Распоряжение ОАО РЖД от 28.04.2008 N 906р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 апреля 2008 г. N 906р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ОАО «РЖД»
В целях практического обучения и воспитания молодых работников и специалистов ОАО «РЖД», приобретения ими необходимой должностной компетенции, приобщения к корпоративной культуре и определения порядка проведения работы по наставничеству в ОАО «РЖД».
1. Утвердить прилагаемое Положение о наставничестве в ОАО «РЖД».
2. Признать утратившим силу Положение о наставничестве в ОАО «РЖД», утвержденное ОАО «РЖД» 5 июля 2006 г. N 851.
Президент
ОАО «РЖД»
В.И.Якунин
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 28 апреля 2008 г. N 906р
ПОЛОЖЕНИЕ
О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В ОАО «РЖД»
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения работы по наставничеству в ОАО «РЖД», права и обязанности наставника и закрепленного за ним молодого работника или специалиста подразделений аппарата управления, филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» (далее соответственно — стажера, подразделения ОАО «РЖД»).
2. Настоящее Положение распространяется на:
молодых работников ОАО «РЖД» — лиц в возрасте до 30 лет, окончивших образовательное учреждение начального профессионального образования или прошедших профессиональную подготовку и после окончания учебы впервые трудоустроившихся в ОАО «РЖД» на рабочую должность (рабочий ведущей профессии);
молодых специалистов — лиц, обладающих таким статусом в соответствии с Положением о молодом специалисте ОАО «РЖД».
Наставничество — форма адаптации, практического обучения и воспитания молодых работников и специалистов ОАО «РЖД» в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками, приобретения необходимой должностной компетенции, приобщения к корпоративной культуре, формирования высоких нравственных идеалов, чувства долга и ответственности, позитивного отношения к труду, гордости за выбранную профессию и принадлежность к ОАО «РЖД».
3. Применение настоящего Положения в отношении наставничества в дочерних и зависимых обществах осуществляется в соответствии с Порядком организации управления персоналом в «Холдинге «РЖД».
4. Целями наставничества являются адаптация стажеров к работе в ОАО «РЖД» на основе единой системы передачи опыта и воспитания, повышение квалификации персонала, обеспечение оптимального использования времени и ресурсов для скорейшего достижения стажерами необходимых производственных показателей, снижение текучести персонала и мотивация молодежи к установлению длительных трудовых отношений с ОАО «РЖД».
5. Основными задачами наставничества являются:
1) оказание помощи стажеру в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами труда, передачи наставником личного опыта;
2) обучение стажера в минимальные сроки необходимому профессиональному мастерству, соблюдению требований нормативных документов, в том числе по охране труда и безопасности движения поездов;
3) содействие достижению стажером высокого качества труда;
4) вхождение стажера в трудовой коллектив, освоение им корпоративной культуры и установление длительных трудовых отношений с ОАО «РЖД»;
5) воспитание у стажера чувства личной ответственности за эффективную работу на порученном участке работы.
6. Приказ о назначении наставника и сроках осуществления наставничества издается по форме согласно приложению 1 при приеме на работу работника ОАО «РЖД», в отношении которого должно осуществляться наставничество.
7. Наставником назначается наиболее опытный, высококвалифицированный рабочий, мастер, руководитель среднего звена, руководитель или специалист, знающий особенности и специфику работы по должности стажера. Работники назначаются наставниками с их письменного согласия.
К наставничеству могут также привлекаться работники, достигшие пенсионного возраста, продолжающие работу в подразделении ОАО «РЖД», имеющие богатый производственный опыт и достигшие значительных успехов в своей профессиональной деятельности.
Наставничество в отношении молодых руководителей осуществляют руководители соответствующих подразделений.
8. За одним наставником может быть закреплено одновременно, как правило, не более 3 стажеров. Наставничество, если этого требуют производственные условия, может осуществляться также в отношении группы стажеров.
9. В зависимости от производственных условий руководитель подразделения может принять решение о периодическом освобождении на определенное время наставника и стажера от выполнения непосредственных должностных обязанностей для проведения индивидуальных занятий, тренингов и иных мероприятий по плану стажировки.
10. Наставничество осуществляется, как правило, в течение 6 месяцев с даты издания приказа о назначении наставника.
Для стажеров, занимающих должности, связанные с обеспечением безопасности движения или с особо сложными технологическими процессами, приказом руководителя подразделения наставничество может быть установлено на срок до 1 года.
11. Период наставничества может быть продлен приказом руководителя подразделения в случае болезни, командировки или иного продолжительного отсутствия по объективным причинам наставника или стажера, но не более чем на 3 месяца.
12. Права и обязанности наставника и стажера утрачиваются до истечения периода наставничества в случае прекращения наставником или стажером трудовых отношений с ОАО «РЖД» либо невыполнения наставником или стажером обязанностей, установленных настоящим Положением.
В последнем случае прекращение наставничества оформляется приказом.
4. Руководство наставничеством
13. Ответственность за осуществление наставничества в подразделении несет руководитель подразделения.
14. Руководитель подразделения содействует эффективному осуществлению наставничества, участию наставников в мероприятиях по обмену опытом, направлению наставников на повышение квалификации и выполнению других мероприятий по плану согласно приложению 2.
15. Деятельность наставников и результаты обучения стажеров оценивает руководитель структурного подразделения, который рассматривает представленную наставником характеристику стажера, заслушивает его сообщение о работе стажера в период стажировки, а также отчет стажера о выполнении индивидуального плана стажировки, составленной по форме согласно приложению 3, и по результатам рассмотрения вносит в службу (отдел) управления персоналом предложение о дальнейшем профессиональном развитии и служебном перемещении стажера по форме согласно приложению 4.
16. Организационную работу, связанную с наставничеством, в том числе оформление документации, выполняют работники, в функции которых входят вопросы, связанные с работой по управлению персоналом.
17. Координацию работы по наставничеству на железной дороге, в ином филиале ОАО «РЖД» осуществляет начальник службы (отдела) управления персоналом железной дороги, иного филиала ОАО «РЖД», который:
1) контролирует деятельность наставников;
2) представляет на утверждение заместителя руководителя подразделения ОАО «РЖД» индивидуальные планы стажировки;
3) готовит приказ о закреплении за стажером наставника и представляет стажера работникам соответствующего подразделения;
4) подбирает кандидатов в наставники из числа работников подразделения, организует их участие в мероприятиях по повышению квалификации и проводит инструктаж;
5) организует планомерное обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы.
18. Наиболее отличившиеся наставники могут быть представлены к поощрениям, установленным нормативными документами ОАО «РЖД», в частности, приказом ОАО «РЖД» от 30 марта 2006 г. N 57 «О видах поощрений в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги».
5. Права и обязанности наставника
19. Наставник имеет право:
1) требовать от стажера выполнения указаний по вопросам, связанным с его производственной деятельностью;
2) принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой стажера, вносить предложения в профсоюзные органы, непосредственному начальнику, вышестоящему руководителю о поощрении стажера, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
3) участвовать в обсуждении профессиональной карьеры стажера и планировании его дальнейшего использования на производстве, а также внутрипроизводственного перемещения.
20. Наставник обязан:
1) ознакомить стажера с производственными и социально-бытовыми условиями подразделения, основами корпоративной культуры ОАО «РЖД» и подразделения;
2) составить план наставника по форме согласно приложению 5, помочь стажеру составить индивидуальный план стажировки;
3) изучить профессиональные и нравственные качества стажера, его отношение к работе, коллективу, увлечения, наклонности;
4) оказывать стажеру индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения обязанностей и поручений, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
5) способствовать рациональной организации труда стажера, эффективному использованию новой техники, подвижного состава и оборудования, экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов;
6) личным примером развивать положительные качества стажера, корректировать его поведение на работе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, формировать здоровый образ жизни, общественно значимые интересы, содействовать развитию культурного и профессионального кругозора;
7) контролировать выполнение производственных заданий и индивидуального плана стажировки, воспитывать у стажера непримиримое отношение к недостаткам, бесхозяйственности и формализму в работе;
8) составить характеристику на стажера.
21. При работе со стажером — молодым специалистом наставник дополнительно обязан:
1) информировать стажера о целях, задачах и результатах текущей деятельности ОАО «РЖД»;
2) обращать особое внимание на овладение стажером особенностями производственного процесса;
3) развивать у стажера стремление к выполнению сложной и ответственной работы, освоению новой техники и современных технологий;
4) способствовать развитию постоянного интереса к инновационному и техническому творчеству, изобретательству и рационализации, использованию резервов производства на рабочем месте, внедрению современных стандартов качества и работы с клиентами;
5) периодически информировать непосредственного начальника стажера о процессе его адаптации в трудовом коллективе, дисциплине и поведении, результатах своего влияния на его становление;
6) с учетом деловых и морально-психологических качеств стажера содействовать совместно с руководством подразделения ОАО «РЖД» его профессиональному росту, достижению высокого профессионализма, участвовать в формировании и развитии деловой карьеры.
6. Права и обязанности стажера
22. Стажер имеет право участвовать в разработке индивидуального плана стажировки и вносить предложения о его изменении, участвовать в обсуждении результатов стажировки.
23. Стажер обязан:
1) исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка;
2) выполнять обязанности, определенные инструкциями и положениями для соответствующих работников;
3) ежемесячно представлять наставнику отчет о выполнении индивидуального плана стажировки;
4) по истечении срока наставничества представлять отчет о выполнении индивидуального плана стажировки.
Примерный образец приказа о назначении наставника
ПРИКАЗ
Назначить ____________________ (должность, ф.и.о. наставника) наставником ___________________(должность, ф.и.о. стажера) на срок ___________(6 месяцев, 1 год) со дня издания настоящего приказа.
Наставнику представить на утверждение заместителю ________________ (должность, ф.и.о. заместителя руководителя, курирующего вопросы наставничества) план наставника и индивидуальный план стажировки.
Наставничество осуществлять в соответствии с Положением о наставничестве в ОАО «РЖД» (в зависимости от категории стажера указать также: и Положением о молодом специалисте ОАО «РЖД и пр.).
________________________ (руководитель подразделения)
Примерный план
осуществления наставничества в подразделении
Утверждаю
_________________________________
(руководитель подразделения, дата)
План
осуществления наставничества
в ______________________ (наименование подразделения)
N |
Мероприятия(1) |
Дата |
Ответственный(2) |
Отметка о |
1 |
Назначение ответственного |
Руководитель, |
||
2 |
Отбор группы наставников |
Начальник службы |
||
3 |
Подготовка наставников и |
Руководитель, |
||
4. |
Определение сроков |
По мере |
Руководитель, |
|
5 |
Закрепление наставников |
По мере |
Служба (отдел) |
|
6 |
Утверждение планов |
Заместитель |
||
7 |
Организация участия |
|||
8 |
Организация участия |
|||
9 |
Проведение встреч |
Служба (отдел) |
||
10 |
Организация деятельности и |
Служба (отдел) |
||
11 |
Информационная поддержка |
Начальник службы (отдела) управления персоналом_______________
——————————
(1) Обозначены только основные направления мероприятий, при составлении они должны быть конкретизированы.
(2) Примеры.
Примерный индивидуальный план стажировки
Утверждаю
________________________
Заместитель руководителя
________________________
(подразделение ф.и.о.)
«___»_______ 200__ года
Индивидуальный план стажировки
Ф.И.О. ___________________________________________________________ Должность ________________________________________________________ Подразделение ____________________________________________________ Отчетный период __________________________________________________
Основные |
Планируемые |
Сроки |
Результат выполнения |
Оценка |
1 |
||||
2 |
||||
Наставник _________________________________________(подпись, дата) Стажер_____________________________________________(подпись, дата) Ф.И О. наставника_________________________________________________ Оценка выполнения плана стажировки _______________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Характеристика на стажера ________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
________________________________________(подпись наставника, дата)
——————————
(1) Основные задачи должны в целом учитывать мероприятия плана наставника
(2) Заполняется наставником в свободной форме выполнено, не выполнено, требуется повторное изучение и т.д.
Выводы по выполнению индивидуального плана стажировки
Стажер________________________________________________________
Специальность ________________________________________________
Наставник ____________________________________________________
Дата приема на работу ________________________________________
Наставничество с ___________________ по _____________________
N п/п |
Мероприятия по плану(1) |
Дата проведения |
Оценка |
Итоговая оценка и рекомендации по дальнейшему развитию профессиональной карьеры
1. ___________________________________________________________
2. ___________________________________________________________
3. ___________________________________________________________
Подпись работника службы (отдела) управления персоналом ______
——————————
(1) Могут описываться только основные мероприятия, при необходимости прилагаются отчеты стажера и наставника.
Примерный план наставника
Утверждаю
________________________
Заместитель руководителя
________________________
(подразделение, ф.и.о.)
«___»_______200__ года
План
наставника_______________________________по работе со стажером
__________________________________________________________________
(должность, ф.и.о. )
__________________________________________________________________
(должность с наименованием подразделения ф.и.о.)
на период с «___»________________по «___»_______________200__ года
N |
Мероприятия (1) |
Сроки |
Ответственный |
Отметка об |
1. |
Помощь в составлении |
не позднее |
наставник
служба |
|
2. |
Содействие в освоении |
наставник |
||
3. |
Освоение и |
наставник |
||
4. |
Помощь в освоении |
наставник |
||
5. |
Помощь в знакомстве с |
наставник |
||
6. |
Помощь в изучении норм и |
наставник |
||
7. |
Разъяснение технологии |
наставник |
||
8. |
Оказание консультативной |
наставник |
||
9. |
Контроль выполнения |
ежемесячно |
наставник |
|
10. |
Организация участия |
наставник |
||
11. |
Оказание помощи стажеру в |
наставник |
||
12. |
Помощь и проверка |
наставник |
||
13. |
Составление характеристики |
наставник |
||
14. |
Помощь во внесении |
наставник |
||
15. |
Участие в мероприятиях по |
наставник, |
||
16. |
Повышение квалификации |
наставник, |
||
17. |
Повышение квалификации |
наставник, |
________________________ _________________
(подпись наставника) (дата)
________________________ _________________
(виза работника службы (дата)
управления персоналом)
Ознакомлен: ________________(*) _________________
(подпись стажера) (дата)
——————————
(*) Подписывает после утверждения заместителем руководителя подразделения.
(1) Обозначены только некоторые основные мероприятия и направления как для молодого работника, так и для молодого специалиста, индивидуализированный план должен быть максимально конкретизирован, порядок мероприятий должен составляться в порядке хронологии.
(2) Примеры По согласованию со службой (отделом) управления персоналом могут привлекаться другие работники подразделения.