Управление электровозом
Тяговый режим. После проверки работы лрямодействующего и автоматического тормозов можно начинать движение. Реверсивную рукоятку контроллера машиниста устанавливают в положение Вперед или Назад тягового режима в зависимости от направления движения. Главную рукоятку контроллера устанавливают на 1-ю позицию, нескі .ко задерживаясь на ней для того, чтобы успели сработать соответствующие контакторы.
На позициях последовательного соединения по 15-ю включительно происходит разгон электровоза с включенными пусковыми резисторами в цени тяговых двигателей, вследствие чего задержка на каждой из позиций больше 30 с не допускается. Последняя, 16-я, позиция последовательного соединения является ходовой, на ней все резисторы закорочены; движение электровоза на этой позиции возможно неограниченное время.
При переводе рукоятки на 17-ю позицию происходит переключение тяговых двигателей на последовательно-параллельное соединение.
На этой позиции в цепи двигателей включены пусковые резисторы, которые постепенно выводятся при движении рукоятки контроллера до 26-й позиции включительно. Поэтому аналогично разгону на последовательном соединении длительно задерживаться на этих позициях нельзя. Двадцать седьмая позиция является ходовой.
При переводе рукоятки на 28-ю позицию происходит переключение тяговых двигателей на параллельное соединение и снова включаются пусковые резисторы, которые постепенно выводятся при движении рукоятки с 28-й по 36-ю позицию. Задерживать рукоятку главного барабана контроллера машиниста на этих позициях не следует.
Скорость электровоза можно повышать на каждом соединении двигателей, ослабляя возбуждение тяговых двигателей. Это достигается поворотом рукоятки тормозного вала контроллера машиниста на позиции ослабления возбуждения ОПІ-ОПІУ.
Поворот тормозной рукоятки возможен только в том случае, если главная стоит на одной из ходовых позиций: 16, 27 или 37-й. При ослабленном возбуждении дальнейшее перемещение главной рукоятки невозможно. Следует иметь в виду, что во избежание больших толчков тока переход на IV ступень ослабления возбуждения при нагретых двигателях допускается только после предварительной 15-20-минутной работы на III ступени ослабления возбуждения.
Главную рукоятку контроллера следует передвигать с позиции на позицию возможно равномернее. Скорость перевода рукоятки зависит от массы состава, профиля и состояния путей и должна в каждом случае определяться машинистом.
Во избежание боксования не рекомендуется переход на следующую позицию при токах более 400-460 А. При плохом состоянии пути или при разгоне в кривых значение тока должно быть снижено во избежание боксования. При пуске и разгоне на наибольших допустимых токах и при следовании на тяжелых подъемах и в кривых необходимо предупреждать появление боксования подачей песка иод колеса электровоза, внимательно наблюдая за показанием амперметра. При боксовании срабатывает реле боксования и на панели измерительных приборов в кабине машиниста загорается сигнальная лампа РБ, положение стрелки амперметра становится неустойчивым. Одновременно с этим подается песок под I и V колесные пары (считая по направлению движения электровоза).
В случае снятия напряжения с контактного провода главную рукоятку контроллера необходимо быстро перевести на нулевую позицию и, если это происходит на подъеме, немедленно затормозить состав. В случае трогания поезда на подьеме. прежде чем отпустить тормоза, главную рукоятку контроллера устанавливают на 2-ю или 3-ю позицию.
При значительном падении напряжения в контактном проводе и работе электровоза на параллельном соединении (37-я ходовая позиция) следует перейти на последовательно-параллельное соединение (27-я ходовая позиция) или последовательное соединение (16-я ходовая позиция).
Следует помнить, что движение электровоза со скоростью, превышающей 100 км/ч, запрещается.
При срабатывании реле перегрузки загорается сигнальная лампа на панели измерительных приборов. Для восстановления реле перегрузки главную рукоятку контроллера сбрасывают на несколько позиций до погасания сигнальной лампы, а затем вновь начинают перемещать главную рукоятку контроллера до ходовой позиции. Если перегрузка произошла в режиме ослабления возбуждения, сигнализация также включается и одновременно выключаются контакторы, закорачивающие резисторы ослабления возбуждения.
Срабатывание дифференциальной защиты силовой цепи вызывает отключение БВ; при этом загораются и гаснут соответствующие сигнальные лампы на панели измерительных приборов. Машинист обязан сбросить рукоятки контроллера в нулевое положение, выключить кнопку КВЦ, опустить токоприемник, войти в высоковольтную камеру, определить причину аварии и, если возможно, устранить ее. В случае выхода из строя одного из тяговых двигателей его отключают и работу продолжают на аварийном режиме.
Если сработало дифференциальное реле, в цепи вспомогательных машин отключается контактор вспомогательных цепей, при этом загораются и гаснут соответствующие сигнальные лампы. Для включения контактора вспомогательных цепей нажимают кноггки Возврат реле и КВЦ. При повторном срабатывании дифференциальной защиты вспомогательной цепи необходимо выяснить причину аварии и устранить ее.
Для остановки поезда или для поддержания определенной скорости при движении на спуске используют автоматический тормоз. В случае экстренного торможения (быстрая остановка поезда при угрозе аварии или несчастного случая) необходимо повернуть ручку комбинированного крана в крайнее правое положение. При движении электровоза резервом (без состава) следует пользоваться краном вспомогательного тормоза. Интенсивность торможения в этом случае может меняться в широких пределах. Для отпуска тормозов поезда ручку крана машиниста необходимо поставить в положение I.
Рекуперативный режим. Рекуперативное торможение на электровозе применяют для движения поезда с установившейся скоростью на уклонах, снижения скорости перед остановкой поезда, что является дополнительным резервом экономии электроэнергии.
В зависимости от скорости движения рекуперативное торможение возможно на всех трех соединениях тяговых двигателей: в диапазоне скоростей от 11 до 25 км/ч -на последовательном, от 22 до 48 км/ч -на последовательно-параллельном, от 45 до 100 км/ч -на параллельном. Чтобы получить наибольшие тормозные усилия при напряжении в контактной сети около 3300 В, следует поддерживать следующие скорости: на последовательном соединении двигателей-12-14 км/ч; на последовательно-параллельном-24-26 км/ч; на параллельном — 47-50 км/ч.
Для перехода в режим рекуперативного торможения необходимо произвести следующие операции. Включением кнопки Возбудитель запустить преобразователи (загораются сигнальные лампы двигателей П1 и 172 преобразователей). Реверсивно-селективную рукоятку контроллера подать до отказа вперед и поставить на выбранное положение 17, СП или С. Поставить тормозную рукоятку на 02-ю позицию, затем главную-на 1-ю позицию. При нормальной работе цепей амперметр возбуждения должен показать наличие тока в обмотках возбуждения тяговых двигателей (порядка 80-110 А). Перемещением тормозной рукоятки контроллера в сторону 15-й позиции увеличивать ток возбуждения тяговых двигателей до момента включения линейных контакторов, который характеризуется появлением тока якорей двигателей (около 100 А). Дальнейшее регулирование тормозної о усилия и скорости осуществляется тормозной рукояткой контроллера; главная рукоятка оставляется при этом на 1-й позиции.
Прекращение рекуперации и переход на тяговый режим осуществляются таким образом. Обратным движением тормозной рукоятки уменьшают ток рекуперации до значения, близкого нулю. Главную рукоятку переводят на нулевую позицию, после чего на нулевую позицию сбрасывают и тормозную рукоятку. Реверсивно-селективную рукоятку переводят в положение Вперед-М. Для поворота вала тормозного переключателя в положение тягового режима главную рукоятку ставят на 1-ю позицию и только после этого выключают преобразователи кнопкой Возбудитель.
Для изменения группировки тяговых двигателей при рекуперации следует сбросить главную и тормозную рукоятки на нулевые позиции, а затем реверсивно-селективную рукоятку установить в положение, соответствующее выбранному соединению, двигателей, после чего сбор цепей рекуперативного режима осуществляется описанным выше способом.
При движении поездов большой массы по уклону возможно применение комбинированного торможения: рекуперативного на электровозе и пневматического в составе.
Для осуществления экстренного торможения машинист должен поворотом комбинированного крана или поворотом ручки крана машиниста (усл. № 222) в положение экстренного торможения выпустить воздух из тормозной магистрали, а затем перевести главную и тормозную рукоятки на нулевые позиции.
Аварийный режим. При неисправности одного из двигателей I или II следует отключить оба двигателя, переключив в нижнее положение ножи 0Д1, 0Д2, а затем 0Д1-2 отключателей двигателей, находящиеся в высоковольтной камере 1-й секции электровоза. При выходе из строя одного из двигателей III, IV необходимо переключить находящиеся там же ножи 0Д2, а затем ОДЗ-4.
Указанная последовательность переключения ножей обеспечивается имеющимися на аппарате механическими блокировками. Если вышел из строя какой-либо двигатель 2-й секции электровоза, переключаются в нижнее положение ножи ОД5-6 или ОД7-8.
Работа в аварийном режиме при отключении любой пары двигателей возможна на всех трех соединениях с применением ослабления возбуждения на всех ходовых позициях. Трогаиие электровоза в этом случае производят на шести последовательно соединенных двигателях. При отключении четырех двигателей работа электровоза возможна только на последовательном соединении. При работе на электровозе необходимо соблюдать технику безопасности (см. § 68).
Передвижение электровена под низким напряжением. Для передвижения электровоза в депо необходимо отключить крышевые разъединители и включить нож шинного разъединителя 58. К расположенным иод кузовом электровоза низковольтным розеткам (49, 50) гибким проводом подводится напряжение 250-440 В постоянного тока. Питание цепей управления при этом осуществляется от аккумуляторной батареи.
Главные резервуары магистрали (питательная и управления) должны быть наполнены сжатым воздухом. Главную рукоятку контроллера следует перемещать до тех пор, пока электровоз не начнет двигаться.