Логотип РЖД Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте - Организация групповой связи по диспетчерскому принципу

Связь с администрацией сайта: contacts@cssrzd.ru


На сети железных дорог руководство движением поездов, регулировка пассажиро- и вагонопотоков, руководство подачей электроэнергии в контактную сеть и выполнение ряда других эксплуатационных операций осуществляются по диспетчерскому принципу. Этому принципу свойственно подчинение выделенной групповой связи одному командиру (диспетчеру), который должен всегда иметь возможность легко и быстро вызывать любую железнодорожную станцию, группу станций или одновременно все станции подчиненного ему участка. Исходя из особенностей работы в цепь диспетчерской связи включают телефоны только тех лиц, которые по роду своей деятельности связаны с тем или иным диспетчером.

По диспетчерскому принципу организуют цепи ПДС, ЭДС, ВДС, БДС, ИС и СЭМ. Для их организации используют двухпроводные физические кабельные пупинизированные и непупинизированные цепи. Всю сеть отделений железных дорог (рис. 16.4) делят на диспетчерские участки (круги), работами на которых руководит дис-

Схема организации диспетчерской связи
Рис 16 4 Схема организации диспетчерской связи

петчер. Для увеличения дальности связи в групповые цепи включают промежуточные дуплексные усилители или применяют обходные цепи по каналам низкой (НЧ) или высокой (ВЧ) частоты (с использованием аппаратуры разделения АР).

Для согласования двухпроводных цепей с каналами высокой частоты применяют переходные устройства ПУ. Соединительное устройство СУ обеспечивает дистанционное соединение и разъединение двух диспетчерских кругов и усиление разговорных токов.

Поездная диспетчерская связь ПДС необходима для обеспечения безопасности и выполнения графика движения поездов на участке железной дороги. Распорядителем на этой цепи является дежурный поездной диспетчер ДНЦ, а исполнителями - дежурные по станции ДСП, операторы, дежурные по локомотивным депо, локомотивные диспетчеры, дежурные по пунктам подмены локомотивных бригад, энергодиспетчеры и дежурные по тяговым подстанциям. На участках с диспетчерской централизацией стрелок и сигналов в цепь ПДС допускается включение телефонов дежурных по переездам.

Длина диспетчерских участков в среднем составляет 80-120 км и в зависимости от интенсивности движения может изменяться в большую или меньшую сторону (от 40 до 200 км). В цепь ПДС может быть включено до 20 промежуточных пунктов, расстояние между ними 10-12 км. Распорядительные станции (РС) размещают в отделениях дороги, а промежуточные пункты в помещениях ДСП, операторов и других ранее перечисленных лиц.

Цепь поездной диспетчерской связи соединяется с поездной радиосвязью, благодаря чему ДНЦ имеет возможность переговорить с машинистами локомотивов, которые находятся на его участке, машинисты локомотивов в свою очередь могут установить связь с ДНЦ и ДСП ближайших станций.

Знергодиспетчерскую связь ЭДС организуют на электрифицированных железных дорогах. В групповую цепь этого вида связи включают аппараты, установленные у дежурных по станциям, на тяговых подстанциях, дистанциях контактной сети, в электродепо, на диспетчерских пунктах энергосистем, постах секционирования и т. д. Под руководством энергодиспетчера осуществляется переключение нагрузки на тяговых подстанциях, восстановление поврежденных устройств электротяги. Протяженность участков ЭДС совпадает с границами энергоснабжения, длина которых составляет около 150 км. Распорядительные станции располагают в отделениях дорог.

Вагонную диспетчерскую связь ВДС организуют на участках с большой грузовой работой, ею могут пользоваться дежурные по станциям ДСП, маневровые диспетчеры станций, работники технических контор, станций с большим объемом грузовой работы. При помощи ВДС вагонный диспетчер руководит работами по своевременной подаче вагонов под погрузку и выгрузку, а также освобожденных и загруженных вагонов на сортировочную или участковую станцию.

В отделении дороги обычно организуют одну цепь ВДС, при больших объемах грузовой работы - две или три цепи ВДС для различных направлений. Распорядительную станцию располагают в отделении дороги, а промежуточные пункты - на грузовых, участковых и сортировочных станциях.

Информационную телефонную связь предусматривают в узлах с интенсивной грузовой работой, она предназначена для передачи сведения о подходе поездов и составе грузов на сортировочную станцию. Распорядительную станцию размещают в информационных центрах сортировочных станций, а промежуточные пункты - у дежурных по станциям и операторов грузовых станций.

Билетную диспетчерскую связь БДС организуют на участках с интенсивным пассажиропотоком для связи диспетчера по продаже билетов с кассирами. Для этого вида связи используют групповой НЧ канал с типовой аппаратурой телефонной связи с тональным избирательным вызовом.

Информационную телеграфную связь по продаже билетов организуют между Центральным железнодорожным бюро (ЦЖБ) и дорожными бюро (ЛЖБ) и последних между собой. ЛЖБ имеют связь с бюро отделений дорог, которые могут вызвать друг друга. Между бюро отделений и линейными пунктами (билетными кассами) организуется билетная диспетчерская телефонная связь. В этом случае распорядительную станцию размещают в отделении дороги, а промежуточные пункты - у кассиров пассажирских станций.

Служебная связь электромехаников СЭМ необходима для оперативного руководства линейными электромеханиками и монтерами. Распорядительная станция находится в здании дистанций, а промежуточные пункты - у дежурных по станциям в релейных помещениях, квартирах линейных электромехаников и ремонтных колоннах. СЭМ чаще всего организуют по диспетчерскому принципу, но в некоторых случаях возможен совмещенный принцип организации связи (диспетчерский и постанционный).

Связь охраняемого переезда предназначена для связи дежурного по охраняемому переезду с дежурным ближайшей станции и поездным диспетчером для переговоров по обеспечению безопасностидвижения на железной дороге и контроля внешнего состояния поездов.

Схема организации поездной диспетчерской связи в пределах отделения дороги
Рис 16 5 Схема организации поездной диспетчерской связи в пределах отделения дороги

Все рассмотренные виды связи используют однотипное оборудование с тональным избирательным вызовом.

Для организации диспетчерской связи с тональным вызовом выпускают распорядительные станции на одно, два и четыре направления РСДТ-1-М, РСДТ-2-61 или РСДТ-4-61. На промежуточных пунктах устанавливают аппаратуру ППТ-66Д или комплект аппаратуры станционной связи КАСС. Рабочее место диспетчера (рис. 16.5) и распорядительная станция состоят из переговорных устройств и устройств посылки сигналов избирательного вызова. К переговорным приборам относятся микрофон М, усилитель передачи Ус Прд, усилитель приема Ус Прм и громкоговоритель Гр. В групповую цепь постоянно (при свободной линии) включен усилитель приема, благодаря чему диспетчер имеет возможность слышать вызывные сигналы (речь), приходящие с линий от исполнителей. К устройствам посылки сигналов избирательного вызова относятся кнопочный пульт КП и датчик избирательного вызова ДИВ. В аппаратуру промежуточных пунктов входит приемник избирательного вызова ПИВ, в качестве которого может быть использован приемник тонального избирательного вызова ПТИВ, датчик сигналов контроля вызова ДКВ и переговорные приборы ПП (аппарат ТДС-52).

Рассмотрим работу (Гхемы диспетчерской связи. При вызове диспетчера абонент промежуточного пункта снимает микротелефон с рычажного переключателя РП, при этом замыкаются пружины РП и он голосом вызывает диспетчера. Разговорные токи с линии поступают на вход усилителя приема Ус Прм, усиливаются и воспроизводятся в громкоговорителе Гр. При ответе диспетчер нажимает ножную педаль ПН, которая подает питание на усилитель передачи Ус Прд и снимает его с усилителя приема Ус Прм. Разговорные токи с выхода микрофона М усиливаются усилителем передачи Ус Прд и поступают в групповую цепь и переговорные приборы ПП промежуточного пункта.

Для вызова одного промежуточного пункта, группы или всех промежуточных пунктов диспетчер нажимает соответствующую вызывную кнопку на кнопочном пульте КП, срабатывают приборы датчика избирательного вызова ДИВ и в линию поступает избирательный вызов, который на промежуточном пункте принимает приемник избирательного вызова ПИВ. Последний включает звонок и датчик контроля вызова ДКВ, который посылает в линию диспетчеру сигнал контроля приема вызова во время работы звонка.

Так как диспетчерская связь является командной связью, то преимущество ведения переговоров отдано диспетчеру, т. е. диспетчер при необходимости имеет право перебить промежуточный пункт нажатием педали,от линии отключается усилитель приема Ус Прм и подключается усилитель передачи Ус Прд.

Системы избирательного вызова | Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте | Организация групповой связи по постанционному принципу