Новости РЖД

Связь с администрацией сайта: contacts@cssrzd.ru
Новости ОАО РЖД     Справочная информация ОАО "РЖД"     Тарифное руководство #4     Распоряжения ОАО РЖД     Сайты о поездах, железной дороге и РЖД

24.12.2019

Акции ОАО РЖД

Акции ОАО РЖД

Недавно в правительственных кулуарах появилась информация о возможной продаже небольшого пакета акций российского перевозчика. У министерства финансов, возглавляемого А.Силуановым, часто просыпаются приватизационные инстинкты для наполнения бюджета любым путем. На этот раз активом, который может стать очередной подпиткой для дебетовых статей, станет ОАО РЖД. Хотя де факто, такой компании уже не существует, ведомство Олега Белозерова именует себя именно так.

Исключение из правил: РЖД не платит акционерам

Компания государственного сектора (100%), монополист, имеющий колоссальные денежные обороты, нуждается по мнению правительства в инвесторах. Вероятность продажи какой то доли при 75% госуправления не изменит систему субординации перевозчика, им по-прежнему будет управлять только государство. Отрицательным явлением акционирования объекта другими лицами является только то, что придется выплачивать дивиденды на сторону, связанную с предприятием формой частной собственности. В существующей схеме этого почти не происходит, поскольку РЖД в основном тратит свои прибыли на развитие производства и расширение инфраструктуры.

В нормативах по управлению госсобственностью есть монетарное правило, по которому такие объекты должны выделять до 50% прибыли на дивиденды. Многие российские корпорации, принадлежащие государственному сектору, через ряд условий и оговорок это правило исполняют. Но этого нельзя сказать о РЖД. Однако, в этом году удалось договориться, что компания выплатит вознаграждение по итогам года использованным оборудованием, например, вагонами. Эти объекты будут направлены в Крым. Сам перевозчик, во избежании санкций и штрафов, на территорию полуострова заходить пока опасается. Нежелание платить дивиденды на руку многим сырьевым производствам, которых вполне устраивают инвестиции в инфраструктурные подразделения железнодорожных сообщений.

Раньше явление приватизации связывали с перечислением прибыли на баланс государства. Новый тренд в отношении РЖД со стороны правительственных управленцев выглядит в том, что выставив на аукцион небольшую сумму акций, и реализуя их по рыночной стоимости, можно будет сэкономить средства на фонде заработной платы персонала и менеджмента, привязав их объемы к фондовым показателям.

Скрытая приватизация

Считается, что государству в активах перевозчика принадлежит 100% акций. Но, благодаря созданию внутриведомственных филиалов и их отторжению от основного предприятия, путем продаж в частные руки, этот уровень владения монополистом постепенно снижается. Создается впечатление, что история с официальным выбросом доли в IPO связана не столько с описанными выше желаниями, сколько с намерением закрыть реальностью ранее совершенные сделки по продаже некоторых объектов РЖД. Совсем недавно был реализован "Трансконтейнер". Окончательная стоимость лота составила 60 млрд в национальной валюте.

Со стороны могло показаться, что тендер проводится по всем законам аукциона. И свидетельством этому стал тот факт, что наравне с другими заявками были документы от таких финансовых гигантов, как Р.Абрамович и В.Лисин. Оба претендента с аукциона ушли ни с чем. В.Лисин не смог пополнить свою коллекцию новым предприятием из ЖД, хотя у него уже есть "Первая грузовая копания". Отделение Центральной пригородной компании, осуществляющее перевозки столичных жителей за пределы окружной дороги, уже не является частью корпорации РЖД. Пассажиры, пользующиеся его услугами, ежедневно перемещаются на арендованных электричках. Такая не афишируемая приватизация постепенно сокращает долю владения активами в государственной компании. Но это происходит без обязательной в таких случаях конкуренции с соблюдением алгоритмов равного выбора на аукционах и торгах.

Тенденции монополиста на внутреннем рынке

Пунктуальное следование антимонопольному законодательству не является основным правилом нынешнего главы РЖД Олега Белозерова. Незадолго до своего назначения, с тогда еще действующим министром открытого правительства Михаилом Абызовым, они предлагали оформление подряда на взвешивание большегрузов в объеме всей РФ вне конкурса одному исполнителю. Принцип конкуренции РЖД позиционируется только за пределами государства, внутри страны, следование ему считается излишним. И тот факт, что управляющий этим огромным хозяйством до сих пор при должности, говорит о том, что правительство такой подход устраивает.

Кроме этой негативной особенности компании, есть еще и другая. Корпорация не стремится развивать инфраструктуру в отдаленных уголках страны, наоборот, она зачастую сворачивает уже начатые ветки. Но это касается только внутренних локаций. За рубежом у предприятия немало перспективных и интересных проектов. Чаще всего модернизация проводится там, где в этом особой нужды и нет.

Эта тенденция косвенно поддерживается и нынешним финансовым ведомством. Государство отказывается финансировать бесперспективные удаленные пункты, считая, что это не конструктивно.

Решение проблем проще, чем кажется

Если подвести некоторые итоги сказанному, становится понятно, что стремление вывести часть государственных активов в открытую продажу, не связано с обозначенным режимом экономии. Сокращение заработной платы топ-менеджмента не требует привязок к фондовому рынку. Проблема дивидендов решается на поле юриспруденции обычным правительственным указом, обязывающим руководство РЖД соответствовать внутренним правилам собственников. Фрагментарная распродажа акций станет еще одним шагом по отдалению компании от нужд Росси. Вместо развития ее регионов, предприятие продолжит пагубную тенденцию экономики, повышая ее зависимость от сырьевого сектора.