Распоряжение ОАО РЖД от 25.06.2007 N 1160р
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
25 июня 2007 г. |
N 1160р |
РАСПОРЯЖЕНИЕ
О реализации программы обследования участков земляного полотна,
расположенных на многолетнемерзлых грунтах
С целью разработки программы мероприятий по стабилизации инженерных сооружений, расположенных на многолетнемерзлых грунтах и ее реализации:
1. Утвердить прилагаемую программу по обследованию участков земляного полотна, расположенных на многолетнемерзлых грунтах.
2. Определить источник финансирования: по обследованию земляного полотна и оценке его состояния — средства НТР ОАО «РЖД»; по разработке рабочей документации на капитальный ремонт земляного полотна на опытных объектах — средства, направляемые на капитальный ремонт инженерных сооружений; по разработке пилотных проектов и технико-экономической оценке программы мероприятий — инвестиционная программа ОАО «РЖД».
3. Начальнику Департамента пути и сооружений Павленко В.В.
3.1. В установленном порядке подать заявку о включении работ по усилению инженерных сооружений на многолетнемерзлых грунтах в инвестиционный проект «Строительство и реконструкция искусственных сооружений» в следующих параметрах: 2007 г. — 30 млн. руб., 2008 г. — 390 млн. руб., 2009 г. — 1040 млн. руб., 2010 г. — 1740 млн. руб.
3.2. Для проведения проектно-изыскательских работ и разработки рабочей проектно-сметной документации на опытных объектах, предусмотреть во втором полугодии 2007 г. средства в лимите ремонтного фонда для Восточно-Сибирской, Свердловской, Северной, Забайкальской дорог — 10 млн. руб., Дальневосточной — 20 млн. руб.
4. Определить головным исполнителем работ по подготовке программы стабилизации инженерных сооружений, расположенных на многолетнемерзлых грунтах, кафедру «Путь и путевое хозяйство» МИИТа (по согласованию).
5. Работу провести в соответствие с календарным планом, пункт 3 утвержденной программы обследования.
6. Заместителям начальников по путевому хозяйству Восточно-Сибирской, Дальневосточной, Свердловской, Северной, Забайкальской железных дорог, предоставить необходимую техническую документацию и оказывать содействие при проведении работ по программе обследования.
7. Контроль реализации данного распоряжения возлагаю на председателя рабочей группы — заместителя начальника Департамента пути и сооружений Серебрянникова И.В.
Вице-президент
ОАО «РЖД»
В.Б. Воробьев
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО «РЖД»
от 25.06.2007 г. N 1160р
ПРОГРАММА
обследования участков земляного полотна, расположенных
на многолетнемерзлых грунтах
Настоящая программа подготовлена на основании распоряжения ОАО «РЖД» N 817р от 7 мая 2007 г. для обследования участков земляного полотна, расположенных на многолетнемерзлых грунтах, с целью разработки программы мероприятий по стабилизации инженерных сооружений этой зоны.
1. Задачи работы
1.1. Провести анализ технической документации по инженерно-геологическим условиям участков земляного полотна, расположенных на многолетнемерзлых грунтах, оценить их состояние и деформации, на основе которых составить перечень потенциально-опасных объектов, и провести оценку эффективности проведенных ранее противодеформационных мероприятий.
1.2. Для опытных участков провести детальное обследование земляного полотна, с оценкой его состояния, положения верхней границы мерзлоты, величин прошедших деформаций, наличия дефектов, и на этой основе разработать рабочую документацию на капитальный ремонт земляного полотна.
1.3. Для опытных участков выполняется оценка изменения геокриологической ситуации со времени сооружения земляного полотна и величин прошедших деформаций, а также на основе теплотехнических расчетов выполняется прогноз дальнейшего изменения условий и развития возможных деформаций.
1.4. Для эталонных участков Чум-Елецкая (54 км) линии Чум-Лабытнанги Северной ж.д., Салликит-Сакукан (20 км) линии Лена-Восточная-Тында Восточно-Сибирской дороги и Дугда-Нора (34 км) линии Тында-Н.Ургал Дальневосточной ж.д. разработать пилотные проектные решения по стабилизации инженерных сооружений, расположенных на многолетнемерзлых грунтах.
1.5. Сделать оценку прогноза развития деформаций инженерных сооружений на перспективу для всего полигона железных дорог, расположенных на многолетнемерзлых грунтах.
1.6. Разработать программу мероприятий по стабилизации инженерных сооружений для всего полигона железных дорог, расположенных на многолетнемерзлых грунтах.
2. Исполнители
Работы проводятся силами МИИТа (головной по согласованию), Центра ИССО, ВНИИЖТа (по согласованию), ДВГУПС (по согласованию), ТМС с привлечением инженерно-геологических баз Северной, Свердловской и Восточно-Сибирской железных дорог, институтов ГипротрансТЭИ, Сибгипротранспуть (по согласованию), ООО «Мосттранспроект» (по согласованию). Объемы работ и распределение организаций по участкам приведено в приложении.
3. Календарный план работы
N п/п |
Наименование этапов |
Срок |
Исполнитель |
Форма и вид |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Анализ технической |
05 июня 2007г.- |
МИИТ |
Отчет с перечнем |
2 |
Выделение |
05 июня 2007г.- |
МИИТ |
Ведомость |
3 |
Проведение |
01 июля 2007г.- |
Мосттранспроект |
Рабочая |
4 |
Разработка пилотных |
01 июля 2007г. — |
Мосттранспроект |
Пилотные |
5 |
Прогноз развития |
01 сентября 2007г.- |
МИИТ |
Отчет с |
6 |
Технико- |
01 октября 2007г. — |
ГипротрансТЭИ |
ТЭО программы |
3. Основные положения методики выполнения работы
3.1. Анализ технической документации
Для линий последних лет постройки наиболее полная и достаточно подробная информация по инженерно-геологическим (инженерно-геокриологическим) условиям содержится в рабочих чертежах на их строительство, поэтому в качестве информационной базы для выделения потенциально-опасных участков на этих линиях принимают совмещенные подробные продольные профили железной дороги. Для длительно эксплуатируемых линий рассматривается имеющаяся паспортная документация и документация по проведению противодеформационных мероприятий.
По техническим паспортам отмечают все участки, имеющие деформации земляного полотна, для которых определяется тип деформации, есть ли ограничение скорости, конструктивные параметры земляного полотна.
В ходе выделения потенциально-опасных участков земляного полотна, расположенных на мерзлых грунтах необходимо руководствоваться следующим:
— под потенциальной опасностью участка земляного полотна следует понимать возможность, при неблагоприятном стечении обстоятельств и деградации мерзлоты в основании, возникновения его деформации;
— проверке на потенциальную опасность подлежит все протяжение железнодорожного пути сплошь без исключений;
— потенциально-опасные участки и сооружения подразделяют по категориям их опасности (таблица 1), при этом участки земляного полотна должны быть в своем протяжении относительно однородными элементами.
Степень потенциальной опасности участков земляного полотна
Таблица 1
Тип сооружения |
Степень потенциальной опасности |
||
III |
IV |
Подземный лед |
|
Насыпи за исключением подходов |
III ст. |
IV ст. |
V ст. |
Насыпи на подходах к ИССО и |
IV ст. |
Vст. |
V ст. |
Собираются сведения о выполненных противодеформационных мероприятиях и их технико-экономической эффективности.
3.2. Выделение нестабильных участков по показаниям путеизмерительных вагонов
Выделение нестабильных участков пути на насыпях с мерзлотой по показаниям путеизмерительного вагона производится статистической обработкой записи просадок рельсовых нитей по программе НПЦ ИНФОТРАНС с вычислением:
— приращений значения ССКО от одного прохода путеизмерительного вагона к другому;
— суммарных приращений значения ССКО за расчетный период;
— спектральной плотности длин просадок;
— приращения спектральной плотности длин просадок от начала сезона. Обработке подлежит запись просадок на всем протяжении контролируемого участка.
Записи обрабатываются по одному проходу в месяц за 2006 год. По результатам вычисления величин ССКО намечаются участки, где положение рельсовой колеи нестабильно, к которым относят участки, имеющие: приращение ССКО больше 0,4 мм или суммарное приращение ССКО больше 0,7 мм.
3.3 Проведение обследования опытных объектов и разработка рабочей документации на капитальный ремонт земляного полотна
Основные положения методики осмотра и обследования земляного полотна и сооружений для диагностики деградации мерзлоты должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов: «Инструкции по содержанию земляного полотна железнодорожного пути ЦП-544», «Технических указаний по стабилизации деформирующихся насыпей железных дорог, расположенных на протаивающих основаниях из вечномерзлых грунтов».
При осмотре фиксируется натурное состояние полосы отвода, водоотводных, искусственных и других сооружений. Выделяются короткие просадки пути, участки с дегрессиями большой протяженности, в том числе между искусственными сооружениями.
Разработка рабочей документации на противодеформационные мероприятия выполняется на основе инженерно-геологических изысканий, включающих: буровые работы, комплекс геофизических методов и полевые или лабораторные испытания грунтов, и инженерно-геодезических работ, в результате которых составляется:
— топографический план масштаба 1:500 или 1:1000;
— продольные профили пути по головкам рельсов с интервалом через 25 метров;
— поперечные профили земляного полотна в характерных сечениях масштаба 1:100 или 1:200;
— продольные профили по дну водоотводных канав масштаба 1:500 или 1:1000.
В ходе инженерно-геологического обследования участка земляного полотна или искусственного сооружения выявляют:
— литологическое строение основания в пределах деятельного слоя и толщи вечномерзлых грунтов;
— положение верхней границы вечной мерзлоты под различными элементами земляного полотна и на прилегающей территории, в том числе под имеющимися на ней мелководными водоемами;
— наличие и положение таликов подземных льдов и сильнольдистых грунтов;
— наличие, мощность прослоев сезонной мерзлоты, перелетков;
— необходимые расчетные характеристики грунтов;
— наличие, положение и режим грунтовых вод.
3.4. Разработка пилотных проектов стабилизации инженерных сооружений на эталонные участки
Пилотные проекты разрабатываются на основе материалов изысканий и исполнительной документации, выполненных для строительства и ремонтов участков.
Данная информация дополняется фактическим материалом технических паспортов эксплуатирующих путь организаций, а также материалами сплошной аэрофотосъемки или космосъемки, которая принимается для оценки состояния земляного полотна и водоотведения на прилегающей территории.
По возможности с данных съемки собирается информация об изменении растительности и тепловых потоков.
По данным материалам делается вывод о причинах и величинах деформаций инженерных сооружений, а также определяются конструктивные решения по стабилизации, объемах работ и составляется сметный расчет.
Объем пилотного проекта должен соответствовать требованиям к утверждаемой части стадия проект.
3.5. Прогноз развития деформаций инженерных сооружений и разработка программы мероприятий по стабилизации
Для прогноза развития деформаций должны быть выполнены теплотехнические и деформационные расчеты.
Разрабатываемая программа мероприятий по стабилизации земляного полотна, расположенных на многолетнемерзлых грунтах, должна содержать следующие разделы:
— количественные показатели деформирующихся объектов инженерных сооружений с распределением по дорогам и перечнем мест, требующих первоочередной стабилизации;
— перечень основных мероприятий по стабилизации инженерных сооружений со сферами их применения и удельными стоимостными показателями;
— программу выполнения работ по стабилизации инженерных сооружений до 2015 года с распределением затрат по объектам на выполнение ПИР и строительно-монтажные работы;
— программу организации работ до 2015 года по обследованию, диагностике и мониторингу инженерных сооружений с определением потребных организационных действий, методического обеспечения, технических и финансовых средств;
— технико-экономическую оценку эффективности программы стабилизации инженерных сооружений.
Приложение 1
Объемы работ и распределение организаций по участкам
Не приводится — прим.