Логотип РЖД S-Bahn

Связь с администрацией сайта: contacts@cssrzd.ru
Новости и статьи     Справочная информация     Тарифное руководство #4     Медиа    
Распоряжения     Сайты о поездах и железной дороге     Лаборатория данных     Энциклопедия     Литература

27.01.2022

S-Bahn

S-Bahn

Итак, S-Bahn. Что это такое? Подобное название впервые появилось в Берлине. Полное название Stadtschnellbahn – городская скоростная железная дорога. Однако со временем смысл менялся, а название оставалось. Сейчас в сети можно найти разные варианты полного названия: Stadtbahn, Schnellbahn, иногда Strassenbahn. Последнее относится к трамваю, но в некоторых странах скорее обозначает легкорельсовый транспорт. Впрочем, Германия – страна, в которой рельсовый транспорт развит настолько по-разному, что местами граница между трамваем, метро и электричкой полостью стерлась. Про Мюнхен даже неизвестно, как подавать историю системы и стоит ли.

Официально S-Bahn в этом городе появился в 1972 году перед Олимпийскими играми. Тогда же был полностью открыт тоннель между Главным и Восточным вокзалами. За год до этого система уже частично работала, а «Ostbahnhof» отметил свое столетие. При этом сеть пригородных железнодорожных линий Мюнхена конца XIX века уже была очень достойной.

Городская электричка входит в единую транспортную систему с метро, трамваями и автобусами. Здесь используются те же билеты, которые вы можете покупать в автоматах. Это Мюнхенское транспортное сообщество. Есть разовые билеты, детские, на несколько поездок, безлимитные проездные. Самое главное, с 2020 года в городе изменились тарифы и схемы зон. На схеме зона Мюнхена обозначена белым цветом, остальные зоны обозначены цифрами, например, аэропорт «Flughafen» находится в пятой зоне. Некоторые станции имеют обозначения сразу двух зон. Это сделано для удобства местных жителей, которым нужно проехать всего несколько станций, чтобы они не пересекали лишнюю зону и не платили больше.

Если вы едете из Мюнхена в пригород, выбирайте меньшую зону, например, если у станции есть обозначение 2, 3, покупайте билет М2 – Мюнхен и 2 зоны. В центре города пересадки в метро и электрички воспринимаются как обычный переход между линиями. Многим странам можно было бы и поучиться. Только нужно быть внимательным на двухэтажной станции электрички «Marienplatz».

Все линии вокруг города расходятся по разным направлениям. Это очень хорошо видно на картах и схемах. Сейчас в городе 7 постоянных маршрутов: от S1 до S4 и от S6 до S8, и еще один дополнительный S20. На первой и второй линиях есть вилочное движение. В разные годы развития системы существовали и другие маршруты, а в будущем появятся новые. Но если в центре поезда ходят очень часто, то на отдельных линиях интервалы в 15-20 минут сейчас являются нормой. Иногда даже в полчаса. Если в пределах города большие интервалы на крайних станциях метро не критичны (пассажир может поехать на автобусе, трамвае или велосипеде), то для электричек это вызывает дискомфорт.

Местная система постоянно развивается, но ее центр остается без изменений уже 48 лет. Общий участок со всеми маршрутами проходит от станции «Donnersbergerbrücke» до «Ostbahnhof». Чуть меньше поездов проходит от станции «Pasing» на западе до «Lichtenberg». Но именно на этом участке поездов достаточно для комфортного проезда и восприятия как метро. На том же «Pasing» можно увидеть сочетание старого зала вокзала и новой современной части. Здесь же трамвай, большая велопарковка, пересадка на другие поезда.

Участок от центрального вокзала и до выезда на восточный вокзал подземный. Здесь использовано несколько любопытных решений. Во-первых, на станциях, используется так называемый «испанский метод». В России я чаще слышал фразу «барселонский тип» станций. Это три платформы для двух путей, и открытие дверей поезда на обе стороны. Подразумевается, что так пассажиры будут выходить в одну сторону, а заходить с другой. Это ускоряет время высадки и посадки. Во-вторых, пути очень часто в кривой, иногда даже буквой S. Это особенности строительства в плотной старой городской застройке. Даже форма станций порой нестандартна. В-третьих, к обычным схемам и электронным табло с информацией о прибывающем поезде прибавляется еще одна особенность. Из-за того, что общая схема метро и электричек очень большая, а в центре сходится слишком много линий, в поездах можно увидеть схемы только центральной части S-Bahn. Конечно же, обычные схемы там тоже есть. И, в-четвертых, тоннель не резиновый. Встретить затруднения на общем участке очень легко. Подобные задержки, к сожалению, стали нормой. Для выхода из ситуации в Мюнхене реализуют сразу несколько проектов, о которых мы с вами поговорим.

Первый вопрос – вместимость поездов. Сначала в городе ходили поезда 420-ой серии. Это трехвагонные составы, имеющие по четыре пары дверей в каждом вагоне. Сейчас они уже редко попадаются на линии. Им на смену пришли поезда 423-ей серии. Это уже четырехвагонные составы, имеющие по три пары дверей в каждом вагоне. Таким образом, поезда можно считать равными по вместимости, но в новых поездах меньше тележек за счет расположения их между секциями и другое подвагонное оборудование. Иногда добавляются поезда 425-ой серии, но у них по две пары дверей, и это для города некомфортно.

Внутри же вариантов салонов очень много. Выпуск поездов в разные годы и разный ремонт дают много вариантов, но сводятся они к общему правилу: сиденья «2+2», лицом к лицу, с узким проходом в центре. Со временем стали появляться электронные табло, а площадка около дверей расширяться. Сейчас в самых новых поездах сиденья «2+2» и местами «1+1». Больше стоячих мест. Некоторые места обозначены для багажа, но там тоже стоят люди. В сети уже была информация, что в будущем при ремонте и модернизации некоторых поездов будет увеличение вместимости по примеру метро, часть сидений поставят вдоль поезда.

Второй важный вопрос – пропускная способность системы в центре города. В Мюнхене начинаются работы по строительству второй пары тоннелей S-Bahn с одним отличием – это будет экспресс с остановками на «Hauptbahnhof», «Marienplatz» и «Ostbahnhof». Причем новая станция «Ostbahnhof» будет подземной. Пока неизвестно, какие маршруты уйдут на экспрессную линию, какие будут ходить со всеми остановками, решит ли эта проблема со сменами направления движения ряда поездов на восточном вокзале. Но все это будет реализовано только в 2028 году.

Еще один реализуемый проект – соединение направлений на северо-востоке в окрестностях аэропорта. На всей системе строятся новые пути, новые развязки, и аэропорт перестанет быть конечной, что тоже повлияет на расписание движения поездов. Но как, остается только догадываться.

Когда я впервые изучал систему Мюнхена еще из Москвы до поездки, у меня возник вопрос: почему здесь нет кольцевой линии электрички, если пути для этого есть? Сразу же видно: вот такое готовое кольцо, где речь пойдет только о создании пары дополнительных съездов и строительстве платформ. Возникал и другой вариант с расширением кольца на северо-западе на случай будущего развития именно этой части города. Но оказалось, что местные инициативные группы предлагают другое кольцо. Они предлагают восстановление движения до заброшенной станции электрички около Олимпийского парка и дальнейшее строительство тоннеля. Это дороже, маршрут станет меньше, но увеличит плотность станций в этой части города.

Вы можете оставить комментарии от своего имени, через сервисы представленные ниже:

Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить