Новости РЖД

Связь с администрацией сайта: contacts@cssrzd.ru
Новости ОАО РЖД     Справочная информация ОАО "РЖД"     Тарифное руководство #4     Распоряжения ОАО РЖД     Сайты о поездах, железной дороге и РЖД

09.08.2019

Импортозамещение и цифровая железная дорога

Импортозамещение и цифровая железная дорога

В России наблюдается серьезная зависимость от импортных поставок программного обеспечения, что создает угрозу цифровому суверенитету государства. Минпромторгом РФ проведен анализ технологического уровня всех отраслей народного хозяйства России и определена критическая номенклатура продукции, которая пока не выпускается в РФ, на основании чего утверждены «20 отраслевых планов, включающих в себя более 2200 направлений импортозамещения».

«В настоящее время основную долю российского рынка прикладного программного обеспечения (ПО), используемого в государственных структурах и на предприятиях, контролируют крупные иностранные поставщики: до 80%-90%. При этом доля зарубежных систем управления базами данных составляет практически 100%».

Доля российского ПО в апреле 2019 г. в закупках в госорганах составила 65%, что на 45 % больше, чем в 2015 году. По прогнозам Минкомсвязи РФ, к 2024 году доля российского ПО будет доведена до 90%. В реестре отечественного ПО на апрель 2019 г. насчитывается более 5,2 тыс. ПО.

Правительство РФ принудительно внедряет российское ПО в российских госкорпораций, которые обязаны перейти на него к 2022 году. Такие компании как: «РЖД», «Газпром», «ВТБ», «Аэрофлот», «Роснефть» и др. Данные компании являются одни из самых крупнейших работодателей в стране, численность работников которых составляет больше 1,5 миллионов человек.

Перед российскими предприятиями в ИТ-сфере стоит задача побороть зависимость зарубежного программного обеспечения и аппаратных средств, разработав российскую альтернативу.

В том числе и для решения проблемы импортозамещения  в конце 2017 г. ОАО «РЖД» была утверждена Концепция реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога».

ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») – российская государственная вертикально-интегрированная компания, владелец инфраструктуры общего пользования, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. ОАО «РЖД» создано 18 сентября 2003 г. постановлением Правительства Российской Федерации №5851 . Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени РФ полномочия акционера осуществляет Правительство Росси. С 2008 г. ОАО «РЖД» трансформируется в вертикально-интегрированный Холдинг «РЖД».

Для обеспечения непрерывности бизнеса ОАО «РЖД» эксплуатируется один из самых в крупных в стране информационных комплексов: «64 мейнфреймов, более чем 300 кооперативных серверов (объем памяти хранилища составляет более 2 ПБ), около 4000 информационных систем и используется больше 200 000 персональных компьютеров». Данный информационный комплекс обеспечивает продажу билетов, управление парками вагонов и другими информационными системами.

ОАО «РЖД» является крупным российским владельцем и оператором центров обработки данных, вычислительных мощностей, инфраструктуры хранения и обработки данных.

В структуре холдинга «РЖД» функционирует 18 Центров обработки данных, которые распределены по всей территории России и присутствуют в каждом Федеральном округе.

ОАО «РЖД» является не только крупнейшим в РФ заказчиком инновационных решений, но и обладателем развитого отраслевого инжинирингового и научного комплекса, обеспечивающего стратегическое развитие и глобальную конкурентоспособность ОАО «РЖД», а также лидирующие позиции в разработке и внедрении перспективных цифровых технологий в транспортной отрасли. В настоящее время структура отраслевого инжинирингового и научного комплекса холдинга "РЖД" включает:

·         четыре научно-исследовательских института: АО «ВНИИЖТ», АО «НИИАС», АО «ВНИКТИ», АО «ИЭРТ»;

·         шесть профильных проектно-конструкторских бюро и проектноконструкторско-технологических бюро: ПКБ ЦТ, ПКБ И, ПКБ ЦВ, ПКТБ Л, ПКТБ - ЦЦТ, ПКТБ Н;

·         испытательный центр элементов инфраструктуры;

·         шестнадцать пилотных полигонов для отработки перспективных цифровых технологий.

 

Кроме того, в научно-технической экосистеме холдинга «РЖД» функционирует 9 отраслевых высших учебных заведения: РУТ (МИИТ), ПГУПС, СГУПС, РГУПС, УРГУПС, Сам ГУПС, ИРГУПС, ОМГУПС, ДВГУПС.

На Рисунке отражены базовые положения ОАО «РЖД» реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога».

Принципы цифрового бизнеса имеют следующее значение:

«Полная согласованность» - означает наличие необходимой, достоверной и своевременной информации о событиях и намерениях у одновременно всех субъектов, участвующих в предоставлении услуг, включая сотрудников, клиентов и партнеров.

«Бизнес в режиме онлайн» - означает принятие правильных решений и осуществление действий без критичных (повышающих риски или дополнительные затраты, снижающих конкурентоспособность услуг) задержек;

«Управление сервисами» - означает планирование и контроль деятельности в контексте показателей услуг для клиентов, которые, в свою очередь, складываются из показателей внутренних сервисов.

В целях разработки модели цифровой железной дороги, выделено пять взаимосвязанных функциональных областей деятельности холдинге «РЖД»:

·         грузовые перевозки;

·         пассажирские перевозки;

·         управление движением;

·         управление инфраструктурой;

·         управление холдингом.

 

Создавать Цифровую железную дорогу (включая выбор архитектуры решений, классов автоматизированных решений, платформ и компонентов) необходимо как защищенную технологию, с учетом требований информационной безопасности на всех этапах ее создания.

 

По каждому классу автоматизированных решений и технологий, приведенных в Концепции цифровой железной дороги ОАО «РЖД», в политике необходимо определить возможные направления защиты информации и обеспечения доверия к компонентам Цифровой железной дороги.

 

При этом доверие к компонентам Цифровой железной дороги, прежде всего должно быть достигнуто за счет:

приоритетного использования отечественных технологий (в рамках импортозамещения и требований к взаимодействию с поставщиками программного обеспечения, технических средств и услуг);

различных видов испытаний (функциональных, контроля отсутствия недекларированных возможностей, отсутствия влияния на средства защиты информации, отсутствия внешнего управления со стороны разработчика, поставщика и иных третьих лиц);

контроля (анализа) уязвимостей, обновлений, конфигураций.

 

Защита информации в автоматизированной системе управления достигается путем принятия в рамках системы защиты автоматизированной системы управления совокупности организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления и управляемого (контролируемого) объекта и (или) процесса, на локализацию и минимизацию последствий от возможной реализации угроз безопасности информации, восстановление штатного режима функционирования автоматизированной системы управления в случае реализации угроз безопасности информации.

 

Это первая статья о «Цифровой железной дороге» и мы будем продолжать писать об этой теме в дальнейшем.