Распоряжение ОАО РЖД от 11.12.2007 N 2330р
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
(ОАО «РЖД»)
11 декабря 2007 г. |
N 2330р |
РАСПОРЯЖЕНИЕ
О проведении совместно с компанией «Эрнст энд Янг»
анализа системы льгот и социальных программ ОАО «РЖД»
1. Провести до 14 декабря 2007 г. совместно с компанией «Эрнст энд Янг» на Октябрьской, Московской, Калининградской, Северо-Кавказской, Свердловской, Красноярской и Дальневосточной железных дорогах анализ системы льгот и социальных программ ОАО «РЖД».
2. Утвердить прилагаемый регламент проведения анализа системы льгот и социальных программ ОАО «РЖД».
3. Руководителям служб управления персоналом Октябрьской, Московской, Калининградской, Северо-Кавказской, Свердловской, Красноярской и Дальневосточной железных дорогах назначить координаторов по работе с консультантами компании «Эрнст энд Янг» и обеспечить организацию проведения анализа системы льгот и социальных программ ОАО «РЖД» в соответствии с утвержденным регламентом.
Старший вице-президент
ОАО «РЖД»
Ф.Б.Андреев
Приложение
к распоряжению ОАО «РЖД»
от 11 декабря 2007 г. N 2330р
РЕГЛАМЕНТ
проведения анализа системы льгот и социальных программ
ОАО «РЖД»
1. Настоящий регламент определяет порядок и методику организации работ при проведении анализа системы льгот и социальных программ (далее соответственно проект, Компания, консультанты).
2. Проект осуществляется в целях совершенствования системы социальных льгот и программ Компании, оптимизации затрат на предоставление социальных льгот и программ и повышения их ценности для работников.
Для реализации этих целей в рамках проекта осуществляются следующие мероприятия:
проведение комплексного анализа затрат на предоставление социальных льгот работникам территориальных филиалов ОАО «РЖД» и реализацию финансируемых Компанией социальных программ для работников Компании;
проведение выборочного анкетирования работников территориальных филиалов Компании относительно их мнения о предлагаемых социальных льготах и программах;
оценка экономической и социальной эффективности предоставляемых социальных льгот и программ с точки зрения соотношения затрат на их предоставление и оценки их значимости для работников;
сопоставление состава и объема льгот и социальных программ, предоставляемых работникам Компании, с практикой российских и международных компаний, а также с практикой зарубежных железных дорог;
определение направлений совершенствования корпоративной системы льгот и социальных программ, предоставляемых работникам Компании, а также путей оптимизации затрат на предоставление социальных льгот и программ и повышения их ценности для работников Компании.
3. В осуществлении проекта участвуют:
со стороны компании Эрнст энд Янг — консультанты, входящие в состав проектной группы и осуществляющие сбор и анализ информации о социальных льготах и программах Компании Для целей оптимизации
временных затрат при проведении проекта на железных дорогах консультанты будут разделены на несколько проектных групп, выезжающих в каждый филиал.
Участники со стороны ОАО «РЖД»:
координатор от Департамента планирования и бюджетирования;
координаторы от Департамента управления персоналом;
координаторы от железных дорог — представители службы управления персоналом филиалов, ответственные за организацию сбора информации по соответствующим железным дорогам;
опрашиваемые сотрудники — сотрудники филиалов Компании, участвующие в анкетировании по вопросу социальных льгот и программ.
4. Распределение анкет для опроса работников железных дорог относительно мнения о предлагаемых социальных льготах и программах
Железная дорога |
Количество |
Количество опрашиваемых работников |
||
всего по |
отделение |
аппарат |
||
Московская |
100 765 |
2 800 |
2 772 |
28 |
Октябрьская |
86 717 |
2 420 |
2 396 |
24 |
Свердловская |
78 904 |
2 200 |
2 178 |
22 |
Северо-Кавказская |
67 667 |
1 890 |
1 871 |
19 |
Красноярская |
34 932 |
970 |
955 |
15 |
Дальневосточная |
56 247 |
1 570 |
1 554 |
16 |
Калининградская |
5 311 |
150 |
10 |
|
ВСЕГО |
430 543 |
12 000 |
11 866 |
134 |
5. Проект реализуется в 2 этапа:
1 этап до 21 декабря 2007 г. — подготовка к проведению сбора данных.
2 этап 24 декабря 2007г — 15 февраля 2008 г. — сбор и анализ данных.
3 этап до 14 марта 2008г — разъяснения консультантами по вопросам полученной информации.
Распределение обязанностей консультантов и координаторов на дорогах по каждому этапу проекта.
Таблица 2
┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Ответственность │
├───────────────────────────────┬────────────────────────────────┤
│ │ │
│Консультант │Координатор на дороге │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│1. Сбор исходных данных о │1. Назначение ответственных │
│составе и объеме │лиц за организацию │
│социальных льгот и │проведения опроса в │
│программ в Центральном │отделениях дороги и их │
│аппарате. │информирование о процессе │
│ │проведения опроса │
│ │ │
│2. Разработка материалов │2. Составление плана-графика │
│для проведения │проведения опроса на дороге. │
│выборочного опроса │ │
│сотрудников об │3. Распределение количества │
│имеющимися социальными │удовлетворенности анкет для │
│льготами и программами. │заполнения по │
│ │отделениям дороги. │
│3. Согласование плана — │ │
│графика проведения │4. Утверждение списка │
│выборочного опроса. │структурных подразделений, │
│ │участвующих в проведении │
│ │опроса. │
│ │ │
│ │5. Организация │
│ │информирования работников │
│ │структурных подразделений о │
│ │проведении опроса. │
│ │ │
│ │6. Подготовка материалов о │
│ │фактически предоставляемых │
│ │на дороге социальных │
│ │программах и льготах. │
│ │ │
│4. Проведение │6. Организация │
│информационных │информационного семинара │
│семинаров в управлениях │по проведению опроса в │
│дорог. │управлении дороги. │
│ │ │
│5. Выдача (и последующий │7. Организация процесса │
│сбор) анкет для проведения │опроса работников (доставка │
│опроса. │и распространение анкет, │
│ │организация мест сбора │
│ │заполненных анкет и │
│6.Сбор фактических данных │доставки анкет в управление │
│о предоставляемых дороги). │сотрудникам дороги │
│ │социальных программах и │
│ │льготах. │
│ │ │
│ │8. Предоставление │
│ │фактических данных о │
│ │социальных льготах и │
│ │программах консультантам. │
├───────────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│7. Обработка и анализ │9. Возможная корректировка │
│результатов опроса мнения │и/или предоставление │
│работников. │дополнительных данных по │
│ │запросу консультантов. │
│ │ │
│8. Проведение оценки │ │
│эффективности │ │
│предоставляемых │ │
│социальных программ и │ │
│льгот. │ │
│ │ │
│9. Подготовка отчета о │ │
│результатах комплексного │ │
│анализа системы льгот и │ │
│социальных программ. │ │
│ │ │
│10. Подготовка письменного │ │
│заключения об │ │
│эффективности системы │ │
│льгот и социальных │ │
│программ для работников и │ │
│соответствии применимой │ │
│международной и российской │ │
│практике │ │
└───────────────────────────────┴────────────────────────────────┘
6. На 1 этапе координатор после получения поручения от начальника дороги об организации работ по проекту, проводит следующие мероприятия:
1) назначает ответственных лиц за организацию проведения опроса в каждом из отделений дороги, проинформировав их о целях и процессе проведения проекта, а также об их роли в осуществлении проекта. Ответственные лица в отделениях дороги должны быть определены из числа работников службы управления персоналом отделения дороги;
2) составляет план-график проведения опроса на дороге. В приложении к данному документу приведен образец плана-графика, который должен быть заполнен Координатором. План-график должен быть заполнен и направлен консультанту по указанному в нем номеру факса до 21 декабря 2007 года. Дата проведения информационного семинара в управлении дороги должна быть в период с 14 января по 23 января 2008 года. При указании даты ожидаемого сбора заполненных анкет в управлении дороги необходимо учесть, что временной промежуток между датой проведения информационного семинара и датой сбора заполненных анкет в управлении дороги не должен превышать 3-х недель;
3) распределяет количество анкет для заполнения между аппаратом управления дороги и отделениями дороги. Для каждой дороги, участвующей в проекте, определено количество анкет для распространения среди работников управления дороги и отделений дороги (Таблица 1). Координатор должен распределить количество анкет, выделенных для распространения в отделениях дороги, пропорционально численности работников отделений по всем видам деятельности.
4) совместно с ответственными лицами отделений дороги определяет список структурных подразделений дороги, работники которых примут участие в опросе. Структурные подразделения должны быть выбраны таким образом, чтобы представлять все хозяйства и аппарат управления отделений дорог, а также с учетом территориальной распределенности подразделений по дороге.
Количество анкет определяется с учетом численности персонала структурных подразделений.
Ответственные лица отделений дороги при поддержке координатора должны составить примерные списки опрашиваемых работников.
В целях обеспечения точности результатов проводимого опроса выборка опрашиваемых сотрудников должно максимально соответствовать общему составу сотрудников структурных подразделений по следующим параметрам:
категория работников;
стаж работы в Компании;
пол;
возраст;
семейное положение;
наличие детей.
Выборка должна быть сформирована с учетом распределения сотрудников по соответствующим категориям по каждому из параметров: т.е. пропорционально тендерной и возрастной структуре персонала, распределению по категориям персонала, стажу работы в Компании, с учетом семейного положения и наличия детей по всей численности персонала дороги.
Параметры формирования выборки для целей опроса работников железных дорог относительно мнения о предлагаемых социальных льготах и программах.
Таблица 3
┌──────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
│Параметры │Группы персонала │
├──────────┼──────────┬──────────┬───────────┬───────────────────┤
│ │ │ │ │ │
│Категория │ │ │ │ │
│сотрудника│Рабочие │Служащие │Специалисты│Руководители │
├──────────┼──────────┴──────────┴───────────┴───────────────────┤
│ │ │
│Пол │Мужчины/Женщины │
├──────────┼──────┬──────┬──────┬───────────────┬────────────────┤
│ │ │ │ │ │ │
│Возраст │До 30 │30-40 │40-50 │Старше 50 лет │Пенсионный │
│ │лет │лет │лет │(до пенсионного│возраст │
│ │ │ │ │возраста) │ │
├──────────┼──────┴──────┴──────┴───────────────┴────────────────┤
│Семейное │ │
│положение │Женат/Замужем/Не женат/Не замужем │
├──────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│Наличие │Есть дети/Нет детей │
│детей │ │
├──────────┼─────────────────────────────────────────────────────┤
│Стаж │ │
│работы │ │
│в │ │
│Компании │1-5 лет 5-10 лет 10-20 лет Более 20 лет │
└──────────┴─────────────────────────────────────────────────────┘
Распределение опрашиваемых сотрудников по половой принадлежности должно быть равным, то есть при одинаковом количестве сотрудников мужского и женского пола, эти категории должны быть в равной степени представлены в выборке. В случае если это распределение отличается от указанного (например, 60% мужчин и 40% женщин), то выборка должна быть сформирована пропорционально тендерной структуре сотрудников компании.
Возрастная структура компании охватывает сотрудников в возрасте от 18 до 55-60 лет (пенсионный возраст женщин и мужчин). Выборка должна быть сформирована с учетом распределения сотрудников компании по соответствующим возрастным категориям. Каждая категория должна быть представлена в выборке пропорционально своей численности.
Наличие или отсутствие семьи может иметь непосредственное влияние на результаты опроса, по причине больших потребностей в социальном обеспечении тех сотрудников, которые имеют семью, особенно, если состав семьи также включает детей. Выборка должна быть составлена с учетом семейного положения сотрудников и наличия у них детей таким образом, чтобы были представлены все категории сотрудников, образуемые сочетанием этих двух факторов: семейные с детьми и без детей, одинокие с детьми и без детей.
Кроме того, территориальная распределенность сотрудников, входящих в выборку, имеет ключевое значение. По возможности в выборке должны быть представлены сотрудники всех отделений дороги, а также различных структурных подразделений (с учетом ограничений по временным и трудозатратам на организацию опроса в труднодоступных районах).
Для корректного определения количественных параметров каждой их вышеуказанных категорий сотрудников необходимы следующие данные о персонале каждой из дорог, на которой будет проводиться опрос:
среднесписочная численность
половозрастной состав
данные о семейном положении сотрудников
распределение персонала по профессиональным категориям согласно классификации Компании
Таким образом, выбор сотрудников, принимающих участие в опросе, осуществляется с учетом всех вышеперечисленных параметров таким образом, чтобы численность каждой группы (образованной сочетанием различных параметров) примерно отражала ситуацию по общей численности сотрудников филиала.
Координатор должен также обеспечить информирование работников структурных подразделений о проведении опроса на местах. Информационное обеспечение проведения опроса заключается в распространении информационных материалов о планируемом проведении опроса. Это могут быть информационные бюллетени на местах, различные письма на информационных стендах и досках, устная информация для работников об опросе. При этом важно обеспечить осведомленность именно тех сотрудников, которые будут участвовать в опросе, и руководителей выбранных структурных подразделений.
Помимо организации проведения опроса работников дороги, координатор подготавливает материалы о фактически предоставляемых на дороге социальных программах и льготах, постатейном составе затрат на социальные программы и льготы за 2006 год.
7. На 2 этапе проекта координатор организует следующие мероприятия:
1) информационный семинар по проведению опроса в управлении дороги. Семинар будет проводиться консультантами. Координатор проекта организует помещение для проведения семинара и приглашает на семинар работников, ответственных за проведение опроса в отделениях дороги, а также, при возможности, некоторых руководителей тех структурных подразделений, работники которых примут участие в опросе;
2) координатор организует доставку и распространение анкет работникам, принимающим участие в опросе. Консультанты доставят в управление дороги бумажные бланки анкет. Координатор совместно с ответственными лицами в отделениях дорог должны организовать доставку и раздачу анкет работникам;
3) совместно с ответственными работниками в отделениях дорог координатор организует места сбора заполненных анкет в структурных подразделениях, аппаратах управления отделений дорог и в управлении дороги. Для обеспечения конфиденциальности собираемых данных должны быть установлены опечатанные ящики для сбора заполненных анкет.
4) после того, как истечет срок заполнения анкет, обозначенный на бланках анкет и в информационных материалах, координатор организует доставку ящиков с анкетами в управление дороги. Консультанты доставят анкеты для дальнейшей обработки в Москву в офис «Эрнст энд Янг».
5) во время пребывания на дороге консультанты при поддержке координатора соберут и обобщат фактические данные о социальных льготах и программах, предоставляемых работникам дороги, а также о затратах на их предоставление.
Данный план-график составляется координатором проекта на дороге и отправляется по факсу (495) 755-9701 на имя Екатерины Уховой до 21 декабря 2007 года.
План-график проведения опроса мнений сотрудников дороги об удовлетворенности социальными льготами и программами
ДОРОГА: |
|
Ф.И.О. координатора: |
|
Должность координатора: |
|
Контактный телефон координатора: |
|
Предлагаемая дата проведения |
|
Ожидаемая дата сбора |