Логотип РЖД Самый самый железнодорожный вокзал

Связь с администрацией сайта: contacts@cssrzd.ru
Новости и статьи     Справочная информация     Тарифное руководство #4    
Распоряжения     Сайты о поездах и железной дороге     Лаборатория данных

13.09.2020

Самый самый железнодорожный вокзал

Самый самый железнодорожный вокзал

Первое, что всплывет в памяти среднестатистического россиянина при упоминании имени М. Задорного, особенно перед отправлением поезда, конечно же его бессмертное творение про «Два девятых вагона». Найдется немало людей, готовых клятвенно подтвердить, что они сами или их знакомые, когда-то оказывались в аналогичной или похожей ситуации. Может быть не в таком гипертрофированном виде.

Но в сфере интересов сатирика были не только проблемы МПС (РЖД). В последние годы он рассказывал зрителям о своих умозаключениях по поводу образования слов и словосочетаний в русском языке.

Вряд ли все специалисты-этимологи разделяли точку зрения М. Задорного, но в отдельных моментах его выводы были очень убедительными. Может стоит попытаться использовать такую горючую смесь, как ироничный подход к серьезным, очень научным вопросам, для того, чтобы в очередной раз затронуть тему «железнодорожных вокзалов».

Два афоризма о вокзалах (авторство неизвестно), почти безобидных, но с глубоким подтекстом, словно специально в помощь интересующимся этими вопросами, гуляют по страницам интернета? «Вокзалы повсюду одинаковые – самая космополитичная лоция на свете» - безапелляционно утверждает один из них, делая интересный, всеобъемлющий вывод, хотя и небесспорный. «Принято считать, что аэропорты – это лицо города, тогда понятно, чем нужно считать вокзал». Мнение людей, настроенных критично, но не учитывающих современных реалий. Пусть эти позиции станут отправным пунктом данной статьи.

Вокзал, это что…

Определение до банального простое. Это комплекс специальных зданий и сооружений, расположенных в технически оснащенных местах на пути следования пассажирских транспортных средств и предназначенный для обслуживания пассажиров и их багажа. Но оно не дает объяснения о происхождения термина. А это интересно не только с точки зрения этимологии. Существуют две основные версии.

Первая версия. Назовем ее английская, отдавая дань уважения родине железных дорог. В основе этой версии большой объем информации, охватывающей период с XIII по XIX века. Как обычно, такие сведения, состоят, как из фактического материала, так и из большого числа почти достоверных легенд и повествований, покрытых романтическим флёром. Смелый и удачливый рыцарь по имени Фокс де Брётэ , женившись в 1220 г , основал недалеко от Лондона, поместье Фокс Холл (уже прослушивается –«вокзал»). После его смерти, в 1226 году, жена сохранила название, а со временем на месте поместья выросла одноименная деревня.

Очередной вехой в истории «вокзала» стал 1615 год, когда владелицей теперь уже Воксхолла стала Джейн Вокс. Предприимчивая хозяйка создала в своем поместье парк загородный развлечений с концертным залом, оранжереей, рестораном, разного рода аттракционами, площадками для проведения балов. Публика, посещавшая парк, была не бедной, парк пользовался популярностью. Тем не менее, к началу XIX века Лондон поглотил и этот участок живой природы, а на противоположном берегу Темзы была построена железнодорожная станция Воксхолл . Получается, что английская версия происхождения слова под большим вопросом. Кроме постепенного трансформирования нескольких имен собственных в понравившееся название, нет ни одного серьезного довода в её пользу.

Существует еще один вариант «использования «игры слов» для подтверждения английской версии. Французы словом «фоксаль» (уже совсем тепло) обозначают увеселительные загородные заведения. Но это словечко пришло во французский язык из английского и в переводе, судя по всему, не нуждается.

Вторая (российская) версия. Поиск истины в данном случае не требует такого глубокого экскурса в историю, как в Англии. Временные рамки будут значительно меньше.

Во-первых, французское слово «фоксаль» появилось в лексиконе российской знати в 1777 году, когда на Каменном острове открыли заведение, где «каждый найдет украшение, музыку и всякое удовольствие по вкусу». Встречалось это слово и в иной, более приемлемой для русского слуха, транскрипции: «вок-саль», «воксал».

Во-вторых, все, независимо от статуса и нравственных устоев, признают, что термин «вокзал» был в те годы тесно связан с развлечениями. А первая российская железная дорога, в отличие от практики европейских линий, ориентировалась не на грузовые перевозки, а на развлекательные поездки. Примером для любителей таких поездок служили выезды царской семьи и ее свиты по первой российской «чугунке». Для этих прогулок специально построили станции в Царском селе - «Императорский (Царский) павильон» и в Санкт-Петербурге - «Императорский павильон на Введенском канале».»

Наконец, в-третьих, плавно переходя от предыдущего посыла к полноценному выводу: вокзал – особенный и важный пласт в культуре России. Для полноты картины, пусть с нарушением хронологии, совсем небольшое эссе о вокзале в Павловске.

С подачи создателя Царскосельской дороги Франца фон Герстнера, на конечной станции дороги было построено здание «для пристанища и удовольствия публики» с концертным залом и рестораном, местом для проведения балов. Это здание, открытое для посещения публикой 23 мая 1838 года, получившие название «вокзал», стало первым концертным учреждением в России, где выступали симфонические оркестры. И хотя первооткрывателями концертной площадки были цыгане, в числе знаменитостей, приезжавших в последствии порадовать своим талантом посетителей вокзала, были А. П. Павлова, Ф.И. Шаляпин, И. Штраус (сын), Л.В. Собинов, С.С. Прокофьев, А.Д. Вяльцева. и др. Здание вокзала было уничтожено в годы войны. Но это не мешает существованию русской версии происхождения слова «вокзал», которое со временем стало появляться в сочетании не только с железнодорожным, но и с другими (автобусным, речным и пр.) видами общественного транспорта. Но приоритет железной дороги ни у кого сомнения не вызывает.

С вокзала все начинается…

Все-таки неизвестный автор второго, слегка фривольного, афоризма сгустил краски. Конечно, в некоторых городах можно встретить еще вокзалы из тех времен, когда их главной услугой для пассажиров был водопроводный кран, рядом с которым красовалась вывеска «Кипяток». Сейчас, вокзалы в городах, да и в более скромных населенных пунктах отличаются двумя характерными моментами. Во-первых, повышенной бдительностью стражей порядка. Правда не всегда понятно, с какой угрозой они борются: в масках и металлоискателями. Во-вторых, уже почти не осталось вокзалов, подобных киношному, что в городе Заступинск 1982 г. и на перронах не ждут проезжающих покупателей доброжелательные торговцы местными дарами природы и продукцией близлежащих производственных предприятий, по цене ниже фабричной. Скучно стало на вокзалах.

А если серьезно, порядка на вокзалах стало больше, во всяком случае, они стали действительно местом вполне комфортного «ожидания», а не «выживания» в обществе личностей странного вида. Ну а запоминаются вокзалы своими особенностями, которые гиды и не лишенные чувства патриотизма местные жители обязательно предложат в рубрике «самое-самое».

Самый старый железнодорожный вокзал
Самый старый.

Уже упоминаемый вокзал в Павловске, несколько раз меняющий имена, ныне Витебский, был построен в 1837 году, едва ли не как первое столичное здание в стиле модерн. Неоднократные перестройки, реконструкции, дополнения техническими новинками, сформировали к 1904 году здание вокзала, по виду близкое к современному.

Опустив высокие оценки архитектурному и техническому уровню первого в России вокзала, которые давали ему современники, достаточно сказать, что последние реставрационные работы, проводимые в 2002-2003 гг. к 300-летию Санкт- Петербурга, позволили сохранить вокзал как объект культурного наследия России федерального значения.

Самый высокий. (на первой картинке к статье)

Самый высокий вокзал в Европе, как и положено, находится в одной из столиц. Но не конкретного государства, а на территории условно признанного главным городом одного из регионов России – Среднего Поволжья – Самаре. Его высота вместе со шпилем – рекордная для европейских вокзалов – 101 метр. Площадь комплекса со смотровыми площадками – 32 тыс. кв. м. Смотровая площадка – это балкон по всему периметру здания, расположенный на высоте 95 метров. Площадка открыта для посещения ежедневно (без выходных и праздничных дней) с 8.00 до 20.00 в составе организованных групп. Они формируются численностью не более 30 человек каждые полчаса. Стоимость билета - 200 руб. Этим знакомство с самым высоким вокзалом не заканчивается. На его втором этаже разместился музей истории Куйбышевской магистрали, где часть экспозиции посвящена строительству первой части (с лета 1996 г. по декабрь 2001 г.) данного объекта гордости РЖД и предмета для некоторой иронии со стороны жителей Самары. Ну не понимают отдельные из них: зачем городу такая махина?

Самый большой железнодорожный вокзал
Самый большой.

Самый большой и лучший вокзал в Европе (на континентальной части) расположен в финансовой столице Швейцарии – Цюрихе. Это подтверждено результатами ежегодно проводимого сравнительного анализа 50 лучших вокзалов мира. Центр потребительского отбора оценивает их по нескольким десяткам параметров: от количества пассажиров на платформе до частоты забастовок, проводимых персоналом, от числа обслуживаемых маршрутов до количества магазинов и ресторанов, предлагающих свои услуги пассажирам.

Здание вокзала, расположенное в центре города, построено в 1871 г. в стиле неоренессанса. Вся железнодорожная инфраструктура расположена на нескольких уровнях. На первом – 16 железнодорожных путей и главный вестибюль вокзала. Пешеходные переходы и торговые галереи находятся под ними, а еще уровнем ниже расположены 10 подземных платформ. Ежедневно обслуживается более 3.000 поездов из 29 швейцарских городов и 10 стран. На территории вокзала работают 92 магазина и 62 ресторана. В этом плане равных Цюриху нет. Хотя, надо признать, что некоторые российские вокзалы постепенно начинают приобретать элементы швейцарского лоска, перенимая положительный опыт.

Казанский железнодорожный вокзал
Самый чистый из прошлых «грязнуль»

Еще не так давно московские вокзалы принимали активное участие в антирейтинге самых грязных вокзалов, добиваясь в этом высоких результатов. Но не стоит останавливаться на плохом. Например, Казанский вокзал, еще вчера самый грязный из московских вокзалов, сегодня смело выдвигает свою кандидатуру для участия в упоминаемом уже отборе 50 лучших вокзалов мира. И занимает 9 место.

Миллионы «счастливчиков», побывавших на Казанском в советский и перестроечный периоды, с трудом узнают вчерашнего «грязнулю». Сегодняшний вокзальный комплекс – это 17 платформ, которые обслуживают 45 внутренних маршрутов и обеспечивают бесперебойный пассажирский трафик общей численностью более 48 миллионов в год (в том числе 14,5 млн человек на поездах дальнего следования). К услугам пассажиров все технические новинки, использование которых допустимо в местах большого скопления людей, 56 магазинов и 28 ресторанов и кафе.

Самые распространенные особенности

Как минимум две из них оказывают заметное влияние на архитектурный, инженерно-технический, культурно-просветительный уровень вокзалов – статус станции (тупиковая или проходная) и степень концентрации элементов технического и хозяйственного управления дистанцией пути.

В большому счету все железнодорожные линии заканчиваются тупиками. Но и их инфраструктура предусматривает наличие вокзала, а порой и других недешевых технических и хозяйственных объектов. Поэтому существование тупиковой ветки и экономическая выгода для конкретного региона от ее функционирования нередко находится в обратно пропорциональной зависимости. Не имея достоверных статистических данных, трудно рассуждать о том, как бы развивались, например, некоторые сибирские города, окажись они в стороне от главной железнодорожной магистрали.

Станция Томск

Например, старейший город Томск, заложенный на реке Томи в 1604 году еще по приказу Ивана Грозного, был до строительства Транссибирской магистрали центром всех основных торговых путей Западной Сибири. Через него проходил Сибирский тракт из Москвы в Забайкалье, здесь в 1738 году была создана ямская служба, а в 1804 году город стал столицей огромной Томской губернии, значительно превышающей по территории современную область.

А вместо этого – соединение города в 1896 с новой магистралью лишь посредством тупиковой ветки, что привело к сокращению торговых потоков и к утери Томском положения транспортного узла. Впрочем вокзал, несколько раз перестраиваемый, но не очень обитаемый (пассажиры рассчитывают время заранее) выглядит достойно.

Не сложно заметить, что часто в официальном названии станции или вокзала присутствуют дополнения в виде цифр (Пенза -1, Томск -1, Рязань-2) или слов (Ростов-главный, Смоленск-пассажирский, Евпатория-Центр, Калининград-южный вокзал)). Чаще всего раскрытие этих железнодорожных секретов не составляет большого труда, хотя они связаны с техническими возможностями дороги и простому пассажиру не особенно интересны. Но случаются и казусы. Вновь вспомнился вокзал, вернее вокзалы столицы Томской области – Томск-1 и Томск-2. Изначально они назывались платформа Меженинова и станция Томск, находились на противоположных окраинах города, примерно на одинаковом удалении от центра. Но первая почему-то больше пришлась по душе жителям города. С учетом этого Городская дума в 1909 году расставила все точки над «I»: платформа Меженинова стала именоваться Томск-1, а станция Томск – Томск-2.

А в завершении хочется вновь вернуться к приведенному в начале статьи афоризму и высказать пожелание, чтобы в России число этих космополитов, попавших ТОП-50, быстрее увеличивалось бы.

Вы можете оставить комментарии от своего имени, через сервисы представленные ниже:

Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить