Логотип РЖД История железных дорог России

Связь с администрацией сайта: contacts@cssrzd.ru
Новости и статьи     Справочная информация     Тарифное руководство #4    
Распоряжения     Сайты о поездах и железной дороге     Лаборатория данных

30.07.2020

История железных дорог России

История железных дорог России

Можно скептически улыбаться в ответ, безапелляционно отвергать или настойчиво высказывать уверенность в том, что, сопровождающий человечество научно-технический прогресс всегда делил людей на сторонников и противников очередных открытий. Вероятнее всего, что заслуги нашего пращура, научившегося трением добывать огонь, неоднозначно оценили соплеменники. Например, хранители огня, полученного от природы. А каких-то V-IV тысячелетия до н.э. изобретателям колеса одновременно в разных частях планеты приходилось доказывать первобытным ретроградам, что «катать» гораздо удобнее чем «таскать».

Ну а что касается российских железных дорог, то здесь достаточно и предположений, и приукрашенных историй, и надуманных свидетельств, и архивных материалов. Даже замечательный художественный фильм «Чокнутые», снятый в 1991 году, Алла Сурикова посвятила строительству первой российской – Царскосельской железной дороге.

Не только медленно запрягаем…

Со школьной скамьи советские (российские) граждане знают о множестве изобретений, рожденных в убогих условиях домашних лабораторий и полулегальных испытательных сараях и подвалов. Ибо на пути прогресса стояли его душители из числа царских ретроградов. Впрочем, и осудившие их большевики, ныне названные виновниками застоя научной мысли в эпоху социализма, и наконец пропагандисты современных нанотехнологий – все они одного поля ягоды. Вот и с железной дорогой так было.

Конечно, не просто определить первенство того или иного открытия, изобретения, технологического ноу хау. Тем более при отсутствии законов об авторском праве. Вновь убеждаешься в этом, возвращаясь к основной теме. Железная дорога предполагает единство двух составляющих: это двигатель, т.е. механизм, который может преобразовывать какой-либо вид энергии в полезную работу (например, перемещение грузов) и оборудование, обеспечивающее максимально эффективное использование энергии двигателя (рельсовые пути).

В 1766 г. русский инженер И.И. Ползунов создал первую паровую машину, которая проработала около двух месяцев, уже после его смерти и была демонтирована. Итогом разработок англичан Джеймса Уатта, Ричарда Тревитика и американца Оливер Эванса, проводимых ими независимо друг от друга, тоже стала паровая машина. Хотя это относится уже к более позднему периоду – 1786 -1800 гг. Но паровой двигатель, пусть основная, но все же часть паровоза, который еще нужно было создать. Здесь Россия незначительно отставала от европейских держав. Если признанный «отец паровоза» Джордж Стефенсон представил свое первое детище в 1814 году, то отец и сын Черепановы построили первый российский паровоз в 1833 году.

Что касается второй части – рельсового оборудования, история его использования уходит во времена строительства египетских пирамид и древнегреческих диолков, по которым перетаскивали суда через коринфский перешеек. Современные рельсы из металла в 1764 году впервые предложил и стал применять на Змеиногорском руднике русский гидротехник К.Д. Фролов. А первая железная дорога с использованием таких рельсов начала действовать в Великобритании с 1825 года (только для перевозки полезных ископаемых) и с 1830 года, когда у нового вида транспорта появились первые пассажиры.

…но и еще быстро ездим

Первая русская железная дорога от Петербурга до Царского села (получила название Царскосельская), длиною в 25 верст (26,5. Км), прямая как стрела, с одним лишь поворотом, была торжественно открыта 30 октября 1837 году. Воспринята она была как увеселительная и приобрела высокую популярность у состоятельных жителей столицы. Первая поездка заняла 35 минут (в обратную сторону – 27 мин), поезд двигался со средней скоростью 51 км/час.

А уже 1 ноября 1851 года была построена полноценная линия, соединившая две столицы. Дальнейшее развитие железнодорожной отрасли получило бурное развитие. В 1891году началось строительство Транссибирской магистрали, ставшей мировым рекордсменом по протяженности. По сведениям и разных источников - около 9,5 тысяч километров. Всего дорог общего пользования в стране 85,5 тысяч км, что ставит Россию по этому показателю на третье место в мире после США и Китая.

Все начиналось почти двести лет назад

Не грешно будет в каких-то моментах и повториться, ибо в ходе многолетних спорах о железной дороге немало копий было сломано. Первым человеком, поднявшим вопрос о строительства железных дорог в России был известный промышленник Мальцов С.И., имеющий доступ не только к правительственным кругам, но и к императору. Будучи еще поручиком Кавалергардского полка, Сергей Иванович в 1835 году посетил Великобританию, проехал по железнодорожной линии Манчестер-Ливерпуль. Пораженный детищем Стефенсона, он попытался убедить императора Николая I, в необходимости и полезности аналогичной дороги на просторах России.

Идея, привезенная Мальцовым из Англии разделила заинтересованную часть общества и ответственных за принятие решений государственных мужей на поборников нового вида транспорта, столь необходимого для страдающей от бездорожья страны и далеко не глупых, но склонных к ретроградству противников перемен.

Приводить доводы небольшого числа прогрессивно мыслящих членов комиссии по строительству Царскосельской дороги (П.П.Мельников – будущий первый министр путей сообщения и А.Д.Готман – будущий директор Института путей сообщения) нет необходимости. Время в полной мере подтвердило их правоту. А вот доводы их визави, убедительно показывают какие препоны пришлось преодолевать создателям первых участков Российских железных дорог.

Противники «чугунки» и их доводы.
    Главным противником (слегка завуалированным, не торопившимся принимать решение) нового вида транспорта, был император Николай I. Его позицию всемерно поддерживали министр финансов Канкрин, военный министр Чернышов, главноуправляющий путей сообщения Толь, министр императорского двора Волконский. Доводы этих высших чиновников николаевской России в обобщенном виде звучали так:
  • железная дорога принесен в Россию бунтарские европейские настроения, которые разрушат патриархальный уклад российской действительности, будут способствовать ненужным преобразованиям в государственном устройстве страны. Напуганные восстанием декабристов император и члены правительства, опасались, что по железной дороге в Россию «приедет революция»;
  • перевозки железнодорожным транспортом приведут к нивелированию иерархических различий между представителями сословий (и мужик и барин будут ехать в одном поезде);
  • железные дороги рассматривались даже как угроза обороноспособности страны, в основе которой лежит в том числе и бездорожье;
  • проект строительства железных дорог представлялся затратным и экономически невыгодным;
  • в противовес железным дорогам предлагалась прокладка шоссе и строительство каналов.

Против нового вида транспорта выступали не только чиновники, занимавшие первые строчки в государственном табеле о рангах, но и представители других сословий. Многие из числа последних, быстро оценив перспективы железных дорог, увидели в них угрозу своим интересам.

В частности, полицейские полагали, что массовый «скоростной» транспорт облегчит жизнь преступникам и усложнит их поиск и задержание. Собственники дилижансов и владельцы гужевых транспортных фирм всеми доступными средствами пропагандировали бесперспективность нового проекта. Среди обывательских масс ходили слухи о множестве проблем, которые повлечет за собой «чугунка»: от падения удоев крупного рогатого скота до развития «болезни мозга» у пассажиров от высоких скоростей.

И все-таки, здравый смысл, настойчивость поборников железных дорог (австрийского инженера Франца фон Герстнера, русского предпринимателя С.И. Мальцова,, военных инженеров П.П. Мельникова, Н.О. Крафта, А.Д. Готмана, графа А.А. Бобринского – руководившего финансовой стороной строительства Царскосельской дороги) и наконец с трудом давшееся Николаю I дальновидное решение обеспечили вступление России в число железнодорожных держав.

Еще об истории железных дорог России можно почитать здесь
Вы можете оставить комментарии от своего имени, через сервисы представленные ниже:

Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить