Рубрики
Новости

История телеграфа в РЖД

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТЕЛЕГРАФНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОСТАВЕ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В России телеграфная связь развивалась одновременно со строительством железных дорог и поначалу использовалась исключительно для военных и государственных нужд.

Эпоха великих реформ стала временем чрезвычайно быстрого распространения телеграфной сети по значительной части огромной Российской империи

История развития электросвязи (электромагнитного телеграфа, телефона и радио) в нашей стране зародилась еще в 30-е годы XIX столетия.

Именно начиная с этого времени, история электросвязи постоянно привлекает к себе внимание исследователей. В результате на сегодняшний день имеются многие сотни научных и научно-популярных публикаций, посвященных развитию телеграфа, телефона и радио в России.

      К середине XIX века в мире было несколько телеграфных линий связи, которые постоянно совершенствовались. После испытаний обычная проволока была отвергнута, и ее вытеснил плетеный кабель.

В России телеграфная связь развивалась одновременно со строительством железных дорог и поначалу использовалась исключительно для военных и государственных нужд. С 1847 года на первых телеграфных линиях в России применялись устройства Сименса, в том числе горизонтальный стрелочный аппарат с клавиатурой. Самая первая телеграфная станция начала действовать с 1 октября 1852 года в здании Николаевского вокзала (теперь Ленинградский и Московский вокзалы в Санкт-Петербурге и Москве, соответственно).

      Эпохой великих реформ традиционно называют время правления императора Александра II, стоявшего во главе нашего государства с 1855 по 1881 гг. Начиная грандиозные социально-экономические преобразования, Александр II продолжил целый ряд модернизационных начинаний по созданию в России наиболее эффективных для того времени коммуникационных сетей. В результате этого эпоха великих реформ стала временем чрезвычайно быстрого распространения телеграфной сети по значительной части огромной империи.

      На 18 февраля 1855 г. на огромной территории самой обширной в мире империи действовали следующие линии электромагнитного телеграфа:                 Санкт-Петербург – Москва; Санкт-Петербург – Кронштадт; Санкт-Петербург – Царское Село (в настоящее время – Пушкин) – Гатчина – Динабург             (в настоящее время – Даугавпилс, Латвия) – Варшава; Москва – Киев.

Кроме того, фирмой «Сименс и Гальске» по указанию Николая I были начаты работы по сооружению телеграфных линий: Санкт-Петербург – Выборг – Гельсингфорс (в настоящее время – Хельсинки, Финляндия) – Або (в настоящее время – Турку, Финляндия); Царское Село – Нарва – Ревель (в настоящее время – Таллинн, Эстония); Динабург – Рига; Киев – Николаев – Одесса.

Все названные линии, имевшие огромное стратегическое значение, были включены в общеимперскую телеграфную сеть уже к началу лета 1855 г.: 15 мая телеграф пришел в Одессу, 21 мая – в Гельсингфорс, 10 июня – в Таллинн, 14 июня – в Ригу.

Еще до успешного завершения работ по сооружению данных линий Александром II было принято решение о безотлагательном начале строительства телеграфной линии из Николаева в Крым.

В период правления императора Александра II Россия вышла из Крымской войны, обладая довольно большой (для того времени) телеграфной сетью.

И правительственный аппарат Российской империи, и ее подданные сразу же оценили преимущества, которые телеграф давал тем, кто нуждался в быстрой передаче сообщений. Об этом говорит тот факт, что только в течение 1856 г. (второго года свободного пользования телеграфом в России) по новому средству связи была отправлена 133121 депеша. Кроме того, телеграфными станциями империи было принято 17295 депеш, поступивших из-за границы. В том же 1856 г. по внутренним линиям было передано 2012 высочайших депеш, 13721 правительственная, 38786 служебных и 60166 частных. За рубеж было отправлено 449 высочайших депеш, 1294 правительственных, 302 служебных и 16392 частных. В последующие годы количество направляемых по российским телеграфным линиям депеш будет постоянно расти.

На 1 января 1857 года общая протяженность действовавших в Российской империи телеграфных линий составляла 6987 верст. По данному показателю в тот момент наша страна занимала третье место в Европе. На первом месте была Великобритания с ее 15 тыс. верст телеграфных линий, на втором – Франция с 11 тыс. верст. Пруссия, где к 1857 г. было введено в действие менее 6 тыс. верст телеграфных линий, занимала тогда четвертое место в Европе.

Для высшего российского руководства (так же, как и в предыдущее царствование) не возникало вопроса об изменении роли государства в телеграфном деле. Телеграф был и оставался государственной прерогативой. Не отошли от подобных взглядов и последующие поколения руководителей, абсолютно уверенных в основополагающей роли государства в развитии важнейших средств связи, каковыми считались почта и телеграф.

      Лучше всего причины этого были изложены видным российским государственным деятелем и экономистом Витте С.Ю.

«Во-первых, — отмечал С. Ю. Витте, – для успеха почтово-телеграфного дела требуется уверенность каждого в том, что сообщение будет производиться правильно и беспрерывно, а такую уверенность может дать только гарантия правительственной власти. Затем, почте и телеграфу вверяются слишком важные интересы, чтобы эти средства сообщения можно было оставлять в руках частных лиц или даже обществ».

Вплоть до декабря 1864 г. все действовавшие, строившиеся и еще проектируемые телеграфные линии Российской империи находились в ведении Главного управления путей сообщения и публичных зданий.

В октябре 1855 г. во главе этого органа был поставлен генерал-адъютант Константин Владимирович Чевкин.

Под его руководством к началу 60-х годов XIX в. были построены телеграфные линии Москва-Новочеркасск, Харьков-Кременчуг, Одесса-Яссы, Москва-Варшава, началось строительство Кавказского, Сибирского и Амурского телеграфов, других линий.

В Главном управлении путей сообщения руководство российской электросвязью в соответствии с Положением об управлении телеграфными линиями было возложено на начальника 1-го округа путей сообщения, который по совместительству являлся еще и инспектором телеграфных линий. Однако очень скоро выяснилось, что быстрое развитие телеграфной сети в стране, наблюдавшееся в 50-е годы, сделало практически невозможным успешное выполнение инспектором телеграфных линий возложенных на него обязанностей. Ведь в соответствии с данным Положением вся работа по руководству сооружением и деятельностью телеграфной сети Российской империи была возложена на аппарат из семи человек (не считая руководителя). При этом инспектор телеграфных линий выполнял данную работу по совместительству, а основной его деятельностью являлось руководство 1-м округом путей сообщения.

Интересно почитать:   История железнодорожных войск Часть 4

Чевкин К.В. постарался ликвидировать это ненормальное положение. Он считал, что только предоставив телеграфной службе максимальную самостоятельность, «можно обеспечить разумное развитие в государстве этого трудного и сложного дела как в техническом, так и административном отношениях». В связи с этим он уже в апреле 1858 г. поставил перед Александром II вопрос об отделении телеграфного управления от 1-го округа путей сообщения и расширении штатов этого ведомства, который был оперативно решен императором.

В апреле 1858 г. появился указ о создании в составе Главного управления путей сообщения телеграфного управления.

Новое управление включало в свой состав директора, его помощника, 18 чиновников, главного механика и 27 нижних чинов.

В управлении было три отделения: техническое, хозяйственное и контрольное. При управлении существовало Особое присутствие, куда входили директор телеграфов (он председательствовал на заседаниях Особого присутствия), помощник директора и начальники отделений. Особое присутствие ведало наиболее важными делами отрасли, которые обычно требовали всестороннего рассмотрения и обсуждения. Первым директором телеграфов был назначен генерал-майор Гергард Л.И., а помощником директора стал полковник Карл Карлович Людерс.

Людерс К.К. был одним из первых чиновников Главного управления путей сообщения, понявших всю важность телеграфов для России. В 1849 г. именно он первым наладил деловые отношения с компанией «Сименс и Гальске», которая в дальнейшем сыграет чрезвычайно важную роль в реализации всех телеграфных проектов 50-х годов XIX века. В 1858-1866 гг. он был помощником директора телеграфов, в 1866-1882 гг. — директором телеграфов и телеграфного департамента. Сыграл значительную роль в деле телеграфного строительства в России.

Центральному телеграфному управлению непосредственно подчинялись пять местных управлений: Дворцовыми станциями (Санкт-Петербург), Ревель-Полангенской линии (Рига), Киевско-Радзивиловской и Варшавско-Одесской линии (Житомир), Московско-Кременчугской линии (Москва) и Херсоно-Новочеркасской линии (Николаев). Во главе местных управлений стояли начальники линий. Кроме того, в состав управлений входили по два письмоводителя, по два-три механика и несколько писцов. При четырех управлениях были организованы небольшие ремонтные мастерские.

В 1860 г. вместо пяти вышеназванных управлений было создано 12 телеграфных отделений: Дворцовых линий, Главной станции, Санкт-Петербургское, Московское, Житомирское, Саратовское, Николаевское, Дина-бургское, Рижское, Вологодское, Варшавское (для заведывания телеграфами Царства Польского) и Гельсингфорсское (для заведывания телеграфами Великого княжества Финляндского). В дальнейшем число телеграфных отделений выросло до 18.

В 1862 г. были образованы Казанское, Екатеринбургское и Красноярское телеграфные отделения, в 1864 г. – Кавказское (Тифлис), в 1870 г. – Благовещенское, а в 1873 г. – Туркестанское.

Создание телеграфного управления смогло лишь ненадолго разрядить обстановку. Быстрый рост государственной телеграфной сети продолжался. К 1862 г. протяженность только государственных телеграфных линий достигла 22765 верст. Кроме того, в соответствии с Положением о телеграфах частных железных дорог, высочайше утвержденным 21 ноября 1862 г., на телеграфное управление была возложена работа по контролю за деятельностью телеграфов частных железных дорог. Протяженность этих линий составляла в 1862 г. 3205 верст. Сотрудники управления были обязаны рассматривать проекты железнодорожных телеграфов, а также заниматься освидетельствованием построенного обществом частной железной дороги телеграфа. Кроме того, руководство частных железных дорог было должно согласовывать с сотрудниками управления приобретение телеграфных аппаратов.

Рост нагрузки требовал увеличения числа работников телеграфного управления. И действительно, с 1858 по 1862 гг. штат чинов телеграфного управления вырос более чем в два раза. Однако это не решало всех проблем. Было крайне необходимо в соответствии с увеличившейся нагрузкой и ответственностью расширить права государственного органа, отвечавшего за работу и развитие телеграфной сети на территории огромной империи.

Однако с момента своего создания телеграфное управление было лишь одним из целого ряда подобных подразделений Главного управления путей сообщения и публичных зданий.

В тот период, когда во главе Главного управления путей сообщения стоял Чевкин К.В., на российские телеграфные линии пришли и заняли там лидирующие позиции телеграфные аппараты системы американского изобретателя С. Морзе. Первые подобные аппараты были ввезены в Россию еще в 1847 г. Несколько аппаратов этой системы работали на телеграфной линии Санкт-Петербург-Царское Село. Однако массовый ввоз в Россию аппаратов Морзе начался после того, как эти аппараты стала производить фирма «Сименс и Гальске», которая вплоть до 1868 г. строила и оснащала оборудованием большую часть телеграфных линий империи. Тогда же в России стал повсеместно использоваться приспособленный к русскому языку код (или азбука) Морзе. Изобретателю удалось создать чрезвычайно простой в употреблении и производстве пишущий аппарат. Все это дополнялось достоинствами его телеграфного кода, для усвоения которого не требовалось очень больших усилий персонала.

В октябре 1862 г. Чевкина К.В. на посту главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями заменил известный российский железнодорожный инженер генерал-лейтенант Павел Петрович Мельников.

Мельников был одним из первых в России, кто серьезно заинтересовался проблемами железнодорожного строительства. Еще в 1835 г. в Санкт-Петербурге была опубликована его книга «О железных дорогах», оказавшая большое влияние на развитие инженерной мысли в нашей стране. После успешного завершения строительства железной дороги Санкт-Петербург-Москва П. П. Мельников проектировал железную дорогу от Москвы до Черного моря с ветвью в Донбасс.

При Мельникове Главное управление путей сообщения и публичными зданиями продолжило работы по расширению имперской телеграфной сети. На Кавказе было установлено телеграфное сообщение между Тифлисом (Тбилиси, Грузия) и Еривани (Ереван, Армения). Кавказский телеграф через Ставрополь и Новочеркасск был соединен с общеимперской телеграфной сетью. Было продолжено строительство телеграфных линий в Европейской части страны, в Сибири и на Дальнем Востоке. Продолжала расти и сеть телеграфных учреждений.

Вместе с тем, встав во главе Главного управления путей сообщения и публичными зданиями, Мельников П.П. сразу же показал, что считает основным делом своего ведомства, прежде всего, организацию железнодорожного строительства в стране. В связи с этим он постепенно избавляется от тех направлений работы, которые, по его мнению, не имели прямого отношения к главному делу его жизни. Но одним из первых Главное управление путей сообщения покинуло телеграфное управление. Это произошло 17 декабря 1864 г., когда Александр II подписал указ «О передаче телеграфного управления из ведомства Главного управления путей сообщения в ведение главноначальствующего над почтовым департаментом.

Интересно почитать:   История железнодорожных войск Часть 3

Императорское решение об объединении почтового и телеграфного ведомств, пришлось на то время, когда главноначальствующим над почтовым департаментом был один из наиболее влиятельных российских вельмож Иван Матвеевич Толстой.

15 июня 1865 г. Александр II подписал указ, которым главное управление телеграфной частью было переименовано в Министерство почт и телеграфов.

Вскоре произошли изменения и в статусе телеграфной службы. В соответствии с императорским указом в составе Министерства почт и телеграфов был образован телеграфный департамент во главе с директором, который одновременно являлся и директором всех государственных телеграфов империи. Директор телеграфного департамента имел гораздо больше полномочий в хозяйственной и финансовой сферах, чем директор телеграфного управления. Утвержденные в мае 1866 г. штаты нового департамента включали 53 человека.

       Продолжалось сооружение новых линий в Сибири (в 1867 г. непрерывная линия Сибирского телеграфа была доведена до Сретенска на реке Шилка) и на Дальнем Востоке (в 1866 г. завершилось строительство Амурского телеграфа), а также на Кавказе (в январе 1868 г. закончилось строительство линии Тифлис – Баку).

Министерством почт и телеграфов был продолжен и курс на внедрение в России лучших достижений зарубежной техники электросвязи. Так, в 1865 г. Россия за 200 тыс. франков приобрела право на использование синхронно-синфазного буквопечатающего телеграфного аппарата Давида Эдварда Юза.

Другой зарубежной новинкой, купленной Министерством почт и телеграфов, был факсимильный аппарат итальянского изобретателя Джузеппе Казелли, который позволял передавать рисунки, чертежи, ноты, рукописи. 17 апреля 1866 г. было открыто факсимильное сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой. Однако на российских телеграфных линиях данные аппараты не прижились, и уже в 1868 г. факсимильные аппараты Д. Казели вышли из употребления на российских телеграфных линиях.

      В середине 60-х годов положение стало меняться. Во-первых, в России было налажено собственное производство телеграфной проволоки, изоляторов, крюков и др. Во-вторых, цена российских изделий была несколько ниже той, которую приходилось платить зарубежным поставщикам. В результате в 1866 г. Александр II повелел использовать при постройке телеграфных линий материалы российского производства. С этого времени за рубежом приобретались лишь те изделия, производство которых не могли наладить в нашей стране (кабели, скородействующие телеграфные аппараты, измерительные приборы).

      В марте 1868 года в состав Министерства внутренних дел было включено Министерство почт и телеграфов.

Эксплуатация связевых устройств (телеграфа и телефонов), а также блокировочных и жезловых аппаратов сосредоточивалась на русских железных дорогах в дореволюционное время в так называемых «службах телеграфа».

Однако «службы телеграфа» не всегда и не на всех дорогах были самостоятельны. На многих железных дорогах не имелось отдельной службы телеграфа, она входила в службу движения как подчиненный отдел. Кроме того, телеграфные линии и приборы находились еще под контролем почтово-телеграфного ведомства, состоящего в то время в ведении Министерства внутренних дел, и находилась в его составе вплоть до весны 1917 г.

Следует отметить, что ликвидация отраслевого министерства практически не сказалась на развитии электросвязи в России. Продолжался дальнейший рост общеимперской телеграфной сети. В результате соединения Сибирской и Амурской линий было завершено сооружение самой большой в мире непрерывной сухопутной телеграфной линии, протянувшейся от Казани до Владивостока (куда телеграф пришел 17 марта 1871 г.) на 8330 верст. В 1871-1873 гг. велись работы по сооружению Туркестанского телеграфа. 29 июня 1873 г. к общеимперской сети был присоединен Ташкент. В 1876 г. телеграф пришел в Самарканд, а два года спустя был доведен до границы с Бухарским ханством. В 1879 г. к телеграфной сети России была присоединена Закаспийская область. Для этого от Баку до Красноводска на восточном берегу Каспийского моря был проложен подводный кабель.

Всего в течение царствования Александра II в Российской империи было построено 78487 верст телеграфных линий с 148343 верстами проводов. За это же время было открыто 1083 правительственных телеграфных станций. Кроме того, прием депеш общей корреспонденции был открыт на 1466 телеграфных станциях железных дорог. Для работы на российских телеграфах были подготовлены многие тысячи специалистов. Лучшей оценкой этого гигантского труда может служить тот факт, что в 1880 г. (в последний год эпохи великих реформ) во всех телеграфных учреждениях империи было обменено более 33 млн. телеграмм, что в 220 раз превышает число телеграмм, обмененных в России в первый год царствования императора Александра II. Это был еще один шаг российского общества на пути к свободе.

После Октябрьской революции казенные железные дороги перешли в ведение государства, а в 1918 г. были национализированы частные дороги.

В марте 1918 года народный комиссариат путей сообщений (далее – НКПС) молодого государства, переехал из Петрограда в Москву в здание по улице Новая Басманная, дом 2. Именно с этого переезда основных цехов связи телефонной и телеграфной станций и начинается историческая летопись Центральной станции связи.

Телеграф НКПС был временно оборудован и размещен по Рязанской улице в доме 12 (Готье). Из телеграфов Московского узла многие магистральные провода были переведены в телеграф НКПС, что позволило иметь прямую связь со многими управлениями железных дорог. Телеграфисты переводились с дорог Московского узла и Октябрьской дороги. Телеграф НКПС уже в то время выполнял производственные функции сегодняшней Центральной станции связи.

В 1920 году в комиссариате путей сообщения было создано управление Связи и Электротехники. 7 ноября 1922 г. телеграф НКПС был переведен в нынешнее здание ОАО «РЖД» по адресу ул. Новая Басманная, д. 2, в большом зале (ныне зал совещаний ОАО «РЖД») был размещен телеграф, а этажом ниже – телефонная станция. Исторически сложилось, что производственные подразделения ЦСС и по сей день расположены в здании по адресу ул. Новая Басманная, д. 2.

Телеграфная связь ОАО «РЖД» и по сей день обеспечивает оперативную передачу служебной информации с целью обеспечения эффективной деятельности подразделений ОАО «РЖД», связанною с перевозками пассажиров, грузов и безопасности движения поездов.

Но это уже совсем другая история!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности