД»

УСТРОЙСТВА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ НАПРЯЖЕНИЕМ 25 И 2X25 КВ ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СХЕМОТЕХНИЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Дата введения 2013-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Проектно-конструкторским бюро по электрификации железных дорог (ПКБ ЭЖД) — филиалом ОАО «РЖД»

2 ВНЕСЕН Управлением электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры — филиала ОАО «РЖД»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО «РЖД» от 05.09.2012 г. N 1773р

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на электрические распределительные устройства напряжением 25 и 2×25 кВ (далее — распределительные устройства) вновь сооружаемых и реконструируемых тяговых подстанций и устанавливает классификацию их по схемотехническим решениям, обозначения и требования по применению.

Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД» и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД».

Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 14693-90 Устройства комплектные распределительные негерметизированные в металлической оболочке на напряжение до 10 кВ. Общие технические условия

ГОСТ 17703-72 Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 18311-80 Изделия электротехнические. Термины и определения основных понятий

ГОСТ Р 53685-2009 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 17703, 18311, ГОСТ Р 53685, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 (электрическое) распределительное устройство: Электроустановка, предназначенная для приема и распределения электрической энергии на одном напряжении и содержащая коммутационные аппараты и соединяющие их сборные шины [секции шин], устройства управления и защиты.

Примечание — К устройствам управления относятся аппараты и связывающие их элементы, обеспечивающие контроль, измерение, сигнализацию и выполнение команд.

[ГОСТ 24291-90, статья 31]

3.2 электроустановка: Энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, распределения или потребления электрической энергии.

[ГОСТ 19431-84, статья 25]

3.3 энергоустановка: Комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии.

[ГОСТ 19431-84, статья 24]

3.4 присоединение (электрического) распределительного устройства: Часть распределительного устройства, относящаяся к трансформатору, генератору или другой цепи.

[ГОСТ 24291-90, статья 34]

3.5 секция (системы) сборных шин: Часть системы сборных шин, отделенная от другой ее части коммутационным аппаратом.

[ГОСТ 24291-90, статья 44]

3.6 секционированная система (сборных) шин: Система сборных шин, состоящая их нескольких секций.

[ГОСТ 24291-90, статья 45]

3.7 уполномоченное подразделение: Подразделение аппарата управления ОАО «РЖД», ответственное за проведение единой технической политики ОАО «РЖД» в области технического обслуживания, ремонта, модернизации и развития хозяйства электроснабжения железных дорог.

4 Классификация

Распределительные устройства по схемотехническим решениям классифицируют:

а) по наличию (отсутствию) выкатного или подъемно-опускного элемента на:

1) распределительные устройства с выкатными или подъемно-опускными элементами;

2) распределительные устройства со стационарным расположением оборудования;

б) по количеству присоединений;

в) по наличию (отсутствию) секционирования сборных шин на:

1) распределительные устройства с несекционированными сборными шинами;

2) распределительные устройства со сборными шинами, секционированными разъединителем (либо двумя последовательно соединенными разъединителями, либо перемычкой (перемычками), установленной (установленными) на выкатном или подъемно-опускном элементе);

г) по уровню изоляции фазы С на:

1) распределительные устройства с неизолированной фазой С;

2) распределительные устройства с изолированной фазой С.

Примечания:

1 Критерии применения распределительных устройств с изолированной фазой С изложены в 6.2.4.

2 К отдельным шкафам, образующим комплектное распределительное устройство, применимы классификационные признаки, установленные ГОСТ 14693. Эти классификационные признаки следует рассматривать как относящиеся к отдельным шкафам, а не к распределительным устройствам в целом.

5 Обозначения

Структура обозначения приведена:

— распределительных устройств напряжением 25 кВ с несекционированными сборными шинами — на рисунке 1;

— распределительных устройств напряжением 2×25 кВ с несекционированными сборными шинами — на рисунке 2;

— распределительных устройств напряжением 25 кВ с секционированными сборными шинами — на рисунке 3;

— распределительных устройств напряжением 2×25 кВ с секционированными сборными шинами — на рисунке 4.

2 5 —    1    —    4             ┌──────────────────────────────────────────────┐

──┬──                             │Цифра   «25»   с   тире   —   общий   признак,│

│       │         │             │определяющий принадлежность распределительного│

│       │         │             │устройства к напряжению 25  кВ.  Одинаков  для│

└───────┼─────────┼─────────────┤всех  категорий  распределительных  устройств,│

│         │             │составляющих объект стандартизации  настоящего│

│         │             │стандарта.                                    │

│         │             ├──────────────────────────────────────────────┤

│         │             │Цифра, обозначающая классификационный  признак│

│         │             │по   наличию   (отсутствию)   выкатного    или│

└─────────┼─────────────┤подъемно-опускного элемента:                  │

│             │1  —   для   распределительных   устройств   с│

│             │выкатными  элементами  или  подъемно-опускными│

│             │элементами;                                   │

│             │2  —  для   распределительных   устройств   со│

│             │стационарным расположением  оборудования  (см.│

│             │раздел 4, перечисление а)).                   │

│             ├──────────────────────────────────────────────┤

│             │Цифра, обозначающая классификационный  признак│

└─────────────┤по количеству присоединений.                  │

└──────────────────────────────────────────────┘

Интересно почитать:   ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА РАБОТЫ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ (МОДЕРНИЗАЦИИ) И РЕМОНТУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ (часть 42) от 2 мая 2012 г. N 859р

Рисунок 1 — Структура обозначения распределительных устройств напряжением 25 кВ с несекционированными сборными шинами

2 х 2 5 —    2   —   5             ┌──────────────────────────────────────────────┐

───┬───                            │Цифра  «2×25»  с   тире   —   общий   признак,│

│         │       │             │определяющий принадлежность распределительного│

│         │       │             │устройства к напряжению 2×25 кВ. Одинаков  для│

└─────────┼───────┼─────────────┤всех  категорий  распределительных  устройств,│

│       │             │составляющих объект стандартизации  настоящего│

│       │             │стандарта.                                    │

│       │             ├──────────────────────────────────────────────┤

│       │             │Цифра, обозначающая классификационный  признак│

│       │             │по   наличию   (отсутствию)   выкатного    или│

└───────┼─────────────┤подъемно-опускного элемента:                  │

│             │1  —   для   распределительных   устройств   с│

│             │выкатными  элементами  или  подъемно-опускными│

│             │элементами;                                   │

│             │2  —  для   распределительных   устройств   со│

│             │стационарным расположением  оборудования  (см.│

│             │раздел 4, перечисление а)).                   │

│             ├──────────────────────────────────────────────┤

│             │Цифра, обозначающая классификационный  признак│

└─────────────┤по количеству присоединений.                  │

└──────────────────────────────────────────────┘

Рисунок 2 — Структура обозначения распределительных устройств напряжением 2×25 кВ с несекционированными сборными шинами

2 5 —   1   —   5   —   7     *   ┌───────────────────────────────────────────────┐

──┬──                              │Цифра «25» с тире — общий признак, определяющий│

│      │       │       │     │   │принадлежность распределительного устройства  к│

│      │       │       │     │   │напряжению   25  кВ.    Одинаков    для    всех│

└──────┼───────┼───────┼─────┼───┤категорий     распределительных      устройств,│

│       │       │     │   │составляющих объект  стандартизации  настоящего│

│       │       │     │   │стандарта.                                     │

│       │       │     │   ├───────────────────────────────────────────────┤

│       │       │     │   │Цифра, обозначающая  классификационный  признак│

│       │       │     │   │по наличию (отсутствию) выкатного или подъемно-│

└───────┼───────┼─────┼───┤опускного элемента:                            │

│       │     │   │1 — для распределительных устройств с выкатными│

│       │     │   │элементами или подъемно-опускными элементами;  │

│       │     │   │2  —   для   распределительных   устройств   со│

│       │     │   │стационарным  расположением  оборудования  (см.│

│       │     │   │раздел 4, перечисление а)).                    │

│       │     │   ├───────────────────────────────────────────────┤

│       │     │   │Цифра, обозначающая  классификационный  признак│

└───────┼─────┼───┤по количеству присоединений  на  первой  секции│

│     │   │сборных шин.                                   │

│     │   ├───────────────────────────────────────────────┤

│     │   │Цифра, обозначающая  классификационный  признак│

└─────┼───┤по количеству присоединений  на  второй  секции│

│   │сборных шин.                                   │

│   ├───────────────────────────────────────────────┤

└───┤Звездочка  (в   случаях,  указанных  в   6.2.4,│

│перечисление а)).                              │

└───────────────────────────────────────────────┘

Рисунок 3 — Структура обозначения распределительных устройств напряжением 25 кВ с секционированными сборными шинами

2 х 2 5 —  2   —   6   —   7     *   ┌──────────────────────────────────────────────┐

───┬───                              │Цифра  «2×25»  с   тире   —   общий   признак,│

│       │       │       │     │   │определяющий принадлежность распределительного│

│       │       │       │     │   │устройства к напряжению 2×25 кВ. Одинаков  для│

└───────┼───────┼───────┼─────┼───┤всех  категорий  распределительных  устройств,│

│       │       │     │   │составляющих объект стандартизации  настоящего│

│       │       │     │   │стандарта.                                    │

│       │       │     │   ├──────────────────────────────────────────────┤

│       │       │     │   │Цифра, обозначающая классификационный  признак│

│       │       │     │   │по   наличию   (отсутствию)   выкатного    или│

└───────┼───────┼─────┼───┤подъемно-опускного элемента:                  │

│       │     │   │1  —   для   распределительных   устройств   с│

│       │     │   │выкатными  элементами  или  подъемно-опускными│

│       │     │   │элементами;                                   │

│       │     │   │2  —  для   распределительных   устройств   со│

│       │     │   │стационарным расположением  оборудования  (см.│

│       │     │   │раздел 4, перечисление а).                    │

│       │     │   ├──────────────────────────────────────────────┤

└───────┼─────┼───┤Цифра, обозначающая  количество  присоединений│

│     │   │на первой секции сборных шин.                 │

│     │   ├──────────────────────────────────────────────┤

│     │   │Цифра, обозначающая  количество  присоединений│

└─────┼───┤на второй секции сборных шин.                 │

│   ├──────────────────────────────────────────────┤

│   │Звездочка  (в  случаях,  указанных  в   6.2.4,│

└───┤перечисление а)).                             │

└──────────────────────────────────────────────┘

Рисунок 4 — Структура обозначения распределительных устройств напряжением 2×25 кВ с секционированными сборными шинами

Примеры структурно-функциональных схем распределительных устройств и их обозначений приведены на рисунках 5 — 7.

См. Рисунок 5 — Пример структурно-функциональной схемы распределительного устройства напряжением 25 кВ со стационарным расположением оборудования, с несекционированными сборными шинами, пятью присоединениями сборных шин и неизолированной фазой С (обозначение 25-2-5)

См. Рисунок 6 — Пример структурно-функциональной схемы распределительного устройства напряжением 25 кВ с выкатными или подъемно-опускными элементами, секционированными сборными шинами, восемью присоединениями на первой секции сборных шин, девятью присоединениями на второй секции сборных шин и неизолированной фазой С (обозначение 25-1-8-9)

Интересно почитать:   Паспорт Программы инновационного развития ОАО "Российские Железные Дороги" на период до 2015 года (актуализированная)

См. Рисунок 7 — Пример структурно-функциональной схемы распределительного устройства напряжением 25 кВ со стационарным расположением оборудования, секционированными сборными шинами, шестью присоединениями на первой секции сборных шин, шестью присоединениями на второй секции сборных шин и изолированной фазой С (обозначение 25-2-6-6*)

6 Требования по применению

6.1 Общие требования

Выбор распределительного устройства по классификационным признакам, приведенным в разделе 4, производят на этапе подготовки технических условий на сооружение или реконструкцию тяговой подстанции службой электрификации и электроснабжения дирекции инфраструктуры соответствующей железной дороги, а для тяговых подстанций, питающих одну или несколько межподстанционных зон, пересекающих границы железных дорог — по согласованию службой электрификации и электроснабжения дирекции инфраструктуры соседней железной дороги.

6.2 Требования по применению распределительных устройств с определенными классификационными признаками 1

6.2.1 При выборе по классификационному признаку, указанному в разделе 4, перечисление а), следует отдавать предпочтение распределительным устройствам с выкатными элементами.

Применение распределительных устройств с подъемно-опускными элементами или со стационарным расположением оборудования допускается при наличии обоснования и по согласованию с уполномоченным подразделением.

6.2.2 При выборе по классификационному признаку, указанному в разделе 4, перечисление б), следует руководствоваться следующими правилами:

а) в распределительных устройствах должны быть предусмотрены отдельные присоединения с выключателем:

1) для подключения питающих линий ближайших к тяговой подстанции секций контактной сети каждого из главных путей перегонов каждого из направлений;

2) для подключения питающих линий ближайшей к тяговой подстанции секции контактной сети локомотивного и моторвагонного депо;

3) для подключения питающих линий ближайших к тяговой подстанции станционных секций контактной сети, в которые входят главные пути в пределах станций;

4) для подключения питающих линий ближайших к тяговой подстанции секций контактной сети, не связанных с главными путями в пределах станций (только на тяговых подстанциях, расположенных на станциях со значительным путевым развитием и по согласованию с уполномоченным подразделением);

5) для подключения питающих линий пунктов группировки (только на стыковых тяговых подстанциях и тяговых подстанциях, расположенных на станциях стыкования);

6) для подключения питающих линий пунктов подготовки пассажирских поездов к рейсу (только тех, которые расположены на той же станции, что и тяговая подстанция, по согласованию с уполномоченным подразделением);

7) для подключения линий электропередачи напряжением 110 и 220 кВ, на которых предусматривается плавка гололеда путем подачи напряжения 25 кВ;

8) для подключения обмоток высшего напряжения трансформаторов собственных нужд (только на таких подстанциях, где полностью отсутствует возможность подключения обмоток высшего напряжения трансформаторов собственных нужд к сборным шинам распределительных устройств иных напряжений);

9) для подключения устройств поперечной компенсации реактивной мощности;

10) для подключения линий электропередачи «два провода — рельсы»;

11) для подключения обходной шины поочередно к первой и второй секциям сборных шин.

б) в распределительных устройствах должны быть предусмотрены отдельные присоединения без выключателей для подключения трансформаторов напряжения и комплектов ограничителей перенапряжений.

6.2.3 При выборе по классификационному признаку, указанному в разделе 4, перечисление в), следует, как правило, применять распределительные устройства со сборными шинами, секционированными разъединителем (либо двумя последовательно соединенными разъединителями, либо перемычкой (перемычками), установленной (установленными) на выкатном или подъемно- опускном элементе). Исключения допускаются по согласованию с уполномоченным подразделением.

6.2.4 При выборе по классификационному признаку, указанному в разделе 4, перечисление г), следует применять:

а) распределительные устройства с изолированной фазой С — на стыковых тяговых подстанциях;

б) распределительные устройства с неизолированной фазой С — на всех остальных тяговых подстанциях.

6.3 Дополнительные требования

6.3.1 Распределение присоединений с выключателями питающих линий между первой и второй секциями сборных шин определяют при проектировании, исходя из необходимости:

— подачи в тяговую сеть одной и той же межподстанционной зоны напряжения одной и той же фазы;

— выполнения требований 6.3.2.

6.3.2 На стыковых тяговых подстанциях и тяговых подстанциях, расположенных на станциях стыкования, если станция стыкования имеет 2 и более пунктов группировки, то кольцевая питающая линия пунктов группировки должна иметь возможность присоединения к первой и второй секциям сборных шин.

6.3.3 Каждое из присоединений, указанных в 6.2.2, перечисления al) — а7), должно иметь возможность подключения к обходной шине через обходной разъединитель с двигательным приводом.

Примечание — Обходная шина и обходные разъединители конструктивно располагаются вне шкафов комплектных распределительных устройств, вследствие чего эти цепи на рисунках 5 — 7 показаны пунктиром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности