Логотип РЖД  История железных дорог России

Связь с администрацией сайта: contacts@cssrzd.ru
Новости ОАО РЖД     Справочная информация ОАО "РЖД"     Тарифное руководство #4     Распоряжения ОАО РЖД     Сайты о поездах, железной дороге и РЖД

31.10.2019

История железных дорог России

История железных дорог России

В развитых мировых державах в первой четверти XIX века уже были построены первые железные дороги. В США, Германии, Франции и Англии в это время уже ходили по рельсам первые паровозы, но в Российской империи наблюдалось отставание в развитии нового вида транспорта. Даже сам министр финансов России граф Е. Канкрин был согласен с народным мнением о ненужности и даже вредности железных дорог. Высокопоставленный чиновник считал, что на огромных Российских просторах транспорт с паровой тягой сделает русский народ бродягами.

«Грешно и стыдно!»

Но чаще всего обвиняли во всем российский суровый климат. Один русский журнал начала девятнадцатого века писал, что русские метели и пурга не потерпят заморских затей с чугунной колеей и экипажами, которые передвигаются с помощью пара. Петербургский еженедельник написал: «Дошедшие до России слухи об иноземных хитростях беспочвенны, все дороги будут заморожены вьюгой. Грешно и стыдно!»

В середине 1834 года в столицу приехал известный чешский изобретатель Франс Герстнер и предложил попробовать строительство 27-километрового железнодорожного пути от Петербурга к Павловску через Царское село. В ходе бурных дебатов предложение ученого было одобрено. Созданная акционерная компания в конце весны 1836 года начала железнодорожное строительство.

Одновременные земляные работы на всей линии осуществлялись под руководством германских и чешских инженеров. За восемнадцать месяцев была сделана однопутная линия. Задолго до официального открытия дороги, в сентябрьские дни 1836 года начали катать удивленных жителей Петербурга на линии от Царского Села до Павловска.

Из Великобритании было завезено шесть паровозов, из Бельгии — один локомотив. Первые паровозы в России получили необычные и красивые имена: «Слон», «Проворный», «Богатырь», «Орел», «Стрела» и «Лев». И наконец наступила долгожданная дата: 30 октября 1837 года в Российской империи официально был пущен первый локомотив. По сведениям прессы, событие собрало вокруг себя элиту высшего общества.

Быстрота, ужасавшая воображение

В октябрьский полдень 1837 года паровоз «Проворный» с восемью вагонами поехал в путь. Главный инженер Герстнер руководил движением поезда. Вдоль всей железной дороги стояли тысячи зевак и любопытных. За тридцать пять минут паровоз прошел расстояние от столицы до Царского Села. По сообщению газеты «Северная пчела», скорость поезда достигала более шестидесяти километров в час и была фантастической, а поезд напоминал железного ревущего монстра.

Прибывших ожидал вкуснейший завтрак в станционном зале. Гости сделали тост за царя и потом поехали в обратный путь. Скорость поезда на обратном пути была еще более быстрой, поэтому локомотив проехал расстояние всего за 28 минут, т. е. времени было потрачено на целых семь минут меньше по сравнению с первой поездкой. Газеты восхищались большой скоростью поезда, которая поражала воображение.

Дорога от Павловска до Царского Села так полюбилась населению, что на вокзале стали отныне устраивать балы, концерты и гулянья. Царскосельская дорога сделала расстояние между населенными пунктами таким, что начали писать, что «отныне нет этого расстояния, и к этой удивительной мысли не скоро привыкнешь».

Император приказал продолжать железнодорожное строительство вблизи столицы. По указу Николая Первого была сооружен железнодорожный путь между Петербургом и Москвой. Указ был подписан 1 февраля 1842 года и сразу же началось его исполнение.

Между двумя столицами

Новым строительством руководители целиком отечественные инженеры. Павел Мельников остался в истории как руководитель по сооружению двухпутной дороги между двумя столицами. Колея между рельсами равнялась 152,4 сантиметрам (5 фунтов, если перевести на меру весов того периода), таковой она сохраняется и в наши дни.

В России господствовало крепостное право, поэтому на строительстве железной дороги работали исключительно подневольные крестьяне. Гигантский муравейник людей работал от рассвета до заката. По подсчетам историков, на работах было задействовано от 50 до 60 тысяч людей.

При сооружении рельсов построили 278 искусственных сооружений, из них двести — это мосты, а также 34 станции железной дороги и два крупных вокзала (по одному в каждой из российских столиц). 1 ноября 1851 состоялось официальное открытие дороги, связавшей Петербург с Москвой. В 11 часов 15 минут поезд поехал из точки отправления в Петербурге, на следующее утро в девять часов локомотив уже был в Москве. Если подсчитать, путь занял менее двадцати двух часов.

После смерти государя в 1855 году железную дорогу между Москвой и основной столицей назвали Николаевской в честь великого императора, поощрявшего развитие транспорта в государстве.

Великая магистраль

Поражение России в начавшейся в 1856 году Крымской войне против Турции потребовало от властей по-иному посмотреть на предназначение железных дорог. На следующий год после окончания войны вышел императорский указ, согласно которому Александр Второй в 1857 году потребовал широкомасштабных работ по возведению железнодорожных путей по всей стране. По мнению монарха, это настоятельное дело, продиктованное веяниями времени во благо империи.

И работа началась: в империи начался настоящий бум железнодорожного строительства. За пятилетку с 1868 года проложили десять тысяч километров железной дороги. А к 1892 году всего было проложено 30.000 километров.

Зимой 1891 года Александр Третий подписал указ о строительстве железной дороги от Челябинска до Владивостока. Для возведения железной дороги строители сделали мосты по рекам Иртыш, Амур, Енисей и Обь, а также перекрыли множество более мелких сибирских рек и речушек. Около ста тысяч рабочих трудились на строительстве великой Транссибирской магистрали. Их набирали по всей стране и везли в Сибирь и Дальний Восток. Условия труда были очень сложными. Климат здесь суровый и многие умерли из-за морозов, недостаточного питания и тяжелых условий труда. Но строители магистрали сделали национальный подвиг — рельсы достигли сперва Омска, спустя менее пяти лет достигли великого Енисея и еще через год дорога была проложена до Иркутска.

Национальный подвиг

К первому году XX века была построена Забайкальская железная дорога. От восточного участка великой магистрали отделяло зеро Байкал. Локомотивы приезжали к Байкалу, заезжали на паромы и их переправляли на другой берег.

Это продолжалось до строительства пути вокруг самого озера Байкал. Это был самый трудный участок Транссибирской магистрали. Протяженность Кругобайкальской железной дороги была 260 километров, но строителям путей пришлось сделать сорок туннелей, виадуки, волнорезы и возвести подпорные стены у берега Байкала. Поэтому, несмотря на небольшую протяженность путей вокруг озера, работы были сложными и масштабными. Китайцы согласились, чтобы через их территорию тоже прошла железная дорога. Поэтому после работ на мосту через сибирскую реку Амур рабочие были задействованы в Маньчжурии.

Страна и народ сделали национальный подвиг. Ни в одной стране мира к тому времени не было такой длинной железнодорожной магистрали. Транссибирская дорога соединила уральские города с дальневосточными, открыв путь в Тихий океан. Это был такой великий и героический подвиг нации, сравнимый разве что с освоением космоса.

Еще об истории железных дорог России можно почитать здесь