Зубчатая передача
Назначение. Зубчатая передача предназначена для передачи вращающего момента с вала якоря тягового двигателя на колесную пару.
Технические данные
- Модуль нормальный, мм . 10
-
Число зубьев на электровозе:
ВЛ60К…….88/23
ВЛ60П/К……82/30
-
Передаточное число на электровозах:
ВЛ60″…….3,826
ВЛ60П/К……2,73
- Степень точности изготовления по ГОСТ 1643 — 81 . . 8-9-8А/8А
-
Межцентровое расстояние А, мм на электровозах:
ВЛ60К…….617,5
ВЛ60П/К……618,6
- Углы наклона зубьев . . 24037″12″/24°37″
-
Толщина зуба по постоянной хорде, мм на электровозах:
ВЛ60″…….16,55/20,16
ВЛ60Л»»<……14,88/17,61
- Теоретическая высота установки зубомера, мм . . . 8,21/10,50
- Радиальный зазор в. зацеплении, мм……не менее 2,5
- Боковой зазор в зацеплении, мм…….0,44 — 1,28
- Разность боковых зазоров в обеих зубчатых парах, мм . не более 0,4
- Свес ведущих шестерен относительно ведомых (при смещении якоря из среднего положения неболее 1 мм),мм 3,5 ± 3
- Количество смазки в каждом кожухе зубчатых передач, кг……..4,2
- Просвет между кожухом и шестерней, кожухом и колесом, мм…….не менее 7
Примечания.
Конструкция. Зубчатая передача жесткая, двусторонняя, косозубая. Она состоит из двух шестерен и двух зубчатых колес, попарно заключенных в защитный кожух. Шестерни посажены в горячем состоянии на конические концы вала якоря тягового двигателя с натягом 0,22- 0,26 мм. Зубчатые колеса напрессованы на удлиненные ступицы колесных центров в горячем состоянии с натягом в пределах 0,25-0,33 мм.
Рис. 2.6. Кожух зубчатой передачи: 1 — половина верхняя; 2 — сапун, 3 — люк смотровой; 4 — половина нижняя, 5 — подкладка; 6 — масло-мерное устройство; 7 — горловина заправочная; 8 — косынка
После окончательной посадки шестерни расстояние от ее торца до торца вала должно быть 2,8- 3,0 мм.
Шестерни изготовлены из поковок легированной стали 20ХНЗА с последующей цементацией или нит-роцементацией и закалкой поверхностей зубьев по контуру до твердости 55-61 НИС Зубчатое колесо изготовлено из цельнокатаной поковки углеродистой стали 55 ГОСТ 1050-88, которую подвергают объемному улучшению до твердости 280-310 НВ.
Зубчатая передача заключена в кожух, который прикреплен к остову тягового двигателя и служит для предотвращения попадания в нее пыли, грязи, посторонних предметов, а также для создания масляной ванны. Кожух (рис. 2.6) состоит из двух половин (верхней и нижней), сваренных из листовой стали. Для лучшего уплотнения половины кожуха фрезеруют по плоскости разъема. Кроме того, в специальные желобки по разъему нижней половины кожуха устанавливают уплотнения из специальной резины, а по горловинам обеих половин — уплотнительные войлочные прокладки.
На боковине нижней половины кожуха находится заправочная горловина, закрываемая откидной крышкой; на желобе верхней половины — люк для осмотра зубчатой передачи. К крышке люка приварена трубка-сапун, служащая для выравнивания давления внутри кожуха с атмосферным. К боковине нижней половины кожуха приварена трубка, закрываемая гайкой со щупом; трубка сообщается с внутренней полостью кожуха. На щупе имеются отметки минимального и максимального допустимого уровня смазки в кожухе. При замере уровня гайка должна быть закручена до отказа.
В связи с частыми повреждениями в эксплуатации сварных кожухов зубчатой передачи их заменяют кожухами новой конструкции из штампованных половин.
К остову тягового двигателя кожух крепят тремя болтами М42; половинки кожуха стягивают двумя болтами МЗО по концам и тремя болтами М16 по сторонам больших горловин.
Уход за зубчатой передачей. Во время эксплуатации электровоза регулярно проверяют количество смазки в кожухах зубчатой передачи, пополняют ее при необходимости, наблюдают за работой передачи, определяя нарушения по звуку, на слух.
При замене шестерни проверяют по краске площадь прилегания ее к валу тягового двигателя, которая должна быть не менее 85 % посадочной поверхности с равномерным распределением пятен. Посадку шестерни производят в горячем состоянии при температуре 110-180°С, обеспечивая натяг 0,22-0,25 мм. В целях сохранения установившейся в процессе эксплуатации приработки рабочих поверхностей зубьев при ремонтных работах не разрешается разъединять большое и малое колеса одной пары. Допускается их разъединение только при повреждении любого из них. Заменяя шестерни и тяговые двигатели, следует проверять боковой зазор и зацепление зубьев передачи с помощью краски. Для проверки бокового зазора и зацепления зубьев передачи двигатель должен быть установлен на специальном стенде аналогично тому, как он установлен на электровозе.