Логотип РЖД Транссибирская железнодорожная магистраль

Связь с администрацией сайта: contacts@cssrzd.ru
Новости и статьи     Справочная информация     Тарифное руководство #4    
Распоряжения     Сайты о поездах и железной дороге     Лаборатория данных

09.09.2020

Транссибирская железнодорожная магистраль

Транссибирская железнодорожная магистраль

Полноценное освоение России, Сибири и Дальнего Востока было бы невозможно без строительства транссибирской магистрали. 17 апреля 1891 года царь Александр III подписал специальный рескрипт о начале строительства Уссурийского участка Сибирской железной дороги.

Именно в Куперовской пади цесаревич Николай собственноручно опрокинул первую тачку с землей в основание будущей железной дороги. Отсюда и начинаются все путешествия по великому сибирскому пути.

9288 километров — это почти четверть расстояния кругосветного путешествия, если следовать четко по экватору. Транссиб поистине являет собой уникальную железнодорожную конструкцию с огромным количеством неповторимых инженерных решений.

Однако дорога важна не только своим техническим совершенством. Это великий русский путь, пройдя который Россия смогла достигнуть сегодняшних масштабов и мощи. Только проехав по нему, можно в полной мере оценить величие российских пространств и совершить путешествие по одному из самых увлекательных земных маршрутов, которые только можно себе вообразить.

Эту дорогу можно назвать настоящим железным потоком. Магистраль — это мощь подвижного и неподвижного металла: поездов и рельсов. Словно стальная река, которая в отличие от большинства рек, текущих в России поперёк страны, она протянулась по горизонтали и пересекает все основные российские водные артерии.

СПРАВКА. Транссиб является самой протяженной железной дорогой в мире. Пассажирский скорый поезд преодолевает путь от Владивостока до Москвы, пересекая в пути 7 часовых поясов. На сегодняшний день Транссиб является частью железнодорожного Великого Шёлкового пути и занимает безусловное первое место в рейтинге по грузовому и пассажирскому обороту. В 2002 году была завершена полная электрификация дороги.

Путь от Владивостока до Хабаровска на поезде занимает чуть больше времени, чем поездка между двумя российскими столицами. Картинки, бегущие за окном, совершенно непривычны для взгляда не только жителя европейской части России, но и сибиряка. Некоторые места напоминают китайские гравюры, исполненные на тончайшие рисовой бумаге. А иногда и вовсе кажется, что передвигаешься где-то в африканской саванне.

Это уссурийская дорога. Когда-то она оказалась одной из самых сложных в строительстве. Топи и скалы, непроходимая тайга, увитая ползучими растениями, а также низкие лесистые горы, которые приходилось срезать с помощью целых вагонов взрывчатки. Большинство поездов, следующих из Владивостока в глубь страны, прибывают Хабаровск ночью. Поэтому, к сожалению, их пассажиры лишены возможности увидеть одно из самых знаковых сооружений Транссибирской магистрали.

Здесь, в Хабаровске, дорога впервые встречается с очень серьезным препятствием, которое когда-то едва ли не поставило крест на всём строительстве — это полноводный Амур. Он известен обильными паводками и непредсказуемым буйным характером. Дело решилось благодаря проекту профессора Лавра Проскурякова, который уже в то время был мэтром российского мостостроения. Мост был построен, а дата его открытия является одним из важнейших транссибирских юбилеев.

СПРАВКА. Длина пролета хабаровского моста или как тогда его называли «Амурского чуда» составляла 2600 метров. Общая стоимость моста исчислялась суммой свыше 13 миллионов 500 тысяч рублей. Движение по нему было открыто 5 октября 1916 года. В 1999 году на месте старого был воздвигнут новый мост с автомобильным и железнодорожным движением.

Как только транссибирский поезд пересекает Амур, сразу меняются масштабы железнодорожного путешествия. Здесь начинаются совершенно другие, не привычные для обычного путешественника расстояния. Долгие безостановочные перегоны могут длиться часами.

Кажется, что пассажиры ощущают себя не в поезде, а скорее на корабле, пересекающего таежное и степное море. Бескрайние леса Приамурья, плоское как стол пространство Забайкалья и Даурии, захватывают взгляд пассажира и подолгу не отпускают его, заставляя раз за разом возвращаться к окну поезда.

Пожалуй, только на длинных транссибирских маршрутах так бережно сохраняется традиция железнодорожного чаепития с подрагивающим мельхиоровым подстаканником и долгими разговорами под чай и бесконечные просторы за окном. За время таких поездок выпивается более десятка коробок первоклассного цейлонского чая.

Работа проводников во время таких длительных переездов существенно усложняется. Нужно заниматься не только рутинной работой, но и постоянно общаться с пассажирами.

В каждой поездке проводники привыкают к людям и поэтому иногда им трудно расставаться с пассажирами. В пути им хочется уделить как можно больше внимания каждому пассажиру. Обычно никаких эксцессов не случается, слишком увлекательные картины разворачиваются за окном, да и сама поездка под убаюкивающий стук колес располагает к покою и созерцанию.

Это удивительный факт, но Россия единственная страна, где люди временами живут в поездах, создавая внутри вагона свою небольшую вселенную.

Путешествие из Владивостока в Москву занимает более шести дней. За это время люди в поезде знакомятся, обустраивают совместный быт и ведут долгие разговоры. Это, пожалуй, самый удивительный опыт коммуникации в современном разобщенном мире.

За долгое время в пути пассажиры не только становятся временными попутчиками, но и настоящими соседями, коротая дорогу в традиционных заботах о себе и ближних.

По закону жанра у любого длинного путешествия есть своя кульминация. Для поездки по Транссибу она приходится примерно на середину пути, когда после трех дней в дороге, поезд оказывается на берегах самого крупного пресноводного озера на планете.

Желание увидеть Байкал, вдоль которого поезд едет несколько часов, становится для многих пассажиров одним из главных стимулов к такой долгой и довольно утомительной поездке. Поразительные по красоте места открываются, когда Транссиб спускается к Байкалу, проходя по горному серпантину.

Во времена, когда история Транссиба только начиналась, поезда через Байкал переправляли на ледокольных паромах. Решение по объездной дороге вокруг озера принималось на высочайшем уровне, поскольку подобный проект требовал неимоверных усилий и колоссальных средств.

Строительство трассы вокруг Байкала потребовало от казны 34 миллиона золотых рублей. Это фантастическое по сложности сооружение почти полвека было одной из самых красивых транссибирских дистанций.

Транссиб — это не просто великая дорога со множеством поездов, но еще и колоссальная инфраструктура. На любой из станций можно наглядно увидеть, как работает этот сложнейший механизм, приводящий в движение самую длинную магистраль на планете.

Масштабы сортировочных станций на Транссибе впечатляют даже самого искушенного наблюдателя. В таких местах транссибирская стальная река принимает в себя десятки притоков в виде более мелких стальных магистралей, ведущих либо к арктическим широтам, либо к южным российским границам. Насчитывается более 50 пар рельсов, по которым, как говорят железнодорожники, распускают составы.

Здесь везут всё. В постоянном движении находятся огромные массы металла и дерева, это всё лишь усиливает сходство с рекой. Тут имеются свои протоки и плёсы, узкие стремнины и разливы, где ни на секунду не останавливается жизнь.

СПРАВКА. Грузооборот Транссиба составляет свыше 100 миллионов тонн в год. По нему идет более 50 процентов внешнеторговых и промышленных грузов России. Товарные составы следует здесь с интервалом около 10 минут. Транссибирская магистраль включена в качестве приоритетного маршрута в сообщениях между Европой и Азией, в проекты сразу нескольких крупнейших международных экономических организаций.

Западная Сибирь и промышленный Урал, Поволжье и территория изначальной Руси — всё это видят пассажиры транссибирских экспрессов, словно в гигантском кино, где собраны все российские города и веси. Глядя в окно поезда, можно осознать простые, но при этом удивительные вещи, что исключительно благодаря дороге нынешние Сибирь, Забайкалье и Приморье стали такими, как их знают миллионы россиян.

Не секрет, что многие российские города за Уралом превратились в миллионники только из-за прихода в таежный край стальной магистральной нити. Ведь без этой дороги не было бы и самой России: от Черного и Балтийского морей до самого Тихого океана.

Путешествие по Транссибу заканчивается в Москве на Ярославском вокзале. Только проехав по этому пути, можно по-настоящему понять насколько он объединил страну, стянув её стальным поясом и дав старт новому великому переселению народов, искавших и обретших свою новую родину на российском Дальнем Востоке.

Вы можете оставить комментарии от своего имени, через сервисы представленные ниже:

Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить