ПОРЯДОК «ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ ОАО «РЖД» МЕТОДОМ ФОКУС-ГРУПП» (часть 9) от 13 июня 2012 г. N 183
3. Общие требования к организации фокус-групп
Участники фокус-группы — отдельные представители трудовых коллективов, которые владеют информацией по изучаемому вопросу. Важно, чтобы участники одной фокус-группы не состояли в отношениях руководства/ подчинения, не были близко знакомы друг с другом (не работали совместно).
Оптимальное число участников фокус-группы — от 8 до 10 человек. Минимально допустимое число участников — 5 человек, максимально допустимое количество — 12 человек.
Обязательно участие в фокус-группе представителей основных профессий данного коллектива в пропорции к их численности в коллективе, за исключением случаев, когда участники группы выбраны, исходя из специфики изучаемой ситуации и не относятся к основным профессиям.
Желательно формирование смешанных по полу и возрасту групп.
Желательно проводить фокус-группы отдельно:
— для руководителей и специалистов;
— для высококвалифицированных рабочих;
— для рабочих вспомогательных и неосновных профессий.
Возможно приглашение на фокус-группы по желанию — после рассмотрения поданных заявок установленной формы.
Время проведения одной фокус-группы — от 1,5 до 2 часов.
Желательно назначать фокус-группу в рабочее (либо частично рабочее) время. Например, за час до конца смены плюс час после окончания смены.
Место проведения — отдельное помещение с числом стульев на 1- 2 больше числа участников. Лучше, если участники сидят вокруг одного стола. Важно обеспечить отсутствие помех (посетители, звонки) во время проведения фокус-группы.
Основная методика проведения фокус-групп — групповое интервью по согласованному списку вопросов/ тем, свободная дискуссия.
Прочие условия — наличие диктофона, аудиозапись дискуссии (обязательно!), бейджи с именами для каждого участника.
4. Этапы проведения исследования и подготовки отчета
Процесс организации и проведения исследований с помощью метода фокус-групп включает 3 этапа:
— подготовительный этап;
— полевой этап;
— этап обработки и анализа данных.
5. Подготовительный этап исследования
5.1. Планирование исследования:
Определение трудовых коллективов (предприятий, структурных подразделений), которые будут охвачены исследованием, определение количества фокус-групп на конкретных предприятиях, определение общего числа фокус-групп в рамках исследования.
Примечание: В рамках одного трудового коллектива оптимальным является проведение от 3 до 5 фокус-групп по исследуемому вопросу.
Выбор техники отбора участников фокус-группы (определение критериев отбора, определение принципа добровольности).
Примечание:
Критерии, определяющие гомогенность группы: возраст; пол; образование; социальный статус (с учетом должности); профессия.
Критерии, определяемые целями исследования: продолжительность работы в коллективе (от минимальной до максимальной); статус/ роль в коллективе (новичок, профессионал, наставник, лидер и пр.).