Логотип РЖД Индивидуальная экскурсия на Эльбрус

Связь с администрацией сайта: contacts@cssrzd.ru
Новости и статьи     Справочная информация     Тарифное руководство #4    
Распоряжения     Сайты о поездах и железной дороге     Лаборатория данных

13.08.2020

Индивидуальная экскурсия на Эльбрус

Индивидуальная экскурсия на  Эльбрус

Конечно же нет, или точнее, не может быть такого человека, который побывав в горах Большого Кавказского хребта не вспомнил бы эту бессмертную фразу из песни В.С. Высоцкого. Она удачно вписывается в контекст любой дискуссии, связанной с альпинизмом, горнолыжным спортом, отдыхом на курортах Кавказских Минеральных Вод (КМВ), работами, как опытных, так и начинающих художников и фотографов. Эти слова не простая ирония. Они наполняются глубоким смыслом, но только вкупе с первой частью цитаты, которую зачастую опускают «Я спросил тебя: «Зачем идете в гору вы?». Ведь не секрет, что многие, поднявшись с помощью технических средств на подготовленную смотровую площадку горного массива, любуются окружающими красотами Эльбруса или Домбая, но при случае задают подобные вопросы настоящим покорителям горных вершин.

Я из большинства. Как и многие с удовольствием и интересом поднимаясь на ту или иную высоту, любуясь неповторимым горным ландшафтом, и рассказывая потом об этом друзьям, сохраняю приверженность вопросу Владимира Семеновича, обращенного к его «скалолазке».

Анонсированный цикл небольших статей под общим названием «Путешествие из Москвы на Северный Кавказ» не должен заканчиваться одним из извечных российских вопросов: «Что делать?» В данном случае имеется в виду разумное время препровождение в курортных городах КМВ. Это ведь тоже относится к путешествию.

Экскурсий должно быть много и разных…

Туристические агентства предлагают список экскурсий, которые можно условно разделить на три группы:
• Самостоятельные или пешие, в сопровождении гида, экскурсии по городу и курортному парку. Некоторые маршруты нелегко даются пожилым людям. Зато прекратить такую прогулку можно в любой момент.
• Послеобеденные или после процедурные автобусные экскурсии. Как правило предусматривающие посещение двух-трех интересных мест в пригороде.
• Наконец, полноценные экскурсии на весь день, которые проводятся в выходные дни. Они могут быть как групповыми (20-30 человек), так и индивидуальными (1-4 человека). Главное, чтобы с погодой повезло, тогда будет что рассказать друзьям и близким.

Индивидуальная экскурсия на  Эльбрус

Напомню, что в агломерацию Кавказских Минеральных Вод, наряду со Ставропольским краем, частично входят Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская Республики. Но как частично? «Вклад» каждой из республик в туристическую отрасль КМВ трудно переоценить. Кабардино-Балкария - это Эльбрус, самая высокая вершина Европы (5642 м.), получившая более 20 имен от многочисленных народов Кавказа - гора счастья и ледяная гора, образователь народа и двуглавый, белая гора и гора ледяного ветра и т.д. И хотя, согласно административной границе значительная часть Карачаево-Черкесской республик расположена в Приэльбрусье, представляет эту двуглавую ледяную красавицу Кабарда. Причина простая. Вся инфраструктура горного курорта находится именно там. А еще КБР это и Чегемские водопады, образованные целым комплексом горных речек, которые сбрасывая свои воды с высоты 30-60 метров, в Чегем и Черекская теснина, показывающая, что горы привлекают внимание не только вершинами, и удивительной красоты озеро Церик-кёль, одно из самых красивых и таинственных карстовых озер региона.

Перечень туристических объектов Карачаево-Черкесской республики немного меньше, чем у ее соседки. Но это тот самый случай, когда количество и качество между собой никак не связаны. Туристам предлагается преодоление (на автобусе) перевала Гум-Баши (2070), охраняемого Сфинксом (гора высотой 2187 м.), небольшая стоянка для фотосессии и дегустации воды из реки Муруджу, которая берет свое начало на высоте 3.000 метров. Признанную одной из лучших в Европе воду, по мнение врачей, надо пить, а по мнению «коробейников» с почти стихийного рынка на берегу ею надо запасаться (туристам предлагают новые пластиковые емкости – от 1 до 10 литров). Конечной целью этой экскурсии является другая знаменитая вершина Большого Кавказского хребта – Домбай (4.046 м.)

Посещение перечисленных туристических объектов, как правило, разделено на три самостоятельные экскурсии.

Домбай-Ульген – «убитый зубр» или «сердце гор»
Индивидуальная экскурсия на  Эльбрус

Нередко люди, говорящие, казалось бы, об одном и том же, не понимают друг друга. А надо-то было просто еще на берегу определиться с предметом разговора. Так и с Домбаем. Для кого-то он, как уже сказано, одна из главных Кавказских вершин. Для других –это симпатичный поселок, родившийся на площадке, выбранной туристами здесь в 1925 году, в качестве туристической базы и ставший местом, предназначенным самой природой для удовлетворения альпинистских, горнолыжных и туристический пристрастий жителей и гостей. Наконец, в-третьих, Домбай – это территория, входящая в состав Тебердинского государственного заповедника. Расположенная на высоте 1650 метров над уровнем моря, в самом центре удивительно красивой местности, где сходятся три ущелья: Алибек, Аманауз и Домбай-Ульген, Домбайская поляна остается востребованной круглый год. Любителей и профессионалов-горнолыжников, в летние месяца сменяют туристы, для которых существует целая сеть маршрутов, дающих им возможность более тесно познакомиться с заповедником.

Решения простенькой арифметической задачи о перемещении из точки А в точку Б, в средней полосе России и на Северном Кавказе при одинаковых исходных данных, могут принципиально отличаться. Наверное поэтому, водители не любят отвечать на вопрос пассажиров: «Когда доедем?». Виной всему – переменчивая и непредсказуемая погода. С другой стороны, 160 километров пути от Кисловодска до Домбая – это несколько часов увлекательного путешествия, которое даже погодные метаморфозы испортить не могли.

Сначала солнечное сентябрьского утро никоем образом не подтверждало версию о непредсказуемости погоды. Пока не въехали в полосу густого тумана, оказавшегося, на самом деле, низкой облачностью. Через разрывы в облаках то тут, то там можно было видеть и ущелья внизу, и скалы вверху. Горы настойчиво наступали на дорогу и казалось уже за очередным поворотом не только она, «география закончится». К счастью, это только казалось. Горы становились то удивительно красивыми в лучах появляющегося солнца, то угрюмыми и неприветливыми или вовсе скрывались за облаками. Картинка дополнялась разбросанными по горным склонам селениями: Джагу, Учкекен, Теберду, Верхняя и Нижняя Мара, Карачаевск.

Кульминацией экскурсии для почти уже альпинистов становится восхождение на Домбай.

Индивидуальная экскурсия на  Эльбрус

Ну, конечно же назвать «восхождением» подъем в кабинке канатной дороге – это заготовленная шутка. Но подъем, состоящий из двух этапов: первый –на 2277 метров и второй выше, до снега, вызывает восторг у большинства туристов. К сожалению, подъем в раскачивающейся, попытки целевого использования фотокамеры и фиксирования отрывочных сведений в блокноте – занятие не простое. Но вот некоторые названия, позже и с помощью гида, восстановить удалось: Гребень Джугутурлу-Чата, хребет Сулахат, зуб Софруджу, гора Белалыкая и т.п.

Особенно порадовало, что все время нашего пребывания в поселке (2-2,5 часов) погода нам благоволила.

Эльбрус – «гора счастья» или «ледяная гора»

С лоджии санатория «Кругозор» каждое погожее утро я наблюдал двуглавого красавца, одно из имен которого, теперь уже общепринятое, Эльбрус. Разделяло нас всего 72 километра. Правда, отправляясь на индивидуальную экскурсию в Приэльбрусье, мы уже знали, что расстояние между Кисловодском и конечной точкой путешествия – около 200 километров и что подъем на гору будет осуществляться по южному склону и «двуглавого» мы увидим с другой стороны. И еще один совет, данный нашим гидам – не пытайтесь сравнивать Домбай и Эльбрус. Они настолько разные, что даже параметры для сравнительного анализа придумать сложно. Ну как сравнить розовый куст с веткой цветущей яблони?

200 километров по, пусть не идеальной, но неплохой трассе, добрая половина которой сопровождается великолепными, постоянное меняющимися горными пейзажами, оказались для нас не особенно утомительными, а интересный рассказ гида об истории освоения Эльбруса, о Северном Кавказе, его жителях не оставил времени для скуки. Поэтому на поляну Азау – нижнюю станцию канатной дороги, мы прибыли и физически, и морально подготовленными к подъему.

Несколько конкретных цифр и технических терминов, дающих представление о канатной дороге, которая разделена на три перехода и четыре станции:
• Поляна Азау – место встречи туристов с Эльбрусом, она же нижняя станция канатки, она же стоянка автотранспорта, она же место расположения кафе, ресторанов, магазинов и прочих элементов туристической инфраструктуры. Весь этот комплекс на высоте 2350 м. над уровнем моря (далее повторять это словосочетание не буду)
• Кругозор – очередная станция, на которую, наверное, поднимаются все. Расположена она на высоте 3200 м. От предыдущей станции ее отделяют 5 км, перепад высоты - 650 м. Площадка большая. Любителям селфи и нормальным людям с фотокамерами толкаться в борьбе за лучшее место не приходится.
• Мир – третья по счету станция, оборудована через 5,1 км на высоте 3500 м. Для многих она становится «высшим достижением». Все-таки точка зрения В.С. Высоцкого все активнее начинает превалировать над позицией его «скалолазки»
• Гара-Баши –верхняя станция канатной дороги находится на высоте 3847 м. Людям пожилым или, страдающим хроническими заболевание подниматься туда не рекомендуется.

Индивидуальная экскурсия на  Эльбрус

Вернувшись на Поляну Азау, вопреки совету гида, мы все-таки попытались анализировать различия и искать аналоги Домбая и Эльбруса. Но пришли к определенному консенсусу – они неповторимые и разные. Тем не менее, жесткие временные рамки напоминают о реальности. Большинство маршрутов не ограничиваются знакомством с «Кавказскими великанами». Есть еще много удивительных мест, но проводить отдельные экскурсии по ним нецелесообразно. А вот объединить посещение нескольких объектов между собой в рамках одной – разумно, выгодно и удобно. Вот некоторые из таких объектов: Река Муруджу, Река Черек-Балкарский, Озеро Церик-кёль, Ущелье Азыр-Су.

Расстояние по прямой или по трассе

Обычно, задавая простой вопрос о расстоянии, например, между населенными пунктами, мы предполагаем, что получим такой же простой ответ или, в крайнем случае какую-то приблизительную информацию. На Кавказе, а вероятно, и в других горных районах страны, зачастую, дается более обширный ответ. Собеседник уточнит: «По прямой – одна цифра, а по трассе – значительно большая.» Ну и что-нибудь про непредсказуемую погоду.

Индивидуальная экскурсия на  Эльбрус

Действительно, от Кисловодска до Эльбруса, как уже отмечалось, по прямой -72 км., а по трассе, в чем мы убедились, более 200 км. Аналогичное соотношение цифр и на других маршрутах: Минеральные Воды – Эльбрус 91/250 км, Пятигорск – Домбай 64/160. В итоге получается, что участники экскурсий на переезд от одного туристического объекта до другого, тратят времени больше чем на весь ознакомительно-познавательный процесс. И еще несколько цифр, характерных для дорог и транспорта КМВ.

Центр МинВод находится на высоте 300 м., средняя высота Пятигорска уже 500 м., Ессентуки поднялись на уровень 640 м. Наконец самый «высокогорный» Кисловодск расположился на разных уровнях от 750 до 1200 метрах. Другими словами, поезд, двигаясь по этому маршруту, преодолев 64 километра, поднимается на высоту более 500 метров. Эта, общеизвестная информация, на которую мало кто обращает внимания, спровоцировала обычного пассажира на дилетантские рассуждения о развитии РЖД в горных районах. Может и с внутренним туризмом активизируется сотрудничество.

Пример Швейцарии с несколькими высокогорными железными дорогами, которые строились более ста лет назад, разве не интересен. Самая известная и популярная среди туристов дорога Юнгфраубан строилась 14 лет. Перепад высоты на 9 километрах пути составляет 1500 м., а 7 из них - рукотворный тоннель со специальными смотровыми площадками. Востребованность дороги даже обсуждать не стоит. Два вагона ежегодно перевозят более полумиллиона пассажиров.

Конечно, и в богатой Швейцарии, строительством таких дорог занимались не кантоны, а частные инвесторы. А пока, хорошо хоть канатки работают.

Вы можете оставить комментарии от своего имени, через сервисы представленные ниже:

Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы или вычислите пример: *
captcha
Обновить