Распоряжение ОАО РЖД от 29.07.2011 N 1661р
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 июля 2011 г. N 1661р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОАО «РЖД»
В целях повышения эффективности и качества педагогического труда:
1. Утвердить прилагаемое Примерное положение об аттестации педагогических и руководящих работников негосударственных образовательных учреждений ОАО «РЖД» (далее — Положение).
2. Начальникам железных дорог создать комиссии по аттестации педагогических и руководящих работников негосударственных образовательных учреждений ОАО «РЖД», расположенных в регионе деятельности железных дорог.
3. Руководителям негосударственных образовательных учреждений ОАО «РЖД» на основании Положения разработать и утвердить положения об аттестации педагогических и руководящих работников указанных учреждений.
4. Установить, что квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам негосударственных образовательных учреждений ОАО «РЖД» до введения в действие Положения, сохраняются в течение срока, на который они присвоены.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Департамента управления персоналом Васину Л.И.
Вице-президент ОАО «РЖД»
Д.С. Шаханов
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО «РЖД»
от 29.07.2011 г. N 1661р
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОАО «РЖД»
1. Настоящее Положение об аттестации педагогических и руководящих работников негосударственных образовательных учреждений ОАО «РЖД» разработано в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 209, и определяет правила проведения аттестации педагогических и руководящих работников негосударственных образовательных учреждений ОАО «РЖД», реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего образования, а также дополнительные образовательные программы (далее соответственно — педагогические, руководящие работники, образовательные учреждения, образовательные программы).
2. Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических и руководящих работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), или подтверждения соответствия педагогических и руководящих работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н.
3. Основными задачами аттестации являются:
— стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических и руководящих работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических и управленческих технологий;
— повышение эффективности и качества педагогического труда;
— выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических и руководящих работников;
— учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
— определение необходимости повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
— обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических и руководящих работников.
4. Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим и руководящим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
II. Формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы
5. Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений ОАО «РЖД», расположенных в регионе деятельности железной дороги, проводится аттестационной комиссией, формируемой приказом начальника этой железной дороги.
6. Аттестационная комиссия в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии формируется из числа представителей службы управления персоналом, профессиональных союзов (по согласованию), научных организаций и общественных объединений (по согласованию), органов самоуправления образовательных учреждений (педагогических советов негосударственных образовательных учреждений ОАО «РЖД») и работников образовательных учреждений ОАО «РЖД».
Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом начальника железной дороги.
Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического, руководящего работника занимаемой должности в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический, руководящий работник (иной уполномоченный первичной профсоюзной организацией образовательного учреждения).
7. Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), председателем аттестационной комиссии создаются экспертные группы в образовательных учреждениях ОАО «РЖД» для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии.
Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации руководящего работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), председателем аттестационной комиссии создается экспертная группа в службе управления персоналом железной дороги для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности руководящего работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии.
Перечень конкретных (единичных) показателей, способы и критерии их оценки применительно к квалификационным категориям определяется председателем аттестационной комиссии в соответствие с требованиями следующих показателей профессиональной компетентности:
— квалификации;
— профессионализма;
— результативности деятельности.
8. Составы аттестационной комиссии и экспертных групп формируются таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения.
9. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.
10. Аттестация проводится в присутствии аттестуемого работника, руководителя, кроме случаев, предусмотренных настоящим пунктом. При неявке без уважительных причин аттестуемого работника, руководителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте проведения аттестации, аттестационная комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.
11. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического, руководящего работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический, руководящий работник прошел аттестацию.
При прохождении аттестации педагогический, руководящий работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
Результаты аттестации педагогического, руководящего работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
12. Графики работы аттестационных комиссий утверждаются ежегодно распоряжением начальника службы управления персоналом.
13. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического, руководящего работника.
В аттестационный лист педагогического, руководящего работника в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического, руководящего работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.
При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.
При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций начальник отдела образовательных учреждений дороги службы управления персоналом железной дороги не позднее чем через год со дня проведения аттестации руководящего работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности руководящего работника.
14. Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических и руководящих работников утверждается приказом начальника службы управления персоналом железной дороги. Педагогическим и руководящим работникам, в отношении которых аттестационной комиссией принято решение о соответствии уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, соответствующая квалификационная категория устанавливается указанным приказом.
5. Аттестационный лист и выписка из приказа начальника службы управления персоналом направляются работодателю педагогического, руководящего работника в срок не позднее 30 календарных дней с момента принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Аттестационный лист, выписка из приказа хранятся в личном деле педагогического, руководящего работника.
16. Заседания аттестационной комиссии проводятся по мере поступления аттестационных материалов, но не реже 6 раз в год.
17. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
18. Начальник службы управления персоналом осуществляет контроль за исполнением решений, принятых аттестационной комиссией.
19. Педагогические и руководящие работники негосударственных образовательных учреждений ОАО «РЖД» имеют право проходить процедуру аттестации в аттестационных комиссиях субъектов Российской Федерации, а также при прохождении рейтинговых курсов повышения квалификации в региональных институтах повышения квалификации с представлением заключения указанных органов в дорожную аттестационную комиссию.
III. Порядок аттестации педагогических и руководящих работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
20. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
Аттестация с целью подтверждения соответствия руководящих работников занимаемой должности проводится по истечении срока трудового договора, но не реже одного раза в 5 лет.
21. Аттестации не подлежат:
— педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
— беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
22. Основанием для проведения аттестации педагогов является представление работодателя (далее — представление), для руководителей — представление начальника отдела образовательных учреждений службы управления персоналом железной дороги.
23. Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического, руководящего работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим, руководящим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций.
С представлением педагогический, руководящий работник должен быть ознакомлен работодателем (для руководителя — начальником отдела образовательных учреждений службы управления персоналом железной дороги) под роспись не позднее, чем за 14 дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический, руководящий работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя (для руководителя — начальника отдела образовательных учреждений службы управления персоналом железной дороги).
24. Информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников (для руководителя начальником отдела образовательных учреждений дороги), подлежащих аттестации, не позднее чем за 10 дней до ее начала.
25. Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.
Руководящие работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической, управленческой деятельности по занимаемой должности.
По результатам аттестации педагогического, руководящего работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
— соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
— не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).
26. В случае признания педагогического, руководящего работника по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического, руководящего работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
IV. Порядок аттестации педагогических, руководящих работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей)
27. Аттестация педагогического, руководящего работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического, руководящего работника.
Заявление педагогического, руководящего работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.
28. Сроки проведения аттестации для каждого педагогического, руководящего работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии графиком. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий.
29. Продолжительность аттестации для каждого педагогического, руководящего работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.
Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим, руководящим работникам действительна в течение пяти лет.
30. Педагогические, руководящие работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории.
31. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим и руководящим работникам, которые:
владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений.
32. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
имеют установленную первую квалификационную категорию; владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
Высшая квалификационная категория может быть установлена руководящим работникам, которые:
имеют установленную первую квалификационную категорию;
владеют современными технологиями управления и менеджмента и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
вносят личный вклад в повышение качества воспитания и образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, внедрения инновационных технологий;
имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений.
33. При оценке профессиональной компетентности учитываются:
— результаты участия в профессиональных конкурсах;
— наличие почетных званий «Народный учитель», «Заслуженный учитель», «Заслуженный преподаватель», «Заслуженный работник профессионального образования», «Почетный работник образования», а также отраслевых наград, в том числе полученными в республиках СССР до 1 января 1992 года;
— наличие ученой степени;
— обучение в аспирантуре.
34. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
а) уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;
б) уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.
35. Работники, претендующие на первую и высшую квалификационные категории должны иметь профессиональное педагогическое образование, уровень которого установлен действующими тарифно-квалификационными характеристиками, и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию:
не менее 2 лет — для первой квалификационной категории;
не менее 3 лет — для высшей квалификационной категории. Работники, не имеющие соответствующего уровня образования или стажа работы, могут претендовать в порядке исключения на любую квалификационную категорию по представлению (ходатайству) работодателя (для руководителей — начальника отдела образовательных учреждений службы управления персоналом железной дороги) и получить ее при успешном прохождении аттестации.
36. При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагогического работника, руководителя требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.
37. Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического, руководящего работника в другое образовательное учреждение ОАО «РЖД».